Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения необходимой инфраструктурой земельных участков города Кемерово'

Проблемы обеспечения необходимой инфраструктурой земельных участков города Кемерово Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ И КОММУНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / SOCIAL AND COMMUNAL INFRASTRUCTURE / INFRASTRUCTURE SECURITY / SECURITY PROBLEMS / HOUSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малюгин А. Н., Колотовкина Е. И., Кудиенко И. В.

Рассмотрена проблема обеспечения впервые осваиваемых территорий города Кемерово объектами социальной и коммунальной инфраструктуры, предложены ряд путей по решению проблемы. Илл.1. Библиогр.7 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малюгин А. Н., Колотовкина Е. И., Кудиенко И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of providing the necessary infrastructure land Kemerovo

The problem of providing first reclaimed areas of the city of Kemerovo objects of social and communal infrastructure, proposed a number of ways to address the problem.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения необходимой инфраструктурой земельных участков города Кемерово»

144

А.Н. Малюгин, Е.И. Колотовкина, И.В. Кудиенко

УДК 332.83

А.Н. Малюгин, Е.И. Колотовкина, И.В. Кудиенко

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГОРОДА КЕМЕРОВО

В 2010 г. была принята Комплексная программа «Развитие жилищного строительства в Кемеровской области на 2011-2015 годы», в рамках которой г. Кемерово разработана и утверждена одноименная программа для города. В этих документах озвучен ряд проблем, препятствующих успешной реализации государственной жилищной политики в области строительства, среди которых достаточно большую роль играет проблема отсутствия сформированных и обеспеченных инженерной инфраструктурой площадок комплексной жилищной застройки» [2- 4].

Последние годы в г. Кемерово основной объем строительства жилья приходится на комплексное освоение новых территорий [1, 4], т.е. участков, не обустроенных инженерной, коммунальной, транспортной и социальной инфраструктурой, необходимой для комфортного проживания. Согласно [6], инфраструктурное обеспечение является од-

ним из компонентов системы жизнеобеспечения территории, и муниципалитет, в данном случае в лице Администрации города, должен планировать необходимый объем и ресурсы инфраструктурной обеспеченности. Однако, в существующих условиях периодически возникающего дефицита бюджета города (рис.1;) этот процесс представляется затруднительным и требует привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство новой и модернизацию существующей инфраструктуры. При этом приходится учитывать неразвитость подобных механизмов привлечения ресурсов, в связи с низкой рентабельностью инвестиций (или ее отсутствием), высоким удельным весом стоимости инфраструктуры в стоимости

1 ttp://www.gks.ru/scripts/db_met2/passport/ taЫe.aspx?opt=3270100020062007200820092010201 120122013

строительства, обременительными условиями для застройщика по присоединению к системам городской коммунальной инфраструктуры.

. Проблема обустройства земельных участков является острой и требует решения в кратчайшие сроки, что позволит решить и другие проблемы из рассматриваемого в списка [3] : существенно увеличит темпы жилищного строительства, в результате чего строители могут получить дополнительный эффект от досрочного ввода жилья в эксплуатацию, что должно дать резерв снижения стоимости квадратного метра жилья, а значит и удовлетворить платежеспособный спрос населения.

Для решения данной проблемы в рамках ФЦП «Жилище», областной и городской Комплексных программ «Развитие жилищного строительства на 2011-2015 годы» среди прочих мероприятий предусматривается:

- подготовка и реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство инженерной и социальной инфраструктурой, в том числе через механизм софинансирования затрат местных бюджетов на реализацию данных проектов;

- привлечение банковских кредитных ресурсов для реализации таких инвестиционных проектов и принятие мер по повышению привлекательности их кредитования через возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, а также предоставление государственных и муниципальных гарантий;

-содействие внедрению механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции и обновления существующих кварталов

Экономические науки

145

застройки [2, 3].

Кроме того, для стимулирования обеспечения земельных участков инженерной и социальной инфраструктурой, по нашему мнению, необходимо выполнить ряд определенных действий. По завершении строительства инженерных сетей городским органам (Администрации города, КУМИ) необходимо:

во-первых, установить максимально короткие сроки выкупа построенных объектов коммунальной инфраструктуры, причем предлагаем привязать эти сроки к вводу жилых объектов в эксплуатацию;

во-вторых, выкупать эти объекты по максимально приближенной к реальности сметной стоимости строительства. Наиболее быстрым и менее бюрократичным способ оплаты построенных объектов может стать осуществление взаимозачетов встречных требований Администрации города и застройщика из стоимости земельного участка, приобретенного на торгах (как в собственность, так и в аренду). Застройщик будет оплачивать цену за вычетом стоимости строительства инфраструктуры. По завершении строительства данных объектов они будут передаваться городу в счет окончательной оплаты за земельный участок, с одновременным прекращением обязательств муниципалитета по оплате договора, заключенного на строительство объектов инфраструктуры.

При этом, в перспективе, должно быть предусмотрено изменение сметной стоимости строительства инфраструктуры в сторону увеличения, которое, в условиях изменения условий комфортности проживания (нормативов, регламентирующих ширину дворовых территорий, проезжих частей, количество парковочных мест, размер парковых зон и т.д.), так как существующие условия не удовлетворяют современную потребность в данном направлении.

В итоге эти действия позволят предотвратить уменьшение покупательной способности стоимо-

сти денежных средств с течением времени и устранят обесценивание объектов для застройщиков, которые в свою очередь закладывают это удорожание в стоимость квадратного метра жилья.

Своевременное формирование муниципальных программ комплексного развития систем коммунальной и социальной инфраструктуры на основе реальных прогнозов жилищного строительства позволит своевременно оценить набор приоритетных проблем, решения которых должны быть положены в основу среднесрочных инвестиционных программ развития коммунального комплекса.

Стимулирование участия сетевых коммунальных организаций в обеспечении земельных участков инженерной и социальной инфраструктурой путем развития системы рефинансирования кредитов, а также широкого применения амортизационной составляющей в тарифах на коммунальные услуги, так же будет способствовать решению рассматриваемой проблемы, если не при комплексном освоении новых территорий, то при модернизации существующих инженерных сетей, износ которых, на сегодняшний день, высок [1, 5].

Развитие механизмов концессионных соглашений и аренды объектов инфраструктуры, предусматривающих снижения рисков при их реализации, возникающих вследствие отсутствия зарегистрированных прав собственности на инфраструктурные объекты, так же позволит решить рассматриваемую проблему, которая является актуальной в условиях недостаточного практического опыта и не до конца проработанной нормативной базы, регулирующей данные механизмы.

На федеральном уровне необходимо осуществить пересмотр норм законодательства, устанавливающих ограничения по долговым обязательствам муниципалитетов в связи с очевидной необходимостью привлечения муниципалитетами кредитных ресурсов. В частности, возможно увеличение предельного объема расходов местных бюджетов на обслуживание муниципального долга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Муниципальные образования Кузбасса. Стат. сб. / Кемеровостат - Кемерово, 2013 - 185 с.

2. Постановление Коллегия Администрации Кемеровской области от 8 февраля 2011 года N 45 «Об утверждении комплексной программы "Развитие жилищного строительства в Кемеровской области" на 2011-2015 годы.

3. РАСПОРЯЖЕНИЕ Администрации города Кемерово от 02.12.2011 гю № 5414 «Об утверждении комплексной программы «Развитие жилищного строительства в городе Кемерово» на 2011-2015 годы.

4. Сайт администрации города Кемерово [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.kemerovo.ru.

5. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.gks.m/scripts/db_met2/passport/taЫe.aspx?opt=3270100020062007200820092010201120122013.

6. ФЗ №131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Авторы статьи

Малюгин Алексей Николаевич к.э.н., доцент каф. производственного менеджмента КузГТУ E-mail: alemal2003@mail.ru

Колотовкина Екатерина Игоревна ст. преподаватель каф. производственного менеджмента КузГТУ E-mail: katkm@rambler.ru.

Кудиенко Ирина Викторовна ст. преподаватель каф. производственного менеджмента КузГТУ E-mail: kudienko.87@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.