Научная статья на тему 'Проблемы измерения порогового значения массового манипулирования в современном обществе'

Проблемы измерения порогового значения массового манипулирования в современном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
135
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПОРОГОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ МАССОВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ / ПОЛИТИКА / INFORMATION / ELECTORAL PROCESSES / THRESHOLD VALUE / TECHNOLOGIES OF MASS MANIPULATION / POLITICIAN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фазлыев Аскар Асхатович

Технологии массовой манипуляции политическими силами рассматриваются как важный элемент борьбы. Поток информации имеет свой экстремум эффективности, при достижении которого его рост приводит к снижению требуемой реакции. В статье исследуются исследовательские условия фиксации порогового значения воздействия технологий массовой манипуляции на социальные группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF MEASUREMENT OF THRESHOLD VALUE OF THE MASS MANIPULATION IN MODERN SOCIETY

Technologies of mass manipulation are considered by political forces as an important element of fight. The flow of information has the maximum of efficiency at which the achievement of its growth leads to decrease in demanded reaction. In article is investigated the research of conditions of fixing of threshold value of influence of technologies of mass manipulation on social groups.

Текст научной работы на тему «Проблемы измерения порогового значения массового манипулирования в современном обществе»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 38 (329). Философия. Социология. Культурология. Вып. 31. С. 55-58.

А. А. Фазлыев

ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПОРОГОВОГО ЗНА ЧЕНИЯ МАССОВОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 13-13-02016 «Динамика порогового значения технологий массовой манипуляции в конструировании протестного потенциала молодежи Республики Башкортостан».

Технологии массовой манипуляции политическими силами рассматриваются как важный элемент борьбы. Поток информации имеет свой экстремум эффективности, при достижении которого его рост приводит к снижению требуемой реакции. В статье исследуются исследовательские условия фиксации порогового значения воздействия технологий массовой манипуляции на социальные группы.

Ключевые слова: информация, избирательные процессы, пороговое значение, технологии массовой манипуляции, политика.

В социальных науках существует проблема, связанная с избыточностью информации. Рост тематического потока информации, то есть количества информации одной тематики, приведенного к единице времени, используемого в задачах социального воздействия, не всегда сопровождается ростом количества требуемой реакции управляемых. Другими словами, поток информации имеет свой экстремум эффективности, при достижении которого рост потока приводит к снижению требуемой реакции. По всей видимости, превышение некоего порогового значения однообразного потока информации вызывает у индивида и социальных групп привыкание или усталость и воспринимается как шумовой фон, то есть информационный мусор, что в конечном итоге приводит к снижению количества требуемой социальной реакции.

Описываемая зависимость эмпирически обнаружена при изучении материалов социологических опросов, сопровождающих избирательные процессы в Республике Башкортостан в 2003 и 2005 годах, а также в ходе наблюдения и анализа причин неплатежеспособности 560 коммерческих предприятий на протяжении 2005-2010 годов. Проявление общей зависимости в достаточно удаленных друг от друга по содержанию и времени социальных процессах характеризует данное явление как значимое и устойчивое с широким охватом в области информационного обеспечения социальной деятельности.

При анализе данных социологических опросов избирательной кампании 2003 года

по выборам Президента Республики Башкортостан была выявлена закономерность динамики ответов об известности кандидатов в Президенты Республики Башкортостан по ходу избирательной кампании. Вне зависимости от исходного уровня известности того или иного кандидата их известность в ходе избирательной кампании росла параллельно с ростом потока информации о предстоящих выборах, достигала максимума, а затем чуть снижалась, при интенсифицирующийся агрессивной агитации на значение, превышающее расчетную погрешность социологического опроса для кандидатов, чья известность превышала значение погрешности.

Целью проведенного исследования являлось выявление рейтинга основных политических деятелей Республики Башкортостан и кандидатов в Президенты РБ на предстоящих выборах. Задачи мониторинга - периодическое отслеживание субъективной информации: общественных настроений, колебаний и выдача оперативных и объективных данных по ним для принятия и корректировки тактических решений. Было проведено 4 замера по Республике Башкортостан в августе, сентябре, октябре и ноябре 2003 года. Объект мониторингового исследования - население Республики Башкортостан старше 18 лет (потенциальный избиратель). Предмет исследования - отношение взрослого населения к политическим лидерам и к кандидатам в Президенты Республики Башкортостан (популярность персоналий в обществе и электоральные предпочтения). В качестве метода

сбора информации выступил анкетный опрос. Исследовательская совокупность населения основывается на квотно-случайной выборке, репрезентирующей генеральную совокупность населения Республики Башкортостан. В качестве квот использовались следующие социально-демографические характеристики: пол. возраст. образование. национальность. социально-профессиональное положение, среднемесячный доход, место жительства. Для удобства анализа и емкости выводов населенные пункты типологизировались исследователями по 9 регионам и дополнительно включены в модель анкеты для обработки. При первом опросе были опрошены жители 23 населенных пункта с общим количеством 568 человек. При каждом последующем опросе было проведено не менее 2000 интервью более чем в 45 населенных пунктах Республики Башкортостан. Погрешность по заданным квотам (пол, возраст) составила менее 1 %, погрешность по остальным квотам - не более 2-3 %.

Интересно распределение ответов на первый вопрос в динамике: «Скажите, пожалуйста, о ком из перечисленных деятелей вы знаете или что-то слышали?».

Со второго опроса было сокращено количество предлагаемых к выбору политических деятелей. В анкетах предлагались только имена подавших заявление на регистрацию в кандидаты в Президенты Республики Башкортостан. Но увеличилось число анкетируемых до 2000 человек.

Сводные данные по четырем замерам известности политических деятелей для качественной иллюстрации выявленной закономерности представлены в виде графиков на рис. 1.

Подобная закономерность прослеживается при анализе данных социологических опросов, сопровождавших избирательную кампанию в Совет муниципального образования города Уфа в 2005 году, при изучении ответов на вопрос об информированности горожан об предстоящих выборах в муниципальный законодательный орган. Первые замеры показали низкую информированность горожан, затем с наращиванием тематического потока информации наблюдается многократный рост информированности, а затем снижение этого показателя при несокраща-ющемся потоке тематической информации на величину, превышающую расчетную погрешность исследования.

Цель этого исследования заключалась в изучении общественного мнения жителей г. Уфы о предстоящих 26 июня 2005 года выборах депутатов представленного органа местного самоуправления (Совета) муниципального образования Уфы. Цель исследования определила следующие задачи:

1) определить уровень информированности уфимцев о предстоящих выборах, их правовой основы и характер отношения к предстоящим выборам;

2) выявить характер электоральных ожиданий горожан;

3) оценить уровень потенциальной электоральной активности (явка на выборах, характер голосования);

4) установить отношение горожан к работе действующих депутатов городского Совета;

5) определить отношение уфимских избирателей к оппозиции и той роли, которую ее представители могут сыграть в случае их из-

Информированностьизбирателей окандидатах вПрезиденты РБ2003 года

Избирательный период

Рахимов М. Веремеенко С.

Сафин Р.

Аринин А.

Идиатуллин Х Шугуров Р.

Хусаинов Н. Изместьев И.

Пыхачев А. затрудняюсь ответить не знаю никого

Рис. 1. Графики известности кандидатов в Президенты Республики Башкортостан 2003 года

Проблемы измерения порогового значения..

57

брания в представительном органе местного самоуправления.

Объем выборочной совокупности составил 1500 человек. В ходе опроса использовался метод случайной выборки. Единицами отбора служили пол, возраст и место жительства (район г. Уфы) респондентов. В составе респондентов, ответы которых учитывались, женщин - 62,6 %, мужчин - 36,4 %. По возрасту: 13,6 % респондентов в возрасте с 18 до 20 лет, 31,7 % в возрасте от 20 до 29 лет; 16,3 % в возрасте 30-39 лет; 18,5 % в возрасте 40-49 лет;12,0 % в возрасте 50-59 лет и 6,5 % респондентов - люди старше 60 лет. Следует подчеркнуть, что пожилые люди неохотно принимали участие в опросе, отказывались отвечать на предлагаемые вопросы анкеты. Районы г. Уфы, в которых проживают опрошенные избиратели, представлены в таблице приложения.

Следует обратить внимание на то, что процент опрошенных по районам соотносится с процентом проживающих в этих районах горожан. Иными словами, наиболее крупные по численности населения и соответственно по числу избирателей районы г. Уфы (Октябрьский, Калининский, Орджоникидзевский), представлены большим числом респондентов, а менее населенные районы (Ленинский и Демский) - меньшим числом опрошенных.

В рамках данной статьи интересным представляются ответы на первый вопрос анкеты: «Насколько хорошо Вы информированы

о предстоящих 26 июня выборах депутатов в представительный орган (Совет) муниципального образования г. Уфы». Если сумми-

ровать данные по ответам информированных хорошо или частично, гипотеза находит четкое подтверждение. Обобщенные результаты ответов на данный вопрос по ходу агитации приведены в таблице.

Ответы респондентов опроса об информированности о политическом событии

Насколько хорошо вы информированы о предстоящих 26 июня выборах депутатов в представительный орган (Совет) муниципального образования г. Уфы? 19-23 мая 2005 года, в % 01-05 июня 2005 года, в % 12-13 июня 2005 года, в % 18-20 июня 2005 года, в %

Информирован хорошо. 14,00 21,00 21,80 41,10

Что-то слышал. 47,80 42,50 60,00 36,20

Итого информированных: 61,80 63,50 81,80 77,30

Не информирован 37,20 36,50 18,20 10,30

Нет ответа 1,00 0,00 0,00 12,40

Справедливости ради заметим, что количество ответов на вопрос о намерении участвовать в выборах увеличивались от опроса к опросу. Видимо, реакция аудитории, связанная с активным социальным действием, требуют большего времени для проявления привыкания. Доказательство тому - выработанное у граждан России за последнее десятилетие достаточно спокойное отношение к террористическим актам или всеобщая привычка ездить на автомобиле и летать на са-

Информированностьизбирателей опредстоящихвыборах26июня 2005 г.

о

X X

н го

X ш Ф о ^ а

о 3

С О £

X

2005

года

01-05 12-13 18-20

июня июня июня

2005 2005 2005

года года года

—♦- Информирован

хорошо.

■ Что-то слышал.

Итого

информированных:

Не информирован

—ж— Нет ответа

Агитационный период

100,00%

80,00%

60,00%

40,00%

20,00%

0,00%

19-23

мая

Рис. 2. Графики информированности избирателей о предстоящих выборах депутатов в представительный орган (Совет) муниципального образования г. Уфы. 26 июня 2005 г.

молете, вне зависимости о сообщениях об авариях.

Акцентируем внимание на том факте, что описываемое явление, как в 2003, так и в 2005 году, идентично по характеру течения процесса. Рост потока задающей социальное поведение информации сопровождается ростом контрольного критерия социальной реакции на управляющее воздействие с достижением максимального значения с последующим, хотя и незначительным, но четко прослеживаемым уменьшением значения требуемой социальной реакции на величину, превышающую расчетную погрешность социологического опроса. Таким образом, существует оптимальное значение потока управленческой информации, превышение которого не ведет к росту значения критериев, характеризующих требуемую социальную реакцию. Представляется, что просматриваемое явление имеет тот же механизм, что и экономический закон предельной полезности. Тем более что информация относится все большим числом исследователей к самостоятельному экономическому ресурсу наряду с капиталом, природными и человеческими ресурсами. Интересно было бы последить, имеется ли пороговое значение потока рекламных материалов и соответствующего бюджета и корреляция между достижением этого экстремума и экономической эффективностью соответствующих вложений.

Информационные коммуникации в политической сфере современного общества буквально насыщены технологиями массовой манипуляции. Политические силы активно используют эти технологии для своей политической субъективации. Технологии массовой манипуляции - это социальные технологии информационно-психологического, явного и скрытого управления психикой, действиями, поведением человека и группы людей различной численности, посредством формирования у них представлений, вкусов, потребностей и ценностей, оказывающих воздействие на объект. Сущность технологий массовой манипуляции заключается в том, что они выступают важным элементом воли к власти и стремления к наживе субъектов этих технологий, препятствуя свободной деятельности человека. Эти технологии представляют собой вид символической власти, действующей не автономно от других видов, но функционируя в контексте различных со-

циальных институтов, практик, технологий, маскируясь в них, оказывая воздействие на объекты.

В этой связи актуализируется задача по изучению значения конкретных технологий массовой манипуляции в процессе политической коммуникации. Актуальность решения данной задачи определяется тем, что процесс политических преобразований, трансформации политического слабо управляем и трудно прогнозируем1. В качестве таковой может рассматриваться, например, электоральный цикл. Для определения проблемы порогового воздействия технологий массовой манипуляции целесообразно провести мониторинг, включающий в себя несколько социологических опросов одних и тех же лиц, отнесенных к одной из социальных групп. С точки зрения прикладной методологии проблема фиксации порогового значения технологий массовой манипуляции на выбранную социальную группу предполагает выявление:

• степень информационной вовлеченности социальной группы в конкретный процесс;

• основные источники информации о наличной политической конфигурации;

• определение готовности к действиям политического характера той или иной социальной группы (возможность участия в выборах и протестных акциях, высказывание своей позиции в различных медиумах);

• совокупность идеологем основных сил политического события, посредством которых осуществляется манипулирование общественным мнением и формирование соответствующей собственным интересам социально-политической конфигурации;

• половозрастные и этнические параметры респондентов.

Сбор и анализ этих данных позволит определить характер и степень влияния технологий массовой манипуляции на современные политические процессы, что, в свою очередь, позволит сформировать более адекватный взгляд на сущность феномена технологий массовой манипуляции.

Примечание

1 Михайличенко, Д. Г. Субъективация современного человека на фоне технологий массовой манипуляции психикой. Уфа : БашГУ, 2010. С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.