Научная статья на тему 'Проблемы обучения применению специальных средств органов внутренних дел образовательными организациями МВД России'

Проблемы обучения применению специальных средств органов внутренних дел образовательными организациями МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2023
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / SPECIAL FUNDS / НЕЛЕТАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / NON-LETHAL WEAPONS / ОРУЖИЕ ОГРАНИЧЕННОГО ПОРАЖЕНИЯ / LETHAL WEAPONS / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / СРЕДСТВА БРОНЕЗАЩИТЫ / ARMOURED PROTECTION / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бардадым Иван Сергеевич, Попандопуло Дмитрий Валерьевич, Напханенко Игорь Павлович

В статье рассматриваются проблемы, возникающие в процессе обучения сотрудников полиции применению специальных средств органов внутренних дел, включая вопросы нормативно-правового регулирования деятельности МВД России, а также предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF TEACHING THE APPLICATION OF THE SPECIAL FACILITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES BY THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

In the article the problems of training for the police, and the legal regulation of use of special means of bodies of internal Affairs of Russia, and suggests ways of their solution.

Текст научной работы на тему «Проблемы обучения применению специальных средств органов внутренних дел образовательными организациями МВД России»

УДК 378.6 : 351.74 ББК 74.5

© 2015 г. И. С. Бардадым,

Д. В. Попандопуло, И. П. Напханенко

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МВД РОССИИ

В статье рассматриваются проблемы, возникающие в процессе обучения сотрудников полиции применению специальных средств органов внутренних дел, включая вопросы нормативно-правового регулирования деятельности МВД России, а также предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: специальные средства, нелетальное оружие, оружие ограниченного поражения, обучение, профессиональная подготовка, средства бронезащиты, классификация.

THE PROBLEMS OF TEACHING THE APPLICATION OF THE SPECIAL

FACILITIES OF INTERNALAFFAIRS BODIES BYTHE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

OF THE MIA OF RUSSIA

In the article the problems of training for the police, and the legal regulation of use of special means of bodies of internal Affairs of Russia, and suggests ways of their solution.

Key words: special funds, non-lethal weapons, lethal weapons, training, training, armoured protection, classification.

Гуманизация и толерантность как основные принципы государственной системы права существенно изменили отношение к правоохранительной системе в современной России. Органы власти, воспринимавшиеся издавна как репрессивные, противостоящие негативным проявлениям преимущественно силовыми методами и средствами, сотрудники которых считали себя «карающим мечом государства», сегодня в качестве главного своего предназначения должны определять защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства и незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в защите от любых противоправных посягательств [1, с. 1, 2].

Однако общение с курсантами, слушателями вузов МВД России, молодыми сотрудниками младшего и среднего начальствующего состава органов внутренних дел (далее -ОВД) показывает, что далеко не все психологически готовы к таким изменениям. Многим кажется, что акцент на защитных функциях в законодательстве о полиции снижает ее авторитет и способность противостоять преступности. Остается надеяться, что молодое поколение полицейских в ближайшие годы осознает и примет умом и сердцем дан-

ную установку российского общества. При этом сотруднику полиции будут необходимы такие профессиональные качества, как уверенность в своих силах, твердость и настойчивость в достижении целей, убежденность и умение настоять на своей правоте в сочетании со знанием законов, порядка и правил поведения, правосознанием. На воспитание именно таких качеств, а не на «стойкость в преодолении трудностей и лишений службы», не на ложный героизм («с голыми руками -на танк»), и должен сегодня быть направлен весь процесс обучения сотрудника полиции, особенно в образовательных организациях системы МВД России.

Одним из символов власти и людей, обладающих властными полномочиями и стоящих на охране интересов общества и государства, всегда было оружие, психология владения которым поднимает обычного человека на более высокий уровень, повышает его готовность к защите интересов предоставившего ему эти средства уничтожения или повреждения и наделившего правом применять их по назначению. Полицейские функции по противодействию преступности, сохранению государственного устройства и поддержанию порядка в России и в мире до прошлого века в основном реализовывались людьми, воору-

женными исключительно холодным и огнестрельным оружием, пускавшими его в дело по собственному убеждению и усмотрению. Но необходимо отметить, что и количество деяний, считавшихся преступлениями и иными серьезными правонарушениями, было существенно меньшим. И санкции за совершение преступления устанавливались подстать отношению к жизни и смерти тех времен -преимущественно причинявшие физические страдания: казнь различными способами, каторжные работы (зачастую оканчивавшиеся смертью или инвалидностью), телесные повреждения и телесные наказания. Тюремное заключение в отнюдь не комфортных условиях было или досудебным, или пожизненным - до «величайшего снисхождения о помиловании». Гуманность в виде ссылки или штрафа («откупных») изредка применялась к преступникам, представлявшим высшие сословия и касты, к которым полиция (или иные органы, наделенные полицейскими функциями) не так уж часто имела право применять какие-либо меры принуждения.

Следует отметить, что социальные революции и борьба за права человека в ХХ веке весьма значительно изменили отношение ко всем категориям правонарушителей во многих странах - здесь и мораторий на смертную казнь, и содержание в заключении, исключающее унижение чести и достоинства, и запрет принудительного труда осужденных, и т. п. Одновременно современные национальные общества и государства существенно увеличили число деяний, относящихся к преступлениям небольшой тяжести и административным правонарушениям, за которые ответственность не столь строга, не связана с телесными страданиями. Такой концептуальный подход к правам человека и правонарушениям, не позволяющий жестко или, если угодно, жестоко пресекать многие незаконные действия, в совокупности с принципом неотвратимости наказания привел правоохранительные органы к необходимости не уничтожать преступника самостоятельно, а задерживать его и передавать для разбирательства и определения меры ответственности должностным лицам, уполномоченным на это законом, или справедливому суду. Применение оружия полицейскими структурами как средства уничтожения правонарушителя стало законодательно ограничиваться, что приводило милиционеров и полицейских к неуверенности в правомерности своих действий. Потребовалось чем-то заменить оружие уничтоже-

ния. Начались разработки и внедрение в практику других средств воздействия, получивших в мире название нелетального (несмертельного) оружия, оружия нелетального действия, нелетальных средств воздействия и т. п.

В различных странах этот переход происходил в разное время, но первоначальной идеей и основой его стало использование средств, ранее употреблявшихся для обучения, тренировки воинов к применению холодного оружия - палок или дубинок. Не вдаваясь подробно в историю вопроса, отметим, что в Европе такие средства у лиц, выполняющих полицейские функции, начали использоваться с XIX века, еще раньше в Японии, Индии и Китае, где издревле сложилась культура применения деревянного и бамбукового оружия, в том числе в боевых искусствах.

В СССР подобное вооружение появилось в милиции в начале 60-х годов, а с 1970 года получило название «специальные средства» [2], которое и сегодня распространяется на специфичные технические устройства органов внутренних дел Российской Федерации и иных правоохранительных органов. Перечень специальных средств, правила их применения устанавливались не законами, а «закрытыми» ведомственными нормативными актами, за нарушение данных правил наступала уголовная или дисциплинарная ответственность. Уже тогда обучение правомерному применению этих немногих средств было включено в обязательную программу подготовки милиционеров.

Со временем перечень специальных средств расширился. В последнем советском (в рамках рассматриваемой темы) ведомственном нормативном акте - Инструкции о порядке применения органами внутренних дел и внутренними войсками специальных средств [3] -предложена классификация специальных средств, которая повторяется и сегодня в приказах, учебных пособиях и научных работах, несмотря на то, что она совершенно устарела. Эта классификация предусматривала три вида: средства индивидуальной защиты (три подвида), средства активной обороны (шесть) и средства обеспечения специальных операций (шесть). Категорически запрещалось применение ОВД и внутренними войсками специальных средств, не указанных в этом перечне. Всего их было немногим более 20, и основная масса не поступала на вооружение в ОВД, а использовалась в частях внутренних войск, учреждениях исполнения наказаний, специальных подразделениях (ОМОН,

СОБР). В период действия указанного нормативного акта в учебные планы и программы подготовки специалистов ведомственных вузов по данному направлению был введен ограниченный набор тем и учебных часов по дисциплинам «Тактико-специальная подготовка», «Специальная техника органов внутренних дел» («Основы специальной техники»), «Физическая подготовка», но его, в принципе, изначально было достаточно. Однако далее потребности правоохранительных органов и научно-технические разработки резко увеличили количество специальных средств, состоящих на вооружении ОВД, и рост этот пока не останавливается.

В 1991-1993 годах число специальных средств МВД, предусмотренных постановлениями Совета министров РСФСР, приблизилось к 50, из них примерно половина являлась средствами индивидуальной защиты. В ст. 14 Закона РФ «О милиции» в 1991 году были определены 9 видов специальных средств, к которым в 1999 году добавился 10-й - электрошоковые устройства. При этом законами Российской Федерации применение средств индивидуальной защиты (или, точнее, бронеза-щиты) в ОВД никогда не предусматривалось, но в подзаконных актах Правительства и МВД России, которые раскрывали конкретные наименования (образцы) в 10 видах специальных средств, их по-прежнему относили к специальным средствам в качестве 11-го вида. К слову, советский закон позволял работникам милиции для обеспечения личной безопасности «использовать шлемы, щиты, бронежилеты и другие средства индивидуальной защиты» [4, с. 13].

В 2001 году постановлением Правительства Российской Федерации № 731 предлагались к применению ОВД 112 наименований специальных средств, из которых 30 -были различными средствами индивидуальной бронезащиты (далее - СИБ), в 2007 году распоряжением Правительства РФ № 1310-р, отменившим предыдущий перечень, поставлены на вооружение 149 средств, из них 45 - СИБ. Здесь надо отметить, что в документах Правительства РФ не раскрывались специальные окрашивающие средства. В этой части дополнением в 3 единицы можно считать приказ МВД России 05.11.2003 № 865, указавший 2 вида препаратов и один комплект таких средств (31.07.2012 данный приказ отменен и больше нигде в качестве специальных средств именно эти изделия и вещества не встречаются). Таким образом, ко-

личество только наименований специальных средств ОВД, без учета модификаций отдельных изделий, в 2007 году превышало 150.

При этом система профессиональной подготовки сотрудников милиции не соответствовала требованиям времени. В вузах МВД России согласно примерным учебным программам количество часов учебных занятий, выделенных для изучения тем по специальным средствам ОВД, не увеличивалось. В территориальных ОВД в рамках служебно-бое-вой подготовки, как правило, изучали по данной теме только положения законов. Проведенные одним из авторов в 2003-2007 годах исследования [5, с. 8-9] показали слабое знание сотрудниками ОВД нормативных правовых актов, касающихся специальных средств, перечней специальных средств, установленных приказами ограничениях по применению отдельных специальных средств.

Следует, на наш взгляд, согласиться с В. Т. Жалкиевым, который в 2006 году отмечал: «Попытки обучения сотрудников квалифицированному применению специальных средств в образовательных учебных заведениях МВД России в рамках учебных дисциплин «Основы специальной техники» и «Специальная техника органов внутренних дел» пока также не соответствуют нуждам ОВД ввиду крайней ограниченности учебного времени, отводимого на изучение указанных дисциплин. Как следствие, обучение квалифицированному применению специальных средств сотрудников ОВД, в том числе начальствующего состава подразделений патрульно-постовой службы (командиров взводов, рот, батальонов, полков, отдельных отрядов) и других подразделений, в лучшем случае осуществляется самостоятельно в рамках служебно-бое-вой подготовки, в худшем - методом проб и ошибок в условиях реального служебно-опе-ративного и служебно-боевого применения. Кроме того, следует признать, что в настоящее время имеет место низкая оснащенность ОВД специальными средствами. В сочетании с неудовлетворительным уровнем готовности сотрудников к применению имеющихся специальных средств это ведет к травматизму и, в некоторых случаях, к гибели личного состава и граждан из-за неприменения, а также несвоевременного либо неквалифицированного применения спецсредств» [6, с. 20-21].

Нельзя сказать, что с принятием Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее - ФЗ «О полиции»), увеличивше-

го число видов специальных средств до 14-ти, для сотрудников ОВД что-либо кардинально изменилось. Занятия со слушателями курсов повышения квалификации и заочной формы обучения, в том числе имеющими немалый опыт работы, непосредственное отношение к применению специальных средств либо к руководству подразделениями территориальных ОВД, опросы сотрудников ОВД на районном уровне показывают, что необходимость в дополнительном обучении по данной тематике не исчерпана. Так, сотрудники оперативных подразделений любого уровня проявляют полное незнание подзаконных правовых актов, касающихся применения специальных средств ОВД. Немногие из руководителей и сотрудников подразделений охраны общественного порядка различают, что относится к новым, а что к переименованным видам специальных средств. Большинство руководителей изоляторов временного содержания не имеют понятия о том, что колючие ленты и спирали из них, которыми положено оборудовать ограждения зданий изоляторов, относятся к специальным средствам, хотя они введены в соответствующий перечень еще 13.12.1993 постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации № 1284.

Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 05.05.2012 № 737-р и включавший уже 113 наименований (в него не входят теперь СИБ), до сих пор большинству сотрудников не известен, так как данный правовой акт в территориальные ОВД и в образовательные организации системы МВД России не поступал, впрочем, как и предыдущие перечни и вносимые в них изменения. Соответственно, о многих конкретных изделиях ни практики, ни преподаватели не имели и не имеют достаточного представления. Сами изделия в территориальные ОВД и вузы МВД России поставляться не успевают, вместе с тем уже снимаются с вооружения, как, например, разработанный по заказу МВД специальный револьверный комплекс «Удар» (в 2007 году) или газовые генераторы серии «Полынь» (в 2012 году). Причины снятия с вооружения, как правило, для практических сотрудников и научно-педагогического состава остаются тайной.

О том, что даже в профильных образовательных организациях МВД России не всегда известно об изменении нормативной правовой базы применения специальных средств, свидетельствует следующая цитата из статьи 2012 года сотрудников Академии

управления МВД России [7, с. 37]: «Специальные средства, стоящие на вооружении подразделений МВД России, подразделяются на: средства индивидуальной броне-защиты; средства активной обороны; средства обеспечения специальных операций... К средствам активной обороны относятся: палки резиновые специальные; наручники; патроны с резиновой пулей ударного непроникающего действия; ручные газовые гранаты; патроны с газовыми гранатами; аэрозольные упаковки; карабины специальные; комплект насадок к карабину; пистолеты сигнальные; пистолеты газовые и патроны к ним; электрошоковые устройства» (курсив наш. - Авт.). Мало того, что указанная классификация является архаичной и не соответствует действующей нормативной правовой базе [8], выделенные в тексте цитаты наименования изделий не относятся к специальным средствам ОВД, отдельные - с 2001 года (отнесены к огнестрельному оружию), другие - с 2006-2007 и 2012 годов (сняты с вооружения). И все это потому, что авторами делается ссылка на неопубликованное и, видимо, непрочитанное ими постановление Правительства РФ от 15.10.2001 № 731, утратившее силу в части перечня специальных средств еще в 2007 году.

Внедряемые новые примерные учебные программы по дисциплине «Специальная техника ОВД», хотя и учитывают изменения нормативной правовой базы, обозначая тему как «Специальные средства и средства индивидуальной бронезащиты» (например, разработанные Краснодарским университетом МВД России), но по-прежнему отводят на аудиторное изучение не более 8-10 учебных часов. Самостоятельно же изучить более 150 технических изделий, устройств и веществ, порой достаточно сложных, молодым руководителям и сотрудникам, курсантам и слушателям затруднительно из-за отсутствия на местах обучения нормативных правовых актов (преимущественно ограниченного доступа), современных учебных пособий, самих изделий или их макетов и т. п.

Специальная подготовка полицейских, а также их периодическая проверка на пригодность к действиям со специальными средствами наряду с применением физической силы и огнестрельного оружия является важнейшим условием прохождения службы, что закреплено ФЗ «О полиции». Указанную подготовку, после которой сотрудник полиции получает право применять соответствующие средства в рамках законных полномочий, он

проходит в рамках трех форм подготовки кадров для ОВД, а именно [9]:

- первоначальной подготовки (специального профессионального обучения впервые принятых на службу сотрудников);

- обучения по образовательным программам среднего, высшего послевузовского и дополнительного (повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка) профессионального образования;

- профессиональной служебной и физической подготовки (обучения в процессе оперативно-служебной деятельности).

Специальная подготовка проводится образовательными организациями МВД России либо с их участием и должна состоять из двух разделов: теории и практики. Теоретическая подготовка важна, но никогда не заменит практической. Однако руководители подразделений ОВД несут ответственность и за обеспечение законности при применении специальных средств, и за привлечение к ответственности лиц, допустивших их неправомерное использование. Следовательно, очень важно и знание нормативных правовых актов сотрудниками, и их умение обращаться с конкретными средствами.

Таким образом, следует согласиться с В. Т. Жалкиевым в том, что должны неразрывно изучаться как сами специальные средства, их назначение, технические характеристики, так и правовые, организационно-тактические основы их применения, формироваться и отрабатываться навыки, необходимые для физической и психологической готовности законного применения специальных средств [6]. И осуществлять это лучше комплексно, в рамках программы единого курса, одной дисциплины, без разделения на тактико-специальную, техническую, правовую, психологическую и физическую составляющие.

Частью 5 статьи 18 ФЗ «О полиции» установлено, что содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции России определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. По мнению А. М. Сильникова, содержание специальной подготовки целесообразно определить в двух вариантах [10, с. 24]:

1 ) базовая программа - для сотрудников ОВД, впервые принятых на службу в полицию и обучающихся в центрах профессиональной подготовки МВД по субъектам Российской Федерации, образовательных организациях высшего и дополнительного профессионального образования МВД России;

2) специальная программа - для сотрудников полиции, проходящих службу в подразделениях специального назначения, и сотрудников иных подразделений, включенных в состав оперативных групп на случай возникновения чрезвычайных ситуаций криминального характера.

В ноябре 2013 года на совещании, посвященном развитию военного образования, В. В. Путин обратил внимание на необходимость повышения качества подготовки военных кадров, так как без компетентных людей даже самая современная техника останется просто куском железа. «Нужно оперативно корректировать учебные программы и совершенствовать обучающие технологии, внедряя в учебный процесс все самое новое и лучшее из отечественного и зарубежного опыта... Ведь слушатели и курсанты должны осваивать не только сегодняшнее вооружение и технику, но и перспективные, которые поступят на вооружение» [11].

Надеемся, что такая тенденция коснется не только Министерства обороны, но и Министерства внутренних дел Российской Федерации. Сложно рассчитывать на то, что во все образовательные организации МВД России в ближайшем будущем поступят для использования в учебном процессе перспективные специальные средства ОВД, оружие и другие технические средства. Но представляется важным, чтобы уже имеющиеся, состоящие на вооружении средства курсанты и слушатели изучали не только по плакатам, фотографиям и компьютерным презентациям, но и по реальным, действующим образцам, в идеале - с демонстрацией их возможностей на полигонах, сопровождаемой комментариями разработчиков, испытателей новых средств специального вооружения и/или сотрудников, имеющих большую практику их использования в реальной обстановке. Опыт организации ФГКОУ ВО РЮИ МВД России выездных практических занятий по теме «Специальные средства ОВД», проводимых более 15 лет на базе специальных подразделений Ростовской области и с участием сотрудников этих подразделений, подтверждает данный тезис. Но такие занятия на сегодняшний день единичны и ограничены незначительным количеством часов по учебным планам и рабочим программам.

Таким образом, качественное обучение сотрудников полиции применению специальных средств, как представляется, в современных условиях требует:

1) внедрения в образовательные программы, учебные планы и в процесс подготовки специалистов для ОВД отдельной учебной дисциплины «Специальные средства и средства индивидуальной бронезащиты органов внутренних дел» в объеме не менее 50 аудиторных часов;

2) разработки соответствующих рабочих программ дисциплины для профессионального обучения (базовой подготовки), обучения по программам дополнительного, среднего и высшего профессионального образования (специального обучения) в целях подготовки сотрудников ОВД к действиям в условиях применения всех видов специальных средств; учебных и учебно-методических пособий, научно-технических и методических изданий, способствующих эффективной эксплуатации изделий в последующей деятельности;

3) снабжения в первоочередном порядке стоящими на вооружении средствами специальной техники, специальными средствами, их макетами или учебными аналогами образовательных подразделений и организаций всех уровней для проведения практических занятий, а также специалистов профессиональной подготовки территориальных ОВД и специальных подразделений МВД России;

4) создания правовых и организационных основ теснейшего взаимодействия научных, образовательных организаций и специальных подразделений территориальных ОВД в части совместного, всестороннего изучения возможностей специальных средств, распро-

Литература

1. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ // Российская газета. 2011. № 28.

2. Наставление по применению специальных средств «Черемуха»: приказ МВД СССР от 24.09.1970 (утратил силу).

3. Приказ МВД СССР от 06.07.1989 № 127 (утратил силу).

4. Закон СССР «О советской милиции» // Ведомости Съезда НД СССР и ВС СССР. 1991. № 12. Ст. 319.

5. Попандопуло Д. В., Зозуля В. А. Проблемы применения специальных средств органами внутренних дел: учебное пособие. Ростов н/Д, 2004.

6. Жалкиев В. Обучение сотрудников органов внутренних дел квалифицированному применению специальных средств // Защита и безопасность. 2006. № 3.

странения положительного опыта, проведения научных исследований и обучающих практических мероприятий. Как один из возможных способов - официальное создание научно-практических лабораторий на базе одного из участников взаимодействия, имеющего соответствующую материально-техническую базу.

И конечно, прежде всего необходимо проанализировать и привести к единому восприятию все нормативные правовые акты, касающиеся специальных средств ОВД и средств индивидуальной бронезащиты, устранить возможные разночтения. К примеру, следует определить, к чему относятся травматические боеприпасы -к огнестрельному оружию ограниченного поражения, как в ст. 23 ФЗ «О полиции», либо к специальным средствам ограниченного поражения, как в Перечне специальных средств, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 05.05.2012 № 737-р. В ведомственной нормативной правовой базе тоже довольно много проблемных моментов, связанных, в частности, с использованием в отдельных правовых актах МВД России устаревшей классификации специальных средств, противоречащей положениям закона.

Предлагаемые меры должны, на наш взгляд, значительно повысить эффективность обучения в образовательных организациях МВД России сотрудников полиции, курсантов и слушателей правомерному применению специальных средств органов внутренних дел.

Bibliography

1. Federal law of the Russian Federation «On police» dated February 07, 2011 № 3-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 2011. № 28.

2. Instruction on use of special means «Cheryo-muha»: the Order of the Ministry of internal Affairs of the USSR from 24.09.1970 (repealed).

3. Order of the Ministry of internal Affairs of the USSR from 06.07.1989 № 127 (repealed).

4. The law of the USSR «About the Soviet militia» // Vedomosti of the Congress ND the USSR and the USSR. 1991. № 12. Pt. 319.

5. Popandopulo D. V., Zozulya V. A. Problems of application of special means by the internal Affairs bodies: a training manual. Rostov-on-Don, 2004.

6. Zolkiew V. Training of employees of internal Affairs bodies to the qualified use of special tools // Protection and security. 2006. № 3.

7. Vasil'ev F. P., Kozikowski A. R. Application

7. Васильев Ф. П., Косиковский А. Р. Применение специальных средств сотрудниками полиции МВД России // Российский следователь. 2012. № 4.

8. Инструкция по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 12.01.2009 № 13 (прим. 2 к п. 234). URL: https: // consultant.ru

9. Приказ МВД России от 31.03.2015 № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2015 № 37228). URL: http:// www.pravo.gov.ru

10. Сильников А. М. Организационно-правовые основы приме нения сотрудниками полиции специальных средств принуждения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2011.

11. Попова Л., Панкин М., Козловский С. Владимир Путин вручил Рязанскому училищу ВДВ орден Суворова // ТВ Центр, Рязань 2013, 15 ноября, 22:20. URL: http://www.tvc.ru/ news/show/id/22500

of special means by the police of the MIA of Russia // Russian investigator. 2012. № 4.

8. Instructions for procurement, storage, accounting, issue (admission) and secure weapons and ammunition in the internal Affairs of the Russian Federation: the order of the Ministry of interior of Russia dated 12.01.2009 № 13 (note 2 to paragraph 234). URL: https: // consultant.ru

9. Order of the Ministry of internal Affairs of Russia from 31.03.2015 № 385 «On approval of the Procedure for the organization of training for filling positions in bodies of internal Affairs of the Russian Federation» (registered in Ministry ofjustice of Russia on 12.05.2015 № 37228). URL: http:// www.pravo.gov.ru

10. Sil'nikov A. M. legal basis for the use of members of the police special means of coercion: author. dis. ... candidate the faculty of law sciences. St. Petersburg, 2011.

11. Popova L., Pankin M., Kozlowski S. Vladimir Putin presented the Ryazan school VDV order of Suvorov // TV Center, Ryazan, 2013, November 15, 22:20. URL: http://www.tvc.ru/news/ show/id/22500

УДК 354.31 ББК 67.2

© 2015 г. П. M. Кущев,

Е. Н. Находкин, И. В. Головинский, M. В. Черноусов

ГОТОВНОСТЬ К СИЛОВОМУ ЗАДЕРЖАНИЮ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

В статье рассмотрены вопросы правового применения сотрудниками полиции физической силы. Проведен анализ различных источников и исторических фактов по данному вопросу, а также практики реформ в других странах и их последствий для этих государств. Исследованы различные системы служебно-прикладных единоборств и физической подготовки полицейских.

Ключевые слова: сотрудник полиции, правонарушения, применение специальных средств, интегральная подготовка.

THE READINESS FOR THE FORCE DETENTION OF THE OFFENDER: HISTORICAL

EXPERIENCE AND MODERN REQUIREMENTS TO TRAINING OF POLICE OFFICER

In article questions of legal use ofphysical force by police officers are considered. The analysis of various sources and historic facts on the matter, and also practice of reforms in other countries and consequences for these states is carried out. Various systems of office and applied single combats and physical training ofpolice officers are analysed.

Key words: police officer, offenses, application of special means, integrated preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.