Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения равного доступа политических партий к государственным и муниципальным средствам массовой информации'

Проблемы обеспечения равного доступа политических партий к государственным и муниципальным средствам массовой информации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
672
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАВЕНСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ДОСТУП К СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС / ЕQUALITY / POLITICAL PARTIES / ACCESS TO MASS MEDIA / SUFFRAGE AND ELECTION PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абакуменко Станислав Евгеньевич

Исследуется процесс реализации конституционного принципа равенства политических партий на стадии предвыборной агитации. Особое внимание уделяется анализу условий доступа политических партий к средствам массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Ensuring of Equal Access of Political Parties to the State and Municipal Mass Media

The process of realization of the constitutional principle of equality of political parties at the stage of pre-election propagandas is investigated. The special attention is paid to the analysis of conditions of access of political parties to mass media.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения равного доступа политических партий к государственным и муниципальным средствам массовой информации»

S.E. Abakumenko Problems of Ensuring of Equal Access of Political Parties to the State

and Municipal Mass Media

The process of realization of the constitutional principle of equality of political parties at the stage of preelection propagandas is investigated. The special attention is paid to the analysis of conditions of access of political parties to mass media.

Key words and word-combinations: equality, political parties, access to mass media, suffrage and election process.

Исследуется процесс реализации конституционного принципа равенства политических партий на стадии предвыборной агитации. Особое внимание уделяется анализу условий доступа политических партий к средствам массовой информации.

Ключевые слова и словосочетания: равенство, политические партии, доступ к средствам массовой информации, избирательное право и процесс.

УДК 342.849.2 ББК 67.400.5

С.Е. Абакуменко

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНОГО ДОСТУПА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ

МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

^О дним из главных критериев определения выборов как свободных, честных, справедливые и нефальсифицированных является наличие свободной конкуренции кандидатов, политических партий. Очевидно, что конкурентная борьба существует при условии обязательного обеспечения равенства участников выборов.

Для политических партий агитационная кампания составляет основную часть предвыборной деятельности, является ключевой и решающей стадией в борьбе за голоса избирателей и, естественно, поглощает немалую часть избирательны1х фондов партий. Из всех стадий избирательного процесса предвыборная агитация - наиболее политизированная часть избирательных кампаний политических партий. Используя различные формы предвыборной агитации, политические партии начинают упорную борьбу за выборные места.

От умело организованной агитации во многом зависит политическое будущее партий. Именно в этот период резко сталкиваются интересы различных политических сил, и предвыборная агитация становится предметом возникновения многих вопросов и проблемных моментов.

Рассматривая вопрос реализации конституционного принципа равенства политических партий в процессе проведения предвы-

борной агитации необходимо указать, что серьезной проблемой в создании условий для свободной политической конкуренции политических партий являются недостаточные гарантии равных условий их доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации.

В различных странах процедура проведения предвыборной агитации довольно подробно регулируется законами о выборах. При этом законодатели опираются на требования международных документов, таких, как Международный пакт «О гражданских и политических правах» [1], Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ [2].

Так, в пп. 7.6, 7.8 Документа Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ указывается, что государства-участники:

«7.6 - уважают право отдельных лиц и групп лиц создавать в условиях полной свободы свои политические партии или другие политические организации и предоставляют таким политическим партиям и организациям необходимые юридические гарантии, позволяющие им соревноваться друг с другом на основе равенства перед законом и органами власти;

7.8 - обеспечивают, чтобы не устанавливались какие-либо юридические или административные барьеры для беспрепятственного доступа к средствам массовой информации на недискриминационной основе для всех политических группировок и отдельных лиц, желающих принять участие в избирательном процессе».

Согласно подп. «б» п. 2 ст. 10 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств при проведении справедливых выборов обеспечиваются «равные возможности каждому кандидату или каждой политической партии (коалиции) для участия в избирательной кампании, в том числе для доступа к средствам массовой информации и телекоммуникаций» [3].

Российский законодатель также постарался довольно подробно регламентировать вопросы, связанные с предвыборной агитацией и информированием избирателей, уделяя серьезное внимание обеспечению равенства кандидатов и политических партий на этом этапе. Однако существующие все же недостатки законодательства активно используются заинтересованными сторонами для нарушения имеющегося и без того нестабильного баланса.

На первый взгляд избирательное законодательство напрямую не указывает на возможное наличие неравенства кандидатов и политических партий. Правовая регламентация принципа равенства кандидатов и политических партий при проведении предвыборной агитации прослеживается во всех законах, регулирующих избирательный процесс. Например, в п. 4 ст. 10 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [4] устанавливается, что «политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации». Пунктами 3 и 4 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» [5] закреплено, что «государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политическим партиям, иным общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с настоя-

щим Федеральным законом, иными федеральными законами», «зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации».

Согласно п. 1 ст. 50 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [6] «государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, в том числе для представления избирателям предвыборных программ...», «эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещания и печатная площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, также бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь)».

Фактически в отношении деятельности средств массовой информации на выборах законодатель старается обеспечить равенство кандидатов и партий тремя путями. Во-первых, им на равных условиях предоставляется бесплатное эфирное время на каналах государственных и (или) муниципальных организаций телерадиовещания и бесплатная печатная площадь в государственных и (или) муниципальных газетах. Во-вторых, все средства массовой информации (кроме учрежденных кандидатами и партиями) могут предоставлять кандидатам и партиям свои эфирное время и печатные площади за плату только на равных условиях. В-третьих, от средств массовой информации требуется объективность и достоверность в информационных материалах, при этом представителям средств массовой информации запрещено проводить предвыборную агитацию при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Итак, в соответствии с федеральным законодательством в период избирательных компаний политическим партиям предоставляется бесплатные эфирное время и печатные площади в государственных средствах массовой информации (на телевидении, радио и в газетах). Учитывая различное финансовое положение политических партий, это является очень существенной поддержкой партий со стороны государства и способствует созданию равных условий доступа к средствам массовой информации во время избирательных кампаний. На выборах федерального уровня объем предоставляемого бесплатного эфира довольно значителен: не менее одного часа в рабочие дни в период агитации -28 дней. На выборах же более низкого уровня, особенно на муниципальном уровне, кандидатам зачастую предоставляется ничтожный объем бесплатной печатной площади, а бесплатного эфира может вообще не быть.

Однако, несмотря на столь благородные намерения законодателя, в действительности подлинно равного доступа политических партий к средствам массовой информации нет, ввиду того что предоставление бесплатного эфирного времени и печатной площади для ряда субъектов, решивших воспользоваться

своим пассивным избирательным правом, становится отнюдь не бесплатным, а в некоторых случаях может привести и к тому, что на следующих выборах они вообще не смогут составить конкуренцию другим их участникам.

Как указывалось, в соответствии с действующим избирательным законодательством Российской Федерации эфирное время и печатная площадь предоставляются зарегистрированным кандидатам и политическим партиям средствами массовой информации как бесплатно, так и за плату на равных условиям, причем в некоторых случаях равная возможность получения бесплатного эфирного времени и печатных площадей оказывается условной.

В п. 1 ст. 57 Федерального закона № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: прописано «Эфирное время на каналах организаций телерадиовещания и печатная площадь в периодических печатных изданиях могут предоставляться политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, безвозмездно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, либо за плату». В ч. 2 ст. 57 указывается, что «бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь не предоставляются политической партии, федеральный список кандидатов которой на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы получил менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов», либо если партия является правопреемником таковой.

Так, партия, список которой на выборах в Государственную Думу получил менее 3% голосов, лишается возможности воспользоваться бесплатным эфиром и печатной площадью и согласно п. 1.1 ст. 50 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вправе на основании соответствующего договора получить из общего объема бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади причитающуюся ей долю или ее часть за плату. Такая норма приводит к тому, что политические партии, не преодолевшие 3%-й барьер, оказываются в неравном правовом и финансовом положении в сравнении с партиями, которые воспользовались как бесплатным, так и дополнительным платным эфиром и печатной площадью.

Таким образом, это бесплатное эфирное время и печатная площадь оказываются на практике доступными не для всех. По сути, предоставление бесплатного эфира и печатной площади является гарантом демократической составляющей избирательной системы в целом и в частности равенства всех кандидатов и политических партий на стадии предвыборной агитации. Оно не должно обременяться какими-либо дополнительными условиями по отношению к участникам избирательного процесса. В действительности же эта «бесплатность» для политических партий оказывается в прямой зависимости от результатов выборов, а в некоторых случаях может привести и к тому, что на следующих выборах некоторые из них вообще не смогут составить конкуренцию другим участникам.

По нашему мнению, введение законодателем дополнительных условий для получения бесплатного эфирного времени нивелирует сам смысл термина «бесплатный». Согласно толковому словарю русского языка В.И. Даля «бесплатный» означает «бесплатежный, уступаемый или производимый без платы, безденежный, даровой, безмездный» [7].

Согласно ст. 32 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях» [8] федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления оказывают поддержку на равных условиях политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям, в том числе и путем обеспечения равных условий и гарантий доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации, причем эти гарантии доступа никак не связываются с результатами, которые партия получила либо получит на выборах. Как следствие, предоставляемое «бесплатное» эфирное время должно предоставляться действительно бесплатно всем участникам в полной мере и не иметь зависимости от результатов выборов или чего-то иного.

Судя по всему, в настоящий момент законодатель изменил «форму», но не изменил «содержание» проблемы равного доступа политических партий к средствам массовой информации. Если до изменений, внесенных Федеральным законом от июля 2009 г. № 203-ФЗ, политические партии, которые не смогли преодолеть 3%-й барьер, были обязаны в полном объеме возместить средствам массовой информации стоимость предоставленных ими «бесплатного» эфирного времени или печатной площади, то теперь они попросту лишаются возможности на их получение на следующих выборах. Важно, что и до изменений, и после них политические партии, не преодолевшие 3%-й барьер, несут колоссальные денежные затраты из своего избирательного фонда и автоматически оказываются в неравных условиях по сравнению с другими политическими партиями.

С нашей точки зрения, целесообразно предусмотреть выделение отдельной строкой в бюджете такого вида расходов на выборах, как затраты на предоставление бесплатного эфирного времени и печатной площади. Таким образом, за счет бюджета и будут оплачиваться расходы средств массовой информации на предоставление бесплатного эфира и печатной площади, что позволит обеспечить партиям равные возможности в равном для всех объеме проводить бесплатную агитацию в телерадиоэфире и печати.

Библиографический список

1. О гражданских и политических правах: Междунар. пакт от 16 дек. 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

2. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 20 июня 1990 г. // Международные акты о правах человека: сб. док. М., 1998.

3. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. 2008.

4. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федер. закон от 18 мая 2005 г. N° 51-ФЗ в ред. от 19 июля 2009 г. // СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919; 2009. № 29. Ст. 3633, 3640.

5. О выборах Президента Российской Федерации: Федер. закон от 10 янв. 2003 г. № 19-ФЗ в ред. от 19 июля 2009 г. // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171; 2009. № 29. Ст. 3633, 3640.

6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ в ред. от 9 нояб. 2009 г. // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; № 39. Ст. 3642; № 52. Ст. 5132; 2009. № 45. Ст. 5268, 5294; № 52. Ст. 6433.

7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1989.

8. О политических партиях: Федер. закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ в ред. от 19 июля 2009 г. // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950; 2009. № 29. Ст. 3633, 3640.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.