Научная статья на тему 'Проблемы использования открытых образовательных ресурсов в непрерывном юридическом образовании'

Проблемы использования открытых образовательных ресурсов в непрерывном юридическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ОТРЫТЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ON-LINE КУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабирова Лидия Леонидовна

Введение. Непрерывное образование является одной из современных идей в образовании. В связи с этим подготовка юристов-бакалавров имеет в большей степени прикладные цели. Непрерывное образование стало целью, к которой идут школа, вуз, общество, личность. Важнейшим условием, обеспечивающим реализацию этого вектора развития образования, является цифровизация (дигитализация) образования, предполагающая перевод всех видов информации (текстовой, аудиовизуальной), использующейся в образовательном процессе, в цифровую форму. Цель. Выявить проблемы использования открытых образовательных ресурсов в непрерывном юридическом образовании и предложить пути решения выявленных проблем. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составляют концепции о саморазвивающейся личности, о механизмах персонализации, самореализации, субъектной активности личности, концепции системного подхода к анализу педагогических явлений и процессов; теория применения личностно ориентированного и культурологического подходов в образовании, совокупность методологических подходов к непрерывной профессиональной подготовке специалистов юридического профиля, идеи компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. Результаты исследования, обсуждения. Исследование подтверждает вывод о том, что работодатели обращают особое внимание на наличие в резюме юристов дополнительных сертификатов и других подтверждающих документов прохождения программ дополнительного образования, обучающих курсов, программ повышения квалификации, характеризующих непрерывное юридическое образование и показывающих компетентность специалиста. Анализ открытых образовательных ресурсов показывает, что наибольшей популярностью пользуются программы, курсы и дисциплины, разработанные для представителей юридического сообщества с целью развития непрерывного юридического образования. Заключение. К основным проблемам использования открытых образовательных ресурсов в непрерывном юридическом образовании относятся такие проблемы, как недостаточные умения и навыки использования ПК и интернет-ресурсов среди юристов старшего поколения; отсутствие достаточного внимания к значимости получения новых знаний через дополнительное образование посредством открытых информационных ресурсов; отсутствие материальных и временных ресурсов для обучения с использованием онлайн-курсов. Для решения указанных проблем автором предлагается: повысить стимулы самообразования для юристов-профессионалов посредством информирования в социальных сетях о требованиях, предъявляемым современными работодателями; для студентов-юристов учитывать прохождение подобных онлайн-курсов в портфолио для последующего поощрения; предоставить гражданам возможность бесплатного прохождения онлайн-курсов посредством выхода в Интернет через библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабирова Лидия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of using open educational resources in continuous legal education

Introduction. Continuous education is one of the modern ideas in education. In this regard, the training of bachelor's lawyers has more applied purposes. Continuous education has become the goal to which school, university, society, personality go. The most important condition ensuring the realization of this vector of the development of education is digitalization of education, which involves the translation of all types of information (textual, audio-visual) used in the educational process into digital form. The purpose is to identify the problems of using open educational resources in continuing legal education and propose ways to renaissance of identified problems. Materials and methods. The methodological basis of the research is made up of the concepts of the self-developing personality, the mechanisms of personalization, self-realization, subjective activity of the individual, the concept of a systematic approach to the analysis of pedagogical phenomena and processes; the theory of the application of personality-oriented and culturological approaches in education, the totality of methodological approaches to the continuous professional training of specialists in the legal profile, the ideas of the competence approach in higher professional education. Results, discussion. The study confirms the conclusion that employers pay special attention to the presence in the summaries of lawyers of additional certificates and other supporting documents of the passage of supplementary education programs, training courses, and continuing education programs characterizing continuous legal education and showing the competence of a specialist. The analysis of open educational resources shows that the most popular programs, courses and disciplines developed for representatives of the legal community with the aim of developing continuous legal education. Conclusion. The main problems of using open educational resources in continuing legal education include such problems as insufficient skills and skills of using personal computers and Internet resources among older lawyers; lack of sufficient attention to the importance of acquiring new knowledge through additional education through open information resources; lack of material and time resources for training using on-line courses. To solve these problems, the author proposes: to increase the incentives for self-education for professional lawyers by informing social networks about the requirements of modern employers; for law students, to take into account the passage of such on-line courses in the portfolio for the subsequent promotion; and to give citizens the opportunity to free-of-charge on-line courses through access to the Internet through libraries.

Текст научной работы на тему «Проблемы использования открытых образовательных ресурсов в непрерывном юридическом образовании»

УДК 378

DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-72-77

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НЕПРЕРЫВНОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Л. Л. Сабирова

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Введение. Непрерывное образование является одной из современных идей в образовании. В связи с этим подготовка юристов-бакалавров имеет в большей степени прикладные цели. Непрерывное образование стало целью, к которой идут школа, вуз, общество, личность. Важнейшим условием, обеспечивающим реализацию этого вектора развития образования, является цифровизация (дигитализация) образования, предполагающая перевод всех видов информации (текстовой, аудиовизуальной), использующейся в образовательном процессе, в цифровую форму. Цель. Выявить проблемы использования открытых образовательных ресурсов в непрерывном юридическом образовании и предложить пути решения выявленных проблем. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составляют концепции о саморазвивающейся личности, о механизмах персонализации, самореализации, субъектной активности личности, концепции системного подхода к анализу педагогических явлений и процессов; теория применения личностно ориентированного и культурологического подходов в образовании, совокупность методологических подходов к непрерывной профессиональной подготовке специалистов юридического профиля, идеи компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. Результаты исследования, обсуждения. Исследование подтверждает вывод о том, что работодатели обращают особое внимание на наличие в резюме юристов дополнительных сертификатов и других подтверждающих документов прохождения программ дополнительного образования, обучающих курсов, программ повышения квалификации, характеризующих непрерывное юридическое образование и показывающих компетентность специалиста. Анализ открытых образовательных ресурсов показывает, что наибольшей популярностью пользуются программы, курсы и дисциплины, разработанные для представителей юридического сообщества с целью развития непрерывного юридического образования. Заключение. К основным проблемам использования открытых образовательных ресурсов в непрерывном юридическом образовании относятся такие проблемы, как недостаточные умения и навыки использования ПК и интернет-ресурсов среди юристов старшего поколения; отсутствие достаточного внимания к значимости получения новых знаний через дополнительное образование посредством открытых информационных ресурсов; отсутствие материальных и временных ресурсов для обучения с использованием онлайн-курсов. Для решения указанных проблем автором предлагается: повысить стимулы самообразования для юристов-профессионалов посредством информирования в социальных сетях о требованиях, предъявляемым современными работодателями; для студентов-юристов учитывать прохождение подобных онлайн-курсов в портфолио для последующего поощрения; предоставить гражданам возможность бесплатного прохождения онлайн-курсов посредством выхода в Интернет через библиотеки.

Ключевые слова: непрерывное образование, юриспруденция, отрытый электронный ресурс, дистанционное обучение, on-line курсы.

PROBLEMS OF USING OPEN EDUCATIONAL RESOURCES IN CONTINUOUS LEGAL EDUCATION

L. L. Sabirova

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan

Introduction. Continuous education is one of the modern ideas in education. In this regard, the training of bachelor's lawyers has more applied purposes. Continuous education has become the goal to which school, university, society, personality go. The most important condition ensuring the realization of this vector of the development of education is digitalization of education, which involves the translation of all types of information (textual, audiovisual) used in the educational process into digital form. The purpose is to identify the problems of using open educational resources in continuing legal education and propose ways to renaissance of identified problems. Materials and methods. The methodological basis of the research is made up of the concepts of the self-developing personality, the mechanisms of personalization, self-realization, subjective activity of the individual, the concept of a systematic approach to the analysis of pedagogical phenomena and processes; the theory of the application of personality-oriented and culturological approaches in education, the totality of methodological

© Сабирова Л. Л.., 2018

approaches to the continuous professional training of specialists in the legal profile, the ideas of the competence approach in higher professional education. Results, discussion. The study confirms the conclusion that employers pay special attention to the presence in the summaries of lawyers of additional certificates and other supporting documents of the passage of supplementary education programs, training courses, and continuing education programs characterizing continuous legal education and showing the competence of a specialist. The analysis of open educational resources shows that the most popular programs, courses and disciplines developed for representatives of the legal community with the aim of developing continuous legal education. Conclusion. The main problems of using open educational resources in continuing legal education include such problems as insufficient skills and skills of using personal computers and Internet resources among older lawyers; lack of sufficient attention to the importance of acquiring new knowledge through additional education through open information resources; lack of material and time resources for training using on-line courses. To solve these problems, the author proposes: to increase the incentives for self-education for professional lawyers by informing social networks about the requirements of modern employers; for law students, to take into account the passage of such on-line courses in the portfolio for the subsequent promotion; and to give citizens the opportunity to free-of-charge on-line courses through access to the Internet through libraries.

Keywords: continuous education, jurisprudence, open electronic resource, distance learning, on-line courses.

Как известно, согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)». Таким образом, в данный закон включены сведения о различных уровнях системы образования, что способствует реализации принципа единства образования каждого гражданина, а также непрерывность и преемственность. Закон трактует непрерывность образования как определенную линейность, которая заключается в предоставленной законом и государством возможности получения индивидом профессии и образования посредством слаженной работы различных государственных и негосударственных образовательных организаций разных уровней - от дошкольного до послевузовского, в рамках единой системы.

В настоящее время одной из актуальных проблем является проблема постоянного пополнения и обновления профессиональных знаний, указанное в значительной мере применимо к представителям юридической профессии. Вообще, для юристов очень важно постоянно быть в курсе происходящих в мире политических событий, знать новейшие изменения, произошедшие в законодательстве и судебной практике, постоянно совершенствовать профессиональные навыки. Отметим, что своевременное обновление знаний об изменениях в основных законодательных актах, умение быстро

ориентироваться в актуальной правоприменительной практике и грамотно использовать в своей деятельности выработанные правовые схемы и механизмы - все это свидетельствует о высокой конкурентоспособности юриста и востребованности его на рынке трудовых ресурсов [1; 2].

Приказом Минобрнауки России от 1 декабря 2016 года утвержден ФГОС ВО по направлению 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). В этом документе указывается, что «выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями». Компетенции, перечисленные в данном правовом документе, соответствуют виду профессиональной деятельности, на обучение по которой направлена соответствующая программа бакалавриата. Так, например, выпускник-бакалавр юриспруденции должен в правоприменительной деятельности обладать способностью на основе развитого правосознания, правовой культуры и правового мышления осуществлять профессиональную деятельность; способностью в точном соответствии с законодательством РФ принимать решения и совершать юридические действия; владеть навыками подготовки юридических документов и другое.

Профессиональная компетенция - основополагающее понятие современного образовательного процесса. Отсюда важным является и единообразное понимание данного критерия оценки выпускников. Рассмотрим определение данного понятия. Так, слово «компетенция» по своему происхождению означает «соответствую» или

«подхожу», и понимается как некая личностная способность лица решать определенные профессиональные задачи на заданном уровне. Сейчас в литературе дается множество определений понятия «компетенция», авторами предлагаются самые разнообразные формулировки, однако в целом все взгляды можно разделить на два подхода. Первый подход именуется «американским» и заключается в том, что компетенция по сути описывает поведение сотрудника. То есть в данном подходе компетенции предполагают характеристики конкретного сотрудника, и обладая ими, он сможет правильно выполнять свои должностные обязанности и правильно себя вести на работе, при этом будет показывать высокие результаты своей профессиональной деятельности. Второй подход называют «европейским» и учеными, его придерживающимися, компетенции понимаются как описание результата профессиональной работы или описание конкретных рабочих задач. То есть компетенции должны характеризовать умения, навыки, способности определенного сотрудника выполнять работу по установленным стандартам, принятыми в организации1. Европейским фондом образования компетентность и компетенция понимаются как способность делать что-либо хорошо или эффективно; соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; способность выполнять особые трудовые функции2.

Так, А. В. Хуторской и Л. Н. Хуторская считают, что понятие «компетенция» включает множество таких взаимообусловленных качеств личности, как навыки, умения, знания, способы деятельности, которые определяются относительно установленному базису предметов и процессов, а также которые необходимы для качественной продуктивной деятельности в профессиональной сфере, в то время как компетентность - понятие, характеризующее «опытное овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [6]. Здесь необходимо отметить, что в связи с противопоставлением компетенций специальным профессиональным знаниям и умениям в современной литературе возник вопрос о возможности научить компетенциям. То есть в образо-

1 URL: http://vuzirossii.ru/publ/kompetencija_personala/33-1-0-2079 (дата обращения: 15.01.2018).

2 Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.

вании использовались изначально такие термины, как знания, умения и навыки, а в профессиональной деятельности оценивались компетенции. Теперь профессия выдвигает компетенции, а образование формирует знания, умения и навыки, ей соответствующие. Таким образом, компетент-ностный подход усиливает роль практики в образовании, создает особый прикладной аспект в подготовке юристов-профессионалов.

Непрерывное юридическое образование необходимо исследовать в качестве образования, направленного на разностороннее формирование личности юриста-профессионала, готовой и замо-тивированной к обучению в течение всей жизни, стремящейся к коммуникации и совершенствованию показателя собственной правовой культуры. В связи с тем, что меняются требования общества и работодателей к практическим навыкам и теоретическим знаниям юристов, их профессиональной компетентности и собственной готовности к практической работе, юридическое образование, получаемое в вузе, должно их учитывать [4; 5]. По результатам опроса работодателей выпускники юридических специальностей в первую очередь должны обладать следующими общекультурными компетенциями: иметь знания в области экономики и использовать их в различных сферах деятельности; владеть основными современными средствами и методами, получения, хранения, переработки информации, обладать навыками работы с ПК и интернет-ресурсами как средствами управления информацией; способностью к самоорганизации и самообразованию.

Реформирование юридического образования на настоящем этапе прослеживается в изменениях в системе обучения: применяются новые подходы и методы обучения, используются современные педагогические технологии. При обучении студентов юридических факультетов непрерывное образование выражается, в том числе, в постоянстве знаний, умений и навыков на различных уровнях обучения, постоянное самообразование и самообучение. Выпускники юридических факультетов, кроме определенных знаний, умений и навыков, полученных в результате освоения дисциплин, обладают и определенным опытом работы, полученным в ходе прохождения практики, в том числе в юридической клинике, и, безусловно, обладают профессиональной компетентностью. Однако заметим, что компетентность может утрачиваться личностью в жизненном процессе.

В время обучения в вузе студентов-юристов необходимо научить заниматься самообразованием, кроме того, указать им на путь осознанной необходимости учиться в течение всей жизни, повышать свою квалификацию, самостоятельно изучать нормативные акты и судебную практику, самостоятельно контролировать уровень своей компетентности. Самообразование представляет собой самоорганизацию в области образования [3]. Под влиянием различных факторов меняются общественные отношения, регулируемые правом, меняется законодательство и судебная практика, в которых юристу приходится выполнять профессиональные функции. В этих условиях профессионал должен уметь быстро адаптироваться и самоорганизоваться, заставить себя поработать над собственным образованием в профессиональной сфере и приспособиться к новым условиям. Во время обучения на юридическом факультете, в том числе при помощи выполнения самостоятельных заданий и иных образовательных технологий, включенных в образовательный процесс, направленных на выработку образовательного самоконтроля, необходимо научить студента пользоваться навыком образовательного самоконтроля в будущей профессиональной жизни. Указанное направит систему непрерывного образования на подготовку профессионала к обучению в течение всей жизни, самостоятельному внутреннему развитию и образованию в различных сферах деятельности.

Образовательные учреждения высшего образования в последнее время часто открывают факультеты непрерывного образования, особенностью которых является структура, которая обеспечивает непрерывность получения среднего профессионального образования и высшего образования в стенах одного образовательного учреждения (школа будущего юриста, затем освоение программы среднего профессионального образования, затем освоение образовательной программы высшего образования). При этом важнейшим условием, обеспечивающим реализацию этого вектора развития образования, является цифровизация (дигитализация) образования, предполагающая перевод всех видов информации (текстовой, аудиовизуальной), использующейся в образовательном процессе, в цифровую форму [7].

На данный момент для юристов выделяют два перспективных направления развития онлайн-об-разования: массовые открытые онлайн-курсы (massive open online courses) от таких провайде-

ров, как Coursera, Udacity, и программы обучения on-line, которые предлагают традиционные университеты в качестве формы обучения, альтернативной заочной (Penn Foster College, University of Phoenix). Под открытыми образовательными ресурсами понимаются различные виды находящихся в открытом доступе учебных и научных материалов, для которых предусмотрены «открытые лицензии», дающие возможность их без затруднений применять каждым обратившимся -в частности, копировать, модифицировать, создавать на их основе новые ресурсы. Ведущие университеты мира создают и распространяют в цифровом виде лекционные курсы, электронные учебники, учебные и методические пособия, обучающие модули, аудио- и видеоматериалы, тесты, компьютерные программы и др., тем самым расширяя доступность образовательных услуг и содействуя повышению их качества.

Социологический опрос китайских потребителей (1604 человека) открытых образовательных ресурсов показал, что люди используют такие ресурсы с различными целями: для углубления профессиональных знаний (67,6 %), для увеличения знаний в сфере личных интересов (64,1 %), для подготовки к экзаменам (17,5 %), как досуг (17,4 %). Практически все пользователи, даже единожды обратившиеся к подобным материалам, считают данные ресурсы очень эффективными [10]. За это время сфера открытых образовательных ресурсов значительно расширилась и играет все большую роль не только собственно в обучении, но и в повышении квалификации, в системе непрерывного образования. И сочетание традиционного и онлайн-методов обучения считается наиболее эффективным.

В России реализуются цифровые образовательные проекты, содержащих открытые образовательные ресурсы для юристов: ИНТУИТ, «Универса-риум», «Лекториум» и другие. Особенностью непрерывного юридического образования является использование специальных открытых образовательных ресурсов: справочных правовых систем «Гарант», «Консультант Плюс», официальной сертификации специалистов, внутрикорпоративных программ обучения, курсов повышения квалификации в вузах и других.

Так, например, система «Гарант» организует всероссийские спутниковые онлайн-семинары на различные профессиональные темы, которые включают в себя как отдельные выступления специалистов (В. В. Витрянский «Перемена лиц

в обязательстве: проблемы правового регулирования и судебного толкования»), так и программы повышения квалификации («Реформа корпоративного права»)1. Справочная правовая система «Консультант Плюс» предлагает не только доступ к бесплатной некоммерческой версии системы через сайт, также студенты и преподаватели могут воспользоваться различными учебными и методическими материалами системы: «диск Консультант Плюс: Высшая школа», «Электронная онлайн библиотека студента» и т. п.

Отдельно следует выделить целевое обучение в корпоративном образовании, предполагающее непрерывное обучение для решения конкретных задач предприятия [8]. Здесь же следует отметить, что существует и институт наставничества. «Институт наставничества как механизм социально-профессиональной адаптации начинающих специалистов предприятия заключается в производственном обучении, ситуативном консультировании в процессе профессиональной деятельности, передаче знаний и опыта начинающим сотрудникам, раскрытии потенциала их личности, демонстрации алгоритмов производственного процесса и совместном анализе его результатов» [9]. Безусловно, институт наставничества актуален и применим и в профессиональной деятельности юристов.

Анализ информации, представленной на сетевом ресурсе HeadHunter2, посвященному трудоустройству, где размещаются вакансии от работодателей и резюме соискателей, показывает, что наибольшее количество просмотров и комментариев, а также высокие показатели рейтинга получают резюме юристов, где содержатся различные сертификаты, подтверждающие прохождение различных курсов повышения квалификации, а также повышающие компетентность сожкателей-юристов. Кроме того, профиль считается не заполненным, если не будут пользователем выложены сертификаты о дополнительном образовании или повышении квалификации.

Итак, непрерывное юридическое образование можно рассматривать как механизм приобретения компетенций, востребованных в современном обществе и необходимых для успешного решения профессиональных задач. К основным проблемам использования открытых образовательных ресурсов в непрерывном юридическом образовании относят-

1 URL: http://www.garant.ru/products/ipo/vos/online_seminar/ (дата обращения: 15.01.2018).

2 Официальный сайт HeadHunter. URL: https://hh.ru/

ся такие проблемы, как недостаточные умения и навыки использования ПК и интернет-ресурсов среди юристов старшего поколения; отсутствие достаточного внимания к значимости получения новых знаний через дополнительное образование посредством открытых информационных ресурсов; отсутствие материальных и временных ресурсов для обучения с использованием онлайн-курсов. Для решения указанных проблем автором предлагается: повысить стимулы самообразования для юристов-профессионалов посредством информирования в социальных сетях о требованиях, предъявляемым современными работодателями; для студентов-юристов учитывать прохождение подобных он-лайн-курсов в портфолио для последующего поощрения; предоставить гражданам возможность бесплатного прохождения онлайн-курсов посредством выхода в сеть Интернет через библиотеки.

Литература

1. Болотова Е. Л. Перспективы изменения системы юридического образования в условиях нового закона об образовании // Юрист ВУЗа. 2013. № 8. С. 29-34. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=21161876 (дата обращения: 18.01.2018).

2. Бурьянов С. А. К вопросу о перспективах развития образования, включая юридическое образование, в условиях усиления глобальных процессов // Научные исследования и образование. 2016. № 4 (24). С. 36-40. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=27703210 (дата обращения: 18.01.2018).

3. Калошина И. Н. Предпосылки нового подхода к самообразованию // Модернизация образования: проблемы и перспективы. Часть 1. Оренбург, 2002. 125 с. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=15982639 (дата обращения: 18.01.2018).

4. Решетников О. М. Инновации в юридическом образовании // Вопросы гуманитарных наук. 2014. № 4 (73). С. 71-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20219112 (дата обращения: 18.01.2018).

5. Соловьева Н. А., Шинкарук В. М. Компетентностный подход в юридичексом образовании: проблемы и перспективы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. 2013. № 14. С. 42-59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21089329 (дата обращения: 18.01.2018).

6. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / под ред. А. А. Орлова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2008. Вып. 1. С. 117-137. URL: http://www.khutorskoy.ru/books/2008/A.V.Khutorskoy_ L.N.Khutorskaya_Compet.pdf (дата обращения: 18.01.2018).

7. Шабалин Ю. В. История и современное состояние использования дистанционные образовательные технологий в юридическом образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2013. № 3 (10). С. 129-133. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=20379567 (дата обращения: 18.01.2018).

8. Masalimova A. R., Sabirova L. L. Multi-dimensional classification of types and forms of corporate education // American Journal of Applied Sciences. 2014. № 11. P. 1054-1058. URL: http://citeseerxist.psu.eduviewdoc/download?doi=10.1.1.949.5880& rep=rep 1&type=pdf (дата обращения: 18.01.2018).

9. Masalimova A. R., Sabirova L. L. Mentors and Trainees Professional Interaction Features at the Modern Enterprises in Russia // Review of European Studies, vol. 7, no. 4, 2015; Special Issue. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24008307 (дата обращения: 18.01.2018).

10. Wen-Hao David Huanga, Meng-Fen Grace Lin and Wendi Shen. Understanding Chinese-speaking open courseware users: a case study on user engagement in an open courseware portal in Taiwan (Opensource Opencourse Prototype System) // Open Learning Vol. 27, No. 2, June 2012. - рр. 176-177. URL: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/02680513.2012.67 8614 (дата обращения: 18.01.2018).

References

1. Bolotova E. L. Perspektivy izmenenija sistemy ju-ridicheskogo obrazovanija v uslovijah novogo zakona ob obra-zovanii [Prospects for changing the system of legal education in the conditions of the new law on education]. Jurist VUZa = Lawyer of the university, 2013, no. 8, pp. 29-34. Available at: https:// elibrary.ru/item. asp?id=21161876 (accessed 18.01.2018). (In Russ.)

2. Burianov S. A. K voprosu o perspektivah razvitija obra-zovanija, vkljuchaja juridicheskoe obrazovanie, v uslovijah usilenija global'nyh processov [On the issue of the prospects for the development of education, including legal education, in the context of strengthening global processes]. Nauchnye issledovanija i obrazovanie = Scientific research and education, 2016, no. 4(24), pp. 36-40. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27703210 (accessed 18.01.2018). (In Russ.)

3. Kaloshina I. N. Predposylki novogo podhoda k samoobra-zovaniju [Prerequisites for a new approach to self-education]. Modernizacija obrazovanija: problemy i perspektivy = Modernization of education: problems and prospects, Part 1, Orenburg, 2002, 125 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id= 15982639 (accessed 18.01.2018). (In Russ.)

4. Reshetnikov O. M. Innovacii v juridicheskom obrazovanii [Innovations in legal education]. Voprvsy gumanitarnyh nauk = Questions of the humanities, 2014, no. 4 (73), pp. 71-72. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20219112 (accessed 18.01.2018). (In Russ.)

5. Solovyova N. A., Shinkaruk V. М. Kompetentnostnyj pod-hod v juridicheksom obrazovanii: problemy i perspektivy [Competence approach in juridical education: problems and prospects]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 6: Universitetskoe obrazovanie = Science Journal of Volgograd State University. University education, 2013, no. 14, pp. 42-59. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21089329 (accessed 18.01.2018). (In Russ.)

6. Khutorskaya A. V., Khutorskaya L. N. Kompetentnost' kak didakticheskoe ponjatie: soderzhanie, struktura i modeli konstruiro-vanija [Competence as didactic concept: content, structure and design models]. Proektirovanie i organizacija samostojatel'noj raboty studentov v kontekste kompetentnostnogo podhoda = Designing and organization of independent work of students in the context of competence approach, Tula. 2008, issue 1, pp. 117-137. Available at: http://www.khutorskoy.ru/books/2008/A.VKhutorskoy_ L.N.Khutorskaya_Compet.pdf (accessed 18.01.2018). (In Russ.)

7. Shabalin Yu. V. Istorija i sovremennoe sostojanie ispol' zovanija distancionnye obrazovatel'nye tehnologij v juridicheskom obrazovanii [History and current state of use of distance educational technologies in legal education]. Professional'noe obra-zovanie v sovremennom mire = Vocational education in the modern world, 2013, no. 3 (10), pp. 129-133. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=20379567 (accessed 18.01.2018). (In Russ.)

8. Masalimova A. R., Sabirova L. L. Multi-dimensional classification of types and forms of corporate education. American Journal of Applied Sciences, 2014, no. 11, pp. 1054-1058. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi= 10.1.1.949.

5880&rep=rep 1 &type=pdf (accessed 18.01.2018). (In Russ.)

9. Masalimova A. R., Sabirova L. L. Mentors and Trainees Professional Interaction Features at the Modern Enterprises in Russia. Review of European Studies, vol. 7, no. 4, 2015, Special Issue. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24008307 (accessed 18.01.2018). (In Russ.)

10. Wen-Hao David Huanga, Meng-Fen Grace Lin and Wendi Shen. Understanding Chinese-speaking open courseware users: a case study on user engagement in an open courseware portal in Taiwan (Opensource Opencourse Prototype System). Open Learning, vol. 27, no. 2, June 2012, рр. 176-177. Available at: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/ 02680513.2012.678614 (accessed 18.01.2018). (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 29.01.2018 г.

Submitted 29.01.2018.

Для цитирования: Сабирова Л. Л. Проблемы использования открытых образовательных ресурсов в непрерывном юридическом образовании // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2. С. 72-77. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-72-77

Citation for an article: Sabirova L. L. Problems of using open educational resources in continuous legal education. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 2, pp. 72-77. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-72-77

Сабирова Лидия Леонидовна, кандидат юридических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, lls2002@mail.ru

Lidia L. Sabirova, Ph. D. (Law), associate professor, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, lls2002@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.