Научная статья на тему 'Проблемы модернизации российского образования'

Проблемы модернизации российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1225
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗНАНИЯ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / MODERNIZATION / EDUCATION / KNOWLEDGE / MORAL EDUCATION / HUMANIZATION / INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумов Сергей Юрьевич, Демидова Елена Игоревна

Важным компонентом модернизации российского общества является качественное совершенствование системы образования. Политические и социально-экономические преобразования конца 1980 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование. За короткий срок произошла его адаптация к принципиально новым внутренним и внешним реалиям. Вместе с тем итоги работы образовательной системы последних 20 лет нельзя считать удовлетворительными. Современный мир посылает системе образования четкие сигналы о том, что постиндустриальному обществу необходимы компетентные кадры, востребованные на рынке труда, что важно эффективнее расходовать бюджетные средства. Особую значимость имеют проблемы, обусловленные духовно-нравственным хаосом, в котором оказалась российская молодежь. Поэтому систему образования надо рассматривать не как набор услуг, а прежде всего как пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России. Главным трендом модернизации отечественной системы образования должна быть ее гуманизация с целью активизации человеческих ресурсов, поворота образовательного процесса в сторону человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLLENGES OF MODERNIZING RUSSIAN EDUCATION SYSTEM

The paper shows that an important component of the modernization of Russian society is an improvement of the quality of the education system. Political and socio-economic transformations of the end of the 1980 1990-ies significantly impacted the education in Russia. In a short period of time it was adapted to entirely new internal and external realities. However, the results of the educational system performance of the past 20 years cannot be considered satisfactory. The modern world is sending clear signals to the educational system that the post-industrial society requires highly qualified staff who are in demand in the labor market and that budget funds should be used more efficiently. Particularly important are the problems caused by the spiritual and moral chaos which Russian young people face. Therefore, the education system should be viewed not only as a set of services but primarily as an opportunity for developing moral, harmonious, responsible citizens of Russia. The main trend of the modernization of the Russian education system should be its humanization in order to develop human resources and focusing the educational process on personal development.

Текст научной работы на тему «Проблемы модернизации российского образования»

Сергей Юрьевич Наумов,

доктор исторических наук, профессор кафедры экономической и политической истории России,

СГСЭУ

Елена Игоревна Демидова,

доктор исторических наук, профессор кафедры экономической и политической истории России,

СГСЭУ

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Важным компонентом модернизации российского общества является качественное совершенствование системы образования. Политические и социально-экономические преобразования конца 1980 - 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование. За короткий срок произошла его адаптация к принципиально новым внутренним и внешним реалиям. Вместе с тем итоги работы образовательной системы последних 20 лет нельзя считать удовлетворительными. Современный мир посылает системе образования четкие сигналы о том, что постиндустриальному обществу необходимы компетентные кадры, востребованные на рынке труда, что важно эффективнее расходовать бюджетные средства. Особую значимость имеют проблемы, обусловленные духовно-нравственным хаосом, в котором оказалась российская молодежь. Поэтому систему образования надо рассматривать не как набор услуг, а прежде всего как пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России. Главным трендом модернизации отечественной системы образования должна быть ее гуманизация с целью активизации человеческих ресурсов, поворота образовательного процесса в сторону человека.

Ключевые слова: модернизация, образование, знания, нравственное воспитание, гуманизация, информация.

S.Yu. Naumov, Ye.l. Demidova

CHALLLENGES OF MODERNIZING RUSSIAN EDUCATION SYSTEM

The paper shows that an important component of the modernization of Russian society is an improvement of the quality of the education system. Political and socio-economic transformations of the end of the 1980 - 1990-ies significantly impacted the education in Russia. In a short period of time it was adapted to entirely new internal and external realities. However, the results of the educational system performance of the past 20 years cannot be considered satisfactory. The modern world is sending clear signals to the educational system that the post-industrial society requires highly qualified staff who are in demand in the labor market and that budget funds should be used more efficiently. Particularly important are the problems caused by the spiritual and moral chaos which Russian young people face. Therefore, the education system should be viewed not only as a set of services but primarily as an opportunity for developing moral, harmonious, responsible citizens of Russia. The main trend of the modernization of the Russian education system should be its humanization in order to develop human resources and focusing the educational process on personal development.

Keywords: modernization, education, knowledge, moral education, humanization, information.

УДК 37(470)

demidova-elena@yandex.ru

Российское общество, все его сферы, институты и компоненты стремительно изменяются и трансформируются. Новые вызовы требуют адекватного, ответственного и взвешенного ответа. Важным компонентом модернизации является качественное совершенствование системы образования. Будущее любой страны в значительной степени формируется в сфере образования, тем более что в России образование является одним из главных приоритетов в силу исторически сложившегося «человеческого фактора», во многом определяющего нашу ментальность.

Политические и социально-экономические преобразования 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование. За два десятилетия произошла

его определенная адаптация к принципиально новым внутренним и внешним реалиям: удалось избавиться от идеологического диктата, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ при наличии единых стандартов, сформировать негосударственный сектор в образовании. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РФ «Об образовании», принятом в 1992 г., Законе РФ «О высшем и послевузовском образовании», принятом в 1996 г., и, наконец, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», который вступает в действие в текущем году. Однако качественного и адекватного запросам общественного развития внутреннего обновления системы образования не произо-

шло, в связи с чем нынешнее состояние образования

- его содержание и структура, материальная база, организационные, экономические и управленческие механизмы, статус педагога и преподавателя, уровень подготовки, навыки и умения молодого поколения - не соответствуют современным потребностям модернизации.

Итоги работы образовательной системы последних 20 лет неутешительны и тревожны. Это и потеря позиций в мировых рейтингах по образованию, и растущее количество просто малограмотных людей, постоянно сталкивающихся с трудностями в решении элементарных житейских задач, связанных с подсчетом, сравнением, выражением своего мнения, общением и т.д. Россия по интеллектуальному потенциалу молодежи скатилась с 3-го места в мире (1953 г.) на 47-е место. Около 10% солдат не умеют читать и писать, 2 млн детей безграмотны [3]! Уровень образования сильно упал и продолжает падать. Эти печальные обстоятельства уже ни для кого не секрет.

В 1961 г. американский президент Кеннеди произнес знаменитые слова: «Космос мы проиграли русским за школьной партой» [5]. Сегодняшним положением он был бы весьма доволен. США проиграли и сделали выводы, и сегодня там активно внедряются элементы советской системы образования. Россия же занимает 36-е место из 42 протестированных стран по знанию точных наук. По общему уровню знаний мы где-то между Турцией и Индонезией [5].

Причин такой ситуации много, и они хорошо известны: это и хроническое недофинансирование школы, и деградация ее материальной базы, и «утечка мозгов» из преподавательской среды, и непоследовательное и хаотичное экспериментирование с образовательными программами и методиками.

Процессы, происходящие в среднем и высшем образовании, волнуют россиян не в меньшей, а, пожалуй, в большей степени, чем, например, финансово-экономический кризис. И это неслучайно, поскольку речь идет о будущем нашей страны. В Послании Федеральному Собранию В. В. Путин отметил: «Страна, которая не сможет пробиться в круг создателей новых новаторских технологий, не просто обречена на зависимое положение. Доля глобального “пирога”, которая достанется ее предприятиям, жителям этих стран, будет на порядок меньше, чем у лидеров. Посмотрите, как распределяется сегодня доход между теми странами, которые производят интеллектуальный продукт, и теми, которые собирают конечный продукт. Там доля такая: 15% и 75 - 80%» [6].

Быстрый переход к рыночной экономической системе, к новым принципам государственного управления породил новые, дополнительные для России проблемы. Коренное изменение (в негативном плане) за последние 20 - 25 лет произошло в отношении к труду и образованию. В первую очередь это связано с ростом дефицита высококвалифицированных кадров, а также с явным несовершенством образовательного процесса. Все ярче проявляется разрыв между знаниями и практическими навыками. Упор на теоретическую подготовку делается в ущерб процессу получения практических знаний и опыта. В результате около половины работодателей заявляют о необходимости дополнительного образования вновь принятых работников. Понимая, что полученные в вузе знания недостаточны для нормального трудоустройства, студенты в значительной массе теряют интерес к образовательному процессу как таковому.

Работодатели же перестают рассматривать диплом как показатель уровня подготовки. Все чаще единственным местом, где человек может получить реальные практические навыки, полезные в деятельности, является сама работа [1].

Снижение качества образования не является только российской проблемой. На Западе во второй половине XX в. заговорили о глобальном кризисе образования, когда зафиксировали три простых факта:

1) учащиеся и студенты все меньше знают;

2) все хуже владеют полученными знаниями на практике;

3) все чаще пасуют, когда оказываются в нестандартной ситуации [4].

Вместе с тем на общемировые тенденции накладывается еще и российская специфика. Снизилось качество высшего образования в основном потому, что выпускников школ с нулевой профподготовкой трудно довести до хорошего высшего профессионального образования. В 2009 г. в вузы страны впервые был произведен набор на основе ЕГЭ. Процесс набора ярко высветил отсутствие профессиональной ориентации у многих выпускников средней школы. Во многих вузах зафиксировали, что около половины их абитуриентов подали заявление сразу на все (а это, порой, несколько десятков) специальности. А около 20 - 30% подают документы на поступление еще в 10 - 15 вузов [2]. Ажиотаж абсурдный

- дети просто не знают, куда идти. Основная причина этого заключается в содержании школьного образования. Обучение в российской средней школе сегодня носит широкий информационный и в то же время поверхностный характер, поэтому в вузах из общего курса обучения, который длится 4 - 5 лет, 1 - 2 года отводятся изучению предметов, имеющих косвенное отношение к получаемой специальности. Абсурдность такого подхода очевидна, как очевидна и малоэффективность затраченных средств на систему образования.

Особую значимость имеют проблемы, обусловленные духовно-нравственным хаосом, в котором оказались российские студенты и учащиеся. Идеологический диктат ушел в прошлое. Однако вообще без мировоззренческих ценностей общество нормально функционировать не может. Тем более невозможно воспитывать молодежь, не предлагая ей понятных и привлекательных идеалов. Между тем в СМИ, особенно электронных, наблюдается активное внедрение массовой коммерческой культуры, которая, агрессивно насаждая психологию потребительства, способствует нравственной деградации личности, угрожая сохранению самобытности отечественной культуры и духовному здоровью нации. В связи с этим особое место стоит уделять социально-нравственному воспитанию молодежи, ведь молодежь - это двигатель прогресса, генератор новых идей в обществе.

В настоящее время необходимо обратить внимание на специфику мотивации молодежи к получению образования как элемента, без которого невозможен нормальный процесс усвоения и закрепления знаний. Мотивация - это, по сути, ответ на простой вопрос: зачем мне это делать? В контексте образования эти вопросы звучат следующим образом: зачем мне учиться в школе? зачем мне поступать в вуз? зачем мне идти в магистратуру, в аспирантуру? Сейчас у большинства студентов и школьников четкая мотивация: учатся, чтобы «быть как все», уклониться от армии или физического труда, получить аттестат или диплом. Редко кто учится, чтобы

получить конкретные знания и навыки, хотя бы приблизительно представляя, где и как их будет применять.

Не стоит забывать, что сейчас век информационных технологий и компьютерных программ. И, проводя государственную политику, нужно пользоваться этим как одним из основных инструментов правильного и здорового управления сознанием людей, а также пропаганды различных культурных и нравственных ценностей. Следует учитывать, что подавляющее количество пользователей Интернетом (58%) составляет возрастная группа от 12 до 24 лет. Поэтому именно с помощью Интернета (социальные сети, популярные сайты) необходимо массово внедрять идеи здорового воспитания и морально-нравственного восстановления нашего общества. СМИ - это мощнейшее идеологическое оружие! С его помощью можно как уничтожить любую нацию, не произведя ни единого выстрела, так и резко поднять духовный уровень самосознания населения.

Культура, освобожденная от идеологических пут, казалось бы, должна процветать, но духовный уровень молодежи и общества в целом резко понизился, в значительной мере благодаря средствам массовой информации и Интернету. С утра до вечера телевидение, радио, социальные сети вдалбливают в сознание людей, что они ущербны, недотепы, пьяницы, делать ничего не могут, постоянно во всем должны учиться у Европы и Америки: как жить, как отдыхать, как одеваться, - а мы, как и раньше, безоглядно, с радостью спешим перенять их манеры и стереотипы, порою весьма сомнительные. Всем нам всегда надо помнить общее правило: последствия материального ущерба, причиненного нации, могут быть преодолены, а последствия ущерба интеллектуального - никогда.

Одним из важнейших условий формирования ценностных ориентаций является наличие объединяющей национальной идеи. Одна из проблем российской модернизации заключается в том, что ее идеология, доктрина несколько размыта. Основная масса населения плохо понимает, куда и как мы собираемся двигаться. Наша правящая элита до сих пор не осознала и не хочет осознавать, что мало изменить внешние материальные и социальные условия жизни и развития - надо изменить внутренний строй личности. Реформы должны произойти не над людьми, не вокруг них, а прежде всего в самих людях. Нельзя освободить человека извне более, чем он свободен изнутри. Там, где плохая личность, там и плохое общество. Поэтому, как подчеркивал В. В. Путин, систему образования надо рассматривать не как «набор услуг, а прежде всего как пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России» [6].

Императивы развития, прежде всего модернизация и реалии постиндустриального, информационного общества, задают особые потребности в определенном типе личности уже сегодня. Ясно, что современный молодой человек должен научиться в школе главному

- учиться. Он должен владеть основами наук, обладать навыками грамотности, в том числе и информационной, иметь представление о научной картине мира, быть способным ориентироваться в растущем мире знаний, выбирать собственный вектор развития и профессионального роста, занимать активную жизненную позицию, любить свою Родину, уметь жить, общаться и контактировать с другими людьми, обладать гуманистическим мышлением.

Представители образовательной, научной, предпринимательской среды активно формулируют требования к современному высшему и университетскому образованию. Экспертное сообщество требует постоянного движения вперед и постоянного поступательного развития образовательной системы. Высшая школа должна тесно взаимодействовать с экономикой страны, готовить востребованных специалистов - особенно для инновационных производств. В развитых странах есть позитивный и существенный момент, связанный с репутацией высшего учебного заведения: работодатель точно знает, чего ему ожидать от человека, имеющего диплом того или иного вуза. Современный мир активно посылает системе образования четкие сигналы о том, что постиндустриальному обществу необходимы компетентные кадры, востребованные на рынке труда, что важно эффективнее расходовать бюджетные средства, т.е. деньги налогоплательщиков. Россия должна идти по пути всего остального цивилизованного мира в своей образовательной политике и иметь свое собственное место в клубе мировых держав по качеству и уровню образования.

Следует отметить, что Президент России четко и недвусмысленно ориентирует руководителей системы образования на развитие интеграции с практической экономикой. Выступая перед депутатами Федерального Собрания, В.В. Путин заявил: «Было бы правильно, чтобы приоритетную поддержку получили те вузы, которые работают в регионах, сотрудничают с крупнейшими предприятиями регионов, вместе с ними продвигают научные исследования и разработки, чьи выпускники уже в период учебы связывают свое будущее с тем местом, где они живут и учатся. Именно в таких вузах нужно открывать больше дополнительных бюджетных мест, государство должно оказать поддержку программам развития таких вузов. При этом принципиально важно, чтобы в управлении такими университетами, в их финансировании принимал участие и бизнес. Все это, помимо прочего, прекратит практику, когда немалые ресурсы тратятся на подготовку в Москве и Петербурге студентов, которые даже не собираются устраиваться работать по приобретаемой специальности» [6].

Необходимо всегда помнить, что образование - это сфера реализации накопленного социального опыта, а не площадка для экспериментов над людьми, участие в которых, кстати, по закону возможно только с их согласия. Образование сегодня является необходимым и реальным условием не просто существования социума, а его поступательной эволюции. Главным трендом модернизации отечественной системы образования должна быть ее гуманизация, перезагрузка ценностных установок с целью активизации человеческих ресурсов, поворота образовательного процесса в сторону человека.

1. Давыдов Ю. Сколько вузов и студентов нужно России? // Вузовский вестник. 2008. № 4. Декабрь.

2. Ивойлова И., Дубичева К., Агранович М. и др. Фальшивка на сто баллов // Российская газета. 2009. 24 июля.

3. Ивойлова И. Заваленный ЕГЭ // Российская газета. 2009. 28 июля.

4. Павлова Е. Училища шаговой доступности // Российская газета. 2007. 19 сент.

5. Петракова А.Н. Россию проиграли за школьной партой // Рабочий путь. 2011. 28 сент.

6. Путин В.В. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ // Российская газета. 2012. 13 дек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.