Научная статья на тему 'Проблемы культурно-исторической эволюции системы образования Якутской Республики в ХХ веке'

Проблемы культурно-исторической эволюции системы образования Якутской Республики в ХХ веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНИЕ ШКОЛЫ / ПОЛИТССЫЛЬНЫЕ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / SCHOOLS AT HOME / REGULARITIES / POLITICAL EXILED PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилов Д.А.

В статье раскрываются социально-экономические, политические, культурные условия становления образования в Якутии в ХХ веке и определены закономерности его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы культурно-исторической эволюции системы образования Якутской Республики в ХХ веке»

Данилов Д.А.

Доктор пед.наук, проф., член-корр.РАО, зав.каф.професс. педагогики, психологии и управления образованием Северо-Восточный федеральный университет.

ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЯКУТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ХХ ВЕКЕ

Аннотация. В статье раскрываются социально-экономические, политические, культурные условия становления образования в Якутии в ХХ веке и определены закономерности его развития.

Ключевые слова: домашние школы; политссыльные;

закономерности.

Keywords: schools at home; political exiled people; regularities.

Каждая историческая эпоха с определенным уровнем экономического, социального развития имеет соответствующее ему образование. И происходящие социально-экономические, политические преобразования в обществе требуют уже другого уровня и качества образования. С этой позиции рассмотрим основные вопросы развития образования в Якутской республике с точки зрения его культурно-исторической эволюции.

Изучение этого вопроса строилось на анализе и обобщении трудов местных исследователей, а также материалов ЦГ А ЯАССР,

рассматривающих отдельные вопросы развития образования в республике. Все это позволило выявить определенные закономерности в развитии образования в регионе. Прежде всего, изучение материалов по истории образования показало глубокую связь между общественно-политическим, социальным строем государства и организацией образования,

обусловленность последнего первым. В свое время В.И.Ленин отметил: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России» [1, с.127].

В условиях общей отсталости России нерусские народы находились в наихудшем положении. Все это представлено в книге «Якутия под знаменем

Октября» словами одного царского чиновника: «Якутская область - одна из тех стран, где просвещение или расширение понятий человеческих более вредно, чем полезно. Житель сей дикой пустыни, сравнивая себя с другими мирожителями, понял бы свое бедственное положение, но не нашел бы средств к его улучшению. Он доволен теперь при счастливом своем невежестве» [6, с.108]. Такова была сущность проводимой политики по отношению к нерусским народам.

В царской России все трудящиеся прослойки, а не только «инородцы», были лишены образования, возможности учиться хотя бы элементарной грамоте. К 1917 г. в Якутской области число культурнопросветительных учреждений и культпросветработников было ничтожно. Между тем развивающиеся в России передовые общественные идеи, передовые взгляды оставили свои следы в организации образования.

Подражая российскому дворянству, зажиточная часть населения края стремилась создавать частные школы, куда состоятельные люди приглашали учителя домой, чтобы он занимался с их ребенком. Впоследствии они стали называться домашними школами. Занятия проходили в квартире хозяина, дети посещали школу только с его согласия. Учителями работали поселенцы, среди которых были и уголовные ссыльные. Многие из них были малограмотными и работали из-за необходимости получения средств существования. Они обучали детей элементарной грамоте, прививали навыки чтения, письма и решения в пределе четырех арифметических действий.

Обучение велось на русском языке, непонятном местному населению. О результатах такого обучения писал В.Г. Тан-Богораз: «Я видел у якутов странную немую школу. Научили якутенка читать по печатному и даже по письменному, а по-русски говорить не научили. Неграмотный русский уголовный поселенец получил от родных письмо, он дает его прочитать якутенку громко, вслух. Якутенок читает, но сам не понимает, поселенец читать не умеет, но зато понимает...» [3, с.45]. Такой результат был

характерен для всех домашних школ, где учителями работали малограмотные, неквалифицированные люди.

А в домашней школе, где работали политссыльные, содержание образования воспитывало в детях дух свободомыслия, несмотря на то, что занятия страдали отдельными методическими погрешностями. Политические ссыльные учили детей не только элементарной грамоте, но и размышлению об окружающей действительности. Условия работы школ были сложные: отсутствие элементарных удобств для занятий, программ, учебных пособий сопровождалось гонениями властей. Однако в их деятельности отражалась зарождающаяся в России общественная идея, направленная на улучшение социальной жизни населения. Наряду с данными школами существовали и официальные школы, в которых, как и всюду по России, господствовала зубрежка и палочная дисциплина. Как видно, в типах школ получили отражение существующие в стране общественно-политические идеи.

В 1917 г. в Якутской области были 173 официальные школы: 164 одноклассных, 5 двух-трехклассных, 4 средние (реальное училище, женская гимназия, учительская семинария, епархиальное женское училище), в среднем в одной школе 26 учеников [2, с.15]. Эти школы влачили жалкое существование, не оказывали сколько-нибудь действенного влияния на изменение социальной жизни населении, не могли поднять уровень образованности населения. За несколько лет учебы большинство учащихся могло лишь читать по слогам, не понимая содержания прочитанного. Все это сопровождалось слабостью их учебно-материальной базы, нехваткой учителей вообще, не говоря уже о квалифицированных педкадрах.

В итоге официальные школы не пользовались среди населения популярностью. Люди смотрели на обучение детей в официальной школе как на повинность. И забитое население не видело в образовании особой необходимости. Оно ожидало от образования практическую пользу. В народе говорили: «Какая польза от этой грамоты, - будет парень больше промышлять, или коровы станут давать больше молока?!». В целом,

официальные школы не удовлетворяли растущих требований народа. Они не отражали в своей деятельности всех общественно-политических, социальноэкономических процессов, происходящих в стране.

Наиболее острым в сфере образования стал вопрос языка обучения в школе Якутской области. Правительство запрещало вести обучение на родном языке народа области. Генерал-губернатор Восточной Сибири по этому поводу сказал: «В устройстве школ, в которых преподавание велось бы на якутском языке, я не вижу необходимости: якутский язык есть язык мертвый, за ним нет прошлого, нет настоящего, следовательно, не может быть и будущего» [5, с.66]. Однако, это указание правительства было игнорировано учителями, знакомыми с идеями К.Д.Ушинского по данной проблеме. К. Д.Ушинский доказал, что язык народа - это полнейшая летопись всей духовной жизни народа, в языке можно найти «... много глубокого философского ума, истинно поэтические чувства, бездну необыкновенной чуткости к тончайшим переливам в явлениях природы, много наблюдательности, много самой строгой логики и др.» [4,с.540].

Так, один из прогрессивно мыслящих учителей В.И.Попов перевел на якутский язык первую часть «Родного слова» К.Д.Ушинского. Постепенно были переведены и другие учебники. Передовые мыслители выдвигали идеи развития языка каждой нации на демократической основе, распространения грамотности на родном языке. В 1920 г. по постановлению Якутского губоно принято решение ввести занятия с якутскими детьми в первых группах на якутском языке, который был составлен на основе латинского алфавита. В 1938 г. якутский алфавит был заменен на русскую графику.

Создание нового алфавита способствовало коренизации школ, которая завоевывала свое место в упорной борьбе. Против нее выступали шовинисты, националисты, все это сопровождалось нехваткой учителей-националов. В 1930 г. принято Постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении», и были мобилизованы все силы для выполнения этой задачи культурной революции. И за два-три года было охвачено обучением

свыше 90 процентов детей, что способствовало широкому развитию школьной сети, школа стала открываться почти в каждом населенном пункте.

Обозревая исторический путь развития образования в Якутии, находим обусловленность развития системы образования региональными общественно-политическими, социально-экономическими условиями. Обзор исторического пути становления школы в республике убеждает в том, что политические, социальные преобразования отражаются в решении вопросов образования, что существуют определенные закономерности в его развитии. Все это позволяет выяснить закономерности, положения и тенденции развития образования в изучаемом регионе. Вкратце остановимся на них.

Среди них особо выделяется закономерность развития общества, характеризующаяся совокупностью проводимой в государстве идеологической, экономической, социально-культурной политики, в

соответствии с которой осуществляется развитие образования. Так, в конце ХХ века политика, проводимая в России Советским государством в области образования, была направлена на то, чтобы вывести народы национальных окраин из отсталости, темноты. Содержанием такой политики было: обучение на родном языке; создание национальной письменности, бесплатное содержание детей в государственных интернатах; подготовка учителей в учительских и педагогических институтах и другое.

Бесписьменные народы, получив письменность, с энтузиазмом взялись за учебу. Все это обусловило стремление населения национальных окраин к получению знания, что представляет собой другую закономерность, определившую развитие образования в регионе. С этой закономерностью связаны расширение школьной сети в регионе, решение важнейших вопросов ее строительства.

Следующая закономерность в становлении национальной школы -это ее коренизация, в основу которой положены принципы: обучение на родном языке; подготовка учителей из местных кадров, постоянное повышение их квалификации; обеспечение школ учебниками и учебными

пособиями на родном языке; отражение в содержании образования местного материала, знакомого и близкого учащимся.

Еще следует выделить и другую важную закономерность развития образования в регионе: национальная школа функционирует и развивается как часть общей российской школы по общим законам и принципам педагогики. Имеющиеся особенности в ее организации являются отражением своеобразных условий окружающей среды, особенностей региона.

Развитие образования в регионе впоследствии по указанным закономерностям, аккумулируя накопленный опыт, содержит много нового, соответствующего современному уровня развития общества.

Литература

1. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. Т.23 / В.И.Ленин. - М.,

1927.

2. Просвещение национальностей. - 1932. № 5-6.

3. Советская Азия. - 1925. № 3.

4. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2 / К.Д. Ушинский.- М.,1954.

5. ЦГА ЯАССР. Ф.288, оп.1, д.25.

6. Якутия под знаменем Октября. Сборник статей. - Якутск, 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.