Научная статья на тему 'Проблемы организации подготовки спортивного резерва в мини-футбольных клубах'

Проблемы организации подготовки спортивного резерва в мини-футбольных клубах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
279
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИ-ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / ПОДГОТОВКА / FUTSAL CLUB / SPORTS RESERVE / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алиев Эмиль Гуметович, Андреев Олег Семенович, Еременко Константин Викторович

Отсутствие в организационной структуре управления в мини-футболе такого традиционного для других спортивных игр звена, как спортивные школы (ДЮСШ, СДЮШОР, УОР) диктовало необходимость с самого начала развития данной автономной разновидности футбола, поиска путей организации подготовки спортивного резерва. В данной статье отражен процесс становления и развития организационно-педагогической деятельности мини-футбольных клубов по подготовке перспективного резерва, результаты социологического исследования, давшего возможность выявить лимитирующие факторы в этой сфере деятельности клубов, а также определить степень их важности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алиев Эмиль Гуметович, Андреев Олег Семенович, Еременко Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational problems of sports reserve training in futsal clubs

This article is dedicated to the process of development of organizational and educational activity of futsal clubs in their sports reserve training. Besides, the authors show us the results of sociological research, which reveal the limits in this sphere of futsal clubs activity.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации подготовки спортивного резерва в мини-футбольных клубах»

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В МИНИ-ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБАХ

Эмиль Гуметович Алиев, кандидат педагогических наук, генеральный директор Ассоциации мини-футбола России (АМФР),

Олег Семенович Андреев, член научно-методического совета Ассоциации минифутбола России (АМФР),

Константин Викторович Еременко, президент мини-футбольного клуба «Динамо»,

г. Москва

Аннотация

Отсутствие в организационной структуре управления в мини-футболе такого традиционного для других спортивных игр звена, как спортивные школы (ДЮСШ, СДЮШОР, УОР) диктовало необходимость с самого начала развития данной автономной разновидности футбола, поиска путей организации подготовки спортивного резерва. В данной статье отражен процесс становления и развития организационно-педагогической деятельности мини-футбольных клубов по подготовке перспективного резерва, результаты социологического исследования, давшего возможность выявить лимитирующие факторы в этой сфере деятельности клубов, а также определить степень их важности.

Ключевые слова: мини-футбольный клуб, спортивный резерв, подготовка.

ORGANIZATIONAL PROBLEMS OF SPORTS RESERVE TRAINING IN FUTSAL

CLUBS

Emil Gumetovich Aliev, the candidate of pedagogical sciences, the general director of Fut-

sal Association of Russia,

Oleg Semenovich Andreev, member of science-methodical council of Futsal Association of

Russia,

Konstantin Viktorovich Eremenko, president of FC “Dynamo ” Moscow,

Moscow

Abstract

This article is dedicated to the process of development of organizational and educational activity of futsal clubs in their sports reserve training. Besides, the authors show us the results of sociological research, which reveal the limits in this sphere of futsal clubs activity.

Keywords: futsal club, sports reserve, training.

Поступательное развитие отечественного мини-футбола как автономной разновидности классического футбола проходило с непосредственным участием мини-футбольных клубов, выступающих в чемпионате страны, в организации подготовки спортивного резерва. Данное обстоятельство диктовалось объективной необходимостью: отсутствием в стране сложившегося специализированного звена подготовки юных футболистов по мини-футболу. Примечательно, что, если в таких спортивных играх, как баскетбол, хоккей, волейбол, футбол в течение ХХ в. была создана и в значительной степени сохранилась в настоящее время достаточно широкая сеть спортивных школ (ДЮШ, СДЮШОР, УОР), то в организационной структуре управления в мини-футболе, который практически начал свое развитие только с начала 90-х гг. прошедшего века, открытие спортивных школ было дальней перспективной. Сложившаяся ситуация требовала от физкультурно-спортивных организаций страны поиска организационных путей решения данной проблемы.

Уже в начале 90-х гг. прошедшего века Ассоциация мини-футбола России приняла решение о проведении всероссийских соревнований среди юных футболистов четырех возрастных групп. Участниками данных турниров стали юные футболисты, представляющие футбольные команды спортивных клубов, ДЮСШ, СДЮШОР по футболу. Однако в этих звеньях, естественно, не осуществлялось целенаправленной подготовки спортивного резерва непосредственно для мини-футбола. Вот почему, на-

чиная с сезона 1993-94 гг., Ассоциацией мини-футбола России предписывалась обязательное участие юношеских команд клубов высшего и первого дивизионов в специально организованном первенстве России. Если вначале мини-футбольные клубы привлекали на договорных началах для участия в данном первенстве юношеские команды из коллективов физкультуры, ДЮСШ и СДЮШОР по футболу, то постепенно в структуре клубов стали создаваться специализированные группы юных футболистов с привлечением для их подготовки дополнительного тренерского состава.

В табл. 1 приводится динамика изменения количества клубов высшего и первого дивизионов, создавших в своей структуре такие группы в период 1996-2008 гг.

Таблица 1

Дивизион 1996 г. 2000 г. 2004 г. 2008 г.

К-во П С К-во П С К-во П С К-во П С

Высшей 16 75% 25% 16 50% 50% 12 50% 50% 13 37,5% 62,5%

Первый 28 78,6% 21,4% 20 70% 30% 18 55,6% 44,4% 15 40% 60%

Примечание: П - доля клубов, привлекающих юношеские команды из других организаций.

С - доля клубов, создавших собственные группы юных футболистов.

Как следует из табл. 1, в прошедшие годы ярко проявилась тенденция к уменьшению доли клубов, привлекающих юных футболистов для участия в первенстве России из других физкультурно-спортивных организаций, и, напротив, происходил непрерывный рост количества клубов, самостоятельно организующих подготовку юных футболистов.

Ежегодное проведение всероссийских и региональных юношеских соревнований также способствовало росту количества юных футболистов, проходящих специализированную подготовку в мини-футбольные клубах.

В табл. 2 приводится динамика роста количества юных футболистов в период 1996-2008 гг.

Таблица 2

Дивизион 1996 г. 2000 г. 2004 г. 2008 г.

К-во П С К-во П С К-во П С К-во П С

Высший 16 66,7% 33,3% 16 43,8% 56,2% 12 42% 58% 13 38.6% 61.4%

Первый 28 81,4% 18,6% 20 75% 25% 18 61% 39% 15 47,6% 52.4%

Примечание. П - доля юных футболистов, привлекаемых клубами из других физкультур-

но-спортивных организаций для участия в первенстве страны и региональных соревнованиях по мини-футболу.

С - доля юных футболистов, подготовленных непосредственно в мини-футбольных клубах.

Важным шагом в организации подготовки спортивного резерва по минифутболу стало учреждение Ассоциацией мини-футбола России, начиная с сезона 20052006 гг., соревнований дублирующих составов клубов высшего дивизиона. Особенностью данного решения был акцент на молодежный состав таких команд (до 21 года), а также проведение соревнований на региональном уровне. Последнее обеспечивало рациональное использование клубами финансовых средств.

Ощущающийся в стране дефицит игроков высокого класса стимулировал мини-футбольные клубы к совершенствованию организационной деятельности по подготовке спортивного резерва. В результате за прошедшие годы такие клубы, как «Дина» (Москва), ЦСКА, ВИЗ-«Синара» (Екатеринбург), «Тюмень» и ряд других создали ДЮСШ по мини-футболу.

Однако, несмотря на усилия Ассоциации мини-футбола России и мини-футбольных клубов - участников чемпионата страны, в организационной педагогической деятельности последних по подготовке спортивного резерва существовали серьезные проблемы и неиспользованные резервы. Проведенное социологическое исследование с участием 72 руководителей мини-футбольных клубов с помощью метода

коллективной экспертной оценки позволило выявить основные лимитирующие факторы в этой деятельность клубов, а также определить их иерархию. Данное исследование проводилось с использованием рекомендаций ряда специалистов [2, 3].

По мнению экспертов, в структуре факторов, оказывающих отрицательное влияние на организационно-педагогическую деятельность клубов по подготовке спортивного резерва, доминируют недостаточно эффективная система всероссийских соревнований среди юных футболистов, а также низкая квалификация тренерского состава, привлекаемого к работе в клубах с юными футболистами. Данные факторы поделили первое и второе ранговые места. Примечательно, что 73% респондентов дали каждому из этих факторов оценку «очень важно», 15% - «важно», а 12% - «не важно».

На третье ранговое место эксперты поставили проблему дефицита в клубах спортивных залов для проведения учебно-тренировочной работы с юными футболистами. 66% опрошенных специалистов присвоили данному фактору оценку «очень важно», 20% - «важно», а 14 - «не важно».

Трудности финансирования организации подготовки юных футболистов в клубах эксперты поставили на четвертое ранговое место, 38% респондентов дали данному фактору оценку «очень важно», 16% - «важно», 46% - «не важно».

Другие факторы, по оценке экспертов, имеют значительно менее высокую степень важности и, на наш взгляд, не могут быть определяющими в системе основных факторов, снижающих эффективность организационной деятельности клубов по подготовке спортивного резерва. Мнения экспертов и степень важности выявленных факторов имеют высокую статистическую согласованность и достоверность (^=0,72; X -критерий = 168,13).

Таким образом, в процессе трансформации современного мини-футбола в автономную модификацию классического футбола в силу объективных причин в стране происходил поиск путей организации подготовки спортивного резерва по минифутболу, которые бы в определенной степени компенсировали отсутствие в организационной структуре управления данным видом спорта такого звена, как ДЮСШ, СДЮШОР и УОР. Учреждение Ассоциацией мини-футбола первенства России среди юношеских команд высшего и первого дивизионов, соревнований дублирующих составов клубов высшего дивизиона способствовали стимулированию организационнопедагогической деятельности клубов-участников чемпионата страны в подготовке перспективного резерва по мини-футболу. В то же время в данной сфере деятельности клубов, как свидетельствуют данные проведенного социологического исследования, имеются серьезные проблемы и неиспользованные резервы, связанные в основном с необходимостью совершенствования системы всероссийских и региональных юношеских соревнований, организации всероссийского турнира дублирующих составов клубов высшего и первого дивизионов, а также открытием в физкультурных вузах специализации по мини-футболу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. - 2007. - № 1. - С. 6-7.

2. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике : учебное пособие для вузов физической культуры / В.П. Губа, М.П. Шестаков, М.П. Бубнов, М.П. Борисенков. - 2-е издание. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.

3. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов - М. : Добросвет ; Университет, 1998. - 569 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.