Научная статья на тему 'Проблемы оптимизации работы парков культуры и отдыха в условиях рынка'

Проблемы оптимизации работы парков культуры и отдыха в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2014
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА / ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ / РЫНОК РАЗВЛЕЧЕНИЙ / МАРКЕТИНГ / КУЛЬТУРНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / RECREATION PARK / PROBLEMS AND TASKS / THE MARKET OF ENTERTAINMENTS / MARKETING / CULTURAL-ENTERTAINING SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудин А. А.

В аспекте современной действительности рассматриваются и анализируются проблемы, с которыми сталкиваются парки культуры и отдыха и предпринимаются поиски путей их разрешения с последующим позиционированием парков в системе города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF OPTIMIZATION OF WORK OF RECREATION PARKS IN CONDITIONS OF THE MARKET

In aspect of the modern validity problems with which collides Recreation Park are examined and analyzed and the ways of their sanction are searched, with the subsequent positioning Recreation Park in system of city are undertaken

Текст научной работы на тему «Проблемы оптимизации работы парков культуры и отдыха в условиях рынка»

Таким образом, нами рассмотрены компоненты истори- тентности студентов педагогических вузов. На наш взгляд,

ко-математической компетентности, выделены основные уме- знания по истории математики формируют устойчивую моти-

ния, отражающие суть рассматриваемого понятия, определе- вацию учения, помогают сформировать более адекватную жиз-

на сущность и структура историко-математической компетен- ненную позицию, благодаря имеющимся умениям и навыкам

тности будущих учителей, выявлены уровни, критерии и по- работы с историческим материалом появляется возможность

казатели сформированности историко-математической компе- анализа и интеграции приобретаемого опыта в реальный мир.

Библиографический список

1. Бурбаки, Н. Очерки по истории математики. Пер. Башмаковой И.Г. / под. ред. К.А. Рыбникова. - М.: Изд-во иностранной лит-ры,1963.

2. Полякова, Т.С. Историко-методическая подготовка учителей математики в педагогическом университете: автореф дис. ...: докт. пед. наук. - Ростов н/Д., 1998.

3. Дружилов, С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: Психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. - Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк. - 2005. - Вып. 8.

4. Ходырева, Н.Г. Методическая система становления готовности будущих учителей к формированию математической компетентности школьников: дис. ... кандидата пед. наук: 13.00.02. - Волгоград, 2004.

5. Сеничкина, А.В. Реализация принципа преемственности в развитии диагностической компетентности субъекта непрерывного образования: автореф. .кандидата пед. наук Череповец, 2006.

6. Омельченко, С.В. Структурно-функциональная модель формирования компетентности студентов технического колледжа. Эл. ресурс: http://www.jumal.org/articles/2007/ped16.htm

7. Адольф, В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. - 1998. - №1.

8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 2-е изд, доп. и перераб. - М., 1994.

Статья поступила в редакцию 2.12.08

УДК 379.6

А.А. Дудин, аспирант ОмГУ, г. Омск

ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ПАРКОВ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА В УСЛОВИЯХ РЫНКА

В аспекте современной действительности рассматриваются и анализируются проблемы, с которыми сталкиваются парки культуры и отдыха и предпринимаются поиски путей их разрешения с последующим позиционированием парков в системе города.

Ключевые слова: парк культуры и отдыха, проблемы и задачи, рынок развлечений, маркетинг, культурно-развлекательные услуги.

Рынок развлечений в России развивается быстрыми темпами. Запущенная, в силу разных причин, культурно-развлекательная сфера по сути дела испытывает второе рождение: на рынке появляются новые «игроки», деятельность которых отличается от работы многих смежных учреждений, работающих в привычном для них формате и времени. Укрепление государства и рост благосостояния населения создают необходимые предпосылки для развития многих сегментов рынка развлечений и отдыха. Многообразие культурно-развлекательных центров, расширение спектра предоставляемых ими услуг населению, повышение конкуренции между операторами развлечений - все это благотворно сказывается на качестве досуга.

Парки культуры и отдыха являются частью многосегментного рынка развлечений и отдыха, но в силу объективных и субъективных причин остаются на том уровне развития, а в некоторых случаях упадка, которого они достигли еще в советский период. Время диктует новые законы. Возрастают запросы, спрос заметно превышает предложение, а шаблонность и трафаретность не позволяют паркам выйти на новую ступень развития. Большая конкуренция со стороны других учреждений культуры, рекреационных центров и зон отдыха не подталкивает парки к серьезным мерам в плане модернизации их деятельности в виду слабой материально-технической базы, а порой из-за нерасторопности владельцев парков.

Современные культурно-досуговые центры нацелены на широкую аудиторию, привлекая посетителей многообразием предлагаемых услуг. Кафе, бары, рестораны, бильярдные залы, боулинги, кинозалы, карусели, лабиринты, батуты, ска-лодромы, картинги, катки и роллейдромы, аквапарки, фит-несклубы - все это позволяет людям отдохнуть и расслабиться в одном месте. Особую популярность таких центров можно объяснить особенностью российского климата, ведь ни для кого не секрет, что люди стремятся найти «теплое» уютное место с возможностью отдохнуть, приятно провести время в любое время года, что вполне реально сделать в специализированных центрах.

Что же касается парков, то их работники еще не поняли того привилегированного положения, которое они занимают. Огромные парковые территории не используются по прямому назначению, зачастую нет четкого генерального плана и дальнейшего проекта развития всей инфраструктуры. Парки не зажаты в жесткие рамки квадратных метров, что позволяет им устанавливать на своей территории крупногабаритные аттракционы, всевозможные парковые сооружения, которые бы не уступали по качеству и разнообразию предоставляемых услуг другим культурно-развлекательным учреждениям. Являясь центром досуга райцентра, города, парки культуры и отдыха имеют самую массовую аудиторию, что

делает их уникальными учреждениями с огромными возможностями и большим потенциалом.

Парки больше, нежели крытые сооружения, подвержены сезонным колебаниям. Переход на круглогодичную работу позволил бы не терять посетителей в зимнее время и межсезонье. Строительство капитальных парковых сооружений: аквапарков, культурно-развлекательных и спортивных центров, зеленых театров и т.д. позволило бы привлекать многочисленную аудиторию, досуг и отдых которой проходил бы в этом случае в уютной, природной обстановке. Единственным условием строительства таких парковых объектов должно стать единение сооружений с природной средой, что подчеркивало бы единую концепцию и стиль.

Летний сезон парков наиболее насыщенный и продуктивный. В жаркий период люди стремятся укрыться от зноя в природном окружении рядом с водоемами, прудами, фонтанами, а парк - это как раз идеальное место, располагающее всеми видами рекреационных зон. Все пытаются выбраться из города на природу, а если есть такие прекрасные парковые места с продуманной и развитой инфраструктурой, то будни и выходные дни людям, независимо от их возраста, можно будет проводить в парке. И в этом одно из неоспоримых преимуществ перед другими оппонентами в сфере досуга. Парки культуры и отдыха выполняют связующую роль единения природы и человека, гармонично вписываясь в сложную систему развивающихся городов.

Какими бы ни были дизайн и оформление крытых развлекательных центров, они не могут конкурировать с природными «декорациями», обстановкой, которой обладают парки, разумеется, при условии сохранения и бережного отношения к зеленому фонду и парковым сооружениям.

Целенаправленные и обстоятельные исследования объема, емкости, состояния, основных тенденций развития парков, конкурентный анализ позволили бы позиционировать парки культуры и отдыха в культурно-развлекательной сфере с учетом требований рынка. Маркетинговый подход к ведению паркового бизнеса должен способствовать развитию как собственно парков культуры, так и всей индустрии развлечений и отдыха. Высокая динамика развития, прибыльность, перспективность дальнейшего роста сегмента рынка культурных услуг не оставляют сомнений, что при условии научного подхода возможно упростить схему внедрения новых технологий работы парков как многофункциональных комплексов с развитой инфраструктурой, способных поднять планку досуга и развлечений на качественно новую высоту.

Современная сервисная инфраструктура парков далека от реалий современной жизни, разрешение существующих в этой области проблем и противоречий позволит реализовать программы развития на практике. Наиболее остро стоящие проблемы, требующие разрешения, можно разделить на несколько категорий: социальные, экономические, правовые, экологические, управленческие (менеджмент).

Разрешение социальных проблем прежде всего связано с созданием условий для разностороннего развития личности, возможности активного отдыха, занятий физкультурой и спортом, приобщения к природной красоте, воспитания культуры отдыха и т.д. Развитие систем и объектов спортивного, культурного, развлекательного и образовательного назначения поможет паркам культуры и отдыха конкурировать со своими главными «конкурентами». Реализацию программ нравственного, эстетического, патриотического воспитания детей и молодежи, с многосторонним подходом к различным социальным и возрастным категориям граждан также можно отнести к приоритетным направлениям, существенно дополнившим и раскрывшим грани работы парков как социальных институтов.

Наиболее болезненным и неразрешенным остается экономическое состояние парков. Для выхода из углубившегося экономического кризиса им необходим поиск новых форм и методов работы. В организации деятельности парков культуры и отдыха необходимы экономические методы и ресурсы, которые позволят скоординировать работу путем четкого понимания всей сложившейся ситуации с последующим ее разрешением. Улучшение материально-технической базы, поиск новых источников финансирования, самоокупаемость, самоуправление, самофинансирование, использование разнообразных форм экономического развития и сотрудничества, в том числе с другими участниками рынка индустрии развлечений, внедрение бизнес плана развития парков - как высоко доходных учреждений с большими возможностями и амбициями, деятельность которых поможет вывести из “замороженного” состояния как их самих, так и всю отрасль развлечения и отдыха.

Слабая материально-техническая база характерна для большинства парков страны, но это вовсе не означает, что не нужно предпринимать кардинальных мер для изменения ситуации. Многие руководители парков культуры уже давно осознали, что вполне реально получить прибыль. Развитие платных услуг окажет существенную поддержку в улучшении материально-технической базы. Но важно понимать, что развлечения должны быть лишь частью многосторонней работы наряду, скажем, с культурно-спортивными, культурноразвлекательными мероприятиями и праздниками. Этот сегмент вполне рентабелен и, как показывает практика, все вложения окупаются.

Создание в каждом парке команды единомышленников должно стать важным фактором успешной работы. Так как коллективы парков являются малочисленными, то от них требуется особая слаженность, приверженность делу, которым они занимаются. Подбор и воспитание персонала - неотъемлемая часть активизации парковой работы, построения деловых взаимоотношений внутри коллектива. От сотрудников требуется творческий подход к выполнению определенных задач и непосредственное общение с посетителями. От умения находить с людьми общий язык, понимания запросов и потребностей посетителей зависит качество и уровень их обслуживания. Парк представляет свою продукцию через услуги, которые должны быть предложены на высоком качественном уровне, а персонал парка является своеобразным отделом реализации и сбыта этих культурно-развлекательных услуг.

К правовым аспектам, требующим особого внимания, нужно отнести регулирование земельных отношений, нахождение на территориях парков различных форм собственности, предоставление товаров и оказание услуг населению, гарантированность безопасности аттракционной техники и жизни посетителей. Законодательная база требует уточнения многих нюансов в работе парков и их взаимодействия с властями, для более скоординированной работы и решения многих вопросов, реализация которых затягивается в виду отсутствия проектов и средств на развитие всей парковой инфраструктуры.

Решение экологической задачи, особо актуально, ведь бурный рост городов приводит к ухудшению и загрязнению внешней среды, что негативно сказывается в первую очередь на людях и на всей экосистеме города в целом. Роль «легких» на себя берут парки, выполняя функцию «зеленого щита», которую вряд ли кто оспорит, но про которую многие забывают. Необходимо в первую очередь определиться: на чьи плечи лягут все расходы и кто должен нести ответственность за поддержание природного окружения парков - местные власти или сами парки, а может быть есть другие варианты взаимодействия? К сожалению, во многих парках культуры элементарно

не соблюдаются санитарно-гигиенические меры по сохранению и поддержанию природной зоны в надлежащем виде. Дело здесь не только в бескультурье некоторых посетителей, но и в безответственности фирм, арендующих парковые зоны и загрязняющие территории парков. Слабо ведутся работы по очистке и восстановлению зеленого фонда. Не уделяется должного внимания экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Сложный механизм работы парков требует решения самых разных вопросов и проблем, связанных как с методами и формами работы с населением, так и с обустройством и развитием парка. Для обустройства территорий парков сейчас требуются колоссальные средства, которые должны пойти на реконструкцию и реорганизацию всего паркового хозяйства. Огораживание парковых территорий представляющих особую значимость; осуществление плана освещения и иллюминации парков в соответствии с современными стандартами с применением энергосберегающих технологий; реконструкция и переоснащение инженерных коммуникаций, парковых сооружений; ландшафтное проектирование, благоустройство территорий, культура зеленого строительства, с последующим его поддержанием; развитие физкультурно-оздоровительных, спортивно-развлекательных, культурно-развлекатель-

Библиографический список

ных, торгово-сервисных и др. услуг для населения; обновление и ремонт парка аттракционной техники; обеспечение безопасности аттракционной техники и территорий парков с применением современных технологий; организация охраны и видеонаблюдения парка; установка стационарных парковых точек питания и биотуалетов - это наиболее важные аспекты в работе парков культуры и отдыха, которые нужно решать в первую очередь.

Парк культуры может и должен играть объединяющую функцию в связи поколений, оставляя незабываемые мгновения, минуты радости общения в жизни каждого человека. К сожалению, по многих причинам этому не уделяется должного внимания, слабо используется огромный опыт парковой работы зарубежных коллег и отечественный, накопленный в советское время.

Необходимым условием активизации является проведение масштабных маркетинговых исследований, направленных на поиск новых методов работы, выявления наиболее перспективных и востребованных направлений деятельности парков в целях удовлетворения нужд и потребностей посетителей, хотя бы и изредка прибегающих к услугам «клубов на открытом воздухе».

1. Галуцкий, Г.М. Введение в экономику культуры (Основы экономических знаний для специалистов культуры). - М., 2001.

2. Новаторов, В.Е. Маркетинг в социально- культурной сфере / В.Е. Новаторов. - Омск, 2000.

Статья поступила в редакцию 25.09.08

УДК 159.96 + 159.94 + 316.6

О.Г. Милашина, доц. НГИ, г. Новосибирск

КОМПЛЕКС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ, ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ

В статье рассматриваются социально - психологические характеристики личности, взаимосвязанные с тревожностью на примере студентов, обучающихся на четвертом курсе вузов Новосибирска.

Ключевые слова: ситуативная тревожность, личностная тревожность, социально -психологические характеристики личности.

Актуальность исследования определяется, прежде всего, современным состоянием общества, для которого свойственна повышенная тревожность. Высокая тревожность является помехой для реализации умений и навыков выпускников, отрицательно влияя на все сферы жизненейшей доработки. Так, до сих пор не выделены социально - психологические характеристики личности юношеского возраста, взаимосвязанные с тревоностью, которые определяли бы специфику поведения личности в процессе приобретения профессии в различных системанейшей доработки. Так, до сих пор не выделены социально - психологические характеристики личности юношеского возраста, взаимосвязанные с тревожностью, которые определяли бы специфику поведения личности в процессе приобретения профессии в различных системах и условиях обучения в высшей школе.

Исследование проведено на примере лиц юношеского возраста, обучающихся в высших учебных заведениях - коммерческом и государственном. Коммерческое учебное заведение -Новосибирский гуманитарный институт (НГИ) гуманитарной

направленности, в нем используется модульная образовательная технология. Государственное учебное заведение - Новосибирская Государственная Академия Водного Транспорта (НГАВТ) технической направленности, в нем используется традиционная образовательная технология. В Новосибирском гуманитарном институте выборка состояла из студентов психологического и юридического факультетов - 92 человека, в Новосибирской Государственной Академии Водного Транспорта студенты обучались на факультетах судовождения и гидротехническом - 122 человека. Обе выборки были уравнены по уровню тревожности, полу, возрасту и уровню образования, что позволяет увеличить степень валидности и репрезентативности результатов. Всего испытуемых 214 человек, среди них 94 юноши и 120 девушек, в возрасте от 19 до 21 года.

Для определения тревожности применен тест «Шкала реактивной и личностной тревожности» Спилбергера-Ханина [2]. Для определения взаимосвязанных с тревожностью проявлений социально-психологических характеристик личности использованы психодиагностические методики, отражаю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.