Научная статья на тему 'Проблемы организации рационального сельскохозяйственного землепользования'

Проблемы организации рационального сельскохозяйственного землепользования Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
436
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / СОХРАННОСТЬ ЗЕМЕЛЬ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ / ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / AGRICULTURAL PURPOSE EARTHS / SAFETY OF THE EARTHS / USE OF THE EARTHS / RECONSTITUTING OF THE EARTHS / STABILITY OF LAND TENURE / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Корнева Н. Н.

Рассматриваются вопросы организации и государственного регулирования рационального и эффективного использования и сохранности земель сельскохозяйственного назначения в сельском хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE ORGANISATION OF RATIONAL AGRICULTURAL LAND TENURE

Questions of the organisation and state regulation rational and an effective utilisation and safety of the earths of an agricultural purpose in agriculture are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации рационального сельскохозяйственного землепользования»

и определить задачи и критерии оценки деятельности обслуживающих предприятий.

Данные стратегические направления развития технического сервиса на предприятиях АПК требуют создания благоприятных технических, организационных и экономических условий со стороны государства, предприятий сельхозмашиностроения, технического сервиса и поставщиков материальнотехнических и энергетических ресурсов; разработки механизма реализации стратегии.

Совершенствование форм и методов технического сервиса сельских товаропроизводителей направлено на интенсификацию использования оставшегося машинного парка хозяйств, машинно-технологических станций и других предприятий и организаций независимо от их организационно-правовых форм и юридического статуса.

Первоочередной задачей в реализации предложенной стратегии является научно-методическое и информационно-технологическое обеспечение АПК со стороны отраслевой и вузовской науки. В плане научного обеспечения АПК необходимо пересмотреть и адаптировать к современным экономическим условиям научно-методические основы формирования и эффективного функционирования производственных, вспомогательных и обслуживающих систем. В целом деятельность всей системы предприятий АПК следует направлять на получение максимальной эффективности производственной сферы. Критерии оценки деятельности вспомогательных и обслуживающих структур целесообразно увязать с конечными результатами производителей сельхозпродукции. Необходима разработка экономического механизма для распределения получаемого эффекта, учитывающего конкретный вклад каждого участника в процессе производства.

Результаты исследований [2] показывают, что эти расходы могут быть значительно снижены за счет:

• специализации, концентрации и кооперации этих работ — более чем на 10 %;

• рационального распределения механизированных и ремонтно-обслуживающих работ меж-

ду исполнителями и формирования производственных структур под оптимальную мощность — до 20 %;

• снижения транспортных издержек при осуществлении процессов материально-технического снабжения — до 27.. .30 0%;

• интеграции ремонтно-обслуживающих структур в производственные агросистемы — снижение налогов в 2 раза;

• снижения затрат на содержание машинно-тракторного парка — в 1,4_____1,7 раза;

• создания условий для внедрения фирменного метода технического сервиса.

Комплексная реализация региональной концепции инженерно-технического обеспечения (ИТО) сельских товаропроизводителей позволит в сфере технической эксплуатации машинного парка получить экономическую эффективность, превышающую 200 млрд р. При этом эксплуатационные расходы могут быть снижены и получена годовая экономия финансовых средств на обеспечение механизированных процессов в сумме около 51 млрд р. Кроме того, восстановление объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышение ее качества и сохранности позволит дополнительно получить годовой экономический эффект в размере не менее 14,0 млрд р. Создание региональной интегрированной системы ИТО создает условия для внедрения фирменного метода технического сервиса с использованием совместных усилий предприятий системы технического сервиса и заводов и за-водов-изготовителей.

Список литературы

1. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 года: предварительные итоги по полной программе. — Т. 1. Российская Федерация. — М.: ИИЦ «Статистика России», 2008. — 256 с.

2. Проведение научных исследований и разработка рекомендаций по модернизации объектов технического сервиса: отчет о НИР / Л.И. Кушнарёв, В.М. Корнеев, С.Л. Кушнарёв [и др.]. — Государственный контракт № 1921/13 от 08.12.2008 г. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2008. — 488 с.

УДК 323.3(047)

Н.Н. Корнева, канд. экон. наук, доцент

ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики, труда и управления в сельском хозяйстве»

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

Задачи рационального сельскохозяйственного хозяйственного назначения такими способами, ко-

землепользования сводятся к обеспечению ис- торые позволяют получать необходимое количество

пользования и перераспределения земель сельско- сельскохозяйственной продукции в сочетании с со------------------------------------------------- ВестникФГ0УВП0МГАУ№5'20'10 ------------- 11

хранением земельных ресурсов отрасли и своевременным восстановлением их почвенного плодородия без нанесения вреда окружающей среде, т. е. позволяют сохранять устойчивость развития сельскохозяйственного производства.

Создание условий для устойчивого развития сельскохозяйственного производства и обеспечения населения продовольствием собственного производства связано с сохранностью земельных ресурсов для сельскохозяйственного использования как в количественном, так и в качественном отношении, а также с повышением эффективности использования наиболее плодородных сельскохозяйственных угодий способами, не наносящими вреда окружающей среде и позволяющими не уменьшать объемы сельскохозяйственного производства.

Проблемы обеспечения сохранности земельных ресурсов заключаются в необходимости разработки определенных мер по совершенствованию режимов их использования, выполнению почвозащитных мероприятий и своевременному выявлению деградированных земель, по временному выведению из хозяйственного оборота низкопродуктивных и деградированных земель, предотвращению необоснованного выбытия сельскохозяйственных угодий из хозяйственного использования.

Для повышения эффективности использования наиболее плодородных сельскохозяйственных угодий необходимо проведение структурных преобразований и упорядочивание сельскохозяйственного землепользования с целью увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, несмотря на сокращение обрабатываемых площадей и с учетом перераспределения земель между различными субъектами земельных прав (собственности, пользования).

Упорядочивание использования земель сельскохозяйственного назначения и структурные преобразования землепользования, включающие мероприятия по охране земель сельскохозяйственного назначения, предусматривают выполнение мероприятий по двум направлениям:

1) применение интенсивных форм землепользования на лучших по качеству землях путем проведения почвоулучшающих мероприятий и применения почвозащитных технологий с учетом биокли-матических условий производства;

2) сокращение обрабатываемых площадей за счет вывода из сельскохозяйственного оборота (консервации) малопродуктивных угодий и восстановления их плодородия путем залужения и последующего использования, например, в качестве кормовых угодий.

Первое направление предполагает интенсивное использование лучших по плодородию земель, сохраненных в пашне, на которых необходимо обеспечивать постоянное повышение культуры земледе-

12

лия. Это позволит компенсировать уменьшение площади сельскохозяйственных угодий увеличением конечного выхода сельскохозяйственной продукции и сокращением потерь потенциального урожая. Его применение обусловлено состоянием землепользования, когда более 40 млн га пашни не используется для производства сельскохозяйственной продукции, а введение их в хозяйственный оборот требует оценки их качественного состояния, выявления среди них наиболее продуктивных земель и приведение в состояние пригодности к использованию. Это потребует определенных затрат времени и средств, которые на первом этапе могут быть с большим эффектом использованы на интенсивное использование плодородных земель.

Второе направление связано с проведением консервации низкопродуктивной или деградированной пашни из севооборотов и пастбищ при соблюдении норм выпаса скота. Временное выведение сильнодеградированных земель из сельскохозяйственного оборота и создание на них защитного растительного покрова является кардинальным способом ослабления процессов дефляции и эрозии почв. Консервация позволяет путем стимулирования действия естественных почвообразовательных процессов восстанавливать плодородие земли (структуру почвы и запас питательных веществ), и затем улучшенные площади сельскохозяйственных угодий могут быть снова включены в сельскохозяйственный оборот. В первую очередь подлежат выведению из сельскохозяйственного оборота и соответствующей мелиорации эродированные земли.

Такие структурные преобразования обеспечат оптимальное регулирование земельной ресурсной базы сельского хозяйства, ее временное сокращение, а при необходимости и включение улучшенных площадей в сельскохозяйственный оборот. Вместе с тем в современных условиях с помощью мероприятий по консервации сельскохозяйственных угодий появляется возможность приостановить продолжающееся из года в год выбытие из оборота и зарастание плодородных земель и сохранить их в сельском хозяйстве. К 2008 г. по сравнению с 1991 г. сельскохозяйственные угодья уменьшились на 39,1 млн га, в том числе: пахотные земли — на 16,4, кормовые угодья — на 26,7 млн га. В то же время площади залежи увеличились в 17 раз, необрабатываемые площади пашни составили 22 % от ее общей площади, или увеличились с 300 тыс. га до 25,4 млн га (табл. 1).

Анализ причин выбытия земель из сельскохозяйственного оборота свидетельствует о том, что зачастую оно происходит из-за недостатка материально-технических ресурсов для их обработки и складывающейся рыночной конъюнктуры. Это вынуждает сельскохозяйственных товаропроизводителей к стихийному сокращению посевных площадей, расширению площадей паров, нарушению

Таблица 1

Динамика площади сельскохозяйственных угодий (на начало года), млн га*

Вид угодий 1991 г. 2000 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Земли сельскохозяйственного назначения, всего** Сельскохозяйственные угодья, всего 213,8 197,6 393,2 193,8 400,1 191,7 401,6 166,0 402.6 174.7

В том числе пашня 131,8 120,9 117,5 116,1 102,1 115,4

Кормовые угодья 80,1 72,6 71,5 70,5 49,2 53,4

Многолетние насаждения 1,6 1,8 1,8 1,8 0,8 0,8

Залежи 0,3 2,3 3,0 3,3 13,9 5,1

Посевные площади 117,7 85,4 78,8 77,5 77,1 76,4

Пары 13,8 18,0 16,0 14,9 13,9 13,6

Неиспользуемые пахотные земли 0,3 17,5 22,7 23,7 11,1 25,4

Удельный вес неиспользуемой пашни ко всей пашне, % 0,2 14,5 19,4 20,4 10,9 22,0

* Российский статистический ежегодник. М., 2006, 2008.

** Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2006 году.

севооборотов, применению упрощенных технологий, концентрации производства пользующейся рыночным спросом продукции на наиболее плодородных землях, исключению из использования малопродуктивных угодий.

Как отмечено в Государственном (национальном) докладе о состоянии и использование земель Российской Федерации в 2007 году, в результате нарушений в использовании сельскохозяйственных угодий начинают развиваться процессы деградации почв, снижается содержание гумуса в почвах, потери которого составляют в среднем от 0,5 до 0,74 т/га гумуса в год, до 20_25 кг/га азота, большое количество фосфора и калия [1]. Темпы снижения содержания гумуса в почвах значительно возросли в результате уменьшения внесения органических удобрений в последние годы. Следствием этого является снижение продуктивности пашни, увеличение затрат в земледелии, усложнение процессов восстановления потенциального плодородия.

Происходящее сокращение посевных площадей и поголовья скота, ежегодно увеличивающееся выбытие пашни и кормовых угодий из хозяйственного оборота приводит к зарастанию сельскохозяйственных угодий лесной растительностью, кустарником и дикорастущей сорной растительностью и к безвозвратной потере земель для сельскохозяйственного использования. Темпы зарастания при отсутствии своевременных надлежащих мер увеличиваются, древесно-кустарниковая растительность быстро распространяется на все большие территории и все активнее занимает свободные площади сельскохозяйственных угодий. Зарастание древесно-кустарниковой растительностью приводит не только к количественному уменьшению площадей сельскохозяйственных угодий в хозяйственном обороте, но и к постепенному изменению качественных характеристик почв на этих землях.

Именно на таких землях следует осуществлять мероприятия по их временной консервации и формированию резервного фонда земель, которые могут при необходимости вводиться в хозяйственный оборот. В противном случае вовлечение в хозяйственный оборот деградированных, заросших и других неиспользуемых сельскохозяйственных угодий потребует значительных капитальных вложений, так как является дорогостоящей процедурой, сопоставимой по затратам освоению новых земель. По некоторым данным, ввод и обустройство одного гектара пахотных земель в США обходится в 100 тыс. долл. [2]. Действующими в нашей стране нормативами на освоение новых земель для организации сельскохозяйственного производства взамен изымаемых из хозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий эти затраты хотя и занижаются примерно в 4_5 раз, но также составляют значительные суммы [3]. Поэтому экономически более целесообразным является своевременное применение мер по предупреждению процессов деградации и ухудшения качественного состояния и предотвращения потерь продуктивности земель сельскохозяйственного назначения, проведение мероприятий по их рациональному использованию и охране, смягчающих негативные процессы и способствующих сохранению земель для сельскохозяйственного использования.

Другой важной причиной выбытия земель сельскохозяйственного назначения является наблюдающийся интенсивный и плохо контролируемый их перевод в другие категории земель для более выгодных несельскохозяйственных целей (под застройку). Практика свидетельствует и зарубежный опыт это подтверждает, что использование земли в сельском хозяйстве в рыночной экономике всегда менее эффективно, т. е. приносит меньший доход, чем при использовании для других целей, на-

Таблица 2

Группировка сельскохозяйственных организаций по размеру земельной площади

Группы сельскохозяйственных организаций по размеру земельной площади, га Число организаций, всего В % от общего числа организаций Общая площадь земли, всего, тыс. га В % от общей площади земли В среднем на одну организацию, га

Не имеющие земельной площади 7226 12,2

До 100 12271 20,7 326,6 0,08 26,6

101-1000 12100 20,4 5366,5 1,3 444,5

1001-3000 9937 16,8 18955,8 4,6 1907,6

3001-6000 8451 14,3 36530,5 8,9 1907,6

6001-10000 4495 7,6 34344,8 8,4 7640,7

Свыше 10000 4732 8,0 314738,0 76,7 66512,7

Всего 59212 100 410262,2 100 7891,8

пример под жилую застройку или промышленное предприятие. Это является основной причиной прямого и скрытого перераспределения продуктивных сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных целей. По данным сельскохозяйственной переписи, наиболее активно процесс перераспределения земель происходил в регионах, где сельскохозяйственное производство является либо основным видом занятости населения, либо выгодным и прибыльным (юг России, Центральный район, Поволжье), либо там, где сельскохозяйственные предприятия расположены ближе к рынкам сбыта и вокруг крупных мегаполисов (Материалы сельскохозяйственной переписи 2006 г., Т. 2, с. 350).

Одновременно происходила существенная дифференциация сельскохозяйственных организаций по размеру земельной площади: от не имеющих площадей (12,2 % от общего числа предприятий) до имеющих свыше 10 000 га (8 %). При средней площади сельхозугодий на одну организацию 7,9 тыс. га, в последней группе самых крупных организаций она составляет свыше 66,5 тыс. га (табл. 2).

Такое перераспределение земель не всегда отвечает не только интересам сельского хозяйства, но и общественным интересам. Поскольку процесс перераспределения земель сельскохозяйственного назначения в условиях действия рыночных механизмов остановить невозможно, то здесь важна роль государства как гаранта продовольственной безопасности по обеспечению приоритета общественных интересов. Его роль заключается в создании таких условий, при которых использование земельных ресурсов сельского хозяйства и их перераспределение будут осуществляться способами, которые позволят в первую очередь обеспечивать устойчивость землепользования для получения необходимого количества сельскохозяйственной продукции и сохранность плодородных земель в сельском хозяйстве.

Особенно важна роль государственного регулирования рынка земли и оказания поддержки землепользователям, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции, в противном случае

14

процесс выбытия сельскохозяйственных угодий может стать неуправляемым и оказывать негативное влияние на производство продовольствия. Основой регулирования охраны и рационального использования земель является законодательное обеспечение условий сохранения для будущих поколений земельных ресурсов, достаточных в количественном и качественном отношении для удовлетворения потребностей населения и условий по предотвращению бесхозяйственного отношения к земле.

В целом аграрная политика государства должна быть нацелена на создание необходимых условий для постепенного экономического оздоровления сельского хозяйства и нормализации финансового положения его предприятий, на постепенное увеличение объемов собственного производства сельскохозяйственной продукции. Бюджет должен брать на себя финансирование капиталоемких мероприятий по охране сельскохозяйственных угодий и поддержанию их почвенного плодородия. Одновременно должны решаться задачи защиты прав на землю и оказания необходимой поддержки землепользователям на выполнение мероприятий, связанных с закреплением прав на земельные участки (проведение государственного кадастрового учета и регистрация прав на землю) в соответствии с действующим законодательством. Это позволит упростить процедуру оформления границ земельных участков и повысить устойчивость землепользования.

Список литературы

1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2007 году. — М.: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, 2008. — 166 с.

2. Лойко, П.Ф. Проблемы земельной политики и государственного управления земельными ресурсами в Российской Федерации / П.Ф. Лойко // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — № 2. — 2008. — С. 5-19.

3. Об утверждении Положения «О порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства»: Постановление Правительства РФ от 28 января 1993 г. № 77 // Российская газета. — 1993. — 24 февраля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.