Научная статья на тему 'Проблемы подготовки преподавателей без базового педагогического образования'

Проблемы подготовки преподавателей без базового педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2039
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / PEDAGOGICAL TRAINING / PEDAGOGICAL EDUCATION / ACTIVITY / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сопин Виктор Иванович, Варковецкая Галина Николаевна

В статье дан анализ педагогических кадров с разным качеством образования, обоснована необходимость педагогической подготовки преподавателей, не имеющих базового педагогического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of training teachers without basic pedagogical education

The article gives the analysis of the pedagogical staff with different qualities of education, and justifies the necessity of special pedagogical training of the teachers having no basic pedagogical education

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки преподавателей без базового педагогического образования»

Профессиональное становление специалиста В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. И. Сопин, Г. Н. Варковецкая

(Санкт-Петербург)

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ БЕЗ БАЗОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье дан анализ педагогических кадров с разным качеством образования, обоснована необходимость педагогической подготовки преподавателей, не имеющих базового педагогического образования

Современные тенденции и квалификационные требования к педагогу в условиях инновационного развития образования актуализировали проблему подготовки педагогов, не имеющих базового педагогического образования, работающих в учебных организациях разного уровня.

Серьезным фактором, неблагополучно влияющим на развитие педагогического образования, является состояние педагогических кадров на всех уровнях.

В Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг. «Петербургская школа - 2020» отмечается, что «среди педагогических работников системы общего среднего и дополнительного образования около 30% не имеют педагогического образования, среди них 30% социальных педагогов и около 22% школьных психологов. В учительской профессии трудятся более 16% работников, не имеющих педагогического образования, особенно характерным это является для таких предметов, как информатика (52%], труд (48,8%], ОБЖ (49,0%), физика и химия (около 30%], математика -17%». Высшее образование имеют 84% педагогов [10, с. 42].

В кадровом потенциале образования явно выражен возрастной и гендерный дисбаланс, например, в общем образовании доля педаго-гов-мужчин - чуть более 12%. Медленно происходит обновление педагогического корпуса. Доля учителей в российских школах в возрасте до 30 лет составляет 13%, около 20% в

возрасте до 35 лет, более 25% в пенсионном возрасте.

Следует отметить, что в настоящее время «численность молодых учителей увеличилась на 10%. Эта тенденция должна получить развитие. Однако проблема заключается не только в привлечении молодых выпускников педагогических вузов в школу, но и в наличии для них мест (количество педагогических вакансий незначительно] и условий для закрепления (при росте доли учителей со стажем до 2 лет отмечается уменьшение доли категории со стажем от 2 до 5 лет]» [9, с. 15].

В сфере профессионального образования «в последние годы происходит увеличение численности преподавателей в возрасте до 30 лет и снижение данного показателя для возрастных категорий 40-49 и 50-59 лет. Вместе с тем возрастная структура в профессиональном образовании по-прежнему остается далекой от оптимальной» [Там же, с. 16].

Необходимо повышать педагогическую подготовку лиц, как имеющих педагогическое образование, так и не имеющих его, для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. К 2020 году число образовательных организаций для такого контингента обучающихся будет увеличено с 3 до 25%. Специальная педагогическая подготовка требуется для лиц, работающих в особых условиях с детьми с девиантным (общественно опасным] поведением. Для такого обучения требуется создание специального психологопедагогического и научно-методического

обеспечения с повышенным уровнем психо-лого-медицинского и социального сопровождения.

Образовательные учреждения среднего профессионального образования сохраняют свой кадровый потенциал в основном за счет слияния с образовательными учреждениями начального профессионального образования и вузами. Всё это не исключает необходимости и потребности привлечения для преподавания специалистов из реального сектора экономики, то есть лиц, не имеющих специального базового педагогического образования.

В системах НПО и СПО мастера производственного обучения, как правило, не имеют педагогического образования, не умеют применять дидактически обоснованные формы, методы и средства обучения, не владеют современными технологиями и неконкурентоспособны на профессиональном рынке труда. Свою квалификацию мастера производственного обучения должны повышать на предприятиях, оснащенных новейшим оборудованием и современными инновационными технологиями.

Социально-экономические процессы, происходящие в обществе, переход к рыночным отношениям в экономике вызывают соответствующие изменения в социальных функциях учебных заведений педагогического образования. Профессиональное педагогическое образование становится важнейшим элементом в построении нового общества. Необходима реальная консолидация усилий государства, семьи и всего профессионального педагогического сообщества для реализации приоритетного национального проекта «Образование через всю жизнь». В условиях, когда молодым людям приходится часто менять профессию и даже место жительства, образование должно стать конвертируемым.

Реальностью стал переход высшей школы на двухступенчатое профессиональное образование специалистов, в результате которого за 3-4 года подготавливается специалист со степенью «бакалавр», а затем за 2 года - со степенью «магистр». Ступени бакалавриата и магистратуры отличаются друг от друга прежде всего набором профессиональных компетенций. Бакалавриат должен обеспечить у будущего специалиста формирование общекультурных и профессиональных компетенций на уровне требований современной профессиональной среды, позволяющих приме-

нять их в стандартных ситуациях педагогической деятельности, а также формирование школьных навыков в области научно-исследовательской деятельности, которые углубляются в магистратуре.

Магистратура предназначена как для подготовки высококвалифицированных компетентных специалистов профессиональной направленности, так и для овладения ими научными методами решения профессиональных проблем, позволяющих им заниматься творческой деятельностью в избранной профессии. Подготовка магистрантов должна основываться на непрерывности и преемственности педагогической и научной деятельности будущих педагогов.

Модернизация профессионального образования не произойдет без качественного обновления преподавательского корпуса, что требует принятия мер по повышению их квалификации, привлечению талантливых молодых специалистов, выпускников высших учебных заведений технического и гуманитарного профилей и других специалистов из различных сфер экономики, не имеющих базового педагогического образования, но желающих его получить.

Всё это требует не только количественного, но и качественного улучшения состава педагогических кадров, в том числе за счет получения базовых квалификаций в области педагогической деятельности, формирования системы непрерывного педагогического образования и повышения педагогической квалификации.

В настоящее время востребована отраслевая педагогика, представляющая собой область педагогики, направленной на специальную подготовку людей к определенным видам деятельности (медицинской, инженерной, военной, юридической и др.].

Существует мнение, что с позиций компе-тентностного подхода отраслевая педагогика должна быть направлена на:

- выявление профессиональных (профильных] задач, определяющих область профессиональной деятельности выпускника;

- выявление и формулировку совокупности компетенций, необходимых для решения каждой задачи;

- определение структуры каждой компетенции; отбор учебного содержания, необходимого для формирования компетенции;

- организацию достижения учебных целей

путем разработки и отбора соответствующих методов, приемов, средств;

- определение условий демонстрации достижения профессиональных и учебных компетенций [5].

В Санкт-Петербурге существуют проблемы в обеспечении непрерывного развития потенциала современного учителя - необходимо внедрить новые подходы к системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы образования, включая:

- внедрение накопительной системы повышения квалификации;

- изменение форм и методов повышения квалификации, в частности, форм корпоративного и командного обучения педагогических коллективов;

- увеличение грантовой поддержки учителей;

- реорганизацию аттестационных процедур и качества управления образовательным учреждением за счет сертификации руководителей;

- создание условий для внедрения системы наставничества, тьюторства и педагогической интернатуры в образовательной деятельности и определение направлений их развития;

- создание системы постоянно действующих стажировок мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин системы НПО - СПО на современных предприятиях городского, российского и международного уровней [10, с. 14].

Идея непрерывного профессионального образования актуальна по-прежнему, необходимо обеспечивать рост образовательного потенциала личности в течение всей жизни. Основная цель многоуровневой профессиональной подготовки - улучшение качества и расширение доступности образования на всех уровнях, создание механизма успешной подготовки студентов к учебе, карьере, жизни. «Особенностью реализации образовательных программ всех уровней на непрерывной основе является то, что ни один уровень «не поглощает» другие, но взаимно дополняет их. Каждая ступень многоуровневой подготовки специалистов имеет завершенность: для них определяются требования образовательных стандартов (целевая установка, содержание подготовки, основные методы обучения, формы организации образовательного процесса, условия и средства реализации]» [6, с. 9].

Современная концепция непрерывного педагогического образования в России ориентирована на:

- развивающиеся потребности личности, общества и государства;

- расширение пространства образования современных педагогов;

- вариативность подготовки педагогов нового поколения;

- научно-методическое обеспечение профессионально-личностного становления педагога на разных этапах его жизненного пути.

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных педагогических задач, иметь базовый уровень профессиональной педагогической компетентности.

Предъявляемые к современному педагогу требования, отраженные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», не предусматривают разделение педагогов, на имеющих и не имеющих педагогическое образование. Педагог - специалист, приступивший к работе в образовательной организации уже на первом этапе своей педагогической деятельности, должен иметь уровень квалификации, достаточный для ее осуществления. Многие из этих требований инженерно-педагогические работники не смогут реализовать, так как не имеют специальных педагогических знаний и умений. Поэтому они должны будут приобретать педагогические знания через систему переподготовки и повышения квалификации и путем самообразования. При этом для лиц, не имеющих базового педагогического образования, сам процесс усвоения педагогических знаний и формирования профессиональных педагогических компетенций следует рассматривать как процесс их профессиональной переподготовки. Это фактически их второе профессиональное обучение для получения базового профессионального педагогического образования.

В многофункциональных центрах прикладных профессий могут обучаться лица с техническим образованием, которых необходимо готовить к профессиональной педагогической деятельности. Наметилась тенденция обучения персонала в центрах работодателей по собственным программам обучения педагогических кадров. 66% работодателей предпочитает доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных учреждений.

Гибкость и вариативность многоуровневой структуры педагогического образования позволяет любому обучающемуся при необходимости остановить его по достижению того или иного уровня, а затем продолжить образование на последующем уровне в любом вузе аналогичного профиля.

«Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров планируется:

- обновить образовательные программы бакалавриата, магистратуры и дополнительного профессионального образования по педагогическим специальностям;

- усовершенствовать профессиональную ориентацию будущих учителей, в том числе за счет привлечения к педагогической работе граждан, не имеющих педагогического образования, но любящих и умеющих работать с детьми;

- реформировать сеть педагогических вузов, превратив их в современные организации, ориентированные на широкую гуманитарно-педагогическую, информационно-коммуникационную и аналитико-управленче-скую подготовку;

- создать сеть консультационно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов;

- регулярно обновлять требования к образовательной деятельности, в том числе к условиям образовательного процесса и структуре образовательных программ, с целью продвижения инновационных образовательных технологий и формирования новой школьной инфраструктуры.

Также предстоит обеспечить дальнейшее совершенствование стандартов образования, в особенности в части обновления условий осуществления образовательной деятельности. Данные условия должны позволять использовать в образовательных организациях современные инновационные образовательные технологии и возможности для обновления школьной архитектуры и дизайна. <...>

В рамках модернизации системы общего и профессионального образования будет обеспечен переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации, выявления и постановки проблем, создания нового знания, направленного на их решение, поиска и обработки информации, самостоятельной и ко-

мандной работы и иных компетенций инновационной деятельности.

В этих целях в вузах и других образовательных организациях, предоставляющих услуги профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки, будет обеспечено внедрение кредитномодульных технологий организации учебного процесса с индивидуальными образовательными траекториями для каждого обучающегося» [2, разд. V.!]. Речь должна идти о целенаправленной модульной профессиональной переподготовке таких кадров.

Модульные дополнительные профессиональные образовательные программы переподготовки лиц без базового педагогического образования в организациях дополнительного профессионального образования в форме курсовой накопительной системы обучения могут быть дифференцированы по ряду факторов, например, в зависимости:

- от исходного уровня образования (общее среднее, высшее или среднее профессиональное, техническое, гуманитарное или среднее педагогическое];

- от стажа и профессии педагогического работника;

- от этапа (первичное, продолжающееся, повторное и т.д.] переподготовки или повышения квалификации и других факторов.

Это позволит создать разные модификации ступенчатой модели подготовки (переподготовки] педагогических кадров без базового педагогического образования, то есть для различных категорий слушателей из числа лиц, не имеющих базового педагогического образования, должны быть свои дифференцированные планы и модульные профессиональные образовательные программы.

Получение педагогического образования сопряжено со становлением специалиста разного уровня профессиональной квалификации, достигаемого при условии овладения соответствующими образовательными программами. С расширением функций педагогической деятельности и усложнением педагогических задач возрастает значение необходимости повышения профессионального уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров как важнейшего фактора, определяющего и обеспечивающего эффективность и результативность многообразной педагогической деятельности.

С целью исследования системы ожиданий слушателей, приступающих к изучению педагогики и психологии высшей школы, проводились, например, опросы, в которых приняли участие 90 преподавателей Северного государственного медицинского университета [7]. Основной методический прием исследования состоял в проведении опроса перед первым занятием по образовательной программе. Изучались: а] потребность слушателей в знаниях в области педагогики и психологии высшей школы, а также проблемы в сфере образования, которые их интересуют в наибольшей степени (когнитивный компонент]; б] причины прохождения курсов повышения квалификации и отношение слушателей к содержанию курсов по педагогике и психологии высшей школы с точки зрения ожидаемой пользы для кафедры, где они работают (аффективный компонент]; в] смыслы повышения психолого-педагогической квалификации, цели обучения через прогнозируемые результаты работы на курсах (ко-нативный компонент].

Анализ ответов показал, что большинство преподавателей независимо от стажа педагогической деятельности понимают необходимость постоянного обновления представлений о методах и технологиях обучения в вузе, внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий и испытывают потребность в соответствующих знаниях. Преподавателей со стажем от 6-10 лет интересуют вопросы педагогической психологии, начинающих - методические аспекты преподавательской деятельности.

Анализ ответов преподавателей позволил структурировать проблемы, которые интересуют преподавателей в большей степени: это мотивация учебной деятельности обучающихся и причины снижения их успеваемости; реформирование системы высшего образования и изменения стандартов обучения; организация учебного процесса и внедрения новых образовательных технологий.

Анализ ответов позволил уточнить виды затруднений в работе преподавателей вуза. В группе начинающих преподавателей ведущее место занимают вопросы, связанные с недостаточной теоретической и практической педагогической подготовкой и небольшим опытом работы в вузе. Почти в каждой группе (за исключением преподавателей со стажем 30 лет] преподаватели выделяют проблему, связанную с дефицитом времени, а в

группах преподавателей с педагогическим стажем от 6 до 15 лет она указывается как основная. Большинство преподавателей (за исключением начинающих] отмечают недостаточную материально-техническую, лабораторную и методическую базу образовательного процесса.

Подготовка лиц без базового педагогического образования к решению как обязательных, так и новых, более сложных задач неизбежно связана с необходимостью оценки своих педагогических достижений и осознанием необходимости их совершенствования в соответствии с современными требованиями. Профессиональное педагогическое мастерство преподавателя можно и нужно рассматривать как совокупность качеств личности, педагогических, методических и специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного развития и воспитания учащихся.

Для достижения высокого педагогического мастерства педагогу требуются профессиональное педагогическое образование, практические способности, непрерывное самовоспитание, самообразование и мотивационное стремление стать мастером своей педагогической деятельности. Каждый педагог, как с педагогическим, так и без базового педагогического образования, должен быть адаптирован к изменениям в профессиональной педагогической деятельности, быть готовым к постоянному повышению квалификации и постоянному самообразованию и практической деятельности.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» государство впервые законодательно признает статус педагогических работников. Кроме того, он гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социальной поддержки. Права и меры поддержки педагогических работников образовательных организаций впервые распространены и на педагогических работников других организаций (медицинских, организаций соцзащиты и т.д.], которые ведут образовательную деятельность. Новый закон учитывает и интересы работодателей с целью удовлетворения потребностей и выстраивания гибких и мобильных образовательных программ, которые смогут отвечать на быстро меняющиеся вызовы инновацион-

ной экономики, по-новому выстраивать структуру профессиональной подготовки кадров [8].

В нём также изложены требования, предъявляемые к педагогическим работникам, которые обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме усвоение преподаваемых учебных предметов, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Чтобы соответствовать перечисленным требованиям, любой преподаватель (даже не имеющий педагогического образования] должен применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы и средства обучения, учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, систематически повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании [8, ст. 48].

Это еще раз подчеркивает необходимость постоянного повышения квалификации педагогических кадров и особенно лиц, не имеющих базового педагогического образования.

Образовательная среда на современном этапе характеризуется компьютеризацией, информатизацией и глобализацией, созданием нового постиндустриального общества и требует не просто внедрения в обучение новых информационных технологий, а модернизации и реформирования всей системы отечественного образования, в том числе и педагогического. В условиях интеграции в мировое образовательное пространство меняется система подготовки педагогических кадров. Педагогическое образование на современном этапе характеризуется унификацией и диверсификацией. Появилась возможность получения педагогических специальностей лицами, не имеющими базового педагогического образования, за счет функционирования центров, осуществляющих обучение на базе среднего (полного] общего образования,

в том числе путем преобразования существующих учреждений НПО и СПО в такие центры. Педагогическая подготовка может производиться в институтах повышения квалификации и академиях постдипломного образования путем введения экстерната и развития дистанционного обучения. Студенты университетов параллельно с обучением по избранной специальности на основном факультете также могут получать и углубленную психолого-педагогическую подготовку.

Международный опыт свидетельствует о том, что высокоразвитые системы образования концентрируют сегодня внимание на развитии профессиональных компетенций учителя (педагога], выстраивая систему стимулов, обеспечивающих его заинтересованность в постоянном совершенствовании осуществляемого им процесса обучения.

Новой для отечественной системы образования, как отмечено в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», является задача обеспечения выпускников не только профессиональными, но и базовыми социальными и культурными компетенциями и установками, включая организацию коллективной работы, медиакультурную коммуникацию, в том числе через радикальное обновление системы практик, через вовлечение в позитивную социальную деятельность, физкультуру и спорт [2].

Система аттестации и оплаты труда педагогов должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие, должна создавать пространство для их карьерного роста.

Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки педагогических кадров требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных целей и адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и школ. Но пока в системе профессионального образования недостаточно развиты механизмы обновления и повышения квалификации управленческих и преподавательских кадров [9].

Существующий механизм обновления содержания образования нуждается в дальнейшем совершенствовании, в повышении гибкости и вариативности образовательных программ; формировании современных профессиональных стандартов и соответственно об-

новлении государственных образовательных программ, программ переподготовки и повышения квалификации и профессионального сопровождения.

Опережающими темпами, в соответствии с Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», будут развиваться предложения коротких образовательных программ и повышения профессиональной квалификации и жизненных навыков на протяжении жизни. Важнейшее место в системе непрерывного образования займет сертификация квалификаций, в том числе получаемых самостоятельно [9]. Всё это позволит выстраивать гибкие (модульные] траектории освоения новых компетенций.

Долгосрочным приоритетом является пересмотр структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ с

учетом требований работодателей, студентов, а также прогноза рынка труда и социально-экономического и культурного развития общества. Должны быть развернуты гибкие программы с разными сроками обучения, а также с учетом особенностей психофизиологического развития обучающихся, их личностных особенностей и состояния здоровья.

В этой связи возникает необходимость ме-тодолого-теоретического обоснования содержания и системы организации процесса педагогической подготовки лиц без базового педагогического образования, разработки ди-дактико-методических основ их эффективной краткосрочной переподготовки и повышения квалификации в системе учебных заведений дополнительного профессионального образования.

Литература

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы / утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61.

2 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года / утв. постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

3. Бордовский Г. А. Педагогическое образование и система подготовки педагогических кадров в России конца XX - начала XXI века // Десятилетие Северо-Западного отделения РАО: результаты работы и перспективы развития : Вестник СЗО РАО. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. - С. 108-127.

4. Джантимиров А. Ю. Из практики подготовки профессионально-педагогических кадров для ПТУЗ Украины // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика : сб. науч. ст. - СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2008. -С. 185-192.

5. Шестак Н. В., Шестак В. П. Отраслевая педагогика и современное образование // Высшее образование в России. - 2013. -№ 6. - С. 49-55.

6. Лазарев Г. И. Внедрение многоступенчатой системы непрерывной профессиональной подготовки // Высшее образование России. - 2008. - № 7. - С. 3-12.

7. Васильева Е. Ю., Енина О. Е. Изучение ожиданий преподавателей в повышении педагогической квалификации // Постдипломное педагогическое образование: традиции и инновации. -СПб.: АППО, 2011.

8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы / утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р.

10. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020». - СПб, 2010. -80 с. // Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга : [офиц. сайт]. - URL: http://k-obr.spb.rU/downloads/435/1.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.