Научная статья на тему 'Проблемы перспективного развития Крайнего Севера'

Проблемы перспективного развития Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1640
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЭКОНОМИКА ЯКУТИИ / COUNTRY’S COLLAPSE / ECONOMIC GLOBALIZATION / FINANCIAL CAPITAL / TRANSFORMATION OF ECONOMY / NON-LIBERAL MODEL OF ECONOMY / NEW ECONOMICS / INSTITUTIONAL MODEL / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Попов А.А., Мыреев А.Н., Сергеева В.В., Федорова С.В.

В статье обоснована необходимость новой экономики России для преодоления экономического кризиса, вызванного экономическими санкциями, путем внедрения институциональной модели экономики. Рассмотрены проблемы и перспективы развитие экономики Республики Саха (Якутия) в условиях глобализации и возрастания роли финансового капитала в мире, показаны перспективы экономики региона, этапы, достижения реализации ряда федеральных программ по развитию региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the prospective development of the Far North (Russia, Yakutsk)

Contemporary geo-strategical, geopolitical and geo-economical processes take place due to the concentration and centralization of production, growth of the role of financial capital, as well as intellectual, environmental and human factors in the global economy, especially in the spheres of education, science, health care, culture, informational and intellectual potential, etc. The authors emphasize the necessity of developing new Russian economy based on the institutional model to overcome the economic crisis caused by the introduction of economic sanctions

Текст научной работы на тему «Проблемы перспективного развития Крайнего Севера»

Ill

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

деятельности. В связи с этим разработка и принятие документа в виде республиканской программы, в котором будут систематизированы разобщенные мероприятия, позволит решить многие актуальные проблемы занятости в сельской местности и повышения уровня доходов сельского населения.

Концепция Международной организации труда «Достойный труд» означает возможности людям получать продуктивную работу в условиях безопасности, свободы, равенства и уважения человеческого достоинства [6].

Программа региональной концепции достойного труда, в центре которой — занятость, социальная защита, права и социальное партнерство, создаст основу для решения проблем с помощью мер программ и политики, в которых объединяются социальные и экономические цели. Поскольку большая часть нуждающихся слоев населения живет в сельских районах, повышение уровня благосостояния и улучшение жизни сельского населения с помощью утверждения главных особенностей достойного труда — в первую очередь, возможностей получения оплачиваемой, продуктивной работы — добавят существенный вклад в республиканские усилия, направленные на улучшение жизни сельского населения.

По мнению экспертов Международной организации труда, «Рынки труда в сельских районах не всегда функционируют эффективно, так как методы управления и институты рынка труда обычно слаборазвиты и не обладают достаточным потенциалом для непосредственного решения вопросов, определяющих предложение рабочей силы и спрос на нее. Рынки труда в сельских районах имеют сложный и неустойчивый характер» [6].

Представление того, как условия, оказывающие влияние на предложение рабочей силы (социальные нормы, демографические факторы, доступ к земле, а также уровень образования и здравоохранения), взаимодействуют с условиями, влияющими на спрос (уровень инвестиций, общий экономический рост, технический прогресс и доступ к рынкам сбыта), позволяет увидеть возможности и вызовы, чтобы содействовать расширению и повышению качества занятости в сельских районах. Именно через посреднические институты и структуры, а также процедуры управления рынком труда трехсторонние участники могут самым непосредственным образом содействовать более эффективному функционированию рынка труда с точки зрения результативности, справедливости и социальной защиты [6].

Литература

1. Население [Электронный ресурс]: Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Саха (Якутия). — Режим доступа: http://sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ru/statistics/population/

2. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sakha.gov.ru/

3. Население [Электронный ресурс]: Статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/

4. Уровень жизни [Электронный ресурс]: Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Саха (Якутия). — Режим доступа: http://sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ru/statistics/standards_of_life/

5. Рынок труда и занятость населения [Электронный ресурс]: Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Саха (Якутия). — Режим доступа: http://sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ru/statistics/ employment/

6. Доклад IV. Содействие занятости в сельских районах в целях сокращения масштабов бедности / Международная конференция труда, 97-я сессия 2008 г., с.24.

ПРОБЛЕМЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

А.А. Попов,

заведующий кафедрой экономической теории Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, доктор экономических наук, профессор, действительный член Академии наук Республики Саха (Якутия), академик Российской академии социальных наук (РАСН), Международной академии науковедения (МАН),

член-корреспондент СО АН Высшей школы

А.Н. Мыреев,

доцент кафедры экономической теории Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

кандидат экономических наук

В.В. Сергеева,

аспирант Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

С.В. Федорова,

аспирант Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

В статье обоснована необходимость новой экономики России для преодоления экономического кризиса, вызванного экономическими санкциями, путем внедрения институциональной модели экономики. Рассмотрены проблемы и перспективы развитие экономики Республики Саха (Якутия) в условиях глобализации и возрастания роли финансового капитала в мире, показаны перспективы экономики региона, этапы, достижения реализации ряда федеральных программ по развитию региона.

Ключевые слова: новая экономика, институциональная модель, качество жизни, экономика Якутии.

УДК 332 1(470-17)

В настоящее время модель экономического развития Рос- ной продажи нефти, природного газа, алмазов, золота, угля и сийской Федерации характеризуется как неолиберальная и других уникальных полезных ископаемых на мировом рынке. «сырьевая экономика», которая функционирует за счет выгод- Однако перспектив у такой экономики нет. В этих условиях

276

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ш

институциональная экономическая модель могла бы стать системообразующей формой государственного управления и ускорения темпов экономического роста и социального развития, особенно в регионах опережающего развития районов Крайнего Севера и Арктической зоны.

Якутия — индустриально развитая республика, имеющая 13 городов, 42 поселка городского типа, 364 наслега. Огромная территория Республики Саха (Якутия), суровый климат и особенно абсолютно — дискомфортные (Арктические районы (улусы) и относительно — дискомфортные (все остальные районы (улусы) Крайнего Севера) условия для проживания требуют особого подхода к специфическим проблемам повышения качества жизни населения.

Отсутствие постоянной транспортной связи с центральными городами, а внутри республики — между городами, поселками городского типа и сельскими населенными пунктами создает дополнительные проблемы.

Сегодня в Якутии нужна своя региональная институциональная модель прямого и косвенного методов управления экономикой с учетом специфических условий и механизмов организации управления огромной территорией. Особенно острым в республике стало чувство потери эффективного использования объектов собственности крупных компаний, акционерных обществ, холдингов, корпораций. Наблюдаются низкие темпы формирования собственных экономических и финансовых источников экономического роста реальной экономики и плюс к тому деньги довольно быстро уходят за пределы Якутии, медленно реализуются стратегические задачи повышения качества жизни населения.

В последние годы, несмотря на трудности экономического развития, достигнута положительная динамика в развитии основных показателей экономики Республики Саха (Якутия). Начало третьего тысячелетия было более удачным по сравнению с первыми годами перехода к рыночной экономике. Сегодня в РС (Я) функционирует 35 различных программ. Каждая программа как составной элемент программно-целевого метода руководства экономикой должна быть интегрированной в общую систему экономического и социального развития.

Стержнем нового курса стратегического развития регионов является новая индустриализация на базе модернизации, инновации в области экономики и социальной сферы. В этих условиях экономика страны начинает функционировать более целенаправленно под руководством Президента, Правительства РФ, министерств, ведомств и всех субъектов Федерации. Сейчас как никогда нужны стабильность в экономическом росте, обеспечение устойчивого реального курса рубля, пропорциональности количественных и качественных макроэкономических показателей народного хозяйства страны. Очень важно устойчивое развитие действенных эффективных связей между отдельными сферами расширенного воспроизводства валового внутреннего продукта (ВВП), валового регионального продукта (ВРП), жизнеобеспечения населения и определение условий для сохранения и развития генофонда народов. Эти показатели применимы для характеристики оптимальных пропорций динамичного равновесия в социально-экономическом, биологическом, демографическом развитии общества, они позволяют разрешать противоречия между отдельными социальными слоями населения, сферами расширенного воспроизводства, а также потребностями общества в природных ресурсах и возможностями их использования в интересах удовлетворения постоянно растущих разумных потребностей населения. Сейчас как никогда острее поднимаются проблемы повышения высокого качества жизни населения. Критерием социально-экономического развития любой страны, регионов, городов, муниципальных, поселенческих образований и тем более оценки достижений каждого человека, семьи, социальных групп и общества становится качество жизни населения. Это экономическая категория выступает оценкой измерения и отражения успехов страны, регионов и субъектов федерации, отдельного человека, личности, семьи и общества, достижений общественных наук как экономической теории, экономики, социологии, философии, логики и других общественных наук.

Стратегия экономического и социального развития страны до 2020 г. предполагает реализацию ряда крупных программ развития регионов, разработку и внедрение крупных инвестиционных мегапроектов путем частно-государственного партнерства и государственной поддержки для ускорения темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП) и валового регионального продукта (ВРП) субъектов федерации. Программы экономического и социального развития федеральных округов, регионов, субъектов федерации на долгосрочный период до 2020-2025 гг., определение опережающих темпов экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья и в перспективе в отдельных субъектах федерации предполагают формирование Особых свободных экономических зон в Дальневосточном федеральном округе. Наиболее актуальной проблемой становится опережающее развитие регионов Забайкалья, Дальнего Востока, районов (улусов) Крайнего Севера и Арктической зоны и Арктики-Азии, ускоренное развитие производственной, инженерной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры субъектов Российской Федерации.

По итогам 2014 г. в целом по стране промышленное производство выросло на 1,7%, то в Дальневосточном регионе — 5,3%. «За последние 10 лет, начиная с 2002 г., общий объем денежных доходов населения Республики Саха (Якутия) увеличился более чем в 4 раза и составил в 2011 г. 294,2 млрд рублей. В расчете на одного жителя республики среднемесячные денежные доходы составили 25616,9 руб. (рост по сравнению с 2010 г. на 11%, с 2002 г. — в 4,1 раз)» [4]. Республика Саха (Якутия) входит в пятерку регионов с наибольшими показателями объема ВРП на душу населения среди регионов Дальневосточного федерального округа и занимает третье место после Сахалинской области и Чукотского автономного округа. По оценке 2011 г. ВРП составляет 411,5 млрд руб. Удельный вес инвестиций в основной капитал по республике в объёме ВРП в 2011 г. составил 36% против 32% в 2010 г. В Российской Федерации удельный вес инвестиций в объёме ВВП в 2011 г. составил 19,7% против 20,4% в 2010 г. В 2011 г. объём ВРП на душу населения в Республике Саха (Якутия) составил 483 тыс. руб. За последние годы динамика индекса развития человеческого потенциала в Республике Саха (Якутия) имеет положительную тенденцию роста. Республика Саха (Якутия) вошла в группу развитых регионов России по индексу человеческого потенциала, заняв 20 место, а среди регионов Дальневосточного федерального округа — 2 место (0,823) после Сахалинской области (0,829).

Однако экономика, социальная сфера и финансы Республики Саха (Якутия), как стержневые составляющие экономической системы регионального масштаба, характеризуются наличием сложных проблем экономического и социального развития. Это, прежде всего, трансформация экономики и социальной сферы, деиндустриализация экономики республики, моноструктурная сырьевая экономика, монопрофильные города, монопрофильные поселки, высокая капиталоемкость крупномасштабных инвестиционных проектов, неэффективная практика природопользования в интересах крупных собственников, акции крупных районообразующих предприятий проданы компаниям, слабая развитость производственной, инженерной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. Правда, почти 80% сельских населенных пунктов не имеют связи между собой и особенно наземными видами транспорта. Строительство железной дороги пока остановилось, не доходя до г. Якутска за рекой Лена, где живет треть населения республики. Железная дорога-это реальная постоянная связь с российскими городами и регионами, регулярный поток товаров и особенно топливно-энергетических ресурсов, ускорение оборота денег, человеческие контакты, повышение качества и уровня жизни населения. В современном мире связь и транспортная инфраструктура обеспечивают единое мировосприятие многонационального народа Якутии и особенно коренных жителей огромного жизненного пространства — якутов и малочисленных народов Севера. Мечта народов Якутии о строительстве железной дороги более реально начала осуществляться свыше 40 лет тому назад со времен строитель-

277

Ill

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

ства малого БАМА и угольного комплекса в Нерюнгринском угольном разрезе. Все расходы строительства малого БАМА полностью были возмещены за счет строительства угольного комплекса, когда добыча угля была доведена до 17 млн тонн угля в год. Страна получала валютные ресурсы за счет продажи качественного нерюнгринского угля другим странам.

Основная часть производственного, жилого фонда, объектов недвижимости учреждений образования, здравоохранения, культуры и в целом состояние социальной сферы РС (Я) не соответствуют современным инженерно-техническим, нормативным и экологическим требованиям эксплуатации. С каждым годом нарастают темпы миграции населения за пределы республики, усложняя весь демографический процесс в Якутии. В последние 20 лет численность населения Якутии имеет тенденцию к снижению в результате острого проявления отрицательных миграционных процессов. Эту сложную проблему демографического процесса Якутии обостряют сами руководители крупных компаний, холдингов, корпораций, привлекая рабочих и специалистов вахтенным способом из других регионов. «Временщики» кардинально не решают проблемы трудовых ресурсов Республики Саха (Якутия). В развитии производительных сил республики нужны постоянные кадры фирм, компаний, корпораций, работающие на перспективу и эффективно в интересах всего многонационального народа Якутии и страны в целом.

С каждым годом обостряются риски в обеспечении экономической и социальной безопасности населения в районах Крайнего Севера и Арктической зоны. Цены и тарифы на товары и услуги растут быстрее, чем темпы роста инфляции. Денежные доходы населения становятся меньше потребительских расходов, сохраняются причины нарастания бедности сельского населения, устойчивая безработица в моногородах, рабочих поселках, сельской местности и особенно среди молодежи. Во многих сельских населенных пунктах Якутии до сих пор отсутствует благоустроенное жилье, сохраняется низкий уровень благоустройства жилья в моногородах (низкая обеспеченность водопроводом, канализацией, теплоснабжением), что порождает новые риски в жизни жителей районов (улусов) Крайнего Севера и Арктической зоны.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 3 февраля 2006 г. № Пр-154 по итогам его визита в Якутию была разработана программа развития Республики Саха (Якутия), которая названа «Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г.», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации [6]. В «Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г.» отмечено, что Республика Саха (Якутия) станет регионом с высокоразвитой экономикой, валовой региональный продукт к 2020 г. возрастет в 2,8 раза, инвестиции в основной капитал — в 4,7 раза, объем промышленного производства — в 3,6 раза, налоговых доходов бюджета республики — в 8 раз, реальных денежных доходов населения — в 3,6 раза по сравнению с 2005 г. Сейчас полагалось бы очень внимательно проанализировать эти показатели и ежегодно вносить на рассмотрение правительственных органов данные по исполнению постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. № Пр-154, так как до 2020 г. осталось очень мало времени. Данная программа нацелена не только на «ускорение» или «улучшение» заданных конкретных количественных параметров, но и на качественное изменение экономической и социальной политики Правительства Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период.

Основным принципом указанной программы является создание максимально благоприятных условий для комплексного развития производительных сил территории и повышения эффективности ведущих региональных кластеров, реализации мегапроектов Южной Якутии и Томпонского промышленного района Республики Саха (Якутия). Реализация проектов комплексного развития Южной Якутии и Томпонского промышленного района республики приведет к созданию значительного

числа новых качественных рабочих мест, росту доходов и повышению качества жизни населения.

Значимость новых инвестиционных проектов определяется созданием принципиально новой экономической базы республики, что неизбежно повлечет за собой стабильный рост денежных доходов населения, улучшение демографической ситуации (сохранение в регионе молодого и наиболее экономически активного населения) и целого ряда других параметров, характеризующих качество жизни населения. Реализация мегапроектов Южной Якутии будет способствовать ускорению темпов формирования новых региональных территориальных кластеров и опережающему экономическому росту Республики Саха (Якутия), в целом Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Восточная территория страны в целом явно отстает от европейской территории по основным параметрам экономического развития и реализуемым масштабным крупным инвестиционным проектам инфраструктурного характера и испытывает стабильный миграционный отток населения. Это в долгосрочной перспективе чревато многими негативными последствиями, вплоть до угрозы экономической и социальной безопасности населения Дальнего Востока, Забайкалья, районов Крайнего Севера и Арктической зоны, а также в целом безопасности российского государства. В этой связи поиск и поддержка «точек экономического роста» Восточной Сибири и в том числе Дальнего Востока, Забайкалья, районов Крайнего Севера и Арктической зоны является стратегической и становится самой актуальной задачей государства на современном этапе развития страны, прежде всего, в силу возможности укрепления позиций Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В этом плане создания Министерства Дальнего Востока Российской Федерации станет важным звеном в реализации стратегических задач государства в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В «Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г.» намечено осуществить комплексное экономическое и социальное развитие всех отраслей народного хозяйства на основе опережающего развития промышленного производства и социальной сферы на основе добычи алмазов, нефти, природного газа, угля, золота, олова, железной и урановой руды. Намечено создание новых рабочих мест не в сырьевых отраслях экономики, а в отраслях, связанных с глубокой переработкой сырья на месте и эффективным использованием производственной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры, ускоренным развитием традиционных отраслей народного хозяйства и улучшение продовольственной безопасности населения в районах Крайнего Севера и Арктической зоны. Это связано с переходом районов Крайнего Севера и Арктической зоны, отраслей народного хозяйства и хозяйствующих субъектов на индустриальный, постиндустриальный, инновационный этапы развития.

В настоящее время очень важно создание конкурентоспособных товаров на базе инновационных технологий по добыче уникальных полезных ископаемых. Настало время обязательной организации переработки добываемых полезных ископаемых, выпуска конкурентоспособных товаров и услуг на месте. Стратегический прорыв в экономическом и социальном развитии Якутии достигается реализацией «точки экономического роста», сохраняя единый народнохозяйственный комплекс республики путем усиления государственного контроля над владением, распоряжением и пользованием недровых богатств. В настоящее время важнейшей стратегической задачей является выход из длительного структурного экономического кризиса страны. В условиях рыночной экономики необходимо научно обосновать уровень комплексного социально-экономического развития территорий районов Крайнего Севера и Арктической зоны с учетом функционирующей институциональной экономической модели и механизмов реализации конкретной социально-экономической концепции развития.

В программе социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 г. уделяется большое внимание созданию более благоприятного единого экономического

278

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ш

пространства рыночной экономики с учетом специфических особенностей развития районов Крайнего Севера и Арктической зоны. В условиях огромной территории Республики Саха (Якутия) с учетом природно-климатических особенностей нужна устойчивая, надежная круглогодично доступная населению транспортная, информационная связь, энергетическая, производственная и социальная инфраструктура для эффективного использования богатейших уникальных полезных ископаемых, биологических природных ресурсов. В результате создания этих условий в полной мере проявятся преимущества создание индустриальных парков, региональных экономических свободных зон, кластеров, городов, муниципальных и поселенческих образований, интеллектуального и информационного потенциала Республики Саха (Якутия). Возникла необходимость в разработке основных направлений развития индустриальных парков, инновационных центров, энергетики Республики Саха (Якутия) до 2030-2050 гг. В современных условиях регионы сырьевой направленности экономики объективно попадают в положение деиндустриализации своего промышленного производства и на фоне остроты этих проблем как никогда возрастают интеллектуальные факторы экономического роста.

Качество жизни населения — это экономическая категория, которая выражает уровень экономического и социального раз-

вития страны. Повышение качества жизни населения выступает как наиболее фундаментальная проблема в развитии современного общества. Развитие личности и удовлетворение ее разумных материальных и духовных потребностей населения всегда была и остается главной задачей нашего государства. Высокие темпы стабильного роста производительности общественного труда обеспечивают благосостояние населения как главного источника богатства народов. Однако степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, прежде всего, качество здоровья, образования, питания, комфорт жилища, здравоохранения, сферы обслуживания, окружающей среды, экологии, быта, досуга, культурных и духовных потребностей людей полностью зависят от характера общественного строя и производственных отношений общества. В широком плане высокое качество жизни населения представляет собой комплексную характеристику социально-экономических, медико-биологических, культурно-массовых, воспитательных, экологических факторов и условий существования личности, социальных групп, положения человека в обществе, отражающую уровень реализации разумных потребностей людей и степень удовлетворенности их жизненных планов в соответствии с экономическими и социальными стандартами качества жизни населения.

Литература

1. Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. 25 апреля 2005 г.

2. Качество жизни населения в условиях рыночной экономики: учебное пособие / А.А. Попов, А.Н. Мыреев. — Якутск: Изд. дом СВФУ, 2013.-С. 132.

3. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: Учебник. — М.: Экономика, 2013.-С.67.

4. Экономическая свобода и государство: друзья или враги / Под ред. А.П. Заостровцева. — Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр». — СПб.: «Леонтьевский центр», 2012. — С.69-70.

5. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) // Благосостояние населения Республике Саха (Якутия) (Изменение уровня жизни населения Республики Саха (Якутия) за последние 10 лет). — Якутск, 2012.-С.30.

6. Глобализация экономики и влияние мирового кризиса на развитие северного региона: концепции, проблемы, решения / А.А. Попов, А.Н. Мыреев, С.А. Попова. — Якутск: Изд. -полиграфический комплекс СВФУ, 2010. — С.256.

279

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.