Научная статья на тему 'Проблемы классификации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов на акваториях при авариях на подводных нефтепроводах'

Проблемы классификации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов на акваториях при авариях на подводных нефтепроводах Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1670
668
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / РАЗЛИВ НЕФТИ / УЩЕРБ / EMERGENCY SITUATION / OIL SPILL / DAMAGE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Вялышев Александр Иванович, Большагин Алексей Юрьевич

В статье проведён анализ классификаций чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов с точки зрения вероятного ущерба, и показана целесообразность совершенствования существующей нормативно-правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Вялышев Александр Иванович, Большагин Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Emergency Situations Classification Caused by Oil and Petroleum Products Spills on the Water in Accidents of Submarine Oil Pipelines

Article provides analyze of emergency situation classification caused by oil and petroleum products spills in term of probable damage, and shows reasonability to improve existing legislative framework.

Текст научной работы на тему «Проблемы классификации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов на акваториях при авариях на подводных нефтепроводах»

УДК 629.59: 623.827

Проблемы классификации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов на акваториях при авариях на подводных нефтепроводах

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2012

А.И. Вялышев, А.Ю. Большагин

Аннотация

В статье проведён анализ классификаций чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов с точки зрения вероятного ущерба, и показана целесообразность совершенствования существующей нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация; разлив нефти; ущерб.

Problems of Emergency Situations Classification Caused by Oil and Petroleum Products Spills on the Water in Accidents of Submarine Oil Pipelines

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2012

A. Vyalyshev, A. Bolshagin

Abstract

Article provides analyze of emergency situation classification caused by oil and petroleum products spills in term of probable damage, and shows reasonability to improve existing legislative framework.

Key words: emergency situation; oil spill; damage.

Россия занимает одно из ведущих мест в мире по запасам и добыче нефти. Около 90 % добытой нефти транспортируется по сети межпромысловых и магистральных нефтепроводов, потому как трубопроводный транспорт обладает большими преимуществами по сравнению с другими видами транспорта. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного, не требует большого персонала, а сама инфраструктура является транспортным средством. Общая длина нефтепроводов в России превышает 50 тысяч километров. В последнее время добыча нефти начала перемещаться на шельфы морей, а строящиеся нефтепроводы все чаще пересекают большие расстояния по дну морских акваторий. Для транспортировки нефти по трубопроводу необходима разница давлений, которая и будет движущей силой. Но именно давление и транспортируемая нефть делают нефтепроводы опасными объектами. Аварии на нефтепроводах сопровождаются значительными выбросами нефти и нефтепродуктов, что приводит не только к причинению ущерба предприятиям эксплуатирующим нефтепроводы, а это потеря продукции, затраты на ликвидацию аварии, штрафы, но так же является источником загрязнения окружающей среды.

Ввиду освоения континентального шельфа Российской Федерации и развития подводных нефтепроводов, вопрос обеспечения безопасности и характера последствий аварий на подводных нефтепроводах выходит на передний план. А на уже построенных подводных переходах магистральных нефтепроводов, ввиду старения, будут накапливаться и проявляться различные дефекты, что будет увеличивать риск возникновения аварийной ситуации.

Все разливы нефти на территории Российской Федерации, согласно постановлению Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Но не все разливы нефти будут являться чрезвычайными ситуациями. Для отнесения разлива нефти к чрезвычайной ситуации существует критерий нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов. Эти значения содержатся в приказе Министерства Природных Ресурсов от 3 марта 2003 г. № 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации».

В Российской Федерации нет четкого определения подводного трубопровода (нефтепровода), поэтому все нефтепроводы, находящиеся ниже уровня воды, можно считать подводными. А аварии и инциденты на подводных нефтепроводах имеют ряд особенностей. В основном, это:

трудность ремонта поврежденного участка;

трудность обнаружения места повреждения; тяжелые экологические последствия. Так же при авариях на подводных нефтепроводах локализация разлива будет затруднена ввиду продолжающегося поступления углеводородов в водную среду, сначала в режиме перекачки нефти, а потом, после остановки перекачки и перекрытии задвижек, в режиме безнапорного истечения. Это может привести к различным сценариям распространения нефти и нефтепродуктов в водной среде. Самый простой для дальнейшей локализации будет быстрый подъем нефти на поверхность воды и оперативный сбор ее спасательными формированиями. Но в речных акваториях нефть и нефтепродукты могут разноситься течениями в толще воды, а появление их на поверхности не будет характерно для ограниченной области, поэтому нефтяные пятна могут появляться в нескольких местах, пятна будут растянуты и находиться на удалении от места попадания в водную среду. Поэтому для подводных нефтепроводов также необходимо решить вопрос с оперативным определением масштабов чрезвычайной ситуации и возможностью привлечения сил и средств для ее ликвидации

В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий [3]:

локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;

муниципального значения — разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;

территориального значения — разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;

регионального значения — разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;

федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

Аналогична классификация ЧС(Н) и для моря:

локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;

регионального значения — разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;

федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.

Значения нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации на внутренних морских водах, территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации [7] приведены в табл. 1.

Таблица 1

Так же значения нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации на поверхностных водных объектах (за исключением торфяных болот) приведены в табл. 2.

Таблица 2

Из всего вышеизложенного можно видеть, что основой классификации чрезвычайных ситуаций обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (ЧС(Н)) на акваториях, является масса разлива.

Масса разлитых нефти и нефтепродуктов при ЧС(Н) может характеризовать возможность и спо-

собность спасательных формирований, привлекаемых на соответствующем уровне, локализовать разлив и собрать разлитую нефть и нефтепродукты, но эта классификация ЧС(Н) не учитывает размер ущерба, что противоречит классификации ЧС утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», где главными критериями классификации являются количество человеческих жертв, масштаб затронутых территорий и размер ущерба. И, если вероятность травмирования или смертей людей при разливах нефти и нефтепродуктов невелика, то величина ущерба предприятиям эксплуатирующим объект и окружающей среде значительна.

Следовательно, если [3] учитывать только массу вылившихся нефти и нефтепродуктов, то насколько адекватно можно оценить уровень чрезвычайной ситуации и величину ущерба, который, в дальнейшем, должен быть возмещен.

Для сопоставления между двумя классификациями чрезвычайных ситуаций проведем их сравнение и определим приблизительную сумму ущерба от разливов нефти и нефтепродуктов при ЧС(Н).

Согласно [8], ущерб — это потери некоторого субъекта или группы субъектов части или всех своих ценностей. Значит, что ущербом при аварии на подводном нефтепроводе будут убытки, которое понесло предприятие от разлива нефти и нефтепродуктов. Самое первое из чего можно оперативно определить часть ущерба и сделать приблизительные выводы о ЧС(Н) — это приблизительная масса вылившихся нефти и нефтепродуктов (так как точное количество нефти и нефтепродуктов, вылившихся из подводного нефтепровода, определить оперативно нельзя), это и будет одна из составляющих ущерба, а именно материальные потери или упущенная выгода. Максимальные массы разлитых при аварии нефти и нефтепродуктов определяются для всех магистральных нефтепроводов при разработке для них планов ликвидации разливов нефти (ПЛРН) [3], так определяется максимальный уровень разлива, исходя из особенностей нефтепровода.

Согласно [9], ущерб складывается из:

Прямой ущерб (В том числе ущерб имуществу третьих лиц);

Расходы на ликвидацию (локализацию) аварии;

Социально-экономические потери (в том числе гибель (травмирование) третьих лиц);

Косвенный ущерб (В том числе для третьих лиц);

Экологический ущерб;

Потери от выбытия трудовых ресурсов.

В мировой практике ущерб от аварии, также, может учитывать и такие показатели, как падения стоимости акций компании при авариях.

Сравним классификации чрезвычайных ситуаций в постановлениях Правительства РФ [2] и [3] по ве-

Объект Нижний уровень разлива масса, т

Азовское море 0,5

Черное море 1

Каспийское море Северный Каспий Устье Волги 0,5 1

Балтийское море 0,3

Моря Северного Ледовитого океана Устье Северной Двины 0,5 0,3

Моря Тихого океана 1

Категория водных объектов Нижний уровень разлива масса, т

легкие нефтепродукты нефть и тяжелые нефтепродукты

Рыбохозяйственные водоемы 0,5 1

Водоемы хозяйственно-питьевого водопользования 0,5 1

Водоемы культурно- бытового водопользования 1 1,5

личине возможного ущерба. Выразим часть возможного ущерба от ЧС(Н) как одну из составляющих суммарного ущерба и как наиболее явную и наиболее оперативно оцениваемую величину, к тому же являющуюся критерием отнесения разлива к ЧС определенного значения — это масса вылившихся нефти и нефтепродуктов. Величиной ущерба для каждого класса ЧС(Н) будем считать цену максимальной массы разлитой нефти для этого класса, то есть, если локальная ЧС(Н) характеризуется разливом не более 100 тонн, то максимальный ущерб не должен превышать цену за эти 100 тонн нефти. Теперь определим цены пролитой нефти: среднемировая цена нефти на 3 мая 2012 года составила 105 USD за баррель, а курс рубля к доллару в этот же день составил 29,3 рубля за 1 доллар. В итоге получаем цену одной тонны нефти равную 22 612,275 рублей. Все результаты сделанных расчетов приведены в табл. 3.

Из сравнительной таблицы видно, что при разливах нефти и нефтепродуктов материальный ущерб от потери продукта перекачки будет характеризоваться минимум как ЧС муниципального масштаба, а далее не ниже регионального. Налицо несовпадение в классификации, учитывающей только ущерб от потери продукта, и это без остальных составляющих ущерба.

Из данных [11], где приведен анализ, проведенный Международной Федерацией танкеровладельцев по борьбе с нефтяными разливами (International Tanker Owners Pollution Federation — ITOPF), можно взять значение среднемировой величины расходов на очистку от разливов нефти, которая составляет 3380 USD за тонну, или 99 034 рублей за тонну, что почти соответствует максимальному ущербу при локальной чрезвычайной ситуации. Это значение наиболее обще дает представление о размерах затрат на ликвидацию последствий разливов нефти. Так же можно сравнить данное значение с классификацией ЧС по величине ущерба. Получим, что ЧС локального мас-

штаба нанесет максимальный ущерб до 9 903 400 рублей, муниципального до 49 517 000 рублей, территориального до 99 034 000 рублей, регионального до 495 170 000 рублей, а федерального свыше 495 170 000 рублей.

На основе таких приближенных оценок можно сделать вывод, что классификация ЧС(Н) по массе разлитых нефтепродуктов неадекватно отражает уровень ЧС определенной по ущербу, согласно классификации утвержденной в постановлении Правительства [2].

Недавнее происшествие послужило подтверждением того, что уровень ЧС(Н) не соответствует уровню разлива нефти. 25 апреля 2012 года в реке Ангара было обнаружено нефтяное пятно, возникшее при стоке в реку дизельного топлива из незаконной врезки к нефтепродуктопроводу одного из предприятий Иркутской области. В итоге в реку попало свыше 300 тонн нефтепродуктов, что должно соответствовать ЧС муниципального масштаба. Первоначальная информация о разливе приводила цифры в 44—45 тонн нефтепродуктов, что соответствует ЧС локального масштаба. Но нефтяное пятно затронуло несколько населенных пунктов, в результате чего был отключен водозабор, а без воды остались более 77 тысяч человек. В итоге Росприроднадзор насчитал ущерб от разлива нефтепродуктов в 500 миллионов рублей. Таким образом, оцененный ущерб показал уровень межрегиональной ЧС, что совсем не соответствует массе разлитого нефтепродукта, а нарушение условий жизнедеятельности 77 тысяч человек также показывают, что по уровню разлива нельзя оценить хоть как-то реально действительный масштаб ЧС.

В основном, разливы нефти и нефтепродуктов на реках характеризуются распространением пятна на большие расстояния, тем самым уровень ЧС часто выходит за межмуниципальный и муниципальный, а, тем более, локальный. Так же при разливах одного и того же количества нефти и нефтепродуктов на реках

Сравнение величин ущерба при ЧС

Таблица 3

Класс ЧС Установленный размер ущерба от ЧС (рублей) Установленная масса разлитой нефти Упущенная выгода предприятий от потерянной нефти (ущерб в рублях)

При разливах на местности, во внутренних пресноводных водоемах

Локальная Не более 100 тыс. До 100 т До 2 261 227,5

Муниципальная Не более 5 млн От 100 т до 500 т 11 306 137,5

Межмуниципальная Не более 5 млн От 500 т до 1 000 т 22 612 275

Региональная Свыше 5 млн, но не более 500 млн От 1000 т до 5 000 т 113 061 375

Межрегиональная Свыше 5 млн, но не более 500 млн От 1 000 т до 5 000 т 113 061 375

Федеральная Свыше 500 млн Свыше 5 000 т Свыше 113 061 375

При разливах на море

Локальная Не более 5 млн. До 500 т До 11 306 137,5

Региональная Свыше 5 млн, но не более 500 млн От 500т до 5 000 т 113 061 375

Федеральная Свыше 500 млн Свыше 5 000 т Свыше 113 061 375

с разным течением последствия будут совершенно разные. А разливы нефти и нефтепродуктов в морских территориальных водах по определению должны являться федеральными ЧС, так как территориальное море является федеральной собственностью [11]. Это показывает, что совершенно некорректно судить об уровне ЧС(Н) исходя из массы разлитых нефтепродуктов.

Исходя из всего изложенного, можно предложить отказаться классифицировать разливы нефти как чрезвычайные ситуации, тем более на основе массы разлитых нефти и нефтепродуктов, а использовать утвержденное постановление Правительства РФ № 304. Так как это авария и для ее локализации и ликвидации уже привлекаются спасательные формирования, то масса разлива может служить основанием для привлечения аттестованного формирования ликвидировать разлив. Для придания разливу нефти и нефтепродуктов статуса чрезвычайной ситуации необходимо оценить возможные негативные последствия, а именно гибель и травмирование людей, нарушение условий жизнедеятельности населения, возможность нанесения вреда окружающей природной среде — все это определяет комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, и только потом определит масштаб ЧС(Н). Не всегда разлив может способствовать нанесению такого вреда, который характеризовался бы уровнем ЧС(Н) по массе разлитых нефти и нефтепродуктов, особенно это заметно на морских акваториях, так, как при разливе в местах без промысла рыбы и на достаточном удалении от берега, спасательные формирования способны локализовать разлив и не дать развиться тяжелым последствиям, так же биологическая деятельность морских организмов может способствовать естественному разложению не собранных углеводородов [10]. По-другому обстоит дело с бассейнами рек, где нефть и нефтепродукты, распространяясь вместе с течением, осаждаются на дне или пристают к берегу. Большинство рек имеют рыбохозяйственное назначение, а также служат источником питьевой воды для многих населенных пунктов. Следовательно, разлив углеводородов на реках практически сразу создаст угрозу нанесения экологического вреда и нарушению условий жизнедеятельности населения, а значит, приведет к чрезвычайной ситуации.

Можно сделать вывод, что классифицировать разливы нефти и нефтепродуктов как чрезвычайные ситуации на морских акваториях, основываясь на массе разлитых углеводородов некорректно, эти значения должны обосновывать только возможности формирований, привлекаемых для ликвидации разлива. Но возможность спасательных формирований и время их реагирования являются основополагающими по-

казателями ликвидации разлива и минимизации ущерба. Но, в тоже время, оценка вероятного ущерба от разлива должна служить определяющим фактором отнесения этого разлива нефти к ЧС(Н) того или иного характера, что имеет существенное значение при использовании резервов материальных ресурсов, средств целевого финансового резерва или получение бюджетных ассигнований из резервного фонда Российской Федерации [1, 4, 5, 6].

В этом случае целесообразно рассмотреть изменение подходов к реагированию на чрезвычайные ситуации, обусловленные разливами нефти и нефтепродуктов с точки зрения минимизации вероятного ущерба.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 года № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 года № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

4. Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

5. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 года № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

6. Приказ МЧС РФ от 11 декабря 2006 года № 730 «Об утверждении Порядка использования средств целевого финансового резерва, обеспечивающего оперативность и целевую направленность при финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте».

7. Приказ Министерства природных ресурсов от 03 марта 2003 года № 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации».

8. ГОСТ Р 22.10.01-2001. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Оценка ущерба. Термины и определения» утвержден Постановлением Госстандарта России от 21 августа 2001 г. № 340-ст.

9. РД 03-496-02 «Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах» утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 29.10.02 N 63.

10. Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. М.: Ин-октаво, 2005. 368 с.

11. Вялышев А. И., Лисовский И. В., Большагин А. Ю. Возможные последствия чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов на морских акваториях // Технологии гражданской безопасности. 2012. Т. 9. №1.

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вялышев Александр Иванович: д. ф.-м. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), гл. н. с.

121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. E-mail: vialyshev@rambler.ru

Большагин Алексей Юрьевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.

121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. E-mail: alekseybolshagin@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.