Научная статья на тему 'Проблемы организационного проектирования структур управления виртуальным предприятием'

Проблемы организационного проектирования структур управления виртуальным предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1099
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / VIRTUAL ENTERPRISE / BUSINESS PROCESS / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / INTEGRATED INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жук Марина Алексеевна, Сальников Сергей Игоревич

В статье рассматриваются вопросы организационного проектирования структур виртуальных предприятий как новых организационно-производственных форм. Проводится анализ специфики и принципов формирования виртуальных предприятий в условиях современной информационной экономики, при этом виртуальное предприятие рассматривается как единая бизнес-система, состоящая из независимых агентов-партнеров, осуществляющих виртуальное взаимодействие в рамках выполнения того или иного проекта. С целью повышения эффективности функционировании виртуальных предприятия предлагаются различные подходы к проектированию их функционально-организационной структуры, выделяются централизованные, распределенные и децентрализованные типы управления виртуальными предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ORGANIZATIONAL DESIGN OF STRUCTURES OF MANAGEMENT OF THE VIRTUAL ENTERPRISE

In article questions of organizational design of structures of the virtual enterprises as new organizational and production forms are considered. The analysis of specifics and the principles of formation of the virtual enterprises in the conditions of modern information economy is carried out, thus the virtual enterprise is considered as the uniform business system consisting of the independent partner agents who are carrying out virtual interaction within implementation of this or that project. For the purpose of efficiency increase functioning virtual the enterprises are offered various approaches to design of their functional and organizational structure, the centralized, distributed and decentralized types of management of the virtual enterprises are allocated.

Текст научной работы на тему «Проблемы организационного проектирования структур управления виртуальным предприятием»

УДК 332.143:330.47:004.823

Жук М.А., Сальников С.И.

Оренбургский государственный университет E-mail: eng_m@inbox.ru

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

В статье рассматриваются вопросы организационного проектирования структур виртуальных предприятий как новых организационно-производственных форм. Проводится анализ специфики и принципов формирования виртуальных предприятий в условиях современной информационной экономики, при этом виртуальное предприятие рассматривается как единая бизнес-система, состоящая из независимых агентов-партнеров, осуществляющих виртуальное взаимодействие в рамках выполнения того или иного проекта. С целью повышения эффективности функционировании виртуальных предприятия предлагаются различные подходы к проектированию их функционально-организационной структуры, выделяются централизованные, распределенные и децентрализованные типы управления виртуальными предприятиями.

Ключевые слова: виртуальное предприятие, бизнес-процесс, организационная структура, интегрированное информационное пространство.

В настоящее время, в условиях развития информационного общества, особую актуальность приобретают исследования в области разработки таких принципиально новых форм организации хозяйственной деятельности как виртуальные предприятия. При этом в современном обществе все большую долю рынка занимают предприятия, работающие в сфере информационно-коммуникационных услуг, подобные услуги становятся востребованными практически во всех сферах деятельности. Востребованность информационно-коммуникационных услуг как юридическими, так и физическими лицами и современная идеология ресурсосберегающих организаций обуславливает возрастающую популярность создания виртуальных информационно-коммуникационных предприятий, как неотъемлемой части электронного бизнеса.

Определимся с терминологическим аппаратом - в [1] виртуальное предприятие определяется как некоторая сетевая, компьютерно-опосредованная структура, которая состоит из множества агентов взаимодействующих между собой, агенты могут быть расположены в разных местах и являться неоднородными. С целью моделирования виртуальное предприятие целесообразно представить в виде некоторой бизнес-системы, структурообразующими элементами которой являются модели управления виртуальным предприятием, клиенты, модели предприятий-филиалов, предприятий-партнеров и т.п. На концептуальном уровне модель представлена на рисунке 1.

Поскольку в основе функционирования виртуального предприятия лежит совершенно новая (отличная от традиционных) организационная форма на текущий момент времени теоретические и практические аспекты проектирования структуры управления виртуальным предприятием являются еще недостаточно проработанными.

Одним из ведущих отечественных ученых, работающих в этой области является С.И. Паринов [2], работы которого по сути определили агентно-ориентированное направление проектирования эффективных виртуальных экономических структур и виртуальных предприятий в частности. Агент-ный подход позволяет проектировать гибкие организационные структуры интегративного взаимодействия хозяйствующих субъектов, что дает существенное конкурентное преимущество за счет оперативности реагирования на рыночные изменения и значительного сокращения сроков выполнения заказов клиентов. Это достигается за счет кооперации хозяйствующих субъектов, децентрализации координации управления их взаимодействием и интеграции их ресурсов.

Особую актуально сть агентный подход приобрел в условиях развивающейся информационной экономики, это обусловлено в первую очередь глобализацией рынков и как последствие резкое усиление конкуренции. Кроме этого, произошли значительные изменения в жизненных циклах товаров и способах их продвижения, к ним можно отнести:

- увеличение скорости устаревания новых продуктов и технологий;

- быстрая смена маркетинговых идей и способов продвижения товаров;

- глобальное внедрение информационных технологий как в сам процесс производства товаров, так и во все экономические процессы в целом.

Все вышеперечисленные изменения оказали существенное влияние на организационные формы и методы управления современными предприятиями. Фактически глобализация рынков и повсеместное использование глобальных коммуникационных сетей (Интернет) на сегодняшний день полностью сформировали сетевую экономику, в которой на первый план вышли инновационные продукты и услуги, имеющие несравнимо более высокую конкурентоспособность на глобальном рынке по сравнению с традиционными. В сложившихся условиях виртуальное предприятие обладает рядом существенных преимуществ, так как появляется возможность более быстро реагировать на изменения внешней среды как на микро, так и на макро уровнях, перестраивать структуру. При этом специфика структуры виртуального предприятия такова, что зачастую более выгодно использовать производственные мощности партнеров, являющихся взаимодействующими с предприятием агентами, чем свои собственные.

Жизненный цикл виртуального предприятия может быть разделен на несколько этапов:

Этап 1 - Идентификация партнеров: На этом этапе решаются задачи подбора партнеров и формирования множества ключевых

Рисунок 1. Концептуальная модель виртуального предприятия как бизнес-системы

компетенций, которыми должно обладать предприятие.

Этап 2 - Формирование предприятия: Установление контактов с возможными кандидатами, являющимися потенциальными партнерами предприятия. Распределение ролей между участниками процесса.

Этап 3 - Выполнение проекта (заказа): На этом этапе осуществляется полный цикл изготовления продукта или услуги для заказчика в условиях распределения этапов работы и ресурсов между партнерами (агентами).

Этап 4 - Расформирование предприятия: При условии окончания проекта происходит расформирование сложившегося виртуального предприятия, выполняется распределение прибыли и рисков между агентами-партнерами.

Так как структура виртуального предприятия является гибкой и мобильной - для выполнения следующего проекта происходит перестрой структуры и жизненный цикл начинается с начала. Специфика жизненного цикла виртуального предприятия обуславливает ряд принципов его построения:

- для производства продукции или услуг поиск партнеров может осуществляться без учета территориальных ограничений, фактически по всему миру, ограничениями в данном случае могут являться только узкая специализация и языковые барьеры;

- наличие гибкой, быстро перестраиваемой организационной структуры, благодаря которой можно более эффективно использовать ресурсы;

- децентрализованная подчиненность, объединение агентов-партнеров осуществляется только с целью создания конкретного конкурентоспособного вида продукта или услуги;

- объединение агентов-партнеров существует только до тех пор, пока производимые продукты и услуги соответствуют потребительским стандартам качества и современному технологическому уровню;

- территориально независимые агенты-партнеры объединяют имеющиеся производственные мощности в интегрированном технологическом процессе, при этом отсутствует целостный технологический процесс производства продукции, как это существу-

ет в классических формах организации предприятия;

- в процессе взаимодействия в рамках виртуального предприятия повышается уровень кооперации между агентами-партнерами;

- виртуальное предприятие представляет собой открытую систему, вход и выход подобной системы могут меняться местами, агенты-партнеры сами определяют точки входа в зависимости от текущей потребности, существует возможность миграции и перестройки производственных процессов в виртуальном экономическом пространстве;

- при создании виртуально предприятия используется уже существующая сетевая инфраструктур, посредством которой возможно осуществлять быстрый обмен знаниями, технологиями и другими креативными продуктами между агентами-партерами;

- создание специального WEB-приложения, позволяющего хранить общие для всех агентов-партнеров данные в единой базе данных, например как это представлено в [3].

На основании выделенных принципов построения виртуального предприятия можно сформулировать следующие задачи его создания:

1) создание экономически выгодных союзов агентов-партнеров, территориально удаленных друг от друга;

2) интеграция ресурсов агентов-партнеров, таких как: данные, знания, финансовые ресурсы и технологические ресурсы;

3) создание «ресурсосберегающей организации» на основе использования процессного подхода при проектировании структуры виртуального предприятия, в основе которого лежит совокупность бизнес-процессов. поддерживающих весь жизненный цикл производимой продукции или предоставляемой услуги, благодаря процессному подходу возможна быстра реструктуризация виртуального предприятия и безубыточное расформирование предприятия при условии достижения поставленных для выполнения проекта целей.

Однако, при всех очевидных преимуществах, можно выделить ряд недостатков, характерных для виртуального предприятия [4]:

1) Так как для виртуального предприятия характерная распределенная структура произ-

водства, необходимо организовать дополнительный комплекс мероприятий по защите информации, передаваемой в процессе сетевого взаимодействия.

2) Поскольку агенты-партнеры обладают высокой степенью автономности и достаточно узкой специализацией существует высокая степень риска излишней экономической зависимости партнеров друг от друга.

3) Преобладание горизонтальных организационно-функциональных связей может привести к отсутствию социальной и материальной поддержки, как следствие отсутствия классических договорных отношений и других легитимных форм сотрудничества, закрепленных законодательно.

5) Наличие гибкости производства приводит к усложнению структуры, так как виды деятельности агентов-партнеров могут быть достаточно разнородны.

На основании анализа ряда работ [5,6,7] можно вывести следующее определение виртуального предприятия: предприятия основанное на совокупности сквозных бизнес-процессов, реализуемых посредством интегрированного информационного пространства, представленное множеством агентов-партнеров, которые могут автоматически включатся либо исключаться из означенного множества в зависимости от изменения целей. Основными свойствами виртуального предприятия являются гибкость, инновационность, глобальность. На рисунке 2 пред представлена классификация виртуального предприятия, по следующим признакам:

- по видам;

- по организационной форме;

- по используемому типу управления;

- по максимально возможному количеству проектов;

- по видам отношений между агентами-партнерами;

- по существованию барьеров включения агентов-партнеров в состав виртуального предприятия;

- по степени устойчивости связей между агентами-партнерами;

- по внутренней структуре агентов-партнеров;

- по временному циклу и хронологии существования.

Укрупненная схема функционирования виртуального предприятия представлена на рисунке 3.

Далее рассмотрим проблемы оценки финансовой эффективности виртуальных предприятий в зависимости от их организационных форм. В [8] выявляются основные факторы, влияющие на выбор организационной формы предприятия, к ним относятся: тенденции современных рынков; современные требования, предъявляемые к качеству товаров и услуг; ценовая политика и степень удовлетворенности потребителя; клиент-ориентированные технологи сбыта продукции и продвижения товаров; технологический уровень развития информационно-коммуникационных технологий.

Что касается капитала виртуальных предприятий, то очевидно, что он имеет двойную природу: физическую и интеллектуальную. С одной стороны, именно интеллектуальная природа капитала определяет специфичность финансовой организации виртуального предприятия. Она вы-

ражается информационной составляющей и нематериальными активами, такими как базы данных и знаний и информационно-коммуникационное обеспечение деятельности виртуального предприятия, именно эти компоненты позволяют с той или иной степенью эффективности переносить деятельность предприятия в виртуальное информационное пространство.

С другой стороны, физические структуры виртуальных предприятий (складские помещения, производственные мощности и т.п.) имеют довольно низкую стоимость. Основное преимущество виртуальных предприятий в этом случае достигается за счет того, что деятельность предприятий осуществляется фактически в неограниченном пространстве, могут быть использованы такие формы организации производственных процессов как аутсорсинг; наличие быстро адаптируемых гибридных форм организации; мобильность и восприимчивость к изменениям микро и макро окружающей среды. Конкурентное преимущество в этом случае обеспечивается за счет специфики виртуальной организации - интеграции знаний, наличия прямых виртуальных контактов, в этом контексте виртуальное предприятие можно определить как квазиорганизацию.

Далее рассмотрим типы управления виртуальными предприятиями, с этой точки зрения можно определить три разновидности виртуальных предприятий:

1) Предприятия с централизованным типом управления, в этом случае все участники виртуального предприятия осуществляют свои действия в рамках поручений и полномочий своих организаций. Но существует один участник, который управляет процессом: делает анализ и обобщение, принимает решения, деклариру-

Рисунок 2. Схема классификации виртуальных предприятий

Рисунок 3. Укрупненная схема функционирования виртуального предприятия

ет полномочия и формирует задания для других участников, очевидно, что стратегические ресурсы предприятия сосредоточены именно в этом узле сети. Такая структура является воплощением аутсорсинга, когда все второстепенные производственные функции передаются на подряд сторонним организациям. Очевидно, что организационная структура в этом случает проектируется именно этим агентом-партнером, тогда возможно изменение состава множества всех периферийных предприятий, а центральное предприятие сохраняется.

2. Виртуальное предприятие с распределенным типом управления. В этом случае все ресурсы (материальные и нематериальные) равномерно распределяются между агентами-партнерами. Однако при этом остается некоторый центральный орган управления, который уполномочен принимать решения в случае возникновения конфликтных ситуаций.

3. Виртуальные предприятия с децентрализованным типом управления. Данный тип организации подразумевает, что все про-

цессы управления реализуются только посредством локальных взаимодействий между агентами-партнерами, при этом абсолютно все стратегические ресурсы достаточно равномерно должны быть распределены между агентами-партнерами. Центром виртуального предприятия в данном случае выступает некоторый уникальный проект, который не может быть выполнен ни одним из агентов-партнеров самостоятельно. При такой форме организации виртуального предприятия формальное лидерство является переменным и может передаваться от одного участника к другому по мере изменения их ролей в выполнении проекта и достижения поставленных целей.

Таким образом при проектировании организационных форм виртуальных предприятий в зависимости от специфики проектов, которые будут выполнятся предприятием и с учетом вышеизложенных принципов необходимо выбирать базовую организационную форму, исходя из принципа целесообразности и экономической эффективности.

22.12.2014

Список литературы:

1. Винер Н. Кибернетика и общество. Творец и робот. - М.:Тайдекс Ко, 2003. - 248 с.

2. Паринов С.И. К теории сетевой экономики. - Новосибирск: Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва СО РАН, 2002. - 167 с.

3. Жук М.А. Виртуальная интеграционная площадка региона: методология проектирования: монография. - Оренбург: Пресса, 2011. - 264 с.

4. Соколовская С.А., Стельмашонок Е.В. Базовые принципы организации виртуальных предприятий // Современные проблемы прикладной информатики: Сб. науч. тр. , Редкол .: И.А. Брусакова и др. - СПб: Изд-во Политехнического университета, 2008. - 348 с.

5. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур // Проблемы теории и практики управления. - М.: ЭКСПО, 1998. - №3. - С.63-68.

6. Райсс М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. - М.: ЭКСПО, 1997. - №1. - С.48-65.

7. Тарасов В.Б. Предприятия XXI века: проблемы проектирования и управления // Автоматизация проектирования. - М.: КОН-ТИ+, 1998. - №4. - С.15-20.

8. Севастьянов П.В., Севастьянов Д.П. оценка финансовых параметров и риска инвестиций с позиции нечетких множеств // Надежные программы.- М.: ЭКСПО, 1997. - № 1. - С. 10-19.

Сведения об авторах:

Жук Марина Алексеевна, зав. кафедрой прикладной информатики в экономике и управлении Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, доцент

460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 14321, тел. (3532) 372565, e-mail: eng_m@inbox.ru

Сальников Сергей Игоревич, аспирант кафедры прикладной информатики в экономике и управлении Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, доцент

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 14319, тел. (3532) 372565, e-mail: ssi_2004@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.