Научная статья на тему 'Проблемы подготовки молодых научных кадров для национальной экономики России'

Проблемы подготовки молодых научных кадров для национальной экономики России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ НАУЧНЫЕ КАДРЫ / YOUNG SCIENTISTS / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова И.А.

Развитие системы образования молодежи основополагающее условие формирования экономики инновационного качества. Необходимо развитие системы непрерывного образования, создание эффективной системы стимулов и условий для подготовки инновационно-активных молодых ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of education of young people a fundamental condition for the formation of an innovative economy quality. It is necessary to develop a system of continuing education, the creation of an effective system of incentives and conditions for the preparation of innovative active young scientists.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки молодых научных кадров для национальной экономики России»

УДК316

И. А. Фролова

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ НАУЧНЫХ КАДРОВ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Ключевые слова: молодые научные кадры, национальная экономика.

Развитие системы образования молодежи - основополагающее условие формирования экономики инновационного качества. Необходимо развитие системы непрерывного образования, создание эффективной системы стимулов и условий для подготовки инновационно-активных молодых ученых.

Keywords: young scientists, national economy.

The development of education of young people - a fundamental condition for the formation of an innovative economy quality. It is necessary to develop a system of continuing education , the creation of an effective system of incentives and conditions for the preparation of innovative active young scientists.

Введение

Сегодня перед Россией стоит стратегическая государственная задача, которая состоит в переходе на инновационный путь развития. Перед страной стоит задача правильно расставить научно-технические приоритеты, которые должны быть обеспечены не только финансовыми, материальными, но и кадровыми ресурсами, в первую очередь научными.

Развитие системы образования молодежи -основополагающее условие формирования экономики инновационного качества. Успех перехода России на инновационный путь развития зависит от степени восприимчивости высшего образования к технологическому прогрессу. Именно поэтому основной задачей, стоящей перед государством, является модернизация образования как важнейшая составляющая стратегии формирования экономики, основанной на знаниях.

Сегодня требуется совершенствование институциональных и организационных механизмов, обеспечивающих перенос знаний в экономику и участие в реализации проектов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники. Для этого необходима поддержка и развитие интегрированных научно-образовательных комплексов, научно-производственных центров с широким привлечением бизнес-структур на основе механизмов долгосрочного государственно-частного партнерства [1].

Происходящая в России реформа образования должна соответствовать потребностям и приоритетам инновационного развития общества, при этом роль высшего образования в этом процессе должны быть существенно трансформирована и усилена.

Современная система образования на всех своих этапах в части методов и технологий обучения ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. Одна из важнейших задач в этой сфере - формирование глобально конкурентоспособных преподавателей, исследователей и управленцев. При этом высшее образование в перспективе должно быть интегрировано с научной деятельностью. К 2020 году большинство студентов, получающих образование по магистерским про-

граммам, должно участвовать в научных исследованиях, направленных на решение перспективных задач инновационного развития, а все вузы, где есть магистерские программы, должны иметь соответствующий научный потенциал и налаженные связи с инновационными организациями и высокотехнологичными предприятиями [2]

В настоящее время предпринят целый ряд мер, направленных на развитие фундаментальной науки в вузах в интересах инновационного развития отраслей экономики.

С учетом появившихся новых возможностей реализуются следующие мероприятия:

- организационное и методическое содействие вузам в формировании долгосрочных программ взаимодействия с компаниями реального сектора, в том числе по их участию в программах инновационного развития крупнейших компаний с государственным участием;

- разработка рекомендаций вузам, осуществляющим свою деятельность по кооперации с предприятиями и организациями отраслей экономики, в том числе в рамках реализации Постановлений Правительства Российской Федерации N 218-220, национальным исследовательским и федеральным университетам;

- регулярная оценка практики реализации программ развития вузов с использованием ими различных инструментов государственной поддержки, по результатам которой принимаются решения по:

^ увеличению объемов выполнения

заказных НИОКР;

^ участию преподавателей в выпол-

нении заказных НИОКР;

^ привлечению сотрудников исследо-

вательских подразделений вуза и сотрудников ведущих профильных предприятий к преподавательской деятельности;

- внесение изменений в законодательство, в том числе проработка ряда норм по исследовательской деятельности вузов в интегрированном законодательном акте «Об образовании в Российской Федерации»;

- реализация системы мер по стимулированию международного сотрудничества, в том числе по привлечению зарубежных ведущих ученых;

- подготовка рекомендаций предприятиям и организациям отраслей экономики, формирующим стратегии и программы собственного развития, по выбору вузов-партнеров из числа вузов, перспективных с точки зрения наращивания их исследовательских компетенций;

- подготовка вузовских управленческих команд, освоение ими практики организации современной научно-исследовательской и инновационной деятельности;

- формирование на базе ведущих вузов опорной сети центров прогнозирования научно-технологического развития;

- формирование системы показателей в рамках аккредитации деятельности вузов, предусматривающих наличие определенного уровня исследовательских компетенций и организации научно-исследовательских работ;

- формирование сети вузов - партнеров инновационного центра «Сколково», в которых соз-дется инфраструктура для выращивания малых высокотехнологических компаний.

- Необходимо отметить и направление по созданию и развитию национальных исследовательских центров. Комплекс мероприятий по созданию национальных исследовательских центров призван обеспечить развитие российской науки на базе вузов, научных учреждений, передовых научных лабораторий и школ [3].

Ключевой задачей в сфере образования является развитие системы непрерывного образования, создание эффективной системы стимулов и условий для подготовки инновационно-активных молодых ученых.

Для обеспечения качества подготовки научных кадров необходим конкурсный отбор высших учебных заведений и научных организаций, способных его обеспечить[4]. Необходимо расширить ресурсную базу для проведения модернизации в области подготовки и использования кадров высшей квалификации, прежде всего, продумать и внедрить стимулы для бизнеса и граждан по их участию в развитии образования и науки. Падение престижа научного труда, старение контингента исследователей связано с недостаточной мотивацией научно-исследовательской деятельности. Поэтому для сохранения и развития научных школ, привлечения талантливой молодежи необходимы меры по увеличению количества и размеров ежемесячных государственных стипендий для талантливых студентов, аспирантов, докторантов, учреждение государственных премий для молодых ученых за выдающиеся научные результаты, увеличение объемов адресного финансирования научных исследований и разработок, проводимых молодыми российскими учеными, целевое финансирование конкретных форм поддержки науки, совершенствование механизмов государственной поддержки и повышение социальной защищенности научных работников государственного сектора науки и образования. Без реализации

комплекса этих мер страна обречена на отставание в области техники и технологии.

Особое внимание необходимо уделить обоснованию заказа на подготовку специалистов высшей научной квалификации по приоритетным направлениям развития науки и техники. Расчет рейтинга специальностей по данным экспертного опроса[5] выявил, что на первом месте - информационные и телекоммуникационные системы, на втором - живые системы, на третьем - рациональное природопользование, на четвертом - индустрия, наносистемы и материалы, на пятом - энергетика и энергосбережение.

Ощущается дефицит инженерных кадров. Что касается отраслевого спроса на высококвалифицированных работников, то в особо тяжелом положении находятся отрасли машиностроения, на которые приходится около 1/3 всех занятых в промышленности. В 2010 г. спрос на инженеров возрастет в 2 раза по сравнению с нынешним уровнем. Сегодня машиностроительные предприятия укомплектованы инженерами и техниками на 50 - 60%, а средний возраст высококвалифицированных специалистов приближается к пенсионному возрасту [6].

Надо подчеркнуть, что нашей страной накоплены уникальные традиции подготовки инженеров-исследователей, совмещающие научную, образовательную и педагогическую деятельность, реализующие при этом одну из самых продуктивных моделей интеграции образования, науки и производства и позволяющие получать фундаментальное инженерное образование. Подтверждением этого является утверждение министра образования и науки А. А. Фурсенко, что инженерное образование относится к числу конкурентоспособных, имеющих мировое признание российским брендам, с которыми страна может войти на мировой рынок как полноправный член [7].

Обеспечение инновационной сферы инженерными кадрами не может не сопровождаться определенной трансформацией системы инженерного образования, обусловленной необходимостью решения высшей инженерной школой сложных задач по совершенствованию образования в инновационной сфере. Это включает:

- повышение масштабности подготовки инженерных кадров;

- оптимизацию направленности высшего инженерного образования;

- обеспечение специфических требований к такому образованию;

- совершенствование механизмов удовлетворения потребностей в инженерных кадрах организаций отраслей экономики.

В современных условиях инновационное инженерное образование - это особое направление в инженерном образовании, которое можно характеризовать как процесс обучения, направленный на получение определенных знаний, компетентности, а также комплексной подготовки специалистов в области технологии машиностроения к инновационной инженерной деятельности.

Принципиальное значение для повышения уровня инженерной подготовки во всем техническом секторе высших учебных заведений имеет обеспечение на стадии обучения технических знаний, профессиональной компетентности и опыта. Решение таких задач, как показал отечественный опыт, достигалось на базе перехода к интегрированным системам инженерного образования в рамках вузов.

Итак, обеспечение в инновационной занятости наиболее высококвалифицированного ее сегмента - исследователей и конструкторов - возможно лишь при решении широкого круга организационно-экономических проблем как в сфере образования, так и в сфере экономики, а также в процедуре государственного распределения молодых специалистов.

Все это позволяет говорить о том, что кадровое обеспечение представляет собой самостоятельное и крайне важное условие формирования национальной инновационной системы, ускоренное развитие которой сдерживается в первую очередь неадекватностью такого обеспечения и его несоответствием стратегическим задачам инновационного развития страны на долгосрочную перспективу[8]

Для повышения эффективности подготовки научных кадров в России в период реформ необходимо, во-первых, поставить ее во главу научно-технической политики и развития научно-технического потенциала как самостоятельной социально-экономической и территориально-административной республики и государства в форме необходимого госбюджетного финансирования эта проблема очевидно не может быть полностью решена. А без высококвалифицированных научных кадров невозможно создание и внедрение современных и перспективных технологий, конструкций, приборов и систем и т.д., которые составляют основу наукоемкой продукции региона и определяют его научно-технический прогресс.

Во-вторых, при формировании плана подготовки научных кадров необходимо учитывать как текущий спрос рынка труда, так и потребности региона в развитии перспективных научных направлений, которые должны обеспечить интенсификацию отдельных отраслей народного хозяйства страны.

В-третьих, следует совершенствовать саму технологию подготовки научных кадров через аспирантуру, основанную на использовании новейших форм организации научных исследований на базе новейших технологий обучения и обмена научной информацией с использованием компьютерных сетей.

В-четвертых, целесообразно разрабатывать меры по восстановлению

разрушенных связей между вузовским, академическим и отраслевым секторами науки с целью объединения их усилий в решении неотложных научно-технических проблем регионов.

В-пятых, необходимы меры, направленные на уменьшение дисбалансов как по отдельным науч-

ным направлениям, по подготовке национальных кадров, по возрастным показателям, а также по территориальному распределению научных кадров.

В-шестых, требует неотложного решения задача социальной защиты молодых ученых и их семей.

Решение этих и многих других социально-экономических проблем позволит подготовить условия для преодоления кризисной ситуации, сложившейся в области науки и образования и будет способствовать стабилизации экономического развития России в целом.

Развитие послевузовского профессионального образования свидетельствует о направленности в будущее государственной образовательной и научно-технической политики государства, так как научные исследования сегодняшние определяют стратегическую позицию государства и общества в мировом сообществе в будущем [9].

Российская система послевузовского профессионального образования должна обеспечивать подготовку научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, а также эффективно использовать их интеллектуальный потенциал для развития экономики и решения социальных задач страны.

Литература

1. Современные наукоемкие технологии www.rae.ru.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intelros.ru, свободный

3. Из письма Минобрнауки РФ от 22.02.2011 N 13-91 «О направлении Концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru., свободный

4. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р. Развитие инновационной инфраструктуры исследовательских университетов через трансформацию образовательного процесса / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков // Вестник Казан.технол.ун-та. -2012. -№15. - С.287-292.

5. Данные ЦИСН - Международная конференция «Управление наукой в XXI веке: механизмы и перспективы», 1-2.10.2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.issras.ru/

6. Кадровый ресурс инновационного развития // Экономика и управление в зарубежных странах. - 2009. - № 3. - С. 8-15.

7. Федоров И. Инновационное образование: состояние, проблемы, перспективы / И.Федоров // Высшее образование в России. - 2008 - № 1. - С. 61-67.

8. Подготовка научных и научно-технических кадров для национальной инновационной системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hr-portal.ru

9. Фролова И.А. Обновление научных кадров современного российского общества. Вестник Казан.технол.ун-та, 2011, №13, с.196-201.

© И. А. Фролова - аспирант каф. МиПД КНИТУ, zajceva_frolova@mail.ru.

© I. A. Frolova - graduate student of the Department Department of Management and Entrepreneurship KNRTTU, zajceva_frolova@mail.ru.

З58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.