144
А.Н. Малюгин, Е.И. Колотовкина, И.В. Кудиенко
УДК 332.83
А.Н. Малюгин, Е.И. Колотовкина, И.В. Кудиенко
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГОРОДА КЕМЕРОВО
В 2010 г. была принята Комплексная программа «Развитие жилищного строительства в Кемеровской области на 2011-2015 годы», в рамках которой г. Кемерово разработана и утверждена одноименная программа для города. В этих документах озвучен ряд проблем, препятствующих успешной реализации государственной жилищной политики в области строительства, среди которых достаточно большую роль играет проблема отсутствия сформированных и обеспеченных инженерной инфраструктурой площадок комплексной жилищной застройки» [2- 4].
Последние годы в г. Кемерово основной объем строительства жилья приходится на комплексное освоение новых территорий [1, 4], т.е. участков, не обустроенных инженерной, коммунальной, транспортной и социальной инфраструктурой, необходимой для комфортного проживания. Согласно [6], инфраструктурное обеспечение является од-
ним из компонентов системы жизнеобеспечения территории, и муниципалитет, в данном случае в лице Администрации города, должен планировать необходимый объем и ресурсы инфраструктурной обеспеченности. Однако, в существующих условиях периодически возникающего дефицита бюджета города (рис.1;) этот процесс представляется затруднительным и требует привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство новой и модернизацию существующей инфраструктуры. При этом приходится учитывать неразвитость подобных механизмов привлечения ресурсов, в связи с низкой рентабельностью инвестиций (или ее отсутствием), высоким удельным весом стоимости инфраструктуры в стоимости
1 ttp://www.gks.ru/scripts/db_met2/passport/ taЫe.aspx?opt=3270100020062007200820092010201 120122013
строительства, обременительными условиями для застройщика по присоединению к системам городской коммунальной инфраструктуры.
. Проблема обустройства земельных участков является острой и требует решения в кратчайшие сроки, что позволит решить и другие проблемы из рассматриваемого в списка [3] : существенно увеличит темпы жилищного строительства, в результате чего строители могут получить дополнительный эффект от досрочного ввода жилья в эксплуатацию, что должно дать резерв снижения стоимости квадратного метра жилья, а значит и удовлетворить платежеспособный спрос населения.
Для решения данной проблемы в рамках ФЦП «Жилище», областной и городской Комплексных программ «Развитие жилищного строительства на 2011-2015 годы» среди прочих мероприятий предусматривается:
- подготовка и реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство инженерной и социальной инфраструктурой, в том числе через механизм софинансирования затрат местных бюджетов на реализацию данных проектов;
- привлечение банковских кредитных ресурсов для реализации таких инвестиционных проектов и принятие мер по повышению привлекательности их кредитования через возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, а также предоставление государственных и муниципальных гарантий;
-содействие внедрению механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции и обновления существующих кварталов
Экономические науки
145
застройки [2, 3].
Кроме того, для стимулирования обеспечения земельных участков инженерной и социальной инфраструктурой, по нашему мнению, необходимо выполнить ряд определенных действий. По завершении строительства инженерных сетей городским органам (Администрации города, КУМИ) необходимо:
во-первых, установить максимально короткие сроки выкупа построенных объектов коммунальной инфраструктуры, причем предлагаем привязать эти сроки к вводу жилых объектов в эксплуатацию;
во-вторых, выкупать эти объекты по максимально приближенной к реальности сметной стоимости строительства. Наиболее быстрым и менее бюрократичным способ оплаты построенных объектов может стать осуществление взаимозачетов встречных требований Администрации города и застройщика из стоимости земельного участка, приобретенного на торгах (как в собственность, так и в аренду). Застройщик будет оплачивать цену за вычетом стоимости строительства инфраструктуры. По завершении строительства данных объектов они будут передаваться городу в счет окончательной оплаты за земельный участок, с одновременным прекращением обязательств муниципалитета по оплате договора, заключенного на строительство объектов инфраструктуры.
При этом, в перспективе, должно быть предусмотрено изменение сметной стоимости строительства инфраструктуры в сторону увеличения, которое, в условиях изменения условий комфортности проживания (нормативов, регламентирующих ширину дворовых территорий, проезжих частей, количество парковочных мест, размер парковых зон и т.д.), так как существующие условия не удовлетворяют современную потребность в данном направлении.
В итоге эти действия позволят предотвратить уменьшение покупательной способности стоимо-
сти денежных средств с течением времени и устранят обесценивание объектов для застройщиков, которые в свою очередь закладывают это удорожание в стоимость квадратного метра жилья.
Своевременное формирование муниципальных программ комплексного развития систем коммунальной и социальной инфраструктуры на основе реальных прогнозов жилищного строительства позволит своевременно оценить набор приоритетных проблем, решения которых должны быть положены в основу среднесрочных инвестиционных программ развития коммунального комплекса.
Стимулирование участия сетевых коммунальных организаций в обеспечении земельных участков инженерной и социальной инфраструктурой путем развития системы рефинансирования кредитов, а также широкого применения амортизационной составляющей в тарифах на коммунальные услуги, так же будет способствовать решению рассматриваемой проблемы, если не при комплексном освоении новых территорий, то при модернизации существующих инженерных сетей, износ которых, на сегодняшний день, высок [1, 5].
Развитие механизмов концессионных соглашений и аренды объектов инфраструктуры, предусматривающих снижения рисков при их реализации, возникающих вследствие отсутствия зарегистрированных прав собственности на инфраструктурные объекты, так же позволит решить рассматриваемую проблему, которая является актуальной в условиях недостаточного практического опыта и не до конца проработанной нормативной базы, регулирующей данные механизмы.
На федеральном уровне необходимо осуществить пересмотр норм законодательства, устанавливающих ограничения по долговым обязательствам муниципалитетов в связи с очевидной необходимостью привлечения муниципалитетами кредитных ресурсов. В частности, возможно увеличение предельного объема расходов местных бюджетов на обслуживание муниципального долга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Муниципальные образования Кузбасса. Стат. сб. / Кемеровостат - Кемерово, 2013 - 185 с.
2. Постановление Коллегия Администрации Кемеровской области от 8 февраля 2011 года N 45 «Об утверждении комплексной программы "Развитие жилищного строительства в Кемеровской области" на 2011-2015 годы.
3. РАСПОРЯЖЕНИЕ Администрации города Кемерово от 02.12.2011 гю № 5414 «Об утверждении комплексной программы «Развитие жилищного строительства в городе Кемерово» на 2011-2015 годы.
4. Сайт администрации города Кемерово [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.kemerovo.ru.
5. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.gks.m/scripts/db_met2/passport/taЫe.aspx?opt=3270100020062007200820092010201120122013.
6. ФЗ №131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Авторы статьи
Малюгин Алексей Николаевич к.э.н., доцент каф. производственного менеджмента КузГТУ E-mail: [email protected]
Колотовкина Екатерина Игоревна ст. преподаватель каф. производственного менеджмента КузГТУ E-mail: [email protected].
Кудиенко Ирина Викторовна ст. преподаватель каф. производственного менеджмента КузГТУ E-mail: [email protected].