Проблемы повышения безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Транспорт»

Научная статья на тему 'Проблемы повышения безопасности дорожного движения' по специальности 'Транспорт' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 73.31.17 — Организация и безопасность дорожного движения
  • ВАК РФ: 05.22.10; 05.26.01
  • УДK: 656.13;656.13.08

Статистика по статье
  • 2464
    читатели
  • 251
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Научная статья по специальности "Организация и безопасность дорожного движения" из научного журнала "Вестник Воронежского института МВД России", Ботиков Андрей Вячеславович

 
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по транспорту , автор научной работы — Ботиков Андрей Вячеславович

Текст
научной работы
на тему "Проблемы повышения безопасности дорожного движения". Научная статья по специальности "Организация и безопасность дорожного движения"

А. В. Ботиков
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Целью изучения данной проблемы является определение стратегии и тактики владельцев ав -томобильного транспорта и государственных органов в рамках совместной работы по повышению безопасности дорожного движения, глав -ным образом снижению аварийности на дорогах
Сегодня эти вопросы становятся все более актуальными.
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопас -ном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Коренной перелом в состоянии аварийности произошел после 2000 года. Начиная с 2000 года, устойчиво растут такие относительные показа те -ли аварийности, как количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. единиц транспорта (транспортный риск) и количество лиц, погибших в резуль-тате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения (социальный риск). Дорожнотранспортные происшествия наносят экономике России значительный ущерб, составляющий в последние 4 года 2,2 — 2,6% валового внутрен -него продукта страны (в 2004 году ущерб составил 369 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей — 227,7 млрд. рублей).
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются наезд на пеше -хэда, препятствие и на стоящее транспортное средство, а также столкновение и опрокидыва-ние. Свыше трех четвертей всех дорожнотранспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Вследствие выезда на полосу встречного движе -ния регистрируется около 13% дорожнотранспортных происшествий. Каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения,
каждое седьмое — не имевший права на управ -ление транспортным средством. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физиче-ским лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 80% всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения явля -ются пешеходы. За последние 8 лет количество пешехэдов, погибших в результате дорожнотранспортных происшествий, увеличилось на треть. Всего за этот период погибли свыше 100 тыс. и ранены свыше 500 тыс. пешехэдов.
Сложная обстановка с аварийностью и нали -чие тенденций к дальнейшему ухудшению си -туации во многом объясняются следующими причинами:
- постоянно возрастающая мобильность насе -ления;
- уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;
- нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Так, современный уровень обеспечения автомобилями в городах уже превысил 200 штук на 1 тыс. жителей, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура соответствует уровню 60-100 штук на 1 тыс. жителей. В последние годы процесс автомобилизации особенно интенсивен и нет оснований полагать, что эти темпы в бли-жайшем будущем будут снижены. Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологи -ческой обстановки, увеличение количества зато -ров, расхода топлива, а также рост количества дорожно-транспортных происшествий. В на -стоящее время в городах и населенных пунктах происходит более 70% всех дорожно-транс-портных происшествий. Темпы увеличения ко -личества лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в городах, опе-режают темпы увеличения количества дорожнотранспортных происшествий.
По данным ЮНЕСКО, в настоящее время вследствие дорожно-транспортных происшествии (ДТП) во всем мире гибнут до 350 тысяч человек, около 10 млн. человек временно теряют работоспособность или остаются инвалидами. И это без учета членов семей пострадавших, о ко -торых тоже не стоит забывать.
Почти 60% дорожно-транспортных проис-шествий в городах приходится на столицы и административные центры субъектов Россий-ской Федерации.
Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в резуль -тате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких дорожно-транспортных происшествий, является одной из основных причин их высокой смертности. Общая смертность указан -ных лиц в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инва-лидами они становятся в 6 раз чаще, а нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной государственной страте -гии, координации усилий государства и общества, концентрации федеральных, региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.
Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий федеральных органов исполнительной власти, что ведет к разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Сложившееся положение дел усугубляется неэффективным использованием реальных рычагов воздействия на негативные процессы, проис-хэдящие в области обеспечения безопасности дорожного движения. Меры, принимаемые субъектами Российской Федерации, не носят целена -правленного характера, не подчинены единой за -даче и, как следствие, не могут коренным образом изменить существующие негативные тен-денции в этой области. Кроме того, в условиях дотационности большинства субъектов Россий -
ской Федерации и их значительных социальных обязательств существенно снижаются возможности для решения задач по обеспечению безопасности дорожного движения.
В России фактически отсутствует система организационно-планировочных и инженерных мер, направленных на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в го -родах (регламентация скоростных режимов, вве -дение одностороннего движения и т. д.). Реали -зуемые мероприятия носят эпизодический характер. Не определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Феде -рации и органов местного самоуправления, свя -занные с проведением указанных мероприятий. Поэтому в городах постоянно возникают заторы, существенно затрудняющие и ограничивающие дорожное движение.
Система организации прибытия на место до -рожно-транспортного происшествия и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате до -рожно-транспортного происшествия, неэффективна . Так, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет 55 процентов общего количества лиц, погибших вследствие дорожно-транспортных происшествий.
Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий , недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению дорожнотранспортных происшествий.
Сложившаяся критическая ситуация в облас -ти обеспечения безопасности дорожного движе -ния в условиях отсутствия программно-целевого метода характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению, что определяется сле -дующими факторами:
-высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происше-ствий (в том числе детский травматизм). При этом в 2012 году ожидается увеличение коли -чества лиц, погибших в результате дорожно -транспортных происшествий, до 38-40 тыс. че -ловек и количества дорожно-транспортных происшествий до 212 тысяч;
- значительная доля людей наиболее активно -го трудоспособного возраста (26 — 40 лет) среди
лиц, погибших в результате дорожнотранспортных происшествий;
- продолжающееся ухудшение условий до -рожного движения в городах,
- низкий уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Без государственной поддержки на федераль -ном уровне в сложившихся условиях субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не в состоянии эффективно удовлетво -рить жизненную потребность в безопасности проживающего на их территории населения.
Необходимо применение программноцелевого метода, который позволит осуществить:
- развитие и использование научного потен -циала при исследовании причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также формирование основ и приоритетных направле-ний профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;
- координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов ис-полнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправле-ния в области обеспечения безопасности до -рожного движения;
- реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и количество лиц, погиб -ших в результате дорожно-транспортных происшествий.
Автомобиль прочно вошел в жизнь современного человека. Однако вместе с тем породил одну из острых социальных проблем современности — проблему обеспечения дорожного движения.
Сегодня всем ясен громадный урон, который несут обществу ДТП.
Дорожно-транспортные происшествия в наше время уносят значительно больше жизней и яв -ляются причиной больших материальных потерь, чем любые эпидемии, следовательно, и бороться с ДТП необходимо, как с эпидемиями, всеми доступными организационными, воспитатель -ными, научно-техническими средствами современного общества.
За словами «безопасность движения» стоят человеческие жизни.
Безопасность дорожного движения — это социальная проблема государственного масштаба.
Сегодня, в XXI веке, необходимо формирование новой культуры производственных отноше -ний и профессиональной этики, основанной на гражданской ответственности и самых перспективных достижениях научно-технического прогресса.
На наш взгляд, принципиально важно в корне изменить мнение о системе организации дорожного движения как о сугубо организационно -технической деятельности по оснащению дорог
средствами регулирования движения. Ее следует рассматривать как методологию установления правового порядка, обеспечивающего безопасность всех участников дорожного движения, в которой технические мероприятия выполняют функции по ее реализации.
Сегодня требуется разработка новой систем -ной технологии организации дорожного движе-ния, обеспечивающей адекватность параметров всех элементов многофакторной транспортной системы
Нужно, наконец, опровергнуть тезис о том, что безопасность дорожного движения обеспечивается преимущественно органами ГИБДД.
В решении вопросов и проблем безопасности транспортной инфраструктуры городов необхо -димо участие не только государственных и муниципальных органов управления и контроля, но и всех участников рынка транспортных услуг, и в первую очередь самих автотранспортников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабков В.Ф. Ландшафтное проектирование автомобильных дорог / В. Ф. Бабков. — М: Тран -спорт, 2005.
2. Залуга В.П. Оборудование автомобильных дорог для безопасности движения ночью / В.П. Залуга. — М.: Транспорт, 2003.
3. Калужский Я.А. Повышение безопасности движения средствами дорожно-эксплуатацион-ной службы / Я.А. Калужский, В.М. Кисляков, И. В. Бергма. — М.: Транспорт, 2003.
4. Лукьянов В. В. Безопасность дорожного движения / В.В. Лукьянов. — М: Транспорт, 2000.
5. Россинский Б. В. О безопасности дорожного движения: Комментарии / Б. В. Россинский. — М., 2003.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх