Научная статья на тему 'Проблемы капитализации российской банковской системы: влияние на развитие экономики и возможные пути решения'

Проблемы капитализации российской банковской системы: влияние на развитие экономики и возможные пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1005
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большаков В. А.

В статье рассмотрены основные источники инвестирования в современную российскую экономику, при этом особое внимание уделено банковской системе. Описаны существующие проблемы по уровню собственных средств и достаточности капитала ввиду предстоящих изменений в банковском законодательстве. Предложены меры, принятие которых на законодательном уровне в перспективе привлечет к росту капитализации российской банковской системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of bank system capitalization in Russia: its effect on the development of economy and the ways to solve them

The main sources of today`s economic investments in Russia are analysed. Special attention is given to the bank system. The available problems connected with the level of internal funds and adequacy of capital from the viewpoint of impending changes in the bank legislation are described. Measures that if adopted at the legislative level will result in the increase of the Russia bank system capitalization are suggested.

Текст научной работы на тему «Проблемы капитализации российской банковской системы: влияние на развитие экономики и возможные пути решения»

Проблемы капитализации российской банковской системы: влияние на развитие экономики и возможные пути решения

В.А. Большаков, соискатель, Оренбургский ГАУ

Как следует из последних отчетов большинства аналитических центров, динамика экономического роста в России находится на достаточно высоком уровне, на котором сохранится и в ближайшее время.

Так, в соответствии с опубликованными Институтом экономики переходного периода сценариями развития экономики, темпы роста ВВП по итогам 2006 г. составят от 5,5 до 6,5%, инфляция

— от 9,2% до 10,2%. По данным лаборатории «Веди», большинство независимых российских и зарубежных аналитических центров оценивает экономический рост по итогам текущего года в диапазоне 6—6,6%, а инфляцию — 9,1—9,9%. МВФ ожидает темп роста ВВП в 6,5%, темпы роста цен

— на уровне 9,7%. В соответствии с официальными прогнозами (по оценке МЭРТ), экономический рост составит 6,6%, инфляция — 9%.

Необходимо отметить, что наблюдаемая в настоящее время положительная динамика в развитии российской экономики благополучна в основном благодаря высоким ценам на нефть и проводимой в последнее время адекватной макроэкономической политике. При этом экономика остается подверженной существенным угрозам в средне- и долгосрочной перспективе ввиду зависимости от высоких цен на нефть и низкой конкурентоспособности других отраслей помимо добывающей и оборонной промышленности.

В связи с этим для российской экономики в настоящий момент чрезвычайно важно мобилизовать ресурсы для инновационного прорыва и поддержать экономический рост посредством использования масштабных инвестиций [1].

Для осуществления данных целей правительство предлагает использовать средства инвестиционного фонда, решение о создании которого было принято в конце 2005 г. Принятое решение предусматривает направление средств инвестиционного фонда на цели развития инфраструктуры общегосударственного значения, создание и расширение элементов российской инновационной системы, а также на ускорение институциональных преобразований. Основная часть ресурсов инвестиционного фонда должна быть направлена на создание стартовых условий, способных придать импульс широкомасштабной модернизации катастрофически устаревающего производственного аппарата, в первую очередь в ключевых, определяющих технологический прогресс, отраслях, а именно, в инвестиционном машиностроении, электронике, производстве средств информатики и, на их основе, информатизации производственных процессов [2].

Немаловажны при этом проблемы целевого использования средств инвестиционного фонда, а также невысокий объем средств, аккумулированных в фонде на первом этапе.

Альтернативой использования средств инвестиционного фонда является масштабное включе-

ние кредитных средств в экономику как в режиме текущего кредитования увеличения производства и повышения качества продукции, так и в режиме инвестиционного кредитования широкомасштабного технического перевооружения и реконструкции хозяйства. Источником инвестиций в данном случае выступает ресурсная база кредитных организаций.

В условиях, пока инвестиционный фонд не выполняет в полном объеме свои функции, кредиты коммерческих банков остаются основными источниками инвестиций, однако масштабы кредитования относительно невелики.

На начало текущего года общая сумма кредитов, выданных российской банковской системой нефинансовому сектору, составила около 30% ВВП, что на уровне Казахстана и примерно в 1,5—2 раза ниже показателей стран БРИК, Восточной Европы и Латинской Америки, но существенно меньше, чем в развитых странах. По итогам 2005 г., объем кредитной задолженности предприятий перед банковским сектором составил 4110 млрд. руб., притом что у иностранных финансовых систем российский реальный сектор занял на 1 января примерно 3600 млрд. руб. Таким образом, из общей суммы 7700 млрд. руб. (53%) было покрыто российской банковской системой (включая дочерние банки иностранных кредитных организаций), а 47% — за счет внешнего долга. Удовлетворенный спрос на кредиты, который генерирует российская экономика, составляет в сумме 56% ВВП [3].

В условиях роста российской экономики и растущего спроса на кредиты возникает вопрос о возможности национальной банковской системы удовлетворить данный спрос, т.к. ежегодно необходимо увеличивать объемы кредитования.

Существенными факторами, ограничивающими объемы кредитования, являются объемы ресурсной базы банков и уровень капитализации, причем последний фактор в современных условиях более актуален. Причиной этого является опережающая динамика темпов роста привлеченных банком ресурсов и вложения их в экономику над уровнем собственных средств банка. За последние пять лет капитал банковской системы увеличился в номинальном исчислении в 5 раз — с 286,4 млрд. руб. до 1,2 триллиона, при этом за данный период произошло снижение уровня достаточности капитала с 25% до 16%, что, с одной стороны, свидетельствует о повышении эффективности использования капитала, с другой — сигнализирует о постепенном приближении к критическому уровню в 10% [4].

Данное приближение существенно ускоряет предстоящие изменения в законодательстве и нормативной базе, регулирующей банковскую деятельность. В первую очередь, это введение в банковский учет элементов Международных стандартов финансовой отчетности. Наиболее принципи-

альной новацией при этом является обязательное применение банками ряда принципов 39-го стандарта «Финансовые инструменты — признание и оценка». В результате капитализация значительной части российских банков неизбежно понизится, о чем свидетельствуют результаты анализа представляемой кредитными организациями отчетности по МСФО. Однако, если на основании представленной МСФО-отчетности надзорных мер к кредитным организациям со стороны Банка России не применялось, то после введения принципов МСФО в порядок учета, в случае, если капитал и нормативы банка окажутся ниже допустимого уровня, к нему могут быть применены меры надзорного реагирования.

Помимо этого в 2008 г. в России начнется внедрение первой компоненты «Базеля-II» — системы новых регулятивных требований Базельского комитета по банковскому надзору, которые касаются достаточности капитала банков, выбора стратегии и управления рисками, в частности упрощенного стандартизированного подхода к оценке рисков.

По данным Ассоциации региональных банков России, сегодня 16% банков считают, что они не смогут соответствовать этим требованиям, половина сомневается в своей способности им соответствовать и лишь 18% заявляют о своей готовности к их внедрению. По мнению Ричарда Хейн-сворта, генерального директора агентства «Рус-Рейтинг», в случае принятия решения о полном внедрении стандартов Базеля-II через 10 лет даже крупнейшие банки неизбежно придут к распаду. Проблема при этом состоит в возложении на банки повышенной нагрузки в виде досоздания резервов и дополнительной капитализации, а при широкой диверсификации рисков банк не сможет покрыть все свои риски за счет капитала, и возможный ущерб будет покрываться за счет прибыли других, более успешных частей банка.

Таким образом, в настоящее время невысокая капитализация банковской системы не позволяет ей в полной мере выполнять функции, присущие системам развитых стран, среди которых — трансформация сбережений в инвестиции, перераспределение свободного капитала между отраслями, поддержание равновесия между денежным спросом и предложением.

В связи с этим необходимо скорейшее принятие мер, способствующих укреплению капитализации кредитных организаций.

В первую очередь, нужны меры по упрощению процедур оплаты уставного капитала, т.е. следует упростить процесс инвестирования средств в кредитные организации. Одно из перспективных направлений наращивания капитала — выпуск IPO. Однако, чтобы выйти на фондовый рынок, необходимо иметь транспарентный бизнес, качественную финансовую отчетность, понятную структуру управления и прозрачные механизмы приня-

тия решений. С приходом миноритариев к оценке эффективности банковской деятельности будут привлечены и рыночные силы.

Эффективным путем капитализации банковской системы является введение на определенный срок режима налогового стимулирования — т.е. предлагается освобождать от налогов полученную банками прибыль при условии ее направления на увеличение капитала. Подобную льготу было бы логично предоставить и инвесторам, вкладывающим средства в банковский бизнес.

В случае принятия указанных решений одновременно с капитализацией системы будет формироваться рынок банковских акций и повышаться прозрачность банков.

Иной мерой, направленной на увеличение капитальной базы кредитных организаций, явилось бы принятие законопроекта, позволившего банкам упростить процедуру увеличения капитала за счет субординированных кредитов. Сегодня субординированные кредиты могут включаться в дополнительный капитал, однако критерии оценки таких займов детально не сформулированы, а требования по ним удовлетворяются в последнюю очередь вместе с требованиями акционеров. На субординированные кредиты не может приходиться более половины дополнительного капитала, а субординированные кредиты с правом досрочного погашения по инициативе заемщика либо не принимаются в расчет капитала, либо учитываются на более короткий срок.

Предложения по возможности досрочного погашения подобного кредита при согласии Банка

России, а также право регулятора приостанавливать выплаты в пользу инвесторов, если они могут привести к существенному ухудшению финансового положения кредитной организации, могут способствовать значительному увеличению капитализации банковской системой — по мнению экспертов, в перспективе на 25%.

Вышеозначенные меры, такие, как привлечение субординированных займов и выпуск IPO на фондовых рынках, могут позволить себе преимущественно лишь крупнейшие российские банки. Для средних и мелких банков, в случае отсутствия ресурсов для капитализации, выходом остается консолидация банковского бизнеса.

Таким образом, в современных условиях острой необходимости российской экономики в инвестициях и ограниченных возможностей российской банковской системы удовлетворить эту потребность актуальной является проблема капитализации кредитных организаций. При этом введение новых стандартов банковского учета и принципов оценки собственных средств должно сопровождаться принятием на законодательном уровне мер, направленных на упрощение процедур инвестирования в банковский капитал.

Литература

1 Шинкаренко, П. Модернизация экономики и государство // Проблемы теории и практики управления. 2006. №5.

2 Дубенецкий, Я.Н. Экономический рост и инвестиции: новые возможности и проблемы // Проблемы прогнозирования. 2006. №5.

3 Материалы годового собрания Ассоциации региональных банков России.

4 Тальская, М. Либо на рынок, либо на пенсию // Эксперт. 2006. №25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.