Научная статья на тему 'Проблемы оптимизации педагогического процесса занятий физической культурой с учётом физического развития современных обучающихся вузов'

Проблемы оптимизации педагогического процесса занятий физической культурой с учётом физического развития современных обучающихся вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соснин В.П.

В статье представлен анализ современной научной литературы по вопросам оптимизации педагогического процесса занятий физической культурой с учётом физического развития современных обучающихся. Показано, что эффективным путём модернизации учебного процесса является реализация личностноориентированного обучения. Приведены данные путей решения оптимизации педагогического процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соснин В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF OPTIMIZATION OF THE PEDAGOGICAL PROCESS OF LESSONS WITH PHYSICAL CULTURE WITH THE ACCOUNT OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF MODERN TRAINING HIGH SCHOOLS

The article presents an analysis ofmodern scientific literature on the optimization of the pedagogical process ofphysical education taking into account the physical development of modern students. It is shown that the implementation of student-centered learning is an effective way of modernizing the educational process. Data on ways to solve the optimization of the pedagogical process are presented.

Текст научной работы на тему «Проблемы оптимизации педагогического процесса занятий физической культурой с учётом физического развития современных обучающихся вузов»

2018, том 20 [5]

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-5-26-31

УДК 37.037.1]: 613.95+613.96

ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С УЧЁТОМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ

Соснин В.П.

Рубцовский индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г. Рубцовск, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлен анализ современной научной литературы по вопросам оптимизации педагогического процесса занятий физической культурой с учётом физического развития современных обучающихся. Показано, что эффективным путём модернизации учебного процесса является реализация личностно-ориентированного обучения. Приведены данные путей решения оптимизации педагогического процесса. Ключевые слова: физическое развитие, физическое воспитание, обучающиеся.

В современном понимании физическое развитие представляет собой совокупность морфологических и функциональных свойств организма, достигнутых в результате реализации индивидуальной детерминированной программы развития организма в конкретных условиях среды обитания. При этом физическое развитие обучающихся является одним из главных критериев состояния здоровья подрастающего поколения и молодежи в целом, отражающего влияние эндо- и экзогенных факторов [1]. Исследователями отмечается, что физическое развитие обучающихся, в первую очередь, зависит от их социально-гигиенических условий жизни. Возможность организации рационального питания, получение соответствующего квалифицированного медицинского обслуживания, занятий в спортивных секциях, отдыха в летних спортивных лагерях во многом определяет гармоничность физического развития [2]. Общемировые тенденции эпохальной изменчивости

физического развития демонстрируют разнонаправленные процессы: от продолжения акселерации до ее остановки. Особенностью секулярного тренда, характерной для населения большинства стран, является замедление темпов увеличения среднего роста, и даже его остановка в странах северной Европы, Японии, Китае, России. Имеются данные о продолжении процесса акселерации в Бельгии, Испании, Португалии, Бразилии, США, Южной Корее. Доминирующей точкой зрения в научной литературе на причину приостановки процесса акселерации в экономически развитых странах является признание полной реализации генетически детерминированного предела длины тела в благоприятных социально-экономических условиях. В то же время, большинство российских авторов расценивает данное явление как следствие влияния неблагоприятных социально-экономических и экологических фактов, характерных для современной России [1].

—--—

~ 26 ~

—--—

Данные научной литературы свидетельствуют об одной из актуальных проблем физического развития современной молодежи - дефицит либо избыток массы тела. Так, Т.А. Лосева с соавт. (2016) на основании проведенного обследования студентов обращают внимание на значительную долю дистрофий среди обучающихся (почти 18%), причем дефицит массы тела в 2 раза чаще выявляется у девушек по сравнению с юношами, у которых в большем проценте случаев регистрируется повышенная масса тела или ожирение. По мнению Т.А. Лосевой и соавторов, юноши и девушки с дефицитом массы тела отличаются малой величиной показателя жироотложения, мышечной массы, величиной индекса Кетле. Полученные результаты исследования свидетельствуют о продолжение процессов астенизации и грацили-зации телосложения в современной студенческой среде при одновременном уменьшении силовых показателей и жизненной емкости легких. Процессы уменьшения силовых показателей и жизненной емкости легких наиболее отчетливо выражены у юношей. Ученые показывают, что распространённость дефицита массы тела среди студентов московских первокурсников составляет от 12% до 45%, поэтому все более очевидной, по их мнению, становится необходимость проведения исследований, посвященных оценке физического состояния студентов с отклонениями показателей массы тела, так как отмеченные закономерности следует учитывать при планировании оздоровительных и учебных программ при организации занятий физической культурой в вузе.

Высокая информативность показателей физического развития обучающихся определяет его как одного из ключевых критериев контроля физической подготовленности [2], которая в свою очередь служит искомым ориентиром для адаптации программ занятий физической культурой в образовательных организациях. В этом плане реализуется главный принцип современной парадигмы педагогического образования - личностно-ориентированное обучения и педагогическая эргономика [3]. Дифференцированный подход к каждому обучающемуся в рамках образовательного процесса на занятиях физической культурой

является в настоящее время наиболее актуальным и основополагающим в контексте теории оптимизации, поскольку учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, в том числе его физического развития, способствует развитию не только его физических возможностей, но и развитию гармоничной личности, что заявляется в рамках обязательного условия при реализации компе-тентностного подхода современной педагогики

[4]. Анализ научно-методической литературы позволяет рассматривать дифференциацию физического воспитания как комплекс организационно-методических мероприятий, способствующих целенаправленному и аргументированному выбору форм, средств и методов обучения и воспитания в соответствии с уровнем развития индивидуальных качественных характеристик человека [5].

Мониторинг физического развития, обучающегося является наиболее доступным средством в образовательных учреждениях контроля эффективности программ физического воспитания, а также оптимизации и коррекции их содержания

[5]. Как отмечается в современной научной литературе в настоящее время, большинство, обучающейся молодежи, не имеет соответствующий возрасту уровень и гармоничность физического развития [6]. В связи с этим, у преподавателей физической культуры возникают трудности в организации педагогического процесса физического воспитания, поскольку обучающиеся с разным уровнем физического развития обладают разным уровнем функциональных возможностей, отличаются друг от друга диапазоном субъективных двигательных (динамических) навыков, развитостью базовых физических качеств, тренированностью физиологических процессов в целях преодоления организованных физических нагрузок, и не могут выполнять в процессе учебных занятий по физической культуре единообразный комплекс предлагаемых физических упражнений [6].

По нашему мнению, с учётом вышеописанных проблем, довольно эффективный способ их преодоления на примере занятий физической культурой среди студентов описан в публикациях О.Ю.

~ 27 ~

—--—

Кузнецова с соавт. [8], заключающийся в дифференцированном подходе решения различных педагогических задач в зависимости от группы обучающихся. Авторы выделяют общую и развивающую группу занятия физической культурой. Так, процесс физического воспитания студентов в группах общей физической культуры должен реа-лизовывать следующие актуальные педагогические задачи. Эти задачи заключаются в обеспечении оптимально необходимого и достаточного уровня динамической активности и физических нагрузок в целях поддержания у студентов оптимального индивидуального уровня физического развития, соответствующего показателям ана-томо-физиологической нормы. Преодоление средствами физического воспитания субъективно обусловленной диспропорции индивидуального анатомо-физиологического развития и доведение телосложения, обучающегося до уровня физической нормы. Коррекция имеющегося у студента набора сложнокоординационных двигательных навыков, их дальнейшее совершенствование, а при наличии жизненной необходимости - формирование и развитие дополнительных сложнокоор-динационных двигательных навыков, обеспечивающих возможность повышения интенсивности функционирования центральной нервной системы и эффективности интеллектуальной деятельности студентов через использование ими средств физической культуры. Стабилизация за счет акцентированного применения средств физического воспитания метаболических процессов в организме студентов, как физиологической основы гомеостаза в целях повышения интенсивности и эффективности их познавательной и иной учебной деятельности. Создание благоприятных психологических условий (через формирование «ситуаций успеха») для эмоциональной мотивации обучающихся к активной учебной деятельности в вузе. Минимизация времени и оптимизация последствий процесса психологической адаптации студентов к вновь приобретаемым физическим возможностям через формирование социально адекватного стереотипа их применения в повседневной жизни.

В то же время, физическое воспитание студентов в группах развивающей физической культуры, как представляется авторам [8], должно предполагать практическую реализацию таких педагогических задач, как стимуляция средствами физического воспитания онтогенетического процесса физиологического созревания обучающихся. Стабилизация за счет акцентированного применения в соответствии с индивидуальным уровнем физического развития, каждого обучающегося средств физического воспитания метаболических процессов в организме студентов как физиологической основы гомеостаза в целях повышения интенсивности и эффективности их познавательной и иной учебной деятельности. Общее физическое развитие и расширение функциональных возможностей студентов через использование специально адаптированных к уровню их субъективного физического развития средств физического воспитания и содержания занятий. Постепенное и поэтапное формирование и развитие у данной категории студентов всего комплекса сложнокоординационных двигательных навыков и функциональных возможностей с последующим формированием на их основе физических качеств. Формирование у обучающихся устойчивой привычки к регулярной двигательной активности. Создание в процессе проведения занятий по физической культуре комфортных психологических условий для индивидуальной социализации и социальной адаптации физически слаборазвитых студентов в учебных коллективах и эмоциональной мотивации обучающихся к активной учебной деятельности в вузе.

Особый интерес представляют данные Е.В. Красильниковой (2012) о разработанной модели физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем, которая имеет отличительные признаки, такие как реализация принципов индивидуализации и дифференциации, отражающие интересы и способности студента, свободный выбор форм, методов и средств физической культуры, направленных на оздоровление. Теоретическое наполнение занятий должно включать компьютерные программы и базы данных и способ-

~ 28 ~

—--—

ствовать формированию у студентов теоретических знаний по заболеванию, и практических навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Результаты педагогического эксперимента Н.В. Аврамовой и Л.А. Кочуровой (2016) показали целесообразность и эффективность инновационных направлений совершенствования системы физического воспитания студентов вузов, которые должны основываться на формировании личностно-ценностного отношения к систематическому применению физических упражнений, как эффективного средства развития интеллектуальных, морально-волевых и двигательных качеств, являющегося основой улучшения показателей физической подготовленности и здоровья студентов.

В настоящее время о дифференцированном подходе в организации занятий физической культурой с учётом физического развития обучающихся все чаще упоминается в научной литературе, посвященной оптимизации педагогического процесса [7, 8]. Актуальность этого вопроса особо возрастает, если учитывать тот факт, что со временем без принятия соответствующих решений, физическое развитие и физическая подготовленность молодёжи не улучшится. Это связано с тем, что участие в физкультурной деятельности в наше время уменьшается во всех возрастных группах населения многих стран. По данным отечественных и зарубежных авторов, к 21 году жизни, то есть выпуску из вузов, не более 40% мужчин и 30% женщин регулярно занимаются физическими упражнениями. С возрастом эти негативные тенденции усиливаются и в других странах: только 22% взрослых американцев участвуют в регулярной физкультурной деятельности высокой интенсивности [9]. Между тем резкое падение физической активности отмечается у старших юношей (15-19 лет) и молодых взрослых (21-25 лет). Около 50% наших студентов занимаются физическими упражнениями не более 2-3 ч в неделю, а 45% студентов не занимаются ими вовсе [9].

В научной литературе имеется достаточно данных об эффективности занятий физической культурой при учёте индивидуальных особенностей в

состоянии здоровья обучающихся, в том числе и их физического развития [10]. Использование успешного опыта оптимизации педагогического процесса занятий физической культурой требует обучение преподавателей проведению антропометрического контроля индивидуального физического развития и функциональной тренированности студентов [6].

В связи с этим, становится очевидным, что в современных сложных условиях разнородности состояния здоровья обучающихся возникает острая необходимость в оптимизации педагогического процесса при организации занятий физической культурой для повышения её эффективности в целях сохранения и укрепления состояния здоровья подрастающего поколения. Учитывая тот факт, что занятия физической культурой являются эффективным средством повышения общей сопротивляемости организма, функциональных возможностей обучающихся, это позволяет повысить в будущем их качество жизни и решить проблему долголетия в России, как одной из приоритетных задач государственной политики, озвученной в ежегодном Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию в 2018 году.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сб.мат-лов (выпуск VI). Под ред. акад. РАН и РАМН А.А. Баранова и чл.корр. РАМН В.Р. Кучмы. М.: Изд-во «ПедиатрЪ», 2013. - 192 с.

[2] Горелик В.В. Особенность организации физического воспитания на основе анализа функциональных систем занимающихся / В.В. Горелик, А.А. Подлубная // Здоровье и образование в XXI веке. - 2016. - №8. - С. 95-97

[3] Плукин С.Г. Педагогическая эргономика как отрасль педагогической науки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://plook.ru/index/pedagogicheskayaergonomika-kak-otrasl-pedagogicheskoj -nauki/

[4] Лихачева А.Н. Оптимизация процесса обучения как способ повышения его эффективности в условиях современной образовательной парадигмы // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. - 2017. - №130. - С.1209-1224

~ 29 ~

—--—

[5] Кабачкова А.В. Мониторинг здоровья студентов вуза: организационные и методические проблемы / А.В. Кабачкова, Л.В. Капилевич // Вестник НГПУ. - 2014. - №1 (17). - С. 112-118

[6] Кузнецов О.Ю. Организация физического воспитания студентов с разным уровнем физического развития: концептуальные подходы / О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2013. - №4. - С.469-477

[7] Сорокина Е.Л. Организация и направленность физического воспитания студентов вуза / Е.Л. Сорокина, М.А. Бабенко, Е.Г. Черночуб, Н.И. Назарова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2017. -№3. - 120-123

[8] Петрова Г.С. Здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания студентов / Г.С. Петрова // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2012. - №2. - С.499-504

[9] Белых С.И. Состояние здоровья, физического воспитания и физического развития студентов в исторической ретроспективе и в личностно развивающей парадигме / Белых С.И. // ППМБПФВС. -2013. - №5. - С.7-12/

[10] Тищенко В.А. Индивидуальный подход к организации физического воспитания студентов Запорожского национального университета / В.А. Ти-щенко, В.Ю. Сергеечев // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2015. - №3. - С.77-82.

PROBLEMS OF OPTIMIZATION OF THE PEDAGOGICAL PROCESS OF LESSONS WITH PHYSICAL CULTURE WITH THE ACCOUNT OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF MODERN TRAINING

HIGH SCHOOLS

Sosnin V.P.

Rubtsovsk Industrial Institute (branch) Polzunov Altai state technical university, Rubtsovsk, Russian Federation

Annotation. The article presents an analysis ofmodern scientific literature on the optimization of the pedagogical process ofphysical education taking into account the physical development of modern students. It is shown that the implementation of student-centered learning is an effective way of modernizing the educational process. Data on ways to solve the optimization of the pedagogical process are presented. Key words: physical development, physical education, students.

REFERENCES

[1] Physical development of children and adolescents of the Russian Federation: Sb.mat-lov (issue VI). Ed. acad. RAS and RAMS A.A. Baranova and corr. RAMS V.R. Kuchma. Moscow: Publishing house "Pediatr", 2013. - 192 p.

[2] Kuchma V.R. Health indicators of children and adolescents in the modern system of socio-hygienic monitoring / V.R. Kuchma // Hygiene and Sanitation. -2004. - №6. - P.14-16

[3] Plukin S.G. Pedagogical ergonomics as a branch of pedagogical science [Electronic resource] Access mode: http ://plook.ru/index/pedagogicheskayaer-gonomika-kak-otrasl-pedagogicheskoj-nauki/

[4] Likhacheva A.N. Optimization of the learning process as a way to increase its effectiveness in the con-

ditions of the modern educational paradigm // Scientific Journal of KubSAU - Scientific Journal of KubSAU. - 2017. - № 130. - P.1209-1224

[5] Kabachkov A.V. Monitoring the health of university students: organizational and methodological problems / A.V. Kabachkova, L.V. Kapilevich // Bulletin of the National Pedagogical University. - 2014. - No. 1 (17). - P.112-118

[6] Kuznetsov O.Yu. The organization of physical education of students with different levels of physical development: conceptual approaches / O.Yu. Kuznetsov, G.S. Petrova // Izvestiya of the Tula State University. Humanitarian sciences. - 2013. - №4. -P.469-477

[7] Sorokina E.L. Organization and orientation of physical education of university students / E.L. Sorokina, M.A. Babenko, E.G. Chernochub, N.I. Nazarova // Materials of the All-Russian Scientific and Practical

—--—

~ 30 ~

—--—

Conference "Science and Society." - 2017. - № 3. -120-123

[8] Petrova G.S. Health-saving technologies in the system of physical education of students / G.S. Petrova // Izvestiya of the Tula State University. Humanitarian sciences. - 2012. - №2. - P.499-504

[9] Belykh S.I. State of health, physical education and physical development of students in historical retrospect and in the personally developing paradigm / Be-lykh SI // MATF. - 2013. - №5. - p.7-12 /

[10] Tishchenko V.A. Individual approach to the organization of physical education of students of the Za-porizhzhya National University / V.A. Tishchenko, V.Yu. Sergeechev // Izvestiya of Tula State University. Physical Culture. Sport. - 2015. - № 3. - P.77-82.

—--—

~ 31 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.