Научная статья на тему 'Проблемы коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья'

Проблемы коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
645
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ / САМООЦЕНКА / НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / COMMUNICATIVE INTERACTION / ANXIETY / EMOTIONAL EXPERIENCE / NEED FOR COMMUNICATION / SELFCONCEPT / ADVERSE RELATIONSHIPS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGIC SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смолонская Анна Николаевна

В статье рассматриваются проблемы коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья с ближайшим социальным окружением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смолонская Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 371

Захарова Жанна Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Вязанкина Алевтина Витальевна

детский дом № 1, г. Кострома kaf_sozped@ksu.edu.ru

ПОДГОТОВКА НАСТАВНИКОВ-ВОЛОНТЕРОВ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ТЫ НЕ ОДИН»

В данной статье раскрываются особенности подготовки наставников для воспитанников учреждений государственного попечения в рамках реализации проекта «Ты не один» в Костромском регионе, достаточно подробно характеризуется каждый ее этап.

Ключевые слова: ребенок-сирота, воспитанник учреждения государственного попечения, наставник-волонтер.

В ситуации серьезных социально-экономических перемен, происходящих в российском обществе и государстве, проблема адаптации сирот, их интеграции в общество становится особенно актуальной.

Неблагоприятные факторы постинтернатной социальной адаптации (низкий уровень интеллекта, сниженная активность, инициатива, эмоциональная нивелировка, чрезмерная открытость и доверчивость, психологический и социальный инфантилизм, зависимость от группы, высокая тревожность, хрупкая эмоциональность, ведомость, зачастую сопровождаемая рядом психопатических черт), приводят к ослаблению осознания собственной жизнедеятельности и порождению у воспитанников учреждений государственного попечения потребительского отношения к окружающим.

По данным российских исследований (И.И. Осипова, А.М. Прихожан и другие) трудности, которые испытывает выпускник интернатного учреждения, можно разделить на два блока:

- затруднения, носящие социальный характер: жилищно-бытовая неустроенность, неразвитость социальной сети, в которую включены выпускники, отсутствие мотивации к социальной реализации, не оформившиеся социальные навыки, отсутствие позитивных социальных связей и т.д.;

- затруднения, носящие психологическую составляющую: отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, проблематичность в управлении и планировании своей жизни, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в семье (если он имелся) на собственных детей, низкая готовность самостоятельно решать жизненные задачи и т.п.

Исследователи проблемы сиротства (Т.С. Горнова, И.Ф. Дементьева, Ж.А. Захарова, М.Ю. Кондратьев, В.Н. Ослон, Н.К. Радина, Г.В. Семья и другие) отмечают, что эта социальная категория граждан, сталкиваясь с проблемами получения жилья, обустройства быта, отстаивания своих прав, получения профессионального образования, оказывается наиболее уязвимой в период вхождения во взрослую самостоятельную жизнь, так как в отсутствии

поддержки большинство из выпускников не способно успешно преодолевать возникающие трудности.

Один из вариантов решения проблемы на уровне Костромского региона при помощи Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации оформился в проект «Ты не один», который нацелен на «обеспечение эффективности со-циально-психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в предвыпускном и выпускном периоде через систему наставничества и добровольческую деятельность».

Наставничество - понятие не новое для отечественной теории и педагогической практики, хотя и несколько забытое. Идеи наставничества тесно связаны с личностно-ориентированным, деятельностным, гуманистическим подходами.

В толковом словаре русского языка понятие «наставник» определяется как «учитель, руководитель», однако наставничество гораздо более широкое понятие, подразумевающее не только профессиональную деятельность по обучению или руководству.

Западные исследователи выяснили, что более преуспели в жизни те люди, у которых были опытные наставники. У них успешнее сложилась карьера, они чувствовали большую удовлетворенность жизнью и профессией (Bolton, 1980, Odell 1990, Roche, 1979).

Наставничество, одна из наиболее эффективных и универсальных форм личного влияния и развития, способного привести к реальным результатам в зависимости от поставленных целей.

В широком смысле, наставничество можно определить как вид волонтерской деятельности адекватных и социально активных людей, готовых понять проблемы человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, помочь ему принять их и справиться с ними.

В узком смысле, в системе поддержки детей-сирот и выпускников учреждений государственного попечения его можно рассматривать, как комплексный метод непосредственного и опосредованного личностного влияния на данную категорию

© Захарова Ж.А., Вязанкина А.В., 2013 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

157

детей и молодежи, обеспечивающий их социаль-но-психолого-педагогическое сопровождение [1].

В отношении воспитанников учреждений государственного попечения наставничество можно определить как помощь и поддержку, оказываемую с целью подготовки ребенка-сироты к самостоятельной жизни путем развития его потенциала, уверенности в собственных силах, помощи в обучении и всестороннем развитии, определения жизненных целей, способствующая профессиональному самоопределению.

Итак, наставничество - это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности. Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны - деятельность наставника, с другой - деятельность воспитанника. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия.

Группа наставников-волонтеров, участвующих в реализации регионального проекта при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Ты не один», включает студентов и аспирантов института педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Все они имеют непосредственный опыт взаимодействия с данной категорией детей, являясь приемными детьми или членами замещающих семей, воспитанниками детских домов. Этим обусловлено наличие у волонтеров как представлений о специфике семей и детей данной категории, так и личной заинтересованности в расширении и углублении теоретических знаний в данной области и овладении дополнительным практическим опытом.

В рамках данного проекта была разработана программа подготовки волонтеров к взаимодействию с детьми-сиротами и выпускниками учреждений государственного попечения, которая реализуется на базе Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова и осуществляется через индивидуальные и групповые формы обучения. К ним можно отнести: лекции, консультации, семинары-практикумы. Для наиболее углубленного изучения специфики работы с детьми группы риска, к которым относятся воспитанники детских домов и их выпускники в дальнейшем, были введены ряд спецкурсов и спецсеминарских занятий. Так, например, на первом курсе для студентов пси-холого-педагогического направления читается спецкурс «Семья как институт социального воспитания», на старших курсах будущие специалисты имеют возможность прослушать такие спецкурсы как: «Технология работы с разными категориями детей», «Особенности социализации детей-сирот», «Технология работы с замещающей семьей», «Пси-

холого-педагогическое исследование», которые призваны расширить и углубить их представления о характере, специфике социально-психолого-педаго-гической деятельности, содержании, формах и методах ее осуществления в различных ситуациях, в отношении детей и подростков данной категории. Так, будущие специалисты имеют возможность освоить новую технологию «Мозартика». Это не имеющее аналогов психо-педагогическое реабилитационное средство, представляющее собой синтез игровой терапии, арттерапии и психоанализа, особенно для детей и подростков группы риска. Заложено так же в образовательный процесс выполнение будущими социальными педагогами ряда курсовых работ по проблемам воспитания детей-си-рот, как в условиях государственных учреждений, так и замещающих семей, а так же квалификационных работ по данной тематике. Например, «Социально-психологическая адаптация детей в условиях замещающей семьи», «Технологии социальной адаптации выпускников интернатных учреждений» и другие.

Следовательно, подготовка волонтеров должна включать получение знаний об особенностях развития детей данной категории, специфике взаимодействия с ними, форм и методов педагогического воздействия на них, направлений и содержания их поддержки, видов и способов помощи замещающей семье.

Программа подготовки волонтеров включает 3 этапа:

1) диагностическое обследование;

2) обучающий;

3) включение волонтеров в деятельность и объединение в сообщество.

Целью диагностического этапа является: получение объективной информации о студенте-кан-дидате в наставники-волонтеры по взаимодействию с воспитанниками учреждений государственного попечения.

Для осуществления деятельности важны личностные свойства и качества участников деятельности, которые обеспечат внутреннюю идентичность выполняемой деятельности.

Его задачи:

1) всестороннее изучение личности потенциального наставника-волонтера;

2) выявление истинных мотивов в желании стать наставником в отношении таких детей;

3) диагностика личностной готовности кандидата в наставники-волонтеры к выполнению данной роли.

В этой связи объектом диагностики должны стать: личностные качества наставника, гарантирующие гуманистический характер в последующем взаимодействия с ребенком (развитая способность любить детей, готовность понять субъективные переживания ребенка, принять его таким, каков он

158

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

есть, терпимость, толерантность; развитые коммуникативные и эмоционально-волевые качества как показатель способности к установлению позитивных межличностных отношений).

Три основных свойства личности позволяют реализовать сущность социального служения: альтруизм, сострадание, социальная ответственность.

Для этого в нашей практике хорошо зарекомендовал следующий комплекс психолого-педагогичес-ких методик: специально составленные анкеты и экспресс-опросники, стандартные тесты и проективные методики.

На данном этапе используется ряд диагностических методик. Опросники: «ОСТ (состояния тревожности)», «Волонтер должен...», «Волонтер не должен ....», «Опросник приспособленности», «Личностный опросник Р. Кетелла» и т.п. Проективные методики: рисунки «Я взаимодействую с ребенком из детского дома», «Я взаимодействую с приемной семьей», «Незаконченные предложения», «Идеальный волонтер... » и т.п. Тесты: «Тест Лири» и «Тест Томаса» для изучения характера межличностных отношений, «Цветовой тест Лю-шера» и другие [3].

Применение методов психологического тестирования для диагностирования наставников-волон-теров крайне важно, так как позволяет исключить из числа волонтеров лиц с такими свойствами личности, которые являются признаком непригодности к роли наставника ребенка-сироты.

Причины отказа в сотрудничестве с претендентами на наставническую деятельность с детьми-сиротами и выпускниками интернатных учреждений: явная неадекватность (немотивированная агрессия, бредовые идеи, явные иррациональные доводы, нелогичность, некритичность по отношению к собственным убеждениям, доводам, резонерство), ригидность.

Если на диагностическом этапе не обнаружено явных проблем, которые могли бы стать препятствием к взаимодействию наставника-волонтера с детьми-сиротами, в целом, специалист делает предварительное заключение о допуске к работе с данной категорией детей и рекомендует потенциальному волонтеру пройти обучение.

На обучающем этапе наставники-волонтеры посещают занятия, организованные по специальной программе, включающей:

- теоретический раздел: (цели и задачи наставничества, принципы и задачи работы наставника-волонтера, этические нормы, права и обязанности и т.п.);

- методический: направления, виды, формы, методика деятельности;

- технологический: технологии работы наставника с ребенком-сиротой и выпускниками учреждений государственного попечения). На данном этапе специалисты (как правило, из числа преподава-

телей-наставников или аспирантов-наставников) передают студентам-наставникам углубленные знания по вопросам консультирования, знакомят с различного рода технологиями, используемыми в работе наставников.

Соглашаясь с М.Н. Бородатой и Н.Н. Ершовой, мы опираемся на следующую структуру состояния психологической готовности к наставнической деятельности - это целостное образование, включающее в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются:

1) мотивационные - потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;

2) познавательные - понимание обязанностей, задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично;

3) эмоциональные - чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление;

4) волевые - управление собой и мобилизация сил, преодоление сомнений, боязни [2].

На третьем этапе подготовки наставников-волонтеров к взаимодействию с детьми-сиротами и выпускниками учреждений государственного попечения предполагает непосредственное взаимодействие с воспитанниками учреждений государственного попечения. Следует отметить, что этот этап имеет следующие составляющие: знакомство, постановка целей и разработка индивидуального плана, достижение целей. Кроме того, этот этап может включать такой блок как «завершения взаимоотношений».

Здесь целесообразно использовать супервизии, которые позволяют анализировать свою работу, решать трудные проблемы, делиться опытом.

Супервизорская практика включает в себя следующие компоненты:

1) индивидуальный разбор трудностей с куратором;

2) работа с супервизором, в качестве которого может выступать куратор или опытный волонтёр;

3) балинтовская группа как форма группового разбора наиболее типичных трудностей в работе.

Сегодня уже можно говорить о эффекте от реализации проекта «Ты не один»:

- во-первых, обоснована актуальность подготовки наставников-волонтеров для данной категории воспитанников и выпускников;

- во-вторых, подтверждена значимость наличия наставника у воспитанника детского дома и его влияния на успешность социальной адаптации выпускника учреждения государственного попечения;

- в-третьих, осуществлено повышение профессиональной компетентности студентов-наставни-ков, их ответственности за выполнение своих социально обусловленных функций.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

159

Библиографический список

1. Григорьева Г.Ф., Звягина О.М., Красникова Е.В. Наставничество как условие профилактики девиантного поведения воспитанников детского дома и успешной социализации. - Петрозаводск, 2009.

2. Ершова Н.Н., Бородатая М.Н. Доброволь-

чество - школа гражданского становления молодежи. - Киров, 2009.

3. ЗахароваЖ.А., Горнова Т.С. Программа подготовки волонтеров к взаимодействию с детьми-сиротами и выпускниками учреждений государственного попечения / под ред. И.И. Осиповой. -Кострома, 2012.

УДК 159.922.7

Смолонская Анна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

sergiusa v@mail. ш

ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматриваются проблемы коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья с ближайшим социальным окружением.

Ключевые слова: коммуникативное взаимодействие, тревожность, эмоциональные переживания, потребность в общении, самооценка, неблагоприятные взаимоотношения, психолого-педагогическая поддержка.

Младшим школьникам с ограниченными возможностями в силу специфи-. ческих психологических особенностей в большинстве случаев трудно установить позитивные отношения с окружающими. Эмоциональная поверхность контактов, мимолетный, ситуативный и неустойчивый характер коммуникативного взаимодействия, неспособность к сопереживанию - все это еще более ослабляет психологические связи особых детей с школьным коллективом и зачастую проявляется в форме школьной ди-задаптации.

По данным многочисленных исследований, школьная неуспеваемость детей с ограниченными возможностями может быть обусловлена одной или несколькими причинами: недостатками подготовки ребенка к школе (П.П. Блонский, В.И. Веденов, А.Л. Венгер, И.В. Дубровина); соматической ослаб-ленностью (П. П. Блонский, Л.Н. Винокуров, С.П. Ефимова, Н.М. Иовчук); нарушениями формирования отдельных психических функций и познавательных интересов (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, М.М. Семаго, С.Г. Шевченко); нарушениями формирования школьных навыков: дислексия, дисграфия (Л.А. Ефименкова, Р.И. Лалае-ва, Е.В. Мальцева, И.Н. Садовникова); эмоциональными расстройствами (М.Э. Вайнер, Л.С. Волкова, Н.Г. Елисеев, И.А. Захаров, Д.Н. Исаев, Е.В. Никифорова, М. Раттер, Л.С. Славина, Х. Спионек, Л.И. Шипицына).

Изучение коммуникативного взаимодействия младших школьников с ограниченными возможностями здоровья проведено в ходе эмпирического исследования. Исследованием было охвачено 108 реципиентов: 40 младших школьников (8-

9 лет) с задержкой психического развития (психогенного, конституционального, соматогенного, церебрально-органического происхождения) (экспериментальная группа); 60 младших школьников (89 лет), не имеющих проблем в развитии (контрольная группа); 8 педагогов экспериментальной и контрольной групп. Исследование проводилось с помощью следующих методик: «Тест школьной тревожности Филлипса»; «Метод неоконченных предложений» (Р.В. Овчарова); «Методика изучения эмоциональной напряженности» (П.М. Пейс-ханов); социометрическая проба «День рождения» (М.А. Панфилова); тест «Рисунок семьи» (интерпретация Г.Т. Хоментаускас) [2; 3; 4; 5].

В ходе исследования коммуникативного взаимодействия младших школьников с ограниченными возможностями здоровья «Тест школьной тревожности Филлипса», направленный на выявление школьной тревожности младших школьников контрольной и экспериментальной групп показал, что большинство младших школьников контрольной группы (65%) имеют средний уровень школьной тревожности, 15% - низкий и только 20% - повышенный. 50% младших школьников экспериментальной группы имеют средний уровень школьной тревожности, 40% - повышенный, 10% - высокий уровень школьной тревожности. Среди учеников экспериментальной группы не выявлены испытуемые с низким уровнем школьной тревожности. Результаты данной методики показывают, что уровень школьной тревожности выше у учащихся экспериментальной группы. Анализируя результаты по факторам тревожности, можно сделать предположение о том, что среди детей экспериментальной группы преобладает негативное отношение, страх и переживание тревоги в ситуации проверки (осо-

160

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Смолонская А.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.