Научная статья на тему 'Проблемы подготовки управленческих кадров в России и за рубежом'

Проблемы подготовки управленческих кадров в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурутдинова Е.Р., Черкашина Д.А., Рыбакова Н.А.

Кратко описан способ подготовки управленческих кадров, проведен анализ причин низких результатов, предложены пути повышения качества подготовки управленцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки управленческих кадров в России и за рубежом»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

менеджмент одним из основных направлений своей работы считает, что главное преимущество временного менеджера в том, что ему не нужно выстраивать долгосрочных отношений в коллективе, тогда как штатные менеджеры страдают излишней мягкостью, стараясь лишний раз не переходить никому дорогу [1]. Обычный менеджер считает, что на новом месте, прежде всего, нужно обжиться, закрепить за собой сферу влияния, чтобы проработать подольше. Для интерима же главное - добиться конкретного результата: срочная задача, а не бессрочный контракт.

Организации выгоден «пришлый» менеджер: он решает определенную задачу, его услуги оплачиваются по дням, и как только проблема снимается, расходы заканчиваются.

Неоспоримое преимущество приглашения инте-рим-менеджера - свежий, «незамыленный» взгляд на проблемы компании. Кроме того, у него нет обязательств перед коллективом и начальством, он находится вне интриг, и его цель - исключительно поиск верного решения.

Интерим-менеджмент - новое явление, тем не менее, спрос на услуги временных управляющих существовал задолго до того, как в Европе этому виду управленческих услуг присвоили собственное название. Такой спрос существует в России, Украине и других странах бывшего СССР.

Профессор Рюдигер Кабст, специалист по ИЯ-менеджменту германского университета города Гисе-на, считает, что интерим-менеджмент уже положительно зарекомендовал себя, несмотря на то, что это достаточно новый инструмент. Буквально за несколько лет он получил широкое распространение и стал привычным для компаний. Об этом красноречиво свидетельствует исследование, проведенное профессором. В 2009 г. кафедра, которой он руководит, провела опрос среди 300 организаций об использовании «временных» менеджеров. Выяснилось, что только 20 % предприятий прибегали к их услугам, а 5 % вообще не понимали, зачем это нужно делать. Однако сейчас ситуация кардинально изменилась: по результатам последнего исследования в январе 2012 года

более 60 % опрошенных компаний пользуются услугами этих специалистов. Если говорить об отраслях, в которых наиболее востребован интерим-менеджмент, то, по данным Рюдигера Кабста, особенно часто менеджеров «по вызову» приглашают в автомобильной отрасли, машиностроении, строительстве и области телекоммуникаций. Всплеск активности наблюдается также в сфере финансов и здравоохранения [2].

Как любое новшество интерим-менеджмент должен пройти периоды первичного ознакомления, опробования, прежде чем станет понятным, привычным и начнёт пользоваться устойчивым спросом. А пока спрос на данный вид услуги является «скрытым», т. к. потенциальные потребители не догадываются о том, что есть способ решения определенных проблем, над которыми они длительное время «ломают голову».

Сегодня основные потребители услуг интерим-менеджмента в Европе - организации с оборотом от 100 до 500 млн евро. А небольшие фирмы пока весьма сдержанны по отношению к чужакам, они опасаются, что посторонние не смогут решить их проблемы. Однако эта ситуация в связи с глобализацией экономики и сильной конкуренцией в последнее время заметно меняется, и, вероятно, совсем скоро интерим-менеджмент станет обычным явлением в жизни каждой компании.

Библиографические ссылки

1. В России растет популярность временных управленцев. Профессиональные знания о финансовых рынках. URL: http://www.finexam.ru/news/detail.php? ELEMENT_ID=781

2. Менеджер «по вызову». UBORU - Федеральный экспертный канал.URL:http://www.ubo.ru/artic-les/?cat=131&pub=2 733&srb=1

3. Прогрессивный менеджмент - пропуск в высшую лигу бизнеса. HR-портал. Сообщество HR-менеджеров. URL: http://www.hr-portal.ru/article/ pro-gressivnyi-menedzhment-%E2%80%93-propusk-v-vyss-huyu-ligu-biznesa.

© Мамонова Ю. С., 2012

УДК 658.5

Е. Р. Нурутдинова, Д. А. Черкашина Научный руководитель - Н. А. Рыбакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Кратко описан способ подготовки управленческих кадров, проведен анализ причин низких результатов, предложены пути повышения качества подготовки управленцев.

В России наблюдается недостаток управленческих кадров на уровне организации, региона и государства. Эта проблема существует и в других странах. В странах с развитой рыночной экономикой создавались бизнес-школы, лидером являются США (Кембридж). Продуктом одной из таких школ является программа MBA, - это квалификационная степень в сфере

управления бизнесом, которая подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена [1].

В начале 2000 года и на российский рынок был предложен этот продукт под названием MBA. На мировом рынке сложился стереотип, о том, что специалисты, имеющие диплом MBA являются компетент-

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

ными в вопросах управления организацией, но в школах MBA преподаются бизнес-функции, взятые вне контекста конкретных ситуации, - другими словами в отрыве от практического опыта управления.

Всесторонний анализ провел Генри Минцберг -профессор факультета управления в Университете Мак-Гилла (Монреаль, Канада), президент общества стратегического управления и первый из преподавателей менеджмента [1]. Данный анализ он провел в книге. «Требуются управленцы, а не выпускники MBA». Причины не успеха, по мнению Генри Минцберга, заключаются в том, что приходят учиться неподходящие люди, преподают неподходящие учителя и неподходящими методами (метод «кейсов», игра в «менеджмент», «кусочек мела и разговоров». Российские ВУЗы, готовящие менеджеров, сталкиваются с теми же проблемами, что и школы бизнеса других стран. Прослеживается общее между вузовской программой и программой MBA. Эти программы не гибкие, не ориентированы на общество, имеющие к управлению весьма слабое отношение, не поддаются интегрированию.

Разумно предложить набор программ, состоящий, например, из компонентов: специализированные магистерские программы для бизнеса, более общие магистерские программы для практикующих менеджеров, развивающие программы для практикующих менеджеров без получения диплома, образовательные бакалаврские программы и докторские программы для зрелых специалистов и дать студентам фундаментальные знания, то есть хорошее образование. Если они выбрали своей карьерой бизнес и достойны учиться в университете, дайте им то, что действительно нужно в бизнесе: эрудицию и умение мыслить [2].

Библиографические ссылки

1. Генри Минцберг. Требуются управленцы, а не выпускники МБА / пер. с англ. М. : Олимп-Бизнес, 2008. 544 с.

2. URL: www.wikipedia.ru.

© Нурутдинова Е. Р., Черкашина Д. А., 2012

УДК 338.3.001.76

Е. О. Павлова Научный руководитель - Ю. В. Ерыгин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПК

Рассмотрены основные проблемы осуществления инновационной деятельности предприятий ОПК, а также, определены факторы, влияющие на эффективность инновационного проектирования на предприятиях ОПК.

Инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи, выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации [2]. К основным элементам инновационного проекта относятся:

• сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;

• комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;

• организация выполнения проектных мероприятий, то есть увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;

• основные показатели проекта (от целевых - по проекту в целом до частных - по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе показатели, характеризующие его эффективность.

Процесс управления инновационным проектом связан с определением целей, организационной структуры, планированием мероприятий и четким контролем за ходом его выполнения.

Одной из основных причин препятствующей развитию теории управления инновационными проектами являлось отсутствие моделей инновационного проекта в понятии наук сильного типа, а также инструментария для исследования и анализа модели. Так как инновации долгое время являлись разделом экономической науки, которая примерно до 60-х годов ХХ века относилась к наукам слабого типа, а в России до сих пор остается гуманитарной наукой, позволяющей изменить глубину понимания проблемы, тип мышления, но не описывать закономерности, существующие в мире [3].

В последнее время ситуация начала меняться и стали появляться модели инновационных проектов. Сначала структурные, а сейчас математические и имитационные с использованием которых делаются первые попытки разработки информационных систем поддерживающих процессы управления инновационными процессами. Таким образом, к инновационным проектам начинают применяться методы, традиционно применяемые в моделировании технических систем, а именно инновационный проект рассматривает-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.