Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 27-30.
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
В СУБЪЕКТЕ РФ
Выбор эффективной социальной политики является одной из важнейших задач органов власти. Социальная защита населения - основной атрибут социальной политики любого цивилизованного государства. От ее успешной реализации зависят не только условия жизни населения конкретного региона, но и общие перспективы экономического развития страны. Актуальность и практическая значимость рассматриваемой темы определяется необходимостью создания гибких, способных быстро адаптироваться в новых экономическихуслови-ях программ социальной защиты, основывающихся на лучших мировых достижениях.
Ключевые слова: государство; население; социальная защита; 'социальное обеспечение'; 'социальная безопасность'; 'социальные гарантии'; 'социальная защищенность'.
В настоящее время социальная защита населения становится основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Анализ теоретических разработок и практического опыта, накопленных как в стране, так и за рубежом, свидетельствует, что неизбежным спутником любых социально-экономических реформ является ухудшение положения, снижение жизненного уровня населения, вызванные ростом цен, инфляцией и задержкой выплаты заработной платы и пенсии. Темпы роста стоимости жизни опережают темпы роста доходов населения, что приводит к расширенному воспроизводству малообеспеченных слоев.
Социальная защита - это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни1. В современной России термин 'социальная защита' получил распространение с началом коренных социально-экономических и политических преобразований в стране. Экономическая энциклопедия обозначает социальную защиту населения как «важнейшую функцию государства», обеспечивающую осуществление основных социальных прав и предоставление социальных гарантий индивиду с учетом международных и национальных норм»2. В Большом экономическом словаре дается толкование социальной защиты населения как комплекса мер, направленных на вспомоществование отдельным социальным груп-
пам3. Русский термин 'социальная защита' не имеет однозначного аналога в английском языке. Широко распространенный во многих странах термин 'Social security', означающий систему социальной защиты, на русский язык переводится многовариантно, как 'социальное обеспечение', 'социальная безопасность', 'социальные гарантии', 'социальная защищенность'4.
По мнению В. А. Кузьминой, социальная защита является «научно обоснованной программой государства, обеспечивающей каждому гражданину полноценные условия качества и уровня жизни». Т. С. Пантелеева и Г. А. Червякова под социальной защитой населения понимают «политику государства по обеспечению прав и гарантий, направленную на повышение уровня жизни, удовлетворение жизненно важных потребностей человека»5. Как видим, главное предназначение социальной защиты состоит в поддержании достаточного уровня и качества жизни, удовлетворении насущных потребностей людей, обеспечении нормальной жизнедеятельности.
Это целостная и комплексная система законодательно закрепленных социальных гарантий и механизмов их реализации, обеспечивающих любому члену общества достойный уровень жизни и осуществление своих основных социальных и гражданских прав. Система социальной защиты населения имеет достаточно сложную структуру, каждый элемент структуры специфичен и играет свою собственную роль в обеспечении социальной безопасности человека.
Основные категории системы социальной защиты:
Социальная защита населения
Социальное страхование
Социальное обеспечение
Социальная помощь
Благотворительность
Личные сбережения граждан
Частное личное страхование
Рис. 1. Схема категорий социальной защиты населения
- социальное страхование;
- социальное обеспечение;
- социальная помощь.
Кроме того, можно также отнести к системе социальной защиты - благотворительность и личные сбережения граждан, направленные на личную безопасность, а также частное личное страхование6.
Социальная защита населения представляет собой процесс последовательных мероприятий, осуществляемых обществом и государством с целью обеспечения социальных прав, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования.
В условиях развития рыночных отношений социальная защита населения играет важную роль в создании социально ориентированной экономики, предполагающей обеспечение социальных прав и гарантий граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе. В настоящее время государственная система социальной службы включает 70 учреждений социального обслуживания, находящихся в собственности автономного округа и ведении Департамента труда и социальной защиты населения автономного округа.
Сегодня в большинстве учреждений системы социальных служб внедряется единая методика оценки индивидуальной нуждаемости в услугах социального обслуживания. Это служит основой для разработки учреждением программы индивидуальной реабилитации клиента, способствует повышению адресности социальных услуг.
В настоящее время в муниципальных образованиях автономного округа функционируют 23 комплексных центра социального обслуживания населения. Особенностью комплексных центров социального обслуживания населения в автономном округе является создание в их структуре отделений со-
циальной помощи, предоставляющих услуги всем категориям населения.
В практику учреждений социального обслуживания семьи и детей активно внедряется технология сетевой терапии профилактики семейного неблагополучия. Базовым учреждением по реализации данной технологии является «Центр социальной помощи семье и детям "Зазеркалье"» (г Сургут). Накоплен опыт семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день 25 воспитанников учреждения посещают гостевые семьи; функционирует 12 семейно-воспитательных групп; 10 детей, достигших 16-летнего возраста, находятся на патронажной форме проживания. Семейное жизнеустройство позволяет ребенку приобрести навыки позитивных межличностных внутрисемейных отношений, ускоряет процесс адаптации и социальной реабилитации воспитанников.
Социальные услуги населению предоставляются учреждением социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения "Содействие"», который включает в себя 13 филиалов. Анализ востребованности услуг за 9 месяцев 2012 г. иллюстрируется следующей диаграммой (рис. 2).
9831 22731
ЛР¥18
73485\ К I
\ I \ /25795
15026
□ правовые □ экономические □ медицинские
□ педагогические □ бытовые □ психологические
Рис. 2. Спектр востребованных социальных услуг (шт.)
Наиболее востребованными являются социально-бытовые услуги. Главными направлениями деятельности социальных учреждений являются последовательное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности социальных услуг, развитие инновационных форм обслуживания населения.
В условиях социально-экономических реформ существенно усложняется управленческая деятельность, возрастает персональная ответственность должностных лиц за принимаемые решения. Эти изменения обусловливают повышение требований к уровню профессиональной компетентности руководителей и специалистов. На сегодняшний день штатная численность работников учреждений социального обслуживания автономного округа составляет 6517 человек, фактически занято 5913 ставок, 586 ставок вакантны. Это специалисты различных профилей:
- педагогическое образование имеют 38 % (1103 чел.);
- медицинское образование - 16 % (697 чел.);
- социальное образование - 16 % (491 чел.);
- специалисты иных профилей - 23 % (689 чел.).
Как видим, основная часть сотрудников имеют в основном высшее и среднее специальное образование. Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием для государственной системы социальных служб в автономном округе осуществляют:
- Тюменский государственный нефтегазовый университет;
- Югорский государственный университет;
- Сургутский государственный педагогический университет;
- Нижневартовский государственный гуманитарный университет.
Подготовка и повышение квалификации кадров занимает важное место в системе социального образования, предоставляя социальным работникам возможность постоянно повышать свою профессиональную компетентность для качественного социального обслуживания населения.
С целью выявления уровня качества предоставляемых социальных услуг населению был проведен социологический опрос. Опросу подлежали жители округа в количестве 150 респондентов. Так, на вопрос, «какими качествами должен обладать социальный работник», ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 3.)
Очевидно, что комплексный подход как самостоятельная и обязательная теоретическая база патронажа предопределяет специализацию каждого сотрудника, который должен владеть разными методами, подходами, обладать знаниями по обозначенной проблеме, уметь оказывать помощь в пределах своей компетентности. Особый интерес представляют ответы респондентов на вопрос, «в чем заключаются основные проблемы развития социальных услуг населению»: в низких показателях уровня жизни (26 %), слабой инфраструктуре (32 %), притоке миграционного населения (18 %), недостаточном финансировании (18 %), удаленности расположения населенных пунктов (10 %). Сотрудники социальных служб отметили как демографические, так и социально-экономические проблемы. На вопрос, «могут ли социальные услуги, оказываемые населению, существенно повлиять на их экономическое и социальное положение», респонденты обосновали свою точку зрения, что оказываемые социальные услуги способствуют повышению уровня жизни (34 %) и улучшению социально-бытовых условий клиентов социальной службы (27 %), создают им морально-психологический комфорт (39 %).
50% 40% 30% 20% 10% 0%
■ 41% ™ 31% 34% 38%
29% 26% =
□ Ряд1
И
о £
т
5
£ х
£
Рис. 3. Качества современного социального работника, %
В отношении вопроса о доступности для клиентов социальных услуг мнения разделились. Основная часть социальных работников считает, что услуги доступны в большей степени клиентам пожилого возраста и инвалидам (63 %). Доступность услуг они связывают непосредственно с деятельностью социальных работников. В то же время некоторая часть респондентов ответила на данный вопрос отрицательно, ссылаясь на слабость развитости инфраструктуры (11 %), недоступность объектов социальной сферы для немобильных групп населения(17 %), недостаточное информирование о возможности получения социальных услуг (21 %).
Таким образом, в статье отражены лишь некоторые моменты реализации и механизмы региональной социальной политики на примере ХМАО-ЮГРА, что открывает новые возможности для ее дальнейшего изучения.
Примечания
1 Волгин, Н. А. Социальная политика. М. : Экзамен, 2003. 737 с.
2 Экономическая энциклопедия / гл. ред. Л. И. Абалкин. М. : Экономика, 1999. С. 207.
3 Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 6-е изд., доп. М. : Ин-т новой экономики, 2004. С. 300.
4 Кадомцева, С. В. Социальная защита населения. М. : РАГС, 1999. 275 с.
5 Пантелеева, Т. С. Экономические основы социальной работы / Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова. М. : Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 1999. 160 с.
6 Осипова, Л. Б. Менеджмент : основы теории и деловой практикум / Л. Б. Осипова, С. С. Ситева, Н. В. Шатилович. Тюмень : ТюмГНГУ, 2011. 283 с.