ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГЕОПОЛИТИКИ АРКТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И ЛИТЕРАТУРЕ
Конец ХХ - начало XXI века характеризовались глубокими изменениями в мире, международных отношениях и геополитике. Состоялся распад биполярной архитектуры мира, рухнули претензии США на единоличное лидерство, и сегодня очень непросто складывается многополярный мир с разнообразием интересов основных акторов, стран, обществ, негосударственных организаций. Это в полной мере воплощается в современной геополитике и международных отношениях в Арктике. Глубина понимания происходящих процессов, осмысление перспектив развития во многом зависят от знания существа и результатов исследований, осуществляемых в мире, и выходящей в свет литературы.
Конец ХХ века характеризовался актуализацией в мире и в его ведущих странах интереса к Арктике. В 80-90-е годы из уст профессиональных исследователей и специалистов в области геополитики прозвучали утверждения о наступающей «эпохе Арктики» и «арктическом буме»1. На страницах массовых изданий тиражировались мысли о том, что «XXI век будет веком Арктики» или «тот, кто овладеет Арктикой, будет владеть миром». Эти суждения проистекали из трактовки региона как природной и климатической лаборатории мирового значения, понимания растущей значимости его огромных природно-сырьевых ресурсов и важности их освоения для развития мира в XXI веке, наличия здесь большого резерва «свободных пространств», а также определялись коммуникационными перспективами Арктики в условиях меняющегося климата, важностью сохранения среды обитания человека и биоразнообразия этого крайне уязвимого в экологическом отношении и стратегически важного уголка планеты. Важными конструкциями и механизмами новой геополитики и международных от-
© Голдин В.И., 2011
ношений в Арктике становятся Баренцев Евро-Арктический регион, Арктический Совет, Северное измерение ЕС, европейской и мировой политики. Их создание и деятельность, многообразие различных и сложно развивающихся арктических процессов становятся предметом тщательного осмысления в зарубежной литературе уже в 90-е годы XX века и в самом начале XXI столетия2.
Хотелось бы особо выделить содержательную монографию финского исследователя Е. Кескитало «Конструируя Арктику», изданную в Рованиеми в 2002 году3. Книга посвящена развитию дискурса международного Арктического региона от его истоков в концепциях освоения до современного сотрудничества восьми государств в рамках Арктического Совета. Исследование основывалось на конструктивистской концепции. В рамках интерпретации строительства современного Арктического региона через историческое осмысление и дискурсивный анализ рассматривались его организационные проблемы с конца 70-х до начала 90-х годов XX века, реализация Стратегии защиты окружающей среды Арктики и создание Арктического Совета, развитие и введение природоохранного дискурса в социальную сферу через дискуссии об устойчивом развитии в процессе формирования Арктического Совета и др. В характеризуемой монографии прослеживается развитие представлений об Арктике от ее традиционного понимания в историческом и климатическом смысле как удаленного и малоисследованного региона, территории освоения через эпоху мировых войн и «холодной войны» до превращения его в эпоху разрядки из арены конфликта и конфронтации в регион сотрудничества и, наконец, к современному международному дискурсу Арктики как обширного региона планеты, охватывающего до 15% ее тер-
ритории с населением более 10 млн чел.4 Рассмотрен процесс легитимизации политических акторов, создание социальных и политических институтов, строительство и развитие Арктического Совета.
К сожалению, в России в 90-е годы XX века происходили прямо обратные общемировым процессы в отношении Севера и Арктики. Активно пропагандировался неолиберальный подход о необходимости ухода с Севера и освоения его вахтовым способом, свертывания сложившейся здесь инфраструктуры, северных и арктических программ. Резко сократился объем выполняемых в Арктике исследований и публикуемых о ней работ. Руководством страны оказались забыты мурманские инициативы М.С. Горбачёва для Севера и Арктики, а инициаторами нового в арктической геополитике и международных отношениях здесь стали зарубежные страны. В одной из весьма редких книг, вышедших в свет в ту пору, - монографии А.Н. Чилингарова и Е.М. Кокорева5 сложившаяся на Русском Севере и в Арктике ситуация определялась как «оптимистическая трагедия», а жизнь местных аборигенов характеризовалась как «трагедия выживания». Основываясь на историческом опыте освоения Севера и Арктики и характеризуя сложившееся геополитическое положение, авторы рассматривали возможные сценарии их будущего (углубление кризиса, депрессия или поиск оптимальных решений и развитие).
Отношение к Арктике в России стало постепенно меняться в начале XXI века, и ученые немало сделали для того, чтобы убедить государственных мужей в необходимости кардинально изменить политику здесь и в том, что «Россия без Севера и Арктики - это не Россия». Из обобщающих работ хотелось бы прежде всего отметить коллективную монографию «Арктика на пороге третьего тысячелетия»6, в которой был проанализирован исторический опыт открытия, изучения и освоения Арктической зоны России и обоснована необходимость разработки специальной государственной стратегической программы ее дальнейшего развития.
Важным рубежом в осмыслении состояния дел и формировании современных геополитических представлений о регионе, национальных интересов России здесь в сопоставлении с интересами и деятельностью других стран в Арктике стала научная конференция «Русский Север в системе геополитических интересов России», проведенная в РАГС при Президенте РФ совместно с Советом безопасности страны в 2001 году Утверждение о том, что «Север -последний бастион России», стало лейтмотивом конференции, принятого итогового документа и содержательного сборника ее опубликованных материалов7, в подготовке которых участвовал и автор этой статьи.
Значимой в осмыслении арктической тематики международных отношений и геополитики оказалась подготовленная в ИМЭМО коллективная монография «Арктика: интересы России и международные условия их реализации»8. В ней были рассмотрены такие группы интересов, как геополитические, оборонные, международно-правовые, экономические, научные, этносоциальные, экологические и др. Была подчеркнута необходимость новой геостратегии России с определенной переориентацией вектора развития страны на восток и север. Справедливо указывалось, что при наличии большого накопленного научного потенциала и завоеванном в свое время лидерстве в научном арктическом сообществе, в постсоветский период произошло свертывание программ изучения Арктики, и у современной России отсутствует общая программа таковых. Потребность формирования такой государственной программы связывалась и с необходимостью продуманного международного научного сотрудничества, отвечающего интересам России.
Изучению системы геополитических интересов России на Севере и в Арктике и, в частности, значению для страны Северного морского пути была посвящена опубликованная в 2004 году в Москве монография А.Г. Синцова9.
В 2005 году вышла в свет монография Д.А. Додина «Устойчивое развитие Арктики». В ней были впервые раскрыты проблемы создания для всей Циркумполярной арктической
зоны системы устойчивого развития и намечены перспективы их решения. Автор сопоставил исторический опыт открытия, изучения, освоения и развития Российской и зарубежной Арктики. В качестве основного механизма создания системы устойчивого развития автором была предложена и опубликована программа «Арктика - XXI век» и намечены пути ее реализации в течение нескольких десятилетий.
Для решения современных проблем геополитики и международных отношений трудно переоценить накопленный и уже осмысленный в опубликованных исследованиях исторический опыт, пути решения сложных проблем освоения и развития, сотрудничества, соперничества и конфликтов в Арктике10.
В коллективной монографии «Северное ре-гионоведение в современной регионологии»11 была предпринята попытка сформулировать концептуальные основы регионологии как науки
о региональных социумах и социально-этнических обществах, а также дать характеристику пространства северных территорий и северного регионоведения. И хотя эта книга не имеет прямого отношения к раскрываемой в настоящей статье теме и рассматривает вопросы преимущественно внутрироссийской тематики, но она интересна в общеконцептуальном плане исследования проблем Севера.
Отметим изданную в 2007 году в Москве книгу М.Е. Николаева «Арктика: политика, экономика, дипломатия», представляющую собой издание его выступлений как заместителя председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ. В связи с активным обращением названного автора к теме формирования научно-образовательного пространства заметим, что это так называемое «четвертое измерение» международных отношений и сотрудничества на Севере и в Арктике нашло освещение в материалах научных конференций и их сборников, опубликованных в Архангельске12.
В целом же, человеческая составляющая или «человеческое измерение» международного развития в Арктике вызывает растущий интерес в современных исследованиях. Отметим в связи с этим объемный «Доклад о развитии
человека в Арктике», подготовленный под эгидой Арктического Совета О. Янгом и Н. Эй-нарссоном и посвященный обществам и культурам, экономическим, политическим и правовым системам и условиям жизни коренных народов этого региона. На русском языке он был издан в 2007 году. В предисловии к русскому изданию известный исследователь из Екатеринбурга А.В. Головнев отметил, что существуют два различных подхода в определении перспектив развития человека: 1) «западный», основанный на интересах личности и показателях продолжительности жизни, образования и материального благополучия человека; 2) «туземный», основанный на интересах общины и показателях ее жизнеспособности, при этом персональный успех определяется вкладом в благополучие общины. Эти подходы, по его мнению, следует воспринимать не как противоборствующие модели жизни, а как противовесы ценностей13.
Современное положение и геополитика в Арктике, развитие международных отношений здесь, а также в Баренцевом Евро-Арктичес-ком регионе, накопленный исторический опыт и современные международные процессы в рамках «Северного измерения» стали предметом нескольких дискуссий и опубликованных материалов круглых столов14.
В 2010 году в Архангельске вышла в свет монография Ю.Ф. Лукина «Великий передел Арктики»15. Она стала, по существу, первой попыткой комплексного и междисциплинарного исследования современных проблем Арктики, осмысления геополитического пространства и стратегии России в Арктическом макрорегионе с позиций геополитики и регионо-логии. Автор ввел в оборот для характеристики арктического геополитического пространства концепт «Арктик-XXI» и обосновал его. Xарактеризуя историю международной борьбы за Арктику, он представил ее в виде трех переделов Арктики, включая третий и крупнейший («великий», по определению автора), развернувшийся сегодня. В книге рассмотрены интересы различных стран - участниц современного передела Арктики и центральное место уделено обосно-
ванию и защите национальных интересов России в Арктике.
Различные проблемы геополитики и международных отношений в Арктике получают освещение в издаваемых в последние годы в России сборниках статей, посвященных Северу и Арктике16.
Интенсивная разработка арктической тематики и особенно проблем международных отношений и геополитики Арктики идет в последние годы за рубежом. Это воплощается и в публикацию материалов обобщающего, дискуссионного и аналитического характера, в т.ч. книжного формата17. Характерной чертой исследовательского процесса постсоветского периода стал диалог зарубежных и российских авторов, совместное осуществление крупных научных, в т.ч. издательских, проектов, связанных с Арктикой и Севером18. К числу последних, в которых участвуют и архангельские исследователи, относятся, например, «Модер-низационный процесс в Баренцевом регионе», в рамках которого проведено несколько научных конференций и издан ряд сборников научных работ, а также «Асимметричное соседство: Норвегия и Россия. 1814-2014», главным результатом которого должна стать публикация двухтомного издания. Хорошим фундаментом для реализации этих проектов стал реализованный в 90-е годы минувшего века международный проект с участием ученых северных университетов Баренцева региона «Государство, религия и этносы на Севере. 700-1990», в ходе осуществления которого было проведено несколько научных конференций и опубликован ряд научных сборников в странах - участницах проекта.
Из современных реализуемых международных научных программ по тематике международных отношений и геополитике особое значение имеет 5-летняя исследовательская программа (на 2010-2012 годы) «Geopolitics in the High North». И хотя это формально норвежская программа (в подзаголовке которой значится «Norwegian Interests»), финансируемая Норвежским исследовательским советом, но в ее реа-
лизации участвует целый ряд зарубежных орга-низаций-партнеров, в т.ч. и из России. В рамках этой программы осуществляется немало интересных публикаций.
Беспрецедентный интерес в мире к Арктике самых последних лет, своего рода новый «арктический бум», воплотился в том числе и в десятки реализуемых проектов по проблемам международных отношений и геополитики. В свою очередь, резко возросший объем публикаций воплощается в многочисленных статьях на страницах журналов и газет, специализирующихся на арктической/северной или международной (внешнеполитической и внешнеэкономической) или геополитической тематике, а также в иных изданиях. Анализ публикаций по рассматриваемой тематике позволяет с известной долей условности сгруппировать их следующим образом: Арктика в современной геополитике и геостратегической перспективе мира; глобальные процессы, геополитические интересы государств и противоборство в Арктике; будущее Арктики: мир и сотрудничество или очаг конфликтов и войн; перспективы раздела и передела Арктики; арктическая политика и геостратегия объединений и отдельных государств (НАТО, ЕС, Россия, Норвегия, Дания, США, Канада и др.); международные институты арктической деятельности (Арктический Совет, БЕАР, Северный форум и др.); право и международное правовое регулирование Арктики; меняющийся климат и геополитика в Арктике; природносырьевые ресурсы Арктики: международное сотрудничество и соперничество; Северный морской путь в международных отношениях и др. Так или иначе, число статей по характеризуемой тематике в России и за рубежом стремительно растет, что требует их внимательного отслеживания, изучения и критического использования современными исследователями. Заметим в заключение, что большие возможности в научной работе по геополитике и международным отношениям в Арктике дает Интернет, тем более, что в современном мире существует немало специализированных сайтов по характеризуемой тематике.
Примечания
1 Исследования О. Янга, Л. Хейнинена и др. См., напр.: Young O.R. The Age of Arctic // Foreign Policy. 1986. 61. P. 160-179; etc.
2 The Arctic Challenge: Nordic and Canadian Approaches to Security and Cooperation in an Emerging International Region. Boulder; London, 1988; Osherenko G., Young O. The Age of the Arctic: Hot Conflicts and Cold Realities. Cambridge, 1989; HorensmaP. The Soviet Arctic. Rutledge; London; New York, 1991; Vulnerable Arctic: Arctic Alternatives: Civility or Militarism in the Circumpolar North. Canadian Papers in Peace Studies. N° 3. Toronto, 1992; Nordic Arctic Research on Contemporary Arctic Problems. Proceedings Nordic Arctic Research Forum Symposium 1992. Aalborg, 1992; Need for an Alternative Reorientation. Research Report. № 47. Tampere, 1992; Polar Politics: Creating International Environmental Regimes. Ithaca; London, 1993; The Internationalization Process and the Arctic: Proceedings from Nordic Arctic Research Forum Symposium 1994. Roskilde, 1994; Hamilton J.D. Arctic Revolution, Social Change in the Northwest Territories 1935-1994. Toronto, 1994; Europe’s Northern Dimension: The BEAR Meets the South. Rovaniemi, 1997; etc.
3 Keskitalo E.C.H. Constructing «the Arctic»: Discourses of International Region-building. Rovaniemi, 2002.
4 Ibid. P. 2.
5 ЧилингаровА.Н., КокоревЕ.М. Размышления о российском Севере. М., 1997.
6 Арктика на пороге третьего тысячелетия (ресурсный потенциал и проблемы экологии). СПб., 2000.
7 Русский Север в системе геополитических интересов России. М.; Архангельск, 2002.
8 Арктика: интересы России и международные условиях их реализации. М., 2002.
9 СинцовА.Г. Север в системе геополитических координат России. М., 2004.
10 Булатов В.Н. Русский Север: в 5 кн. Архангельск, 1997-2001; Старков В.Ф. Очерки истории освоения Арктики. Т. 1-2. М., 1998, 2001; Война в Арктике (1939-1945 гг.). Архангельск, 2001; Полярный архив. Т. 1. М., 2003; Теребихин Н.М. Метафизика Севера. Архангельск, 2004; Жуков Ю.Н. Сталин: арктический щит. М., 2009; Давыдов Р.А. Российский опыт определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов в Евро-Арктическом регионе (1860-е - начало 1910-х гг.). Архангельск, 2009; Федоров П.В. Северный вектор в российской истории. Центр и Кольский Север в XVI-XX веках. Мурманск, 2009; Наука на Шпицбергене: История российских исследований. СПб., 2009; Холодная война в Арктике. Архангельск, 2009 и др.
11 Северное регионоведение в современной регионологии. Архангельск, 2005.
12 Формирование единого научно-образовательного пространства на Европейском Севере как ответ на вызовы XXI века. Архангельск, 2005; Создание научно-образовательного пространства Баренцева Евро-Арктического региона: состояние, проблемы, перспективы. Архангельск, 2007; Международное сотрудничество в сфере образования, науки и инноваций на Севере Европы // Баренц-журнал. 2008. №1(6) и др.
13 Доклад о развитии человека в Арктике: пер. с англ. яз. Екатеринбург; Салехард, 2007. С. 7.
14 Арктика сегодня: для России и всего мира // Баренц-журнал. 2008. № 1(6). С. 46-60; 15-летие Баренцева Евро-Арктического региона и 10-летие политики «Северного измерения» Европейского Союза // Там же. С. 61-72.
15 Лукин Ю.Ф. Великий передел Арктики. Архангельск, 2010.
16 Регионализация и глобализация: общественные процессы в России и на Европейском Севере в XX-XXI веках. Архангельск, 2007; Северный вектор России. Архангельск, 2008; Арктические перспективы. XXI век. Нарьян-Мар, 2010.
17 Emerging from the Frost. Security in the 21nd century Arctic. Oslo files. 2008. № 2; Kollien A. Toward an Arctic Strategy. Carlisle Barracks, 2009; Security Prospects in the High North: Geostrategic Thaw or Freeze? Rome, 2009; etc.
18 Norway and Russia in the Arctic. Tromso, 2010; Trenin D., Baev P.K. The Arctic. A View from Moscow. Washington DC; Moscow; Beijing; Beirut; Brussels, 2010; etc.
ГОЛДИН Владислав Иванович,
доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Контактная информация: e-mail: [email protected]