Научная статья на тему 'Проблемы повышения качества продукции в условиях растущего конкурентного рынка'

Проблемы повышения качества продукции в условиях растущего конкурентного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / QUALITY OF PRODUCTION / QUALITY MANAGEMENT / QUALITY INDICATORS / EXPERT ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремова Наталия Евгеньевна

На примере ООО «Пластстрой» проведен анализ показателей качества меж-комнатных дверей. Исследованы характеристики забракованной продукции, рекламации и претензии покупателей. Рассмотрен экспертный метод оценки факторов, влияющих на изготовление качественной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCT QUALITY PROBLEMS IN THE FACE OF INCREASING COMPETITIVE MARKET

On the example of LLC «Plaststroj» analysis of indicators of the quality of interior doors. Investigated the characteristics of the product, the claim and rejected the claims of customers. Reviewed by expert method evaluation of factors influencing the production of quality products.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения качества продукции в условиях растущего конкурентного рынка»

Дунаева Вера Ивановна, канд. экон. наук, доц., зав. кафедры Бухгалтерский учет, аудит, статистика, Dunaeva_V@mail.ru, Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

INFL UENCE OF EXTERNAL AUDIT OF COMMERCIAL BANK ON THE TECHNIQUE OF CARRYING OUT INTERNAL AUDIT INSPECTIONS

V.I. Dunayeva

In article features of the organization and carrying out internal and external audit in commercial bank are investigated. Stages of the organization of internal and external audit are considered. The special attention is paid to development of procedures of carrying out internal and external audit.

Keywords: internal audit, external audit, check purpose, technique of carrying out an audit inspection, procedure.

Dunayeva Vera Ivanovna, candidate of economic sciences, associate professor, manager of «accounting, auditing, statistics» chair, Dunaeva_V@mail.ru Russia, Tula, Financial University under the Government of the Russian Federation

УДК 338.4

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ РАСТУЩЕГО КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА

Н.Е. Ефремова

На примере ООО «Пластстрой» проведен анализ показателей качества межкомнатных дверей. Исследованы характеристики забракованной продукции, рекламации и претензии покупателей. Рассмотрен экспертный метод оценки факторов, влияющих на изготовление качественной продукции.

Ключевые термины: качество продукции; управление качеством; показатели качества; экспертная оценка.

Современная экономика предъявляет иные требования к качеству выпускаемой продукции. Ввоз импортной продукции и снижение платежеспособности спроса, пренебрежение требованиями наличия сертификатов на продукцию и системы качества - все это усложнило реализацию продукции предприятиями.

В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции [1-3].

Управление качеством - это работа, осуществляемая при создании, потреблении или эксплуатации продукции с целью установления, поддержания и обеспечения должного уровня качества. Иначе говоря, это виды и методы деятельности незамедлительного характера, которые используются для исполнения требований по качеству [4].

Так, в ООО «Пластстрой», занимающемся производством и реализацией межкомнатных дверей, проводится комплексный анализ требований потребителей, который имеет прямое отношение к качеству продукции. Результаты анализа отображаются в документации при проведении экспертизы заявок потребителей и подготовке исходных данных для технико-коммерческих предложений.

Качество межкомнатных дверей определяется совокупностью потребительских свойств, которые способны удовлетворять определенные потребности потенциальных покупателей на основании назначения конкретного вида продукции.

В приведенной ниже таблице сведены все группы показателей, которые используются для установления и оценки уровня качества межкомнатных дверей (см. табл. 1).

Таблица 1

Показатели уровня качества межкомнатных дверей

Показатели качества межкомнатных дверей "руппы продукции

1ДСП 2Стекло ЗФурнитур 4крепеж 5покрытия

Соответствие назначению + + + + +

Безотказность - - - + +

Долговечность - - - + +

Ремонтопригодность - - - - +

Сохраняемость + + + + +

Эргономические характеристики - - + + +

Эстетические характеристики (+) (+) + + +

Технологичность + + + + +

Транспортабельность (+) (+) + + +

Стандартизация и унификация - - (+) + +

Патентно - правовые аспекты - + + + +

Безопасность (+) (+) (+) (+) (+)

Однородность материала + + + + +

Влияния на окружающую среду (+) (+) (+) (+) (+)

Устойчивость к внешним воздействиям (+) (+) + + +

Примечание. Знак "+" означает применимость, знак "-" - неприменимость, знак "(+)" - ограниченную применимость соответствующих групп показателей качества.

Анализ табл. 1 показал, что всем показателям качества соответствуют только 4-я и 5-я группы продукции - крепеж и покрытия. Основными качественными недостатками являются показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности.

При проведении контроля могут быть выявлены производственные дефекты различного характера: явные и скрытые.

Явные — дефекты, которые могут возникнуть в результате изготовления продукции в процессе производства.

Скрытые дефекты, выявленные в процессе эксплуатации изделия у потребителя.

Оценка качества межкомнатных дверей проводится в зависимости от задачи контроля по показателям качества, потребительским свойствам, предусмотренным техническими условиями контракта (договора), стандартами и т.д.

Основными дефектами межкомнатных дверей и комплектующих к ним на предприятии ООО «Пластстрой» являются: вмятины, глянцевые полосы, капли лака, механические повреждения, отслоение, прошлифовка, пузыри лака, седина, сколы, смещение шпона, трещины, царапины, непро-крас, разнотон, несоответствие размеров и др. Данные дефекты могут относиться к: дверному полотну, филенке, кромке, рамке, стеклу, замку, ану-бам, мдф, наличнику, добору, коробке.

Далее был проведен количественный анализ забракованной продукции выпускаемых моделей межкомнатных дверей (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика забракованной продукции ООО «Пластстрой»

Наименование Единица 2012г. 2013г.

продукции измерения Выпуск Брак % Выпуск Брак %

Фортуна тыс. 67,32 3,6 4,45 32,0 3,0 5,3

Доменика тыс. 252,6 5,1 3,24 342,0 4,8 2,82

Пронто тыс. 79,0 3,4 3,94 57,0 4,7 6,9

Примо аморе тыс. 406,9 7,6 3,38 434,0 9,3 3,69

Салюто тыс. 406,8 6,3 3,06 192,0 2,53 2,28

ИТОГО 1212,62 26,0 18,07 1057,0 24,33 20,99

Данные табл. 2 показывают, что процент брака готовой продукции увеличился, причем наибольшее количество забракованной продукции отмечается при производстве межкомнатных дверей моделей Фортуна и Пронто. Это говорит о проблеме характера изготовления данной продукции, а также процесса контроля качества.

Анализ количества рекламаций и претензий по готовой продукции от предприятий - потребителей представлен в табл. 3.

Таблица 3

Характеристика рекламаций и претензий по продукции

Потребитель Наименование продукции 2012г. 2013г.

ЗАО «Гардиан» Россия Фортуна 6 8

ООО «Биотех» Белоруссия Примо аморе 3 4

ТОО «Дверцов» Украина Салюто 5 3

АО «Страж» Россия Доменика Пронто 6 4 4

АО «Абвер» Россия Пронто - 4

ИТОГО 20 27

Таким образом, наибольшее количество претензий и рекламаций предъявлено предприятиями России, являющимися самыми крупными покупателями продукции.

Характеристика забракованной продукции, рекламаций и претензий от покупателей указала на ряд недостатков в существующей системе управления качеством:

- отсутствует системный подход для решения проблемы по повышению качества продукции;

- увеличение брака на стадии «выпуск готовой продукции»;

- наличие большого количества рекламаций и претензий.

В качестве общей тенденции было обнаружено, что предприятие не проводит системных мероприятий для увеличения и стабилизации качества произведенной продукции. Предпринятые корректирующие и предупреждающие действия для устранения причин возникновения возможных несоответствий носят скорее поверхностный характер. Информация об анализе результативности этих действий в большинстве случаев не предусматривается и вовсе не анализируется, что приводит к искажению характера и нерациональному распределению расходов на обеспечение качества. Иногда такой вид продукции, выявленный до завершения производственного процесса, не регистрируется ни в каких отчетных документах.

Анализ характера причин несоответствия качеству и их возникновения в большинстве приводит к материальному наказанию персонала. Исходя из этого, такая мера не только не мотивирует предупреждений возникновений некачественной продукции путем выявления ее на начальных стадиях технологического процесса, но и побуждает персонал к диссиму-ляции изготовления продукции, несоответствующей требуемому качеству.

Проведем анализ факторов, влияющих на качество готовой продукции, используя метод экспертных оценок [5] (табл. 4).

Введем следующее обозначение факторов:

Х1 - квалификация работников предприятия, их профессиональный стаж и образование;

Х2 - существующая СМК и сертификация продукции; Х3 - применение информационных технологий; Х4 - «возраст» оборудования; Х5 - качество сырья и материалов; Х6 - условия труда.

Таблица 4

Матрица рангов по результатам опроса экспертов

Факторы п=6 Эксперты т=6 Сумма рангов Ху-Хср (Ху-Хср)2

1 2 3 4 5 6

Х1 6 4 5 6 4 4 29 8 64

Х2 3 4 3 3 5 6 24 3 9

Х3 1 2 1 2 2 2 10 -11 121

Х4 6 5 6 6 6 6 35 14 196

Х5 2 3 4 4 3 4 20 -1 1

Х6 2 2 1 1 1 1 8 -13 169

I 21 21 21 21 21 21 126 Х=21 560

Для оценки адекватности результатов расчетов, проведенных в матрице рангов, найдем степень согласованности мнений экспертов, используя для этого коэффициент конкордации:

12 х

Ж = ■

п

I

1=1

I ^

/=1

=п

- т

п +1

2

т2(п3 -п)

12 х 560

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

62 (63 - 6)

= 0,8889,

2

где п - количество рассматриваемых факторов; т - число экспертов.

Итак, мнения экспертов можно признать согласованными, поскольку данный коэффициент конкордации соответствует условию W>0,5. Показатель 0,8889 позволяет сделать вывод о том, что степень согласованности мнений экспертов велика.

Представим результаты экспертизы в виде гистограммы (см. рисунок).

По результатам экспертной оценки можно сделать вывод, что наиболее значимыми факторами являются «возраст» оборудования; квалификация работников предприятия, их профессиональный стаж и образование; существующая СМК и сертификация продукции, а также немаловажное влияние оказывает качество сырья и материалов.

Причины возникновения бракованной продукции

Таким образом, исходя из проведенного анализа, вносятся изменения в существующую систему менеджмента качества на предприятии, что позволит сократить количество бракованной продукции и повысить уровень конкурентоспособности.

Список литературы

1. Пономарёв С. В. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учебное пособие / С. В. Пономарёв. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2013. 248 с.

2. Городничев С.В. Повышение эффективности производства на основе технико-экономического подхода к проектированию технологической операции // Известия ТулГУ. Серия «Экономические и юридические науки» Вып 1.Ч1-Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 89-94.

3. Ефремова Н.Е. Роль системного анализа в диагностике систем управления // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. «Социально-экономическое развитие региона: теория и практика». Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 122-126.

4. Ефремова Н.Е. Экономическая и управленческая диагностика систем управления // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. №1. С. 206-208.

5. Ефремова Н.Е. Экономико-математические методы и модели в исследовании систем управления: учеб. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. 85 с.

Ефремова Наталия Евгеньевна, канд. техн. наук, доц., (4872) 26-02-45, efremova353237@mail.ru, Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Тульский филиал)

PRODUCT QUALITY PROBLEMS IN THE FACE OF INCREASING COMPETITIVE MARKET

N.E. Efremova

On the example of LLC «Plaststroj» analysis of indicators of the quality of interior doors. Investigated the characteristics of the product, the claim and rejected the claims of customers. Reviewed by expert method evaluation of factors influencing the production of quality products.

Key terms: quality of production; quality management; quality indicators; expert assessment.

Efremova Natalia Evgenievna, candidate of technical sciences, docent, (4872) 2602-45, efremova353237@mail.ru, Russia, Tula, Financial University under the Government of the Russian Federation (Tula Branch)

УДК 338.4

ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Н.Е. Ефремова, О.И. Зотова

Даны понятия системного анализа и системного подхода в исследовании систем управления. Рассмотрены основные процедуры системного анализа. Представлена поэтапная процедура проведения целевого анализа.

Ключевые термины: исследование систем управления; системный анализ; системный подход; процедуры системного анализа; целевой анализ; «дерево» целей.

В современных рыночных отношениях экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием, развитием способности быстро адаптироваться к внешним изменениям.

Каждое предприятие представляет собой сложную динамическую систему. Нельзя решать вопросы управления, не учитывая особенности действия всей системы, ее составных частей, ее связей с другими системами. Поэтому при диагностике системы управления, а также при проектировании новых моделей управления необходимо использовать системный анализ [1-3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.