Научная статья на тему 'Проблемы контроля качества знаний в условиях дистанционного образования'

Проблемы контроля качества знаний в условиях дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манаков Н. А., Вдовин Р. С., Вдовин А. С.

The article considers the practice of modern testing, re¬veals positive and negative aspects of this form of evaluat¬ing. The authors suggest ways of making computer tests for the use under the conditions of distance learning to increase sfficiency of knowledge quality control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Knowledge Quality Control under the Conditions of Distance Learning

The article considers the practice of modern testing, re¬veals positive and negative aspects of this form of evaluat¬ing. The authors suggest ways of making computer tests for the use under the conditions of distance learning to increase sfficiency of knowledge quality control.

Текст научной работы на тему «Проблемы контроля качества знаний в условиях дистанционного образования»

НА. Манате, P.C. Вдовин, A.C. Вдовин. Проблемы контроля качества знаний в условиях..

Н.А. Манате, P.C. Вдовин, А.С. Вдовин

ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бийский педагогический государственный университет им. В.М. Шукшина

Интенсивное развитие компьютерной техники ставит новые задачи по разработке и внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс. Современный учитель должен иметь в своем арсенале средства компьютерной поддержки традиционных и дистанционных форм обучения. Компьютерные средства поддержки должны помочь ему осуществлять действенный контроль, диагностику и управление учебным процессом.

В условиях дистанционного обучения общение учителя и ученика сведено к минимуму. Тем не менее многие современные курсы дистанционного обучения не предусматривают эффективной обратной связи учащегося с преподавателем. Будущее за курсами, в которых обратная связь встроена на уровне технологического обеспечения [1].

Важнейшим звеном обратной связи является контроль усвоения учащимися предлагаемых им для изучения знаний. Другими словами, успешность и качество дистанционного обучения в большой мере зависят от организации проверки знаний (т.е. любой учебно-технологический комплекс должен быть оснащен встроенной системой контроля знаний) [2]. Одним из наиболее эффективных способов организации такого контроля усвоения знаний является тестирование. Разумеется, здесь речь идет не о простых традиционных тестах, а о качественных и профессионально подготовленных программах. Тестирование может быть различных видов и проводится в различной форме. Информация (вопрос) на экране в тесте может представляться в виде текста и/или графического материала (рисунков, графиков, схем, фото, карт и т.д.). Методологические основы современного тестирования освещены в работах крупнейших западных и отечественных тестологов: Г. Айзенка, М.С. Бернштейна, А. Бине, С.И. Воскерчьяна, С.Г. Геллерш-тейна, Т.А. Ильиной, Э. Клапареда, К.А. Краснянс-кой, Е.Н. Перевощиковой, Т. Симона, Р. Торндайка, В. Штерна и др. [3].

Одной из важных и актуальных проблем современного тестирования является то обстоятельство, что широко распространенные закрытые тесты фиксируют лишь правильность или неправильность выполнения заданий. При этом преподаватель не может получить информацию о характере деятельности ученика в процессе выполнения задания, т.е. традиционные тесты позволяют диагностировать текущее состояние (статус) испытуемых, определять уровень знаний, умений и навыков в соответствующей

предметной области. Основной их недостаток состоит в том, что при выполнении заданий фиксируется информация, представляющая собой только конечный результат деятельности испытуемого. Информация о том, как испытуемый пришел к ответу в традиционных тестах, не отслеживается [4].

В какой-то степени исключение составляют тесты, в которых требуют предоставлять письменные решения тестовых заданий, а не просто ответы. Однако и в этих случаях мы имеем статическую «фотографию» уже осуществленной деятельности, хотя информация об испытуемом для более качественной диагностики его состояния получается гораздо больше. Отраженные на бумаге промежуточные результаты могут свидетельствовать, что ход решения был правильным, и только досадная, несущественная ошибка привела испытуемого к неверному ответу. Ясно, что эта ситуация в корне отличается от случая, когда ход решения содержит множество, в том числе и принципиальных, ошибок, хотя конечный результат один и тот же.

В традиционных тестах испытуемые могут показать одинаковые результаты, по которым мы можем сделать выводы о том, что они в равной степени усвоили материал. Но на самом деле степень усвоения учебного материала у них может быть существенно разной. Традиционные тесты не диагностируют качества, характеризующие эти различия испытуемых. В ходе тестирования контролируется только сумма знаний, полученных каждым учеником за соответствующий период обучения; при этом не учитывается ни состояние учащегося, проходящего тест, ни характер его мыслительной деятельности, ни уровень развития его личности, ни, если так можно выразиться, степень его личной эволюции в процессе обучения.

В условиях развивающего обучения (обучение идеям, воспитание личности ученика, определенных его качеств и свойств личности) в ходе тестирования контролируется степень развития личности учащегося за соответствующий период обучения, его способность самостоятельно добывать знания и обобщать их; но при этом обычно не учитывается ни реальный объем знаний обучаемого, ни то, как он овладел этим объемом знаний.

Поэтому, исходя из противоречия между существующими технологиями тестирования знаний и умений учащихся при традиционном обучении и тестирования уровня развития личности обучаемого при развивающем обучении, представляет интерес

разработка тестов, контролирующих и объем знаний, полученных обучаемыми, и степень развития их личности за соответствующий период обучения. Такие

тесты »можно назвать комбинированными «знания/ личность» тестами. Наиболее эффективным способом тестирования учащихся с использованием методики комбинированных «знания/личность» тестов является создание компьютерных обучающе-контро-лирующих программ.

Таким образом, в настоящее время остро стоит проблема создания компьютерных тестов, позволяющих контролировать процесс учебной деятельности учащихся: усвоение знаний, развитие способностей, характер мышления и т.п. (т.е. комбинированных «знания/личность» тестов), а также создания соответствующего теоретического, методического и программного обеспечения - автоматизированных учебно-технологических комплексов (АУТК), включающих в себя подобные тесты и обеспечивающих высокую эффективность образовательного процесса. Решение этой проблемы предполагает:

- обоснование дидактических и методических основ создания компьютерных комбинированных «знания/личность» тестов;

- создание компьютерных комбинированных «знания/личность» тестов, позволяющих тестировать процесс учебной деятельности учащихся, уровень их знаний и развития их личности;

- разработку информационных моделей и компьютерных систем управления учебной деятельностью учащихся на основе использования комбинированных «знания/личность» тестов;

- изучение возможности использования комбинированных «знания/личность» тестов как для традиционного, так и для автоматизированного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся;

- вьивление принципов проектирования АУТК с использованием комбинированных «знания/личность» тестов с позиций системного психолого-пе-дагогического и информационного подходов;

- разработку методики применения АУТК с использованием комбинированных «знания/личность» тестов в образовательном процессе, которая будет способствовать активизации и индивидуализации учебно-познавательной деятельности, повышению эффективности образовательного процесса в целом;

- формирование структуры и программно-методическое обеспечения АУТК.

Можно полагать следующее:

- использование компьютерных комбинированных «знания/личность» тестов позволит осуществлять качественный контроль процесса обучения, давать его количественные характеристики;

- использование компьютерных комбинированных «знания/личность» тестов даст возможность в полной мере реализовать дифференцированный подход в обучении и повысит его эффективность;

- использование компьютерных комбинированных «знания/личность» тестов повысит гибкость управления учебно-познавательной деятельностью учащихся и представит возможность адаптивного компьютерного управления учебной деятельностью в процессе выполнения тестовых заданий;

- принципы создания и методика применения компьютерных комбинированных «знания/личность» тестов могут использоваться в различных вузах для обучения многим дисциплинам;

- АУТК с использованием комбинированных «знания/личность» тестов обеспечит эффективную организацию индивидуальной самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, а также автоматизацию и интенсификацию деятельности педагога.

Разработанные комбинированные «знания/личность» тесты могут быть использованы:

- при организации самостоятельной работы учащихся с целью самоконтроля;

- при обучении учащихся всех форм обучения;

- при проведении тестирования учащихся и определения таких параметров, как скорость обучения и степень самостоятельности в усвоении знаний.

Высокое качество образовательного процесса с применением АУТК, включающего в себя комбинированные «знания/личность» тесты, может быть обеспечено в ледующих случаях:

1) проектирование комплекса и его применение в учебном процессе осуществляется на основе принципов, установленных с позиций системного психо-лого-педагогического и информационного подходов;

2) программно-методическое обеспечение компонентов комплекса способствует целостности, индивидуализации процесса обучения и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Мы надеемся, что современные учебно-технологические комплексы для дистанционного обучения послужат хорошей основой развития отечественного образования в современных условиях.

Литература

1. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988.

2. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ // Психол. наука и образование. 1996. № 1.

3. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий: Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. М., 1998.

4. Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.