Научная статья на тему 'Проблемы налогового стимулирования инвестиционной деятельности в России'

Проблемы налогового стимулирования инвестиционной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА / TAX RELIEF / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / SPECIAL ECONOMIC ZONE / УСКОРЕННАЯ АМОРТИЗАЦИЯ / ACCELERATED DEPRECIATION / НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ / TAX HOLIDAYS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рустамзаде Минаввар Намиг Кызы

Сегодня в налоговой политике России в области стимулирования инвестиционной деятельности важнейшей задачей является создание благоприятного инвестиционного климата для инвесторов. Однако существующее несовершенство налоговой системы, в частности, нормативно-правовых актов, регламентирующих налогообложение в сфере инвестирования, не позволяет инвесторам в полной мере использовать налоговые преференции. Поэтому выявление этих проблем, а также их решение с использованием научных методов является необходимым элементом налоговой политики государства в сфере налогового стимулирования инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы налогового стимулирования инвестиционной деятельности в России»

banks note that often it happened so that factoring transactions were operated under credit technologies. And, of course, it influenced its operation badly, actually deprived factoring of its advantages for clients.

So factoring should be operated by separate from banks companies as it's a separate product with its own set of technologies, with its own system of risk estimation, with its own client base etc. Being specialized and separated the activities would be more profitable and effective.

On the developed markets factoring business is a direct rival to the banks. Those companies, which find it problematic to continue cooperation with commercial banks often betake to factoring. Despite this, in Russian realities bank loans segment "eats" segment of factoring even because formally it has lower interest rates. So factoring looks much less attractive for customers and they do prefer loans.

As you can see, factoring should be mainly developed by specialized companies, which are unfortunately dislodged from the market of financial services by banks.

To sum up, factoring cannot be developed in Russia until some adjustments of it are accepted. For launching factoring's stable development in Russia it's necessary at least:

- To establish a number of specialized only on factoring organizations.

- To attract capital necessary for its development.

- To attract highly-educated professionals.

- To attract consulting companies.

- To advertise it widely and to make wide range of people understand its uniqueness.

- To make legal amendments.

- To provide concrete accounting rules for factoring transactions.

- To reduce interest rate as much as its possible.

- To adopt scoring systems of risk estimation.

- To reduce / moderate requirements of factors.

References

1. Адамова К.Р. Факторинговые операции коммерческих банков // Бизнес и банки, 2000. № 15.

2. Попова Т. Международные факторинговые операции: разработка технологии // Банковские технологии, 1996. № 10.

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ Рустамзаде М.Н. Email: Rustamzade1797@scientifictext.ru

Рустамзаде Минаввар Намиг кызы — студент, финансово-экономический факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: сегодня в налоговой политике России в области стимулирования инвестиционной деятельности важнейшей задачей является создание благоприятного инвестиционного климата для инвесторов. Однако существующее несовершенство налоговой системы, в частности, нормативно-правовых актов, регламентирующих налогообложение в сфере инвестирования, не позволяет инвесторам в полной мере использовать налоговые преференции. Поэтому выявление этих проблем, а также их решение с использованием научных методов является необходимым элементом налоговой политики государства в сфере налогового стимулирования инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: налоговая льгота, особая экономическая зона, ускоренная амортизация, налоговые каникулы.

PROBLEMS OF TAX STIMULATION OF INVESTMENT ACTIVITIES

IN RUSSIA Rustamzade M.N.

Rustamzade Minavvar Namig kizi — Student, FACULTY ECONOMICS AND FINANCE,

FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW

Abstract: today, in the tax policy of the Russian Federation in the field of stimulation investment activity, the most important task is creation of a favorable investment climate for investors. However, the existing imperfection of the tax system, in particular, regulatory legal acts that regulates taxation in the field of investment, does not allow investors to make full use of tax preferences. Therefore, the identification of these problems, as well as their solutions by using scientific methods is an essential element of the tax policy of the state in the sphere of tax stimulation of investment activity. Keywords: tax relief, special economic zone, accelerated depreciation, tax holidays.

УДК: 336.02

Одним из наиболее эффективных инструментов создания благоприятного инвестиционного климата выступает налоговая система, которая определяет уровень и структура налоговой нагрузки [3]. При этом стимулирующая функция налогов в России реализуется через систему налоговых льгот и преференций.

В России, согласно действующему законодательству, существуют следующие методы налоговое стимулирования инвестиционной активности [2]:

- ускоренная амортизация основных средств, «амортизационная премия» для целей налогообложения прибыли;

- отражение расходов на НИОКР в составе прочих расходов при налогообложении прибыли;

- снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет;

- предоставления права субъектам Российской Федерации введения дополнительных льгот по налогу на имущество организаций;

- освобождение от уплаты НДС по осуществлению НИОКР и прав на объекты интеллектуальной собственности;

- снижение тарифов взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР для организаций, занимающихся разработкой программного обеспечения;

- льготы резидентам особых экономических зон;

- льготы для участников региональных инвестиционных проектов.

Одним из эффективных методов, получивших распространение в мировой практике, является налоговые вычеты на НИОКР. С введением главы 25 Налогового кодекса РФ научные организации могут исключить из налогооблагаемой прибыли всю сумму расходов на НИОКР, перечень которых установлен Правительством РФ. Расходы на НИКОР включаются в состав расходов по производству и имеют важной значение для развития предложения инноваций.

Одним из важных и эффективных инструментов стимулирования инвестиций является понижение ставки налога на прибыль. Российское налоговое законодательство определяет налог на прибыль как федеральный налог, однако установление ставки по ННП возможно, как органами федерального, так и регионального уровня. Проведенные исследования показывают, что не все регионы охотно предлагают данную налоговую преференцию, в особенности в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью.

На сегодняшний день многие субъекты Федерации используют право на снижение налоговой ставки по налогу на имущество. В некоторых регионах пониженные ставки предусмотрены для налогоплательщиков, реализовывающих капитальные вложения в основные средства. Так, например, к таким регионам относятся Пермская область, Калужская область, Хабаровский край.

Наиболее интересным с точки зрения эффективности стимулирования инновационной деятельности являются льготы по НДС.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ, освобождает от обложения НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных

микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора [1].

В соответствии с подпунктом 16.1 пункта 3 статьи 149, не подлежит налогообложению НДС осуществление организациями НИОКР и технологических работ, которые относятся к созданию новой продукции и технологии или к модернизации производимой продукции и технологии [1].

Однако применение второй льгот имеет ряд проблемы, связанны с администрированием данной льготы. В Налоговом кодексе нет указаний о пакете документов, необходимых для подтверждения права на освобождение в случае выполнения обозначенных работ. Вследствие чего многие налогоплательщики не рискуют использовать данную льготу.

Значительные налоговые льготы предусмотрены для резидентов особых экономических зон. Так, ставка налога на прибыль организаций снижается на 4-4,5%; страховые взносы для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ снижены на 12%; предусмотрены налоговые каникулы по налог на имущество организаций, транспортному и земельному налогу; действует режим свободной таможенной зоны [1].

Исследования показывают, что существенное снижение налоговой нагрузки участников свободной экономической зоны является действенным методом по поощрению компаний к реализации «стратегических» видов деятельности на территории ОЭЗ.

Таким образом, налоговые льготы и преференции оказывают определенное влияние на стимулирование инвестиционной деятельности организаций. При этом стоит отметить, что существует ряд недостатков в механизме практической реализации определенных налоговых льгот и преференций. Поэтому для более эффективного стимулирующего воздействия на инвестиционную активность организаций необходимо устранение этих недостатков.

На сегодняшний день основной задачей в сфере повышения эффективности налоговых льгот и полной реализации потенциала их применения для инвестиционной деятельности является применения научных принципов разработки и предоставления налоговых льгот.

Во-первых, налоговых льгот не должно быть очень много. Чрезмерно число налоговых льгот может привести лишь к уменьшению налоговых доходов бюджетов; усложнению проведения налогового контроля и к его удорожанию. При наиболее эффективных налоговых льготах с учетом мировой практики и российской специфики являются снижение ставки по налогу на прибыль, ускоренная амортизация, инвестиционная налоговая льгота, налоговая льгота по налогу на имущество организаций.

Во-вторых, важным условием при разработке и включения в налоговое законодательство налоговых льгот важно следовать принципу «выбор точки роста». Этот принцип предполагает выбор наиболее приоритетных направлений развития экономики и для каждого направления должны быть разработаны соответствующие налоговые льготы. Практика показывает, что наибольшую эффективность имею льготы, направляемые на стимулирование конкретных инвестиционных проектов, которые отвечают задачам развития конкретных отраслей экономики или определенных регионов.

В-третьих, налоговые льготы не должны предоставляться на бессрочной основе. Если задачи по развитию определённой территории через применение стимулирующей налоговой льготы были достигнуты, то налоговая льгота должна быть отменена, если же нет - продлена.

В-четвертых, важно соблюдение принципа целевого характера налоговых льгот. Обязательным условием предоставления налоговой льготы является предоставление со стороны налогоплательщика отчета об использовании высвободившихся средств, о достигнутых показателях при реализации инвестиционного проекта.

Специфика политики налогового стимулирования в России определяется федеративным устройством, что обуславливает необходимость разработки принципов разграничения полномочий органов власти различных уровней в области установления льгот.

Практика показывает, что налоговые преимущества предоставляет в основном федеративный центр. При этом в полномочиях федерального уровня власти устанавливать льготы не только по федеральным, но и по налогам других уровней. Это может негативно сказаться на доходах бюджетов регионального и местного уровней, а при отсутствии механизмов контроля за направлением использования представляемых льгот может привести к обострению проблемы их эффективного использования.

Поэтому эффективная инвестиционная политика может осуществляться только при разграничении мер регулирования инвестиционной деятельности не только на федеральном уровне, но и региональном. В последнее время наблюдается усиление роли регионального

уровня в области политики налогового стимулирования инвестиционной активности. Это явления можно рассматривать как положительное.

Таким образом, налоговые льготы и преференции оказывают определенное влияние на стимулирование инвестиционной деятельности организаций. Во многом применение налоговых инструментов стимулирования инвестиционных процессов перенято из зарубежной практики. При этом стоит отметить, что существует ряд недостатков в механизме практической реализации определенных налоговых льгот и преференций. Поэтому для более эффективного стимулирующего воздействия на инвестиционную активность организаций необходимо устранение этих недостатков.

Список литературы / References

1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч. 2).

2. Налоговые методы повешения эффективности инвестиционных проектов: монография / колл. авторов. М.: РУСАЙНС, 2015. 172 с.

3. Ордынская Е.В. Налогообложение финансовых операций в ведущих мировых финансовых центрах // Экономика. Налоги. Право, 2013. № 5. С. 79-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.