Научная статья на тему 'Проблемы органов местного самоуправления в области земельных отношений в РФ'

Проблемы органов местного самоуправления в области земельных отношений в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бадамшина Л. Ф., Владимиров И. А.

Проблемы органов местного самоуправления в области земельных отношений в РФ. В данной статье рассматриваются проблемы органов местного самоуправления в области земельных отношений в РФ. Раскрывается исследование полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений. Перечисляются причины и возможные пути решения их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы органов местного самоуправления в области земельных отношений в РФ»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД

УДК 342.25

Л.Ф. Бадамшина, И.А. Владимиров

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ

Проблемы органов местного самоуправления в области земельных отношений в РФ. В данной статье рассматриваются проблемы органов местного самоуправления в области земельных отношений в РФ. Раскрывается исследование полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений. Перечисляются причины и возможные пути решения их.

Ключевые слова: земельные ресурсы, органы местного самоуправления, региональные органы управления, нормативно правовые акты.

Земля в нашем государстве является самым неоднозначным видом ресурсов, несмотря на все земельные реформы, которые были и есть. Государственная собственность которая создавалась годами исчезает на глазах, а вот становление частной собственности происходит медленно. Цель данной статьи - показать неправильность действующего законодательства и, как результат, ряд проблем, которые возникают при процессе управления земельными ресурсами. Большое экономическое, политическое, социальное значение земли в жизни людей обусловлено тем, что она являлась в течение многих лет основным источником благосостояния, то есть земельные отношения занимали особое место в системе общества. Условия для оборота земельных участков определены в Конституции РФ, установлены гарантии собственности прав граждан на землю, принцип равной защиты всех ее форм.

Сделки с земельными участками регулируются преимущественно нормами гражданского законодательства. Основные положения гражданского законодательства определяют принципы и источники, правила возникновения гражданских прав и обязанностей, их осуществление и защиту.

Некоторые вопросы сделок с землей, договорных отношений и гражданского оборота регулируются нормами Земельного кодекса РФ, иными федеральными законами, законами субъектов РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Вопросы, касающиеся заключения, исполнения и прекращения сделок, могут определяться актами министерств и ведомств.

Большое значение для правового регулирования земельных отношений имеет Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. Земельное законодательство представляет собой систему нормативных актов рФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Основные нормы земельного права содержатся в Земельном кодексе РФ, который основывается на нормах Конституции РФ. Нормы земельного

© Бадамшина Л.Ф., Владимиров И.А., 2013.

51

Новый университет. 2013. № 4 (26).

ISSN 2221-7347

права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК РФ, федеральным законам. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Регулирование земельных отношений соприкасается с регулированием использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости. ЗК РФ определяет условия взаимодействия его норм и норм иных правовых актов. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природныхтерриторий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяется специальное законодательство. К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

В условиях проведения правовой реформы наиболее важным является исследование полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений. В п. 2 ст. 11 ЗК РФ содержится огромный перечень их полномочий, в связи с чем необходимо обязательное использование нормативных правовых актов. Все это к тому, что органы местного самоуправления зачастую выходят за рамки прав и принимают решения, муниципальные правовые акты, противоречащие действующему федеральному законодательству. Основными нормативными правовыми актами, которые определяют полномочия органов местного самоуправления являются: Земельный, Градостроительный кодексы РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В любом случае принятие муниципальных правовых актов должно осуществляться в соответствии с Конституцией, федеральными законами, законами субъектов РФ, а также подзаконными нормативными актами Федерации и субъектов РФ. Частыми являются случаи, когда органы местного самоуправления делегируют полномочия с нарушением порядка, установленного законодательством. В качестве примера можно привести случаи, когда органы местного самоуправления муниципального района вмешиваются в полномочия органов местного самоуправления поселений или городского округа.

В настоящее время огромных преград для формирования эффективного местного самоуправления нет. К тому же, уже все необходимые структуры и институты есть. Однако на практике местное самоуправление работает малоэффективно и недостаточно востребовано региональными органами управления. Основными причинами этого являются:

- отсутствие целостной системы государственного территориального управления;

- несогласованность и недостаточная проработанность законодательства;

- недостаточная подготовленность кадров;

- недостаточно рациональная территориальная организация;

- непроработанность и неэффективность механизмов контроля за деятельностью местного самоуправления как со стороны государства, так и со стороны населения.

Таким образом, органы местного самоуправления имеют полномочия самостоятельно регулировать земельные отношения. Принятые ими нормативные правовые акты выступают важной частью системы земельного законодательства России. В связи с возникающими проблемами, связанными с определением полномочий данных органов управления в области регулирования земельных отношений, необходимо их исследование и проведение таких мероприятий и

52

ISSN 2221-7347

Экономика и право

принятие мер, решений, которые бы остановили органов местного самоуправления вольничать и пренебрегать вышестоящими законами, указаниями, приказами, актами.

Библиографический список:

1. Конституция РФ.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 04.03.2013).

3. Административное принуждение и административная ответственность // Сборник нормативных актов М.: Бек, 1998.

4. Боголюбов С.А. Земля и право. М.: Инфра, 1997. 16 с.

5. Государство и право. 1995. № 8. С. 35-44 // Современные проблемы нового земельного законодательства.

6. Ерофеев Б.В. Земельное право. М.: Новый юрист, 1998. С. 30.

7. Жариков Ю., Улюкаев В. земельное право России. М.: Былина, 1997. С. 182-186.

8. Забелышенский А.А. Правовая охрана земель как составной части природного комплекса. Свердловск, 1979. С. 15.

9. Иконицкая И.А. Красно Н.И. Земельное право и охрана природы // Советское государство и право.

10. Колбасов О.С. Экология: политика - право. М., 1975. С. 216.

11. Комов Н. Управление земельными ресурсами России. М., 1995.

12. Комов Н., Родин А., Алаказ В. Земельные отношения и землеустройство в России М.: Руалит», 1995. 512 с.

13. Петров В.В. Объект и предмет правовой охраны природы в СССР // Советское государство и право. 1976. № 4. С. 60.

14. Петров В.В. Земельное право России: Учеб. По специальности «Правоведение». М.: Зерцало,

1998.

15. Файрадова У.Ш. Административная ответственность за нарушение природоохранительного законодательства. Баку: Элм, 1989. 178 с.

Статья поступила в редакцию 26.04.2013.

БАДАМШИНА Лиана Фанилевна - студент экономического факультета Башкирского государственного аграрного университета.

ВЛАДИМИРОВ Игорь Александрович - кандидат юридических наук, доцент Башкирского государственного аграрного университета.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.