Научная статья на тему 'Проблемы моделирования образовательной системы на современном этапе'

Проблемы моделирования образовательной системы на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шубина Н. А.

В статье отражены проблемы моделирования образовательной системы на современном этапе (подготовка выпускников школ к жизни в обществе, повышение культурного уровня и др.), представлены идеи многих выдающихся ученых, писателей, педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MODELLING OF EDUCATIONAL SYSTEM AT THE PRESENT STAGE

Problems of modelling of educational system are reflected in the present stage (preparation of graduates of schools for a life in a society, increase of cultural level, etc.), The ideas of many outstanding scientists, writers, teachers are presented.

Текст научной работы на тему «Проблемы моделирования образовательной системы на современном этапе»

мирование индивидуального стиля деятельности, на изменение в поведении при возникновении конфликтных ситуаций, формирует чувство ответственности, которое является результатом формирования компетентностных представлений о себе, о профессии и способах овладения ею.

Таким образом, психодиагностика позволяет устранить следующие препятствия: недостаток информации личности о себе; непонимание личностью стоящих перед ней проблем; недооценку личностью собственных возможностей, интеллектуального, эмоционального и волевого потенциала. Свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческое горение,

стремление к самосовершенствованию на основе изучения своих индивидуально-психологических характеристик — климат, способствующий формированию доминанты саморазвития и определяющий адаптивность личности. Следовательно, управление процессом профессионального становления личности должно осуществляться с учетом принципа мотивированности педагогического процесса, который следует определять как исходную позицию в организации педагогической деятельности, направленной на помощь личности в осознании происходящих в ее психике процессов, чтобы научить управлять ими, формировать мотивы, ставить цели своего совершенствования.

УДК 37:001.12/.18.001.5

Н.А. Шубина, канд. пед. наук

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 108», г. Екатеринбург

ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Характерными тенденциями совершенствования российского образования в последние десять-пят-надцать лет становятся создание образовательных учреждений новых типов и видов, их конкуренция и интеграция на рынке образовательных услуг; введение новых видов содержания образования, внедрение новых образовательных технологий.

В целях перехода от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориентированной детоцентристской модели были сформулированы стратегические ориентиры развития образования, среди которых важное место занимает тенденция формирования вариативных инновационных технологий в контексте культурноисторической педагогики развития [1]. В основе этой тенденции лежит так называемая культурологическая модель образования.

Культурологическая модель образования в современной педагогической практике имеет несколько путей реализации. Первый из них — гуманитаризация образования. На сегодняшний день это наиболее распространенный вариант реализации культурологических идей в образовании. Его можно было бы назвать предметно-историческим или предметно-культурным. Он не меняет традиционный способ обучения, по сути является просветительским и, безусловно, имеет право на существование.

Другой вариант реализации культурологической модели связан с идеями педагогической антропологии и гуманной педагогики. В основе этих

32

идей — принцип природосообразности в образовании. Это направление в педагогике связано с именами Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, В.А. Дистер-вега, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, С. Френе, М. Монтессори, Р. Штейнера, К. Роджерса, А. Мас-лоу, В.А. Сухомлинского, Ш. Амонашвили и др. Перенесение центра внимания с объекта познания на его субъект, создание возможностей для самоактуализации обучающегося, провозглашение идеи ненасильственной педагогики нашло в начале 90-х годов прошедшего столетия много сторонников среди педагогов, стремившихся к изменению советской системы образования. К сожалению, на сегодняшний день эти идеи оказались слаботехнологичны и мало адаптированы к современным требованиям постиндустриального общества, поэтому они не получили широкого распространения в российской педагогической практике. Но идеи антропологической педагогики, развивающие принцип природо-сообразности в образовании, оказывают серьезное влияние на трансформацию мировоззрения педагогического сообщества, поэтому периодически возникают новые модели образования: здоровьесберегающие технологии, природосообразное воспитание и т. д.

Идеи антропологической педагогики очень близки к понятиям культурологического образования, но между ними есть существенное отличие. Антропоцентризм этого направления в педагогике не позволяет до конца реализовать принцип куль-туросообразности, а это означает, что нередко дети,

прошедшие обучение, например, в вальдорфской школе, оказываются неконкурентоспособны в современном социуме.

Гармоничное сочетание принципов природосо-образности и культуросообразности, адекватность способов обучения уровню современной культурной и научно-технической картины мира, стремление выстраивать диалог с субъектами образовательной деятельности, формирование системного мышления и гуманистического мировоззрения — это те принципы, на которых строится культурологическая модель образования. Эта модель имеет большие перспективы в образовательном пространстве XXI века, и специальное исследование данной проблемы применительно к гимназической идее представляет для педагогики весьма актуальную и важную методологическую задачу.

Система образования, педагогическая наука во всем мире переживают период переосмысления философских оснований образования, стратегических направлений развития системы образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена прежде всего экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному обществу пришло общество информационных технологий и информация стала главным продуктом цивилизованного общества.

Система образования призвана способствовать реализации основных задач социальноэкономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества [2]. Поэтому современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачи подготовки выпускников, которые были бы способны выполнить следующее:

• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность занять в ней свое место;

• критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, находить пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

• грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать

гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

• быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

• самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня [2].

В педагогической литературе описан ряд подходов: синергетический, личностно-ориентированный, средовой, культурологический, системный и др.

1. Синергетический подход в моделировании образовательной системы рассматривается как:

• осознание субъектом потребности в изменении существующего или ожидаемого положения вещей в материальной либо в идеальной сфере и определение цели своей деятельности;

• совокупность основных педагогических идей, положенных в основу системы, и целей, во имя которых она создается. Особенность целепо-лагания составляет то, что ее цель не столько в создании системы, сколько в субъекте (ребенке, педагоге) в этой системе;

• выявление в условиях неустойчивости системы действий каждого отдельного человека, которые могут повлиять на микросоциальные процессы;

• важно учитывать естественные свойства системы, ее внутренние качества, историю развития, с этой целью нужно найти точки «резонансного» воздействия на систему;

• формирование конкретного идеального образа или операционной схемы, предназначенных для решения поставленных задач и разработки плана практических действий;

• исполнение разработанного плана и достижение намеченной цели.

2. Средовый подход в моделировании образовательной системы (Ю.С. Мануйлов, В.Д. Семенов) является важным социально-педагогическим условием реализации целей системы. В процессе моделирования Т.И. Шамова отмечает, как важно определиться с ведущей деятельностью, характером предполагаемых отношений, сердцевиной тех «писаных» и «неписаных» законов, норм, которые будут регулировать школьную (студенцескую), жизнь. Для этого необходимо изучить материальную базу, кадровый состав, культурный и профессиональный уровень педагогического коллектива, уровень развития образовательного учреждения, знать личные

33

предпочтения инициатора создания системы и т. д. При моделировании образовательной системы необходимо учитывать социальное окружение — город, село, где работают жители, какие предприятия и учреждения имеются и т. д. [3].

3. Основанием изучения педагогического процесса служит деятельностный подход, разработанный А.Н. Леонтьевым, потому что только в процессе деятельности возникает и развивается культура. Культурная педагогическая среда формируется, развивается и реализуется благодаря деятельности каждого педагога, обладает собственным механизмом становления.

4. Инструментом исследования является системный подход, представленный в идеях В.Г. Афанасьева, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, В.Н. Садовского, А.И. Субетто, Э.М. Сороко, А.И. Уемова, Г.П. Щедровицкого, который требует рассмотрения вопросов не только с различных научнопрактических позиций, но и в ретроспективе и перспективе развития.

5. В качестве методологической основы используется культурологический подход, который позволяет рассматривать реализацию культурологической миссии современной гимназии в контексте культурных идей, ценностей и механизмов нелинейного саморазвития, а также отношений, символов и предметов, уклада и образа жизни, выступающих условием для социокультурного развития личности, выявления и роста индивидуальных особенностей.

Следует дать более подробную характеристику данного подхода. При этом необходимо отметить, что рассмотрение образовательных процессов в контексте культуры вызвано рядом причин:

• во-первых, современными представлениями ученых о процессах развития личности в контексте культуры;

• во-вторых, проблемами современного образования не только в России, но и в мире, связанными с нежеланием молодежи учиться, низкой культурной грамотностью выпускников общеобразовательных школ, снижением культурного уровня учащихся и учителей, обезличенно-сти в обучении, малокультурной школьной средой, отсутствием культуры общения в школе, ростом шовинистических тенденций в обществе, усилением межэтнической и межконфессио-нальной разобщенности людей и т. д.;

• в-третьих, ослаблением этического влияния старшего поколения на воззрения и традиции, существовавшие в обществе и принимаемые старшими поколениями.

Традиционные концепции образования и воспитания не могли дать ответ на возникшие вопросы. Они лишены динамики и понимания сущности процесса развития детской и молодежной субкуль-

34

туры, современной личности как индивидуальности, способной к самостоятельному выбору способов и средств освоения культуры, определению сфер индивидуального развития, но нуждающейся в помощи и поддержке в процессе столкновения с трудными ситуациями, с которыми ребенок, не имеющий социального опыта, не знает как справиться. Именно эти основания определили развитие культурологического подхода в образовании и появление нового направления в науке — культурологии образования, которое появилось в России в начале 90-х годов прошлого века.

Н.Б. Крылова определяет ее как новое научное направление, формирующееся на стыке философии образования, культурологии и педагогики, объясняющее на единых основаниях педагогической и культурной антропологии весь комплекс культурных проблем образования [4]. Сюда, по ее мнению, относятся следующие предметные блоки и круг проблем:

• культурное содержание (ценности, функции, цели, задачи, направленность, культуроемкость, предметное содержание) и формы (культуросо-образность и качество методов, средств, методик и приемов) образования в целом;

• культурные модели образовательных систем;

• педагогическая культура (индивидуальная и реально существующая в сообществе);

• механизмы включения ребенка (подростка) в культуру и субкультуру;

• особенности культурного (субкультурного) развития детских и подростковых общностей;

• особенности становления личностной культуры ребенка;

• механизмы становления и проявления культурной среды в конкретных образовательных системах и в сфере образования в целом;

• социокультурное проектирование в сфере образования;

• качество организации и управления в сфере образования, культура управления в образовании. Большинство современных концепций образования и воспитания, являясь личностноориентированными, начинают использовать культурологический подход как одно из базовых методологических оснований в своих теориях.

В аспекте педагогической методологии интерес представляет концепция культуросообразности образования Г.Л. Ильина [5].

Суть кризисных явлений в образовании Г.Л. Ильин видит в том, что «потеряно ясное и общепринятое представление о том, что такое образованный человек. Эта потеря, — пишет он, — осознается одними авторами как потеря целостного образа культурного человека, как противостояние двух культур — технической и гуманитарной (Ч. Сноу), другими — как засилье в образовании технической

культуры, дегуманизация образования, как преобладание специальных знаний в подготовке специалиста в ущерб общекультурным».

Образованный человек—это человек, который смог создать образ собственного Я, получив при этом достаточные знания, но и тот, который способен видеть перспективы собственного развития, участвовать в преобразовании мира. Образование, соответствующее культурным ценностям, просто невозможно без науки, так как, кроме того, что наука входит в состав этих ценностей, она в своей теоретической основе является формой, одной из форм самосознания и образования, и культуры.

Список литературы

1. Асмолов, А. Стратегия развития образования в России: стенографический отчет / А. Асмолов. — М.: МО РФ, 1994. — 16 апреля.

2. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2000. — 168 с.

3. Сергеева, В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы / В.П. Сергеева. — М.: ЦГЛ, 2004. — 128 с.

4. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования. — М.: Народное образование, 2000. — № 10.

5. Ильин, Г.Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия / Г.Л. Ильин. — М., 1992.

УДК 378:796.011.3

Ю.В. Попандопуло, аспирантка

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

актуальность проблемы обучения самоконтролю учебной деятельности будущих специалистов

Общественно-экономические перемены, происходящие в нашей стране, ставят перед высшей школой принципиально новые задачи: подготовку специалистов и руководящих работников для разных областей, которые помимо профессиональных знаний, умений и навыков обладали бы самостоятельностью, инициативой, предприимчивостью и творчеством. Важнейшая задача обучения профессии состоит в том, чтобы управлять процессом формирования активного, инициативного и самостоятельного работника, поэтому целью и средством учебного процесса становится доминанта самосовершенствования личности, которая включает в себя установки на самообразование, самовоспитание, самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию (готовность к самостоятельной жизни), что является высшей степенью активности и самостоятельности личности. Ценностная переориентация в содержании социального заказа на подготовку специалистов нового типа заставляет высшую школу вести научный поиск эффективных технологий обучения, рассчитанных на развитие у будущих специалистов заново предписываемых профессионально и социально значимых качеств, которых современная высшая школа традиционными средствами сформировать у них не в состоянии.

Исторически сложилось так, что в отечественном образовании повышенное внимание уделялось усвоению студентами знаний. Таким образом, образовательной парадигмой являлось когнитивно-

ориентированное — «знаниевое образование», целевая ориентация которого заключалась в формировании знаний, умений и навыков. Главной ценностью такого образования служил социокультурный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Развитие личности оказывалось «побочным продуктом» учебно-познавательной деятельности. Смыслообразующим фактором являлось информационное обеспечение личности, однако последние 10-20 лет объем знаний человечества увеличивается в геометрической прогрессии, считается, что он удваивается каждые 5-7 лет. Это относится и к знаниям, нужным современному профессионалу. По этой причине в мировой и отечественной педагогике все активнее обсуждается вопрос, как совместить ограниченные сроки подготовки профессионала, лимитированный и не поддающийся расширению бюджет учебного времени образовательного учреждения с невероятно быстрым расширением объема знаний, проблем, задач, ситуаций, которыми должен владеть будущий специалист согласно Государственному образовательному стандарту ВПО.

Наиболее популярно в науке такое решение: «Готовишь не только профессионала, «мускулы» которого заключаются в извлечении из памяти сохранившихся в ней знаний, но и личность, способную самостоятельно понимать, контролировать, оценивать, докапываться до истины в любых ситуациях профессиональной деятельности, даже в тех, по которым конкретных знаний у него нет». Такое возможно лишь при условии, что профессионал — это

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.