Научная статья на тему 'Проблемы подготовки учителя новой формации'

Проблемы подготовки учителя новой формации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / педагог / компетентный специалист / личность / еducation / teacher / competent specialist / personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рысбаева Галия Алтынбековна, Бабаджанова Роза, Шаханова Ляззат Исабеккызы, Орманова Акбопе Анарбайкызы

Аннотация: образование – это сфера, наиболее тесно связанная со становлением личности человека. Ключевой фигурой в этой сфере был и всегда остается педагогкомпетентный специалист, владеющий всем арсеналом средств, социально зрелая, творческая личность, способная и стремящаяся к профессиональному самосовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abstract: education is the sphere most closely associated with becoming of personality of man. The Key figure in this sphere was and there always is a teacher is a competent specialist owning all arsenal of facilities, socially mature, creative personality capable and aspiring to professional self-perfection.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки учителя новой формации»

Проблемы подготовки учителя новой формации Рысбаева Г. А.1, Бабаджанова Р.2, Шаханова Л. И.3, Орманова А. А.4

3Рысбаева Галия Алтынбековна /Rysbayeva Galiya Altynbekovna - кандидат биологических

наук, доцент;

2Бабаджанова Роза /Babadzhanova Roza - студент;

3Шаханова Ляззат Исабеккызы / Shahanova Ljazzat Isabekkyzy - студент;

4Орманова Акбопе Анарбайкызы / Ormanova Akbope Anarbajkyzy - студент, кафедра теории и методики дошкольного и начального обучения, филологический факультет,

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, г. Шымкент, Республика Казахстан

Аннотация: образование - это сфера, наиболее тесно связанная со

становлением личности человека. Ключевой фигурой в этой сфере был и всегда остается педагог - компетентный специалист, владеющий всем арсеналом средств, социально зрелая, творческая личность, способная и стремящаяся к профессиональному самосовершенствованию.

Abstract: education is the sphere most closely associated with becoming of personality of man. The Key figure in this sphere was and there always is a teacher is a competent specialist owning all arsenal of facilities, socially mature, creative personality capable and aspiring to professional self-perfection.

Ключевые слова: образование, педагог, компетентный специалист, личность. Keywords: еducation, teacher, competent specialist, personality.

Сегодня учитель приобретает новый статус, совершенно другой по сущности. Основная цель его деятельности теперь заключается в умелой организации самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, формировании творческого мышления, развития его потенциала. Именно этот момент является исходной точкой в формировании педагога новой формации. Это и определяет содержание деятельности педагога как менеджера и как преподавателя. Государство ставит целью педагогического образования: развитие компетентности педагога, развитие его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими направлениями обновления общего 12-летнего образования. Компетентности педагога напрямую зависят от ресурсов, т. е. от знаний, умений, которыми владеет учитель. Учитель должен уметь проектировать образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения, усиление самостоятельного творческого начала в деятельности учеников, развитие исследовательской и социальной практики. Для перехода на качественно новый профессиональный уровень важно, чтобы педагог определил свою позицию, которая отражает его отношение к следующим составляющим: к смыслу, ценностям и целям профессии (осмысление своего призвания как профессионала); к содержанию обучения и преподавания; к ученику как субъекту собственной жизни (обретение позиции воспитателя - гуманиста); к коллегам как представителям профессионального общества (осознание себя сотрудником и сотворцом); к себе как к развивающейся и творческой индивидуальности (сохранить в себе интеллигента, выход на диалоговую позицию) [1, 22]. Сегодняшний учитель новой формации должен отвечать следующим требованиям:

- учить новому мышлению, методам познания и самоорганизации;

- уметь подвести к двери, дать ключ и научить ученика как участника общеобразовательного процесса пользоваться этим инструментом;

- научить участника образовательного процесса самостоятельно рассматривать явления целостно и в динамике;

- научить учащегося самоорганизации и показать ему реальный путь к самореализации (по спирали): я - самоизучение - самовоспитание - самообучение - самоутверждение - самоопределение - саморегуляция - саморазвитие -самопознание - самоактуализация - самореализации.

Творческая направленность педагогической деятельности предусматривает, что учитель должен: объективно оценивать свои возможности как педагога новой формации, знать свои слабые и сильные, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т. д.); овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения, в том числе — педагогического; уметь ориентироваться в происходящих интеграционных процессах, тенденциях развития мирового образовательного пространства, суть которых заключается в том, что современное образование становится все более поликультурным, предполагающим широкую языковую подготовку педагога. Важнейшим направлением обновления содержания образования в подготовке педагогов является обеспечение роста и обогащение творческого потенциала личности педагога на основе возрождения национальной духовной культуры во взаимосвязи с историей и культурой других народов нашей страны и человечества в целом. Учитель новой формации - это и учитель - лидер, живущий открыто в своем миропонимании и поведении в миру [2, 122]. Он заботится о благе коллег, своей моральной стабильности и мировоззренческой определенности, понятной для окружающих людей. Он выявляет и искореняет несправедливость. Лидер углубляет свое понимание добра и блага. Знания, которыми необходимо владеть учителю новой формации: знание основ научной теории, гносеологии, методологии; хорошее знание предмета специализации; энергии, которая позволит показать личную убежденность учителя и стимулировать творческий процесс познания.

Умения, которыми должен владеть учитель новой формации: Уметь любить детей - важнейший компонент принципа гуманизма и важные качества воспитателя, учителя; безусловно принимать мир и человека. Уважать ребенка, человека - видеть в каждом личность - необходимое качество учителя. Верить в ребенка, человека - залог успеха образовательного процесса, выражает оптимистическую линию гуманизма. Знать ребенка, человека - без знания души, личности воспитание является слепым; быть гуманным - значит быть человековедом. Понимать ребенка, человека - нужно уметь поставить себя на его место, увидеть мир его глазами. Бережно относиться к духовному миру и природе личности - каждая личность имеет свой неповторимый духовный мир, имеет свой опыт, привычки, взгляды. Беречь и развивать чувство собственного достоинства -без этого невозможно ни воспитание, ни самовоспитание. Стать другом ребенка, человека, как соучастника образовательного процесса, который должен видеть в нем друга, чувствовать поддержку и помощь. Уметь целостно мыслить. Учитель новой формации должен уметь трансформировать негативные проблемы, настроения, устремления - в позитивные. Это - учитель - практический психолог. Ориентация на культуру педагогического труда - ориентация на формирование целостного мировоззрения учителя. Не навредить здоровью, психике, стремлению к творчеству личности. Мотивировать целостное восприятие мира личностью. Мотивировать позитивный выбор ученика в ситуациях заданности и неопределенности. Работать в биоадекватных методиках и технологиях образования. Предпринимаемые отечественным Министерством образования и науки шаги направлены на реализацию одного из основных приоритетов долгосрочной стратегии развития республики до 2020 года - развитие

человеческих ресурсов Казахстана. А это, в первую очередь, зависит от совершенствования национальной системы образования.

Литература

1. Айсина М. А. Реализация национальной политики Республики Казахстан в области образования в условиях перехода на 12-летнее среднее общее образование // Журнал 12-летнее образование. 2006 г. № 8 , С. 22-25.

2. Генике Е. А. Профессиональная компетентность педагога. М.: Наука, 2008, 205 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.