Научная статья на тему 'Проблемы подготовки художника-педагога в вузе на современном этапе'

Проблемы подготовки художника-педагога в вузе на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанов Н. К., Шабанова М. К.

Социально-экономические и культурные перемены, произошедшие в последние годы в жизни страны, оказали существенное влияние на все сферы деятельности, включая художественно0-педагогические образование. В статье обозначены основные проблемы подготовки художника-педагога в вузе на современном этапе, намечаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки художника-педагога в вузе на современном этапе»

УДК 378

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА В ВУЗЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© 2012 Н. К. Шабанов1, М. К. Шабанова2

1докт. пед. наук, профессор, зав. каф. художественного образования и истории

искусств

e-mail: shabanov.n.k@gmail.com

2канд. пед. наук, доцент каф. художественного образования и истории искусств Курский государственный университет

Социально-экономические и культурные перемены, произошедшие в последние годы в жизни страны, оказали существенное влияние на все сферы деятельности, включая художественноО-педагогические образование. В статье обозначены основные проблемы подготовки художника-педагога в вузе на современном этапе, намечаются пути их решения.

Ключевые слова: художник-педагог, художественно-графический факультет, художественное образование, студент.

Художественно-графические факультеты за время своего существования внесли значительный вклад в решение проблемы подготовки высококвалифицированных педагогических кадров. Выпускники факультетов работают преподавателями изобразительного искусства в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, училищах и вузах. Многие стали художниками, искусствоведами, дизайнерами. Все вместе они делают огромное дело, осуществляя художественное, эстетическое и нравственное воспитание как детей, так и взрослых.

Открытие художественно-графического факультета, как правило, качественно меняет не только облик вуза, но и облик города и региона. Стоит только сожалеть, что еще отсутствуют научные исследования, которые были бы посвящены роли и тому огромному вкладу, который внесли художественно-графические факультеты за время своего существования в воспитание и художественное образование детей в нашей стране.

Следует отметить, что социально-экономические и культурные перемены, произошедшие в последние годы в жизни нашей страны, оказали существенное влияние на все сферы деятельности, включая и художественно-педагогическое образование. Усиление роли образования привело к вытеснению концепции «образования на всю жизнь» концепций «образование через всю жизнь». Данная концепция повлекла за собой пересмотр подходов к разработке стратегии как образования в целом, так и художественно-педагогического в частности, потребовала ее четкой ориентации на потребности и запросы личности, общества, рынка.

Каково же пространство рынка, на котором формируется заказ на образовательные услуги, от кого он исходит сегодня и кто может стать потенциальным заказчиком будущего специалиста в области изобразительной деятельности? Какова структура этого заказа?

Рыночное пространство сегодня достаточно обширно и имеет сложную структурную организацию. Связано это с тем, что в последнее десятилетие XX в. российское общество, вступившее в полосу радикальных реформ, требует от системы образования более гибкого, в идеале опережающего, реагирования на изменения в социальной среде, адаптации к ней. Проведенный анализ образовательного пространства страны показывает, что до 100% учреждений образования в той или иной

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

степени включены в инновационные преобразования, их можно наблюдать даже в самых отдаленных школах. В результате действия инновационных процессов произошла диверсификация некогда единой образовательной системы - появились новые типы школ: гимназии, лицеи, колледжи, школы, различающиеся по профилям и направлениям (казачьи, морские школы, кадетские корпуса и др.). Возродились женские гимназии и мужские лицеи, церковно-приходские школы. С государственной системой образования начинает активно конкурировать частное, платное образование, которое создает различные типы образовательных учреждений - от детских садов до университета.

Все эти различные образовательные учреждения, созданные как альтернативные массовой системе образования, принято называть инновационными школами. Не замечать данные изменения, происходящие в системе образования, и не реагировать на них в процессе подготовки студентов, будущих учителей изобразительного искусства, мы не можем.

Решение вопроса кадрового обеспечения вышеназванных учебных заведений в нашем регионе на уровне профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства еще не находит своего отражения.

Традиционно приоритетными задачами подготовки учителя изобразительного искусства считались формирование у студента таких профессиональных качеств, как владение в совершенстве художественными и педагогическими умениями; знание предмета и умение обучать ему учащихся; умение проводить воспитательную работу с детьми в школе и вне ее; потребность в самостоятельной творческой деятельности как художника и непрерывном пополнении своих педагогических знаний и совершенствование художественных умений.

Посмотрим, как реализуется данная концепция художественно-педагогического образования в учебных планах подготовки специалистов. Самое большое недоумение вызывает сокращение фактически на 50% часов по рисунку, живописи, композиции. В этой связи возникают следующие вопросы: насколько обосновано сокращение часов на рисунок, живопись, композицию? кем изучены, проанализированы и оценены возможные последствия такого сокращения?

Следует отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения предполагает наличие двух компонентов стандарта - федерального и национально-регионального. Федеральный компонент играет большую роль в управлении системой образования, сохранении и укреплении единого образовательного пространства и системы контроля. Он содержит те нормативы и компетенции, соблюдение которых обеспечивает единство требований и определяет необходимый уровень подготовки художника-педагога. Национально-региональный компонент выделен одной строкой по каждому разделу типового учебного плана. По замыслу разработчиков художественных стандартов, регионы самостоятельно формирует содержание национально-регионального компонента.

Анализ учебных планов художественно-графических факультетов вузов Центрально-черноземного региона очень сильно разнится. На наш взгляд, необходимо выработать единую концепцию по формированию содержания национальнорегионального компонента, которая может быть обязательна для всех художественнографических факультетов региона (Воронежа, Курска, Орла, Липецка и т.д.)

Содержательная составляющая национально-регионального компонента в разделах учебного плана вуза должна разрабатываться комиссией, состоящей из ведущих специалистов художественно-графических факультетов, представляющих разные дисциплины, по той же схеме, что и федеральный компонент.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 3 (23). Т. 1

Шабанов Н. К., Шабанова М. Н. Проблемы подготовки художника-педагога в вузе

на современном этапе

Одной из важнейших проблем современного этапа развития художественнопедагогического образования является согласованность его содержания с программами по изобразительному искусству различных образовательных школ, вариативность и разнообразие программ которых нуждается в разумной упорядоченности.

В подготовке художника-педагога сегодня особо значима проблема развития учебно-материальной базы художественно-графического факультета, уровень которой в связи со значительным сокращением бюджетного финансирования образовательных учреждений не соответствует потребностям организации учебного процесса. А, как известно, художественно-графический факультет - это факультет, который требует больших материальных вложений вуза: содержание живописных, графических, скульптурных, кузнечных, гончарных и других мастерских, пленэрная и музейная практика, методический и натурный фонд, оснащение библиотеки полным комплектом учебников, программ, специальной и методической литературой.

Следует отметить, что в настоящее время, определенное количество методической литературы (монографии, учебники, учебные пособия, методические рекомендации и т.д.) издаются в регионах на базе вузов, где функционируют ХГФ. За редким исключением, мы не знаем, что издается на других художественно-графических факультетах. У нас есть предложение: выделять по одному экземпляру издающихся на ХГФ в регионах работ на художественно-графический факультет МИГУ. Базой, методическим центром может служить кафедра теории и методики преподавания ИЗО и черчения (зав. каф. С.Е. Игнатьев).

Существенным резервом развития образовательной деятельности художественно-графических факультетов является разработка образовательных программ, направленных на обучение уже работающих учителей изобразительного искусства, но не имеющих высшего художественно-педагогического образования. Анализ качественных показателей преподавательских кадров по Центральночерноземному региону показывает, что число специалистов, работающих в образовательных учреждениях разного уровня и не имеющих высшего художественнопедагогического образования, по-прежнему остается высоким. Заочные отделения, функционирующие при художественно-графических факультетах в некоторых вузах не решают данную проблему.

Отдельным направлением в образовательной деятельности художественнографических факультетов стало введение программ дополнительного высшего художественного образования. Нарастание потребности в такого рода услугах в условиях демографического спада и рыночных отношений очевидно. На многих факультетах открывается совершенно новые специальности. Иолагаем, что подготовка на базе ХГФ живописцев, скульпторов, графиков, дизайнеров и др. специалистов не всегда оправданна и обоснованна. Дело даже не в материальной базе, оснащении мастерских и преподавателях, которые должны организовывать учебный процесс со студентами. Дело в другом. Специалистов такого профиля нужны единицы, если можно так выразиться, это штучный «товар». Не случайно в многомиллионных столицах Москве, Санкт-Иетербурге, богатейших культурных центрах, принимают лучших из огромного числа желающих поступить. А потом еще школа, традиции, производственные мощности.

Из истории художественной педагогики мы знаем, что существовала практика подготовки учителей ИЗО на базе Строгановского училища (1825 г.) и Академии художеств (1879 г.) - были открыты педкурсы. Но впоследствии данные учебные заведения отказались от этой деятельности. Каждый вуз, факультет должен заниматься профессионально своим делом.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Можно понять, когда подготовка по дополнительным специальностям на ХГФ проводится на коммерческой основе, когда не сокращается набор на профильные факультетские специальности, и можно только сожалеть, когда происходит обратное.

Приходится также сожалеть, что по объективным и субъективным причинам преподаватели художественно-графических факультетов повышают свою квалификацию или проходят стажировку на месте, в своем городе, что неизбежно ведет к снижению качества проведения такой формы повышения квалификации. Думается, что следует обратить на эту проблему внимание и, может быть, организовать повышение квалификации преподавателей по регионам. Скажем, сначала в одном городе, затем в другом (Орел, Курск, Воронеж, Липецк). Для прочтения лекций и организации занятий по профилям приглашать ведущих специалистов из Москвы и других городов. Здесь и общение, и обмен опытом, и организация выставок, и т.д.

Таким образом, даже беглый анализ структуры рынка образовательных услуг, удовлетворение которых по силам художественно-графическим факультетам, показывает, что ведущими тенденциями в формировании образовательной системы художественно-педагогического образования должны стать:

О постоянный мониторинг состояния рынка образовательных услуг;

□ разработка гибкой модели подготовки специалиста;

О постоянное обновление содержания образования;

□ создание эффективной системы диагностики качества подготовки художника-педагога;

□ усиление взаимодействия всех уровней подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 3 (23). Т. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.