Научная статья на тему 'Проблемы изучения русской художественной культуры XVIII века в гуманитарных вузах'

Проблемы изучения русской художественной культуры XVIII века в гуманитарных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ART CULTURE / МЕТОДИКА И МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ / TECHNIQUE AND METHODOLOGY OF THE STUDY / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / INTEGRATIVE APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / CULTURAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / THE INTEGRATION OF VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сигал Ирина Михайловна, Буранок Олег Михайлович

Рассматривается проблема интеграции и межпредметных связей при изучении русской художественной культуры XVIII века на примере вузовских учебных курсов «История русской литературы XVIII века», «История вокального искусства» и факультатива «Русская художественная культура XVIII века». Изучение произведений русской поэзии и музыки XVIII века эффективно в контексте явлений художественной культуры эпохи. Методика и методология гуманитарных курсов в системе профессионального образования нацелена на диалог культур и формирование у студентов культурологических компетенций. Диалог культур обусловливает изучение русской художественной культуры XVIII века (в частности литературы и музыки) в контексте мировой художественной культуры. В вузовской методике важна интеграция гуманитарных дисциплин. Формирование культурологических компетенций взаимосвязано с формированием профессиональных компетенций литературных, музыкальных, педагогических.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сигал Ирина Михайловна, Буранок Олег Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of studying Russian art culture of XVIII century in humanitarian universities

The problem of integration and inter-subject relationship in the study of Russian artistic culture of the XVIII century by the example of university courses "History of Russian literature of XVIII century", "The history of vocal art" and elective "Russian artistic culture of the XVIII century" is analyzed. The study of the works of Russian poetry and music of the XVIII century effectively in the context of the phenomena of art culture of the era. The methods and methodology of humanities courses in vocational education aimed at a dialogue of cultures and formation of students' cultural competence. The dialogue of cultures makes the study of Russian art culture of XVIII century (especially literature and music) in the context of world culture. In high school methodology integration of the humanities is important. The formation of cultural competence is correlated with the formation of professional competencies literary, musical, pedagogical.

Текст научной работы на тему «Проблемы изучения русской художественной культуры XVIII века в гуманитарных вузах»

The presented data show the geometric competence capacities of school leavers enrolled in Samara State Technical University. There are described different requirements for educational procedure design of practical exercise in Mathematics, depending on the initial training level of students in different faculties as well as criteria for their analysis and assessment. Authori-cal approach is introduced to classify geometric competences and their importance in technical students'prejob training.

Key words: geometric competence, testirovanie, educational technology, criteria, analysis, assessment.

Original article submitted 10.11.2014; revision submitted 10.11.2014

Elena N. Ryabinova, doctor of pedagogical Science, Professor of the Department of "Higher mathematics and applied Informatics".

Ekaterina V. Mazurenko, associate Professor, Department of "Higher mathematics and applied Informatics".

УДК 378.008.1/16

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII ВЕКА В ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗАХ

И.М. Сигал1, О.М. Буранок2

1 Самарский государственный институт культуры 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 167 E-mail: irina_sigal@mail.ru

^Поволжская государственная социально-гуманитарная академия 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67 E-mail: olegburanok@yandex.ru

Рассматривается проблема интеграции и межпредметных связей при изучении русской художественной культуры XVIII века на примере вузовских учебных курсов «История русской литературы XVIII века», «История вокального искусства» и факультатива «Русская художественная культура XVIII века». Изучение произведений русской поэзии и музыки XVIII века эффективно в контексте явлений художественной культуры эпохи. Методика и методология гуманитарных курсов в системе профессионального образования нацелена на диалог культур и формирование у студентов культурологических компетенций. Диалог культур обусловливает изучение русской художественной культуры XVIII века (в частности литературы и музыки) в контексте мировой художественной культуры. В вузовской методике важна интеграция гуманитарных дисциплин. Формирование культурологических компетенций взаимосвязано с формированием профессиональных компетенций - литературных, музыкальных, педагогических.

Ключевые слова: художественная культура, методика и методология изучения, интеграция, интегративный подход, профессиональное образование, компетенции, культурологические компетенции, профессиональные компетенции.

Современная концепция гуманитарного образования предполагает изучение гуманитарной культуры диалогично, т. е. не только в диалоге культур, но самый принцип изучения должен быть диалогичен, должен всегда предусматривать диалог и как

Ирина Михайловна Сигал, кандидат педагогических наук, доцент кафедры вокального искусства.

Олег Михайлович Буранок, доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы.

методологию, и как методику изучения культурологических дисциплин в вузе. Литература, архитектура, скульптура, живопись, музыка, садово-парковая культура, хореография - важнейшие составляющие «векового здания культуры» [6, с. 8] - должны быть включены в общий культурологический контекст XVIII века. «Осьмнадца-тое столетие» - это целостное явление в истории отечественной культуры. Культурологической доминантой XVIII века все же была литература, в наибольшей степени сохранившая традиции древнерусской культуры и активно усваивавшая новые веяния культуры [1; 2; 3; 8]. Мы рассматриваем историю русской культуры XVIII века в ее эволюции. Этот процесс развивался чрезвычайно сложно и противоречиво, в противостоянии двух тенденций - традиционной и новаторской, когда на смену одному эстетическому направлению приходило другое, ибо «...культура исторична по своей природе» [6, с. 9].

Одним из главных принципов построения курсов русской литературы ХУШ века (ПГСГА) и истории вокального искусства (СГИК) является принцип историзма в его широком культурологическом значении. Историко-культурный контекст курса раскрывается при изучении дисциплин в контексте музыки, литературы, живописи и других явлений художественной культуры ХУШ века [1; 7; 8]. Принципиально важно раскрытие эволюции русской эстетики XVIII века: барокко, предклассицизм, классицизм, сентиментализм, предромантизм, предреализм (ранний реализм). В контексте художественной культуры эпохи можно раскрыть их своеобразие и в литературе, и в музыке.

Осуществляя проблемный подход, мы подводим будущего бакалавра к необходимости самостоятельного научного поиска: проблемная ситуация обязывает студента сделать выбор из существующих в науке концепций эстетических направлений и затем в реферате и на зачете обосновать его. Самый подход к проблеме эстетических направлений и их освещение в лекциях и учебниках носят дискуссионный характер. Методологически и методически значимо для нас то обстоятельство, что мы не стремимся в курсе лекций дать «решение» проблем чисто научного характера, остающихся в науке дискуссионными.

Культурологическая идея «заставляет» грамотно изучать такие синтетичные жанры, как кант, ария, псальм [4]. В XVIII веке зарождается светское начало не только в литературе, но и в музыкальном искусстве. Партесное пение распространяется и в быту. Положенные на музыку канты, арии и псальмы распеваются при дворе и в домах вельмож. На заведенных Петром I ассамблеях развивается любительское музицирование, в это время появляются столовые гусли и клавесин.

Историко-культурный принцип построения факультативного курса «Русская художественная культура XVIII века» [7] заставляет преподавателя прогнозировать восприятие изучаемых музыкальных произведений, воспитывать музыкальную культуру студентов - будущих вокалистов и хормейстеров.

Музыка - особая сфера и человеческой деятельности, и познаваемости мира (хотя понятно, что мир неисчерпаем для познания). Она требует от человека особых и физических, и духовных усилий для познания при ее восприятии. Можно спорить с теми, кто утверждает, что мир музыки доступен не всем: он доступен всем, но в какой степени, насколько? - вот проблема не только психологии художественного творчества, но и образования (т. е. проблема и методологическая, и методическая). «Это особая сфера со своими профессионалами, знатоками, любителями, имеющая свой, не требующий перевода национальный язык, развивающийся по ему одному ведомым законам. Возможно даже, что он ближе всех остальных к языку небесных сфер. Не будем настаивать на этом, не будем и спорить, тем более что мир музыки - это все

же не сфера знаний, а относительно замкнутая в себе, от многих закрытая сфера искусства» [5, с. 121-122]. Современное высшее профессиональное музыкальное образование характеризуется переосмыслением его содержания и функций, повышением его роли в культурной жизни не только отдельного человека, но и общества в целом. Образовательные стандарты высшей профессиональной школы нового поколения ориентируют содержание музыкального образовательного процесса на реализацию стратегии не только профессионального, но и музыкально-педагогического, культурно-социального и личностного развития.

Чтобы адекватно воспринимать историко-культурные явления XVIII века (прежде всего поэтические и музыкальные) и эпоху в целом, студенты должны иметь хотя бы минимальные философские, исторические, эстетические знания.

Отсутствие у студента философских и эстетических представлений оборачивается непониманием сущности художественных методов, стилей и направлений XVIII столетия - в литературе, музыке, архитектуре, живописи и других видах художественной культуры.

Историко-культурный принцип изучения русской музыки XVIII века определяет специфику ее научно-методического оснащения: историзм, преемственность, межпредметные связи принципиально важны в учебном процессе.

Изучение литературы будущими филологами и истории музыки будущими вокалистами вне культурного контекста эпохи абсурдно, поэтому студентам необходимы знания о русской художественной культуре ХУШ века. Понятия «литературное барокко», «музыка барокко» лучше усваиваются студентами (соответственно филологами и музыкантами) при сопоставлении одного и того же образа, созданного в барочных традициях в литературе и в искусстве. Так, скульптурный портрет императрицы Анны Иоанновны работы Растрелли (ярчайший образец барокко) сопоставляется в лекции с литературным ее портретом в оде М.В. Ломоносова «На взятие Хо-тина»; ода создана в 1739 г. в Германии, где поэт великолепно усвоил немецкое барокко. Без соотнесения со скульптурой студенты трудно воспринимают и литературное барокко. В литературоведении до сих пор не решен вопрос о художественном методе М.В. Ломоносова: его творчество барочное или чисто классицистическое. Отсюда естественно следует возможность создания проблемной ситуация на лекции: мы излагаем несколько точек зрения, и при этом стараемся не высказать своего отношения к этой литературоведческой проблеме. Студенты к практическому занятию должны прочитать научную литературу (разделы монографий, статьи) с разными точками зрения и выбрать то, что им по душе, проанализировать существующие научные мнения и, опираясь на ломоносовские тексты, подготовить аргументацию той точки зрения, которая представляется им более правомерной. Приведем еще один пример интеграции литературы и искусства, помогающей студентам разобраться в сложных художественных проблемах. При изучении классицизма и сентиментализма как художественных методов и литературных направлений совершенно необходимо сопоставление литературных произведений с архитектурой и живописью классицизма, с живописными творениями художников-сентименталистов. Без соотношения с живописью студенту трудно усвоить эти направления; репродукции с полотен художников, фотографии архитектурных дворцово-парковых ансамблей (и т. п. яркие зрительные образы) подскажут студенту решение литературоведческой проблемы. Таким образом, обращение к художественной культуре методически значимо при преподавании литературы, культурологически насыщает историю русской литературы ХУШ века. К сожалению, учебники, издаваемые у нас (в том числе и наше учебное пособие [3]), уязвимы в этом отношении: в ограниченные объемы учебника

по истории литературы невозможно вместить еще и художественный XVIII век. Поэтому приходится на лекциях и семинарских занятиях ставить не только чисто филологические вопросы, но, когда это совершенно необходимо, и вопросы о художественной культуре XVIII в.

С подобными проблемами сталкивается и преподаватель института культуры. Чтобы будущие бакалавры лучше усвоили темы по истории русской музыки XVIII века, считаем уместным обращение к русской художественной культуре XVIII века и ее взаимосвязям с музыкальным искусством [7; 2, с. 40-43].

Весьма успешно подобная интеграция искусства слова, музыки и художественной культуры может быть использована в самостоятельной работе студентов. В спецвопросах, мини-докладах, рефератах, курсовых и дипломных работах одним из доминирующих является культурологический принцип при изучении русской музыки XVIII века: преподаватель так организует эту работу, что каждое произведение музыкального искусства рассматривается как часть русской культуры XVIII века, -музыкально-словесный памятник вписывается в культурологический контекст эпохи.

Теория и методика профессионального образования предполагают компетент-ностный подход в современной высшей школе, в связи с чем встают новые актуальные проблемы изучения русской художественной культуры (в том числе XVIII века): формирование у будущих вокалистов и хормейстеров культурологических, музыкальных и педагогических компетенций. Теоретическое изучение современного состояния проблемы формирования профессионально-культурологической компетентности личности, а также наш практический опыт работы в вузе показали, что для развития данной компетентности необходима системная, целенаправленная деятельность в учебном процессе, построенная на основе интегративного подхода.

Профессионально значима для будущих вокалистов и хормейстеров литературно-музыкальная компетенция, являющаяся составной частью культурологической компетенции. Литературно-музыкальная компетенция формируется в вузовском учебном процессе через все виды работы - аудиторной (лекции и семинары) и внеаудиторной (НИРС, УИРС, самостоятельная работа студентов).

Литературно-музыкальная компетенция как составная часть культурологической компетенции включает в себя три компонента: концептуальный, деятельностный и эмоционально-нравственный. Аксиомой в профессиональном образовании стала задача развития у студентов умения мыслить целостно, для решения которой необходимо разрабатывать учебные курсы на основе интегративного подхода и концепции диалога культур, что соответствует требованиям современной педагогической теории и практики высшего профессионального образования.

Мы глубоко убеждены, что поэтическое слово и музыкальный образ «обречены» на союз, гармонию, - эта интеграция диктует и самый интегративный подход к подготовке будущих музыкантов (вокалистов и хормейстеров): интеграция общетеоретических знаний музыкально-культурологической направленности; создание междисциплинарных курсов (факультативов) на основе диалога культур; ориентация на социальное и личностное развитие студента-музыканта в процессе профессиональной подготовки; сочетание групповых, индивидуальных, теоретических, самостоятельных и т. д. форм, средств и методов организации учебно-воспитательного процесса. Основными принципами предлагаемой педагогической технологии являются следующие: интеграция общетеоретических знаний музыкально-культурологической направленности; создание междисциплинарных курсов на основе диалога культур; ориентация на социальное и личностное развитие студента (будущего вокалиста, хормейстера, филолога, учителя музыки, учителя литературы) в процессе профессиональной подготовки; сочетание групповых, индивидуальных, теоретических, самостоятельных и т. д. форм, средств и методов организации учебно-воспитательного

процесса. В итоге мы выходим на соответствие уровня литературно-музыкальной компетенции (как составной части культурологической компетенции) будущего вокалиста и хормейстера современным потребностям общества и высшей школы.

Интегративный подход в изучении русской литературно-музыкальной культуры (в том числе изучение песни как литературно-музыкального жанра) дает положительный эффект на вокально-хормейстерском отделении в подготовке будущих музыкантов. Изучение данной проблемы перспективно. Необходимы усиление роли диалога культур; интеграция литературных знаний с дисциплинами профессионально-предметной подготовки будущих вокалистов и хормейстеров; дальнейшие разработки диагностических методик оценки сформированности компонентов культурологической (в том числе литературно-музыкальной) компетентности студентов - будущих певцов, хормейстеров, филологов; развитие и совершенствование учебно-методических комплексов по мировой и русской художественной культуре, адресованных студентам гуманитарных вузов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буранок О.М. Научно-методические основы изучения русской литературы в вузе: дисс. в виде науч. доклада ... докт. пед. наук. - М.: МПГУ, 1997. - 43 с.

2. Буранок О.М. Программа «Русская культура XVIII века» для курса «Мировая художественная культура» // Литературоведение и методика преподавания литературы в их связях и специфике: тезисы и материалы всероссийск. конф. - Самара: СГПУ 1994. - С. 40-43.

3. Буранок О.М. Русская литература XVIII века: Учеб.-метод. комплекс для студентов филологических специальностей: Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ / 2-е изд. - М.: Наука, Флинта, 2002. - 392 с.

4. Забирова А.Г. Жанр канта в русской литературе и искусстве последней трети XVII - первой половины XVIII века (генезис, эволюция, закат): Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Самара: СГПУ, 2000. - 16 с.

5. Зинченко В.П. Живое знание: Психологическая педагогика. Ч. I. - Самара: СГПУ, 1998. -214 с.

6. ЛотманЮМ. Беседы о русской культуре. - СПб.: Искусство-СПб., 1994. - 399 с.

7. Русская художественная культура XVIII века: Программа факультативного курса для гуманитарных факультетов вузов / Сост. О.М. Буранок, И.М. Сигал. - Самара: ПГСГА, 2010. - 20 с.

8. Сигал И.М. Формирование литературно-музыкальной компетенции в профессиональной подготовке вокалистов и хормейстеров : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Самара: ПГСГА, 2010. - 23 с.

Поступила в редакцию 10.11.2014; в окончательном варианте 10.11.2014

UDC 378. 008.1/16

PROBLEMS OF STUDYING RUSSIAN ART CULTURE OF XVIII CENTURY IN HUMANITARIAN UNIVERSITIES

I.M. Sigal1, O.M. Buranok2 1 Samara State Institute of Culture 167, Frunze Str., Samara, 443010 E-mail: irina_sigal@mail.ru

2Samara State Academy of Social Sciences and Humanities 65/67, M. Gorkogo Str., Samara, 443099 E-mail: olegburanok@yandex.ru

The problem of integration and inter-subject relationship in the study of Russian artistic culture of the XVIII century by the example of university courses "History of Russian literature of

XVIII century", "The history of vocal art" and elective "Russian artistic culture of the XVIII century" is analyzed. The study of the works of Russian poetry and music of the XVIII century effectively in the context of the phenomena of art culture of the era. The methods and methodology of humanities courses in vocational education aimed at a dialogue of cultures and formation of students' cultural competence. The dialogue of cultures makes the study of Russian art culture of XVIII century (especially literature and music) in the context of world culture. In high school methodology integration of the humanities is important. The formation of cultural competence is correlated with the formation of professional competencies - literary, musical, pedagogical.

Key words: art culture, technique and methodology of the study, integration, integrative approach, vocational education, competence, cultural competence, professional competence, the integration of vocational education.

Original article submitted 10.11. 2014;

revision submitted 10.11. 2014

Irina M. Sigal, PhD, Associate Professor of Vocal Arts.

Oleg M. Buranok, Doctor of Philology, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of Russian and foreign literature and methods of teaching literature.

УДК 378

ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.В. Сорокина

Самарский государственный технический университет 4430100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: bjd@list.ru

Рассмотрен процесс воспитания профессиональных компетенций по обеспечению безопасной деятельности с учетом требований к уровню профессиональной квалификации. Рассмотрены составляющие профессиональных компетенций по обеспечению безопасной деятельности, целью которых является исключение ошибочных действий персонала. Процесс воспитания профессиональных компетенций связан с процессом получения профессионального образования. Поэтому во время обучения следует уделить внимание правилам и требованиям безопасности. В большинстве несчастных случаев повинны личностные качества рабочих, которые зависят от воспитания. Поэтому воспитание безопасного поведения - это направленное воздействие на психику обучаемого с целью формирования личных качеств, способствующих обеспечению безопасности при выполнении работ. Создание психологического настроя на безопасность, обучение и контроль служат одной важной цели - воспитанию профессиональных компетенций по обеспечению безопасной деятельности. Для оценки уровня профессиональной квалификации обучаемого использован математический аппарат, который позволяет контролировать уровень профессиональных компетенций. Данная математическая модель позволяет оценивать уровень приобретения и утраты навыков по обеспечению безопасности деятельности у обучаемых, что позволяет своевременно и качественно разработать мероприятия по снижению ошибочных действий персонала.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, воспитание безопасной деятельности.

Людмила Владимировна Сорокина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.