Since 1999 ISSN 2226-7425
Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» (Серия медицина) 2012, том 14 [2]
—-----------------------—
Gatilov D.V.
Novgorod State University name after Yaroslav the Wise, chair of internal diseases. Veliky Novgorod
PROBLEMS OF ASTHMA SCHOOL ORGANIZATION AT THE REGIONAL LEVEL
To improve the efficiency of the «Asthma-school» in its staff should enter the position of specialist training, which can take a nurse with a higher education. For overall performance increase Asthma school it is necessary to enter a position of the expert in training into its staff, borrow which the nurse with the higher education can.
Key words: Asthma school, nurses, bronchial asthma
Гатилов Д.В.
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, кафедра внутренних болезней. Великий Новгород
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АСТМА ШКОЛЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Резюме: Для повышения эффективности работы «Астма-школы» в ее штат следует ввести должность специалиста по обучению, занимать которую может медсестра с высшим образованием. Ключевые слова: Астма-школа, медицинская сестра, бронхиальная астма
Бронхиальная астма часто создает определенные трудности в жизни больного. Присутствие в семье больного БА, требует от всех ряда ограничений в стиле жизни. Неблагоприятные результаты лечения больных БА часто связаны с низким уровнем взаимодействия больного и врача, с ограниченным объемом знаний пациента о своем заболевании.
В Великом Новгороде существует «Астма-школа» на базе консультативной поликлиники областной детской клинической больницы. Занятия в «Астма-школе» для детей и их родителей бесплатные. Из бюджета выделено 0,5 ставки врача-педиатра и 1 ставка медицинской сестры. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, во второй половине дня. Ведет их врач аллерголог.
После обучения в «Астма-школе» врачи-аллергологи отмечают, что улучшается качество жизни больного ребенка.
Но в организации работы «Астма-школы» имеются и свои сложности. Врач-аллерголог работает в «Астма-школе» по совместительству, поэтому функционирование школы ограничено по времени и больным, приезжающим из других населенных пунктов области это не всегда удобно.
Рабочий день врача-аллерголога также расписан по минутам (дежурства, командировки и т.д.). Все это ведет к тому, что работа «Астма-школы» ограничена по времени, иногда приходится переносить занятия в связи с выездом врача в командировку.
Выходом служит привлечение к педагогическому процессу специально обученной медсестры. Считается, что медсестре легче наладить контакт с больным, чем врачу, так как пациенты чувствуют себя раскованнее в беседе с медсестрой.
Еще одним положительным моментом при работе медсестры в «Астма-школе» является функционирование школы полный рабочий день. Поэтому, наряду с групповыми занятиями, в удобное для родителей и детей время возможно проведение индивидуальных занятий. Высшая школа выпускает сестер с высшим образованием, которые имеют навыки педагогической деятельности, владеют азами психологии, медико-санитарной статистики. После дополнительного обучения такой специалист может эффективно работать в «Астма-школе».
В предложенной схеме работы «Астма-школы» существует главная проблема - это отсутствие должностей специалистов по обучению в штатном расписании лечебных учреждений. Внедрение такой должности предполагает финансовую надбавку медсестре в связи с более высоким уровнем квалификации и педагогической деятельности. Выполнение данной функции специалистом ВСО предусмотрено на основании приказа МЗ РФ 267 от 16.08.2002 г. «Перечень соответствия специальности «Управление сестринской деятельностью» должностям специалистов с высшим медицинским образованием по специальности «Управление сестринской деятельностью». Существующее в настоящее время положение, когда должность медсестры в «Астма-школе» выделяется за счет лечебного учреждения приводит к тому, что медсестра совмещает эту работу с работой в отделении, что ведет к сокращению времени работы «Астма-школы» или эта ставка останется свободной, т.к. зарплата, не удовлетворяет потребности специалиста среднего звена.