Научная статья на тему 'Проблемы образования, здравоохранения и инфраструктуры в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургской губернии в начале XX в'

Проблемы образования, здравоохранения и инфраструктуры в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургской губернии в начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
432
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЗЕМСТВО / СОСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЫ / ПРИЮТ СВ. НИКОЛАЯ КОЛПИНСКОГО / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / ST. PETERSBURG / ST. PETERSBURG PROVINCE / ORPHANAGE OF ST. NICHOLAS KOLPINSKIY / THE CITY GOVERNMENT / ZEMSTVO / CLASSES / EDUCATION / SCHOOLS / HEALTH / MEDICAL INSTITUTIONS / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Деркач (Егорова) Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются вопросы здравоохранения, образования и инфраструктуры в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургской губернии в начале XX в., характеризуется уровень развития образования, врачебной деятельности и инфраструктуры губернии. В статье выявляется количество медицинских и учебных заведений в губернии на начало XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Деркач (Егорова) Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of education, medicine and infrastructure in St. Petersburg and St. Petersburg Gubernia in the early 20th century

The article explores a theme of health, education and infrastructure in St. Petersburg and St. Petersburg Gubernia (Province) in the early 20th century, and the level of development of education, medicine and infrastructure of the province. The number of medical and educational institutions in the province at the beginning of the 20th century is investigated in the article.

Текст научной работы на тему «Проблемы образования, здравоохранения и инфраструктуры в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургской губернии в начале XX в»

УДК 94(470-23).083:37:61

Т. В. Деркач (Егорова)

Проблемы образования, здравоохранения и инфраструктуры в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургской губернии

в начале XX в.

В статье рассматриваются вопросы здравоохранения, образования и инфраструктуры в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургской губернии в начале XX в., характеризуется уровень развития образования, врачебной деятельности и инфраструктуры губернии. В статье выявляется количество медицинских и учебных заведений в губернии на начало XX века.

The article explores a theme of health, education and infrastructure in St. Petersburg and St. Petersburg Gubernia (Province) in the early 20th century, and the level of development of education, medicine and infrastructure of the province. The number of medical and educational institutions in the province at the beginning of the 20th century is investigated in the article.

Ключевые слова: Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская губерния, Городское Управление, земство, сословия, образование, школы, приют Св. Николая Колпинского, здравоохранение, медицинские учреждения, инфраструктура

Key words: St. Petersburg, St. Petersburg province, The City Government, zemstvo, classes, education, schools, orphanage of St. Nicholas Kolpinskiy, health, medical institutions, infrastructure.

Проблемы образования, здравоохранения и инфраструктуры в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургской губернии важны для изучения, так как становление губернии напрямую связано с развитием этих направлений. Санкт-Петербургская губерния была образована 3 июня 1710 г. С этого времени перед правительством встала задача развития социальной сферы данного региона.

Становление и рост экономики этих земель не мог происходить за счёт малочисленного местного населения, поэтому с начала XVIII в. правительством применялось принудительное переселение.

n w w

В результате данной политики постоянно происходил интенсивный рост населения. По данным переписи 1897 г. население губернии (вместе с Петербургом) составляло 2 107 691 чел. Около 60 % населения (1 267 023) проживало в Петербурге. В последующие 20 лет население города выросло ещё вдвое. Город вышел на третье место среди европейских столиц после Лондона и Парижа. Ввиду своего экономического значения столица привлекала большое

© Деркач (Егорова) Т. В., 2012

количество пришлого населения, преимущественно из крестьянского сословия. «Последняя перепись свидетельствует о громадном увеличении среднего прироста населения, что объясняется приливом пришлого элемента» [11, с. 23].

Несмотря на значительное увеличение населения, населенность ещё была невелика в окраинах и пригородах. Окраины заселялись преимущественно пришлым населением. «Наибольший прирост населения намечается в отдалённых окраинах столицы, появляются новые улицы, строятся новые дома» [9. Д. 181. Л. 53]. В 1900 г. пришлого населения было 69 %, таким образом, более 2/3 жителей составляли люди, родившиеся вне Петербурга. «Лиц, родившихся в самом Петербурге, насчитывается 1/3, если же из этого числа исключить лиц, принадлежащих к сельским сословиям, многодетным мещанам и к иностранным гражданам, то окажется, что коренное население столицы составляет 1/5 часть общего числа населения» [9. Д. 181. Л. 55]. Дворяне, как правило, находились на государственной службе, выступая в роли чиновников, но не собственно горожан. Значительная часть крестьян приходила в столицу на заработки. Собственно коренными жителями являлись мещане и цеховые (ремесленники).

В связи с тем что губерния была многочисленной, проблемы здравоохранения и образования играли большую роль. Однако рождаемость и быстрый рост населения за счёт пришлого элемента превышал уровень развития социальной сферы. Власть не успевала реагировать на пополнение населения.

Система здравоохранения была развита недостаточно, и население находилось в трудных условиях. Смертность в Петербурге намного превышала рождаемость. Причиной этого была, прежде всего, крайняя антисанитария. Жизнь в городе зачастую не отвечала самым элементарным требованиям гигиены. Наблюдалось систематическое отравление почвы, воды и воздуха. В Известиях Петербургской городской думы за 1892 г. [1, а 3] указывалось на загрязнение набережных рек и каналов, а также стен мостов, обращаемых «в места скопления всякого рода нечистот» и распространявших зловоние. Продолжалось загрязнение Невы, качество воды которой всё более ухудшалось. Это усугублялось отсутствием усовершенствованной канализации. Большая часть столичных труб была сделана в XIX в. деревянными вместо кирпичных, как это было в XVIII в. Сточные воды попадали в почву. «Петербург отличается крайней анти гигиеничностью, в борьбе с которой столичный медико-полицейский надзор почти совершенно бессилен» [6. Д. 19. Л. 31].

Следует отметить медлительность и инертность местных органов власти в борьбе с антисанитарией. «Существенным недостатком в

общественном управлении Санкт-Петербурга является бесхозяйственность и фактическая безответственность исполнительных органов городского общественного управления» [8. Д. 104. Л. 17]. Городское общественное управление ограничивалось лишь общими санитарными мероприятиями, не требуя «понуждения к исполнению санитарных обязанностей домовладельцами и владельцам различных заведений». Штрафы за санитарные нарушения были недостаточно высокими. В результате нарушители предпочитали платить штраф, а не содержать дома в чистоте, что стоило значительно дороже.

Одной из причин антисанитарии было распространение в городе нищих и бродяг. Борьба с нищенством не была достаточно успешной. «Административные высылки нищих не достигают цели: нищие недолго остаются на новых местах и при первой возможности возвращаются в столицу. Малоуспешны и судебные репрессии в виде тюремного заключения, на которые многие нищие смотрят как на место желанного отдыха» [6. Д. 19. Л. 115].

Нищенство и антисанитария приводили к вспышкам эпидемий в городе. Были распространены заболевания брюшным тифом и дизентерией. В 1905 г. зарегистрировано наибольшее количество заболевших брюшным тифом. В 1908 г. произошла вспышка эпидемии холеры. Общее число поступивших в больницы в 1908 г. достигло 139 896 чел. Такого большого количества больных городские больницы ещё никогда не принимали. «Вследствие высокой болезненности населения и массы больных из числа пришлого населения столицы, больницы эти всегда переполнены» [11, с. 31]. Дело народного здравоохранения находилось в руках врачебного персонала Городского общественного управления и столичной полиции. Согласно данным Указателя врачебной помощи в Петербурге на 1904 г. [12, с. 20] в столице числилось 139 больниц и лечебных заведений. Из них 7 детских больниц, 28 больниц для лиц обоего пола, специально-мужских - 4, специально-женских - 11, амбулаторий для приходящих - 17, военных лазаретов и госпиталей - 7, частных лечебных заведений - 59. В следующем году число больниц увеличилось до 155. Но количество коек всё равно не хватало. «В столице недостаточно развито больничное лечение. Во всех городских больницах в 1905 г. было занято больными в среднем ежедневно до 1700 сверхштатных кроватей. В больницах в течение года пребывало 109300 больных, занимая ежедневно 8978 мест, тогда как штатных кроватей всего 7299» [7. Д. 69. Л. 13]. Городские больницы находились в крайне плохом состоянии. Таким образом, меры по оздоровлению столицы не поспевали за ростом проблем.

Несмотря на многочисленные трудности, местные власти обращали большое внимание на развитие образования. Учебные заведения состояли в ведении различных министерств и ведомств. «К

началу 1904 года числилось в ведении городского управления 330 училищ с 534 классами, в которых обучалось 26269 детей обоего пола; к концу года цифра увеличилась до 334 училищ с 571 классами и 28156 учащимися» [6. Д. 19. Л. 68]. С каждым годом открывались новые учебные заведения, увеличивалось количество учащихся. «Всех учебных заведений в 1907 г. было 1222, из них высших 47 (в том числе 13 частных), мужских и женских гимназий и институтов 145 реальных и коммерческих училищ, 735 низших учебных заведений и 298 прочих учебных заведений со смешанным курсом» [11, с. 39]. Увеличивалось число учащихся, стремящихся к дальнейшему образованию. Из городского управления выделялись средства на учреждение новых учебных заведений. «В 1908 г. на народное образование было выделено 2 470 000 р., то есть 8,6 % всего расходного бюджета на 1908 г. В следующем году цифра возросла до 2 859 885 р.» [3, с. 35]. Плата за обучение в содержащихся городом начальных училищах с 1903-1904 гг. не взималась. Многим учащимся выдавались бесплатные учебные пособия и завтраки. Важную роль в развитии образования принадлежало благотворительным учреждениям. Активно действовало в сфере образования и просвещения ведомство императрицы Марии. Но, несмотря на активную политику в данной сфере, количество малообразованного населения было достаточно велико, особенно среди женщин.

Таким образом, в начале XX в. Петербург был самым большим городом империи как по численности населения, так и по своему значению как экономического центра страны. Продолжался рост численности населения за счёт пришлых людей, в основном крестьян. Главной проблемой столицы оставалась антисанитария, борьба с которой проходила очень медленными темпами. Осуществлялась напряжённая деятельность в системе здравоохранения, но попытки его улучшения сталкивались с многочисленными трудностями. Определённые успехи были достигнуты в системе образования.

Вопросами образования, здравоохранения и инфраструктуры в Петербургской губернии занималось земство - выборные органы местного самоуправления. Земство было постоянным элементом общественно-политической жизни. В составе губернского земского собрания преобладала петербургская знать. Работа земских гласных фактически не оплачивалась, поэтому земской деятельности много времени могли уделять достаточно обеспеченные люди. Исходя из этого в повседневной деятельности земств его представители участвовали мало. Сановная знать на собраниях появлялась редко, обычно когда определялись размеры земских налогов и утверждался бюджет. Представители крестьян, хотя и имелись в уездных и губернском земском собраниях, вели себя пассивно, при голосовании ориентировались на мнение «господ». Не отличаясь

активностью в политической сфере, выступая преимущественно как консервативная сила, Петербургское земство, тем не менее, проводило полезную хозяйственную и социально-культурную работу. В собственной деятельности санкт-петербургское земство наибольшего успеха добилось в распространении школьного дела. За счёт своих средств земства содержали школы, причём число их увеличивалось. В начале XX в. в подведомственных училищным советам заведениях обучалось примерно 80 % всех учащихся. «В 1904 г. существовало 513 училищ, в следующем 1905 г. их количество увеличилось до 525, а число учащихся достигло 64 829 человек» [5. Д. 194. Л. 144-145]. Но грамотность в Петербургской губернии была распространена не везде одинаково. «В общем, среди всего губернского населения обоего пола число грамотных определялось в 55,1 %» [2, с. м]. Слабее всего грамотность была развита в трёх редко населённых уездах: Гдовском, Лужском, Новоладожском.

Увеличивалось число земской интеллигенции. Расширялся педагогический состав. «Преподавание в школах вели 596 законоучителей, 666 учителей и 1198 учительниц, а всего 2410. Из них 102 законоучителя, 22 учителя и 489 учительниц окончили курс в высших учебных заведениях, остальные обучались в средних учебных заведениях или получили специальную педагогическую подготовку» [5. Д. 194. Л. 145]. Для поддержания и увеличения профессиональной квалификации народных учителей в отдельных уездах организовывались общеобразовательные курсы, съезды и совещания преподавателей: такие съезды существовали в Павловске, курсы садоводства и огородничества в Сиворицах. Чтобы не прерывать занятия во время болезни учителя, во многих уездах имелись запасные учителя. Однако несмотря на предпринимаемые местными властями отдельные меры, жизнь народного учителя не находилась на должном уровне. «О тяжёлом, во всех отношениях, положении народного учителя мы много раз говорили: материальное положение его всё ещё не достаточно обеспечено...» [5. Д. 194. Л. 145]. Губернское учительство было значительной группой среди общественно активных элементов служащих и интеллигенции, на которые, помимо земских гласных, опирались в своей повседневной работе постоянно действующие земские органы - уездные и губернские управы.

Самой крупной статьей расходов уездных земств (33,3 %) являлось содержание учреждений общественного призрения (богаделен, домов для душевно-больных, сиротских приютов и пр.). В этой сфере, как и в области народного образования, земствам активно помогали разного рода благотворительные организации. Так, при Колпинском благотворительном обществе имелся приют Св. Николая для призрения бедных сирот, «в котором на 1896 г. числилось

35 постоянно живущих в приюте и 7 приходящих сирот. Комитет постепенно увеличивает число призреваемых, и число их не ограничено» [4. Д. 804. Л. 86]. В приют принимались дети от 4-х лет и оставались в нём до 15-летнего возраста. В приюте обучали закону Божию, русской грамоте, арифметике, Отечественной истории, церковному и светскому хоровому пению, рукоделию и частично огородничеству. Преподавателями в приюте состояли законоучитель, учитель арифметики и учитель пения. Грамота и прочие предметы преподавались смотрительницей приюта и её помощницей, «первая получала от Общества жалованье по 25 руб., а вторая по 15 руб. в месяц» [4. Д. 804. Л. 86]. «Если сравнить эти данные с современными зарплатами, то нужно умножить эти цифры на 1046 - таково соотношение дореволюционного рубля к российскому рублю по состоянию на конец декабря 2010 года» [13].

Определённые успехи были достигнуты в столичной губернии и в медицинском деле. Поддерживались больницы в уездных городах, но в сёлах и деревнях медицинские пункты оставались запущенными. «Постоянные госпитали мы полагаем нерациональной тратой денег. Наш народ не любит больниц и туда не идёт, следовательно, на содержание их будет смотреть как на принуждение и на тягость, и будет роптать. Болезни в народе и смертность происходят не столько от отсутствия врачебной помощи, сколько от самой его жизни, которая всем известна. Тут врач ничем не поможет, а следовательно, все расходы земства будут напрасны» [10. Д. 684. Л. 68].

В губернии необходимо было улучшать пути сообщения. Дороги в губернии были запущенными и неухоженными. «Состояние наших дорог уже описано нами, и Вы изволите видеть, что оставить их в таком положении невозможно. Архангельский тракт, соединяющий С.-Петербург с Архангельском, едва ли не самый худший в губернии» [10. Д. 684. Л. 67]. Одной из причин запущенности дорог была нехватка средств. Часть дорог содержалась на государственный счёт, остальная часть находилась под контролем губернского земства. Содержание дорог для земства было слишком дорого, поэтому периодически разрабатывались планы о передаче дорог на счёт государства.

Итак, несмотря на целый спектр имевшихся в столице проблем, продолжался рост численности населения Петербурга и Петербургской губернии. Наибольшие успехи были достигнуты в области народного образования путём создания новых учебных заведений и увеличения количества учащихся. Однако оставалось большое количество неграмотного населения среди крестьян и, прежде всего, женщин. В губернии существенной проблемой была антисанитария, отсутствие должной медицинской помощи, запущенность дорог. Серьёзным недостатком в общественном управлении была бюро-

кратия, бесхозяйственность и инертность. Поэтому в начале XX в. назрела необходимость в выработке и приведении в действие более четких планов по развитию региона. Проблемы развития инфраструктуры, образования и здравоохранения в Петербурге и Петербургской губернии всегда были актуальны, так как становление этих институтов напрямую связано с процветанием региона.

Список литературы

1. Известия Санкт-Петербургской Городской Думы. Т. 105. - 1892. -№ 13. - С. 3.

2. Первая всеобщая перепись населения 1897 г. Санкт-Петербургская губерния.

3. Предварительный свод статистических данных по г. Санкт-Петербургу. - СПб., 1908.

4. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 91. Оп. 3. Д. 804.

5. РГИА. Ф. 934. Оп. 2. Д. 194.

6. РГИА. Ф. 1284. Оп. 194. Д. 19.

7. РГИА. Ф. 1284. Оп. 194. Д. 69.

8. РГИА. Ф. 1284. Оп. 194. Д. 104.

9. РГИА. Ф. 1284. Оп. 241. Д. 181.

10. РГИА. Ф. 1341. Оп. 118. Д. 684.

11. Санкт-Петербург: Исторически-статистический очерк с планом и указателями. - СПб., 1909.

12. Указатель врачебной помощи в Санкт-Петербурге и его окрестностях. - СПб., 1904.

13. http://www.opoccuu.com/rab1913.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.