ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© Десятирикова Л.А.*, Клёцкина А.А.4
Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск
В статье рассматриваются проблемы использования компьютерных технологий на уроках математики в начальной школе, причины их возникновения и пути решения на методическом уровне.
Ориентация современного начального образования на культуросооб-разную школу, гуманизацию и гуманитаризацию процесса обучения, его фундаментализацию и интенсификацию предъявляет новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Дать качественный урок по математике, соответствующий современным требованиям - дело непростое, даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания учителем требований к уроку, личных потребностей младших школьников, целей и содержания обучения математике, закономерностей процесса усвоения математического содержания младшими школьниками, принципов обучения математике в начальной школе.
Урок математики в начальной школе отличается от уроков по другим предметам, прежде всего своим содержанием. На уроке математики учащиеся при рассмотрении объектов и явлений окружающей действительности отвлекаются от всех разнообразных свойств и качеств, выделяя лишь те, которые отражают количественные отношения или пространственные формы, а математические понятия возникают и формируются у младших школьников на основе обобщения представлений, которые являются чувственными образами реальных предметов и явлений, а также на основе выявления отношений ме^ду объектами окружающей действительности [1].
Особенности содержания предмета задают определённые требования к современному уроку математики. В педагогической литературе достаточно много требований предъявляется к современному уроку. Но если говорить об уроке математики в начальной школе, то мы абсолютно согласны с мнением Н.Б. Истоминой о том, что критериями современного урока математики являются:
- логика построения урока, направленная на решение определенной учебной математической задачи;
- вариативность предлагаемых для выполнения заданий, упражнений и взаимосвязь ме^ду ними, которая обеспечивается разнообразными методическими приемами;
* Старший преподаватель кафедры Информатики и методики преподавания информатики.
* Доцент кафедры Педагогики и методики начального образования, к.п.н.
- продуктивная мыслительная деятельность;
- высказывание детьми самостоятельных математических суждений и способов их обоснования [2].
Соответствие современного урока заданным критериям обеспечивается широким применением на уроке компьютерных технологий как интерактивного средства обучения младших школьников, т.к. цифровые образовательные ресурсы, созданные на базе компьютерных технологий, можно рассматривать:
- как способы стимулирования учебной деятельности младших школьников;
- как способы организации их учебной деятельности (создание проблемных ситуаций, постановка учебных задач, задание системы ориентиров и указаний, пользуясь которой учащиеся усваивают учебные действия, осуществление самоконтроля и самооценки);
- как способы усвоение математических понятий на основе психологических закономерностей развития внимания, единства мыслительной и моторной деятельности, многоканального восприятия математической информации - зрительной, механической, слуховой и эмоциональной;
- как способы оперативного контроля и своевременной корректировки знаний, умений и навыков учащихся в процессе усвоения математического материала.
Однако, в практике реализации современных требований к уроку математики средствами компьютерных технологий обозначились существенные проблемы, которые требуют своего решения.
Прежде всего - это противоречие между широкой компьютеризацией учебного процесса начальной школы и недостаточной подготовленностью учителя начальных классов к использованию интегрированного пакета компьютерных программ Office.
С одной стороны, по данным государственной статистики по Амурской области на конец 2009 г. в рамках программы «Внедрение современных образовательных технологий» в общеобразовательные учреждения поставлено 154 интерактивных аппаратно-программных комплексов. Все общеобразовательные учреждения области оснащены компьютерной техникой, более 50 % из них оснащены современными компьютерными классами. Соотношение числа компьютеров к количеству учащихся образовательных учреждений области составляет 1:13, Все (446) общеобразовательные учреждения обеспечены комплектами программных продуктов, входящих в стандартный (базовый) пакет программного обеспечения и подключены к сети Интернет [3].
С другой, проведенное нами анкетирование среди учителей начальных классов в 2010 г. (103 респондента) показывает, что уверенно могут использовать операционную систему Windows (работа с папками, файлами) -32 % учителей, текстовые редакторы - 36 %, 20 % учителей начальных классов пользуются программой PowerPoint для создания мультимедийных
презентаций к урокам окружающего мира и литературного чтения. Ни один учитель не назвал себя уверенным пользователем программ Excel и Publisher.
Вторая проблема связана с реализацией современного государственного образовательного стандарта начального общего образования, который требует от специалиста - учителя начальных классов - умений применять компьютерные технологии на уровне продвинутого пользователя и уверенно пользоваться любыми видами, носителями, источниками информации.
Под продвинутым пользователем понимают пользователя, который может не только применять готовые цифровые образовательные ресурсы, созданными на базе компьютерных технологий, но и владеющий опытом создания и применения таких ресурсов в учебном процессе, так как «образовательные ресурсы, созданные учителем самостоятельно, имеют огромное преимущество перед готовыми программными продуктами, прежде всего в том, что они в максимальной степени соответствуют целям и задачам урока, учебно-методическому комплекту, по которому ведется обучение младших школьников, индивидуальным особенностям класса» [4, с. 66].
Как показывает практика, учителя начальных классов обращаются к компьютерным программам при создании презентаций к урокам математики, но только в качестве информационного плаката. Причин много, среди которых:
- высокий уровень абстрактности математического содержания;
- недостаточная подготовка учителя начальных классов к использованию интегрированного пакета компьютерных программ Office для визуализации математических объектов и их моделирования;
- отсутствие методических рекомендаций для учителя начальных классов по созданию цифровых образовательных ресурсов с математическим содержанием средствами интегрированного пакета компьютерных программ Office;
- отсутствие опыта использования созданных самостоятельно собственных образовательных ресурсов на различных этапах организации учебной деятельности младших школьников на уроках математики: актуализации опорных знаний и создания положительной мотивации, постановка учебной задачи, выбор учебных действий, направленных на решение поставленной задачи, организации действий самоконтроля и самоанализа.
Третья проблема связана с обеспечением продуктивности урока математики средствами цифровых образовательных ресурсов. Как показывает анализ уроков математики учителей начальных классов, использующих в своей работе готовые или собственные цифровые образовательные ресурсы, компьютерные технологии обеспечивают не продуктивность уроков математики, а их насыщенность разнообразными картинками, анимациями и другими эффектами. Конечно, частая смена раздражителей позволяет удерживать внимание младших школьников на протяжении урока, однако за многочисленными интерактивными иллюстрациями стоит математический материал контролирующего
характера. Использование учителями на уроке большого количества слайдов (20 и более) обеспечивает внешнюю сторону урока и отвлекает учащихся от математической сущности рассматриваемого явления. Возможно, причиной такого положения является либо увлеченность учителей новыми технологиями обучения, которая выражается в насыщенности интерактивными средствами урока математики (чем больше, тем лучше), либо непонимание смысла понятия «продуктивный». При подготовке к уроку учитель создает цифровые образовательные ресурсы как некие идеальные или реальные объекты, содержащие математическую информацию. Но наличие этих ресурсов не обеспечивает продуктивный характер учебной деятельности младших школьников.
Решение обозначенных проблем возможно на методическом уровне, который интегрирует в себе математические, психологические, педагогические знания и знания информационных технологий, и выражается в методическом сопровождении создаваемых и применяемых на уроке электронных образовательных ресурсов. Приведем некоторые положения методического сопровождения применения компьютерных технологий для обучения математике младших школьников:
1. Для каждого этапа урока целесообразно планировать один блок информации (1-3 слайда). Блоки информации должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это выражается в том, что блок информации на этапе актуализации знаний должен привести к постановке учебной задачи (частной, локальной, общей или перспективной), блок информации на этапе формирования знаний направлен на решение поставленной учебной задачи через систему учебных обучающих заданий, а блок информации этапа применения знаний направлен на формирование опыта использования математической информации в различных стандартных и нестандартных ситуациях под действием самоконтроля и самоанализа.
2. Использование слайдов должно обязательно сочетаться с индивидуальными средствами обучения (раздаточным материалом), которые обеспечивают сопровождение умственной деятельности моторной. Возможно сочетание слайдов с работой в учебнике, с тетрадью на печатной основе (если она предусмотрена технологией обучения математике), с работой в личной тетради младшего школьника, самостоятельной деятельностью учащихся;
3. Математическое содержание, то есть математические понятия и общие способы действий - главный элемент урока математики. Поэтому на каждом этапе урока слайды должны отражать существенные признаки математической информации, вариативность существенных и несущественных признаков математических понятий и способов действий, раскрывать новые связи и отношения изучаемых понятий с ранее изученными, систематизировать изучаемую математическую информацию. Системность может быть обеспечена рассмотрением математических понятий и общих способов действий с точки зрения других понятий, постановкой различных вопросов к одному и тому же математическому объекту, классификации математических объектов, аналогии.
4. Смена видов деятельности младших школьников должна обеспечиваться не сменой математических заданий («Найдите значение выражения», «Реши задачу» и т.д.) на слайде, а сменой методических приемов, направленных на организацию продуктивной деятельности с информацией, содержащейся на слайде. Это, прежде всего, методические приемы выбора математических моделей, сравнения моделей, преобразования и конструирования в соответствии с заданной целью, которые побуждают к активной мыслительной деятельности, опираются на опыт и интуицию детей, включают в процесс усвоения различные психические процессы: эмоции, волю, чувства и др.;
5. При разработке информации для каждого слайда необходимо ориентироваться на трудности, которые учащиеся испытывают при изучении того или иного математического понятия. Трудности возникают тогда, когда младший школьник не может наполнить содержанием изучаемое абстрактное математическое понятие, что приводит к формальному усвоению знания. Так например, младшие школьники испытывают большие трудности при выборе арифметического действия когда речь идет об операциях «увеличить на...» или «увеличить в.». Проблема состоит в том, что в основе каждой операции лежат различные способы действий. В этом случае школьнику необходимо продемонстрировать существенные признаки каждого действия в сопоставлении. Такую демонстрацию можно организовать через динамическую модель, работая с которой дети наблюдают, что изменяется при увеличении на несколько единиц (предметы появляются постепенно по одному) или увеличении в несколько раз (предметы появляются равными группами);
6. Чтобы учебная деятельность младших школьников стала личностно значимой для каждого, необходимо обсуждать результаты решения учебных заданий, которые предлагают школьники. Результаты выполнения заданий можно вынести на слайд, размножив исходную модель. Слайды с информацией можно распечатывать, чтобы обеспечить самостоятельное выполнение задания каждым школьником с последующим обсуждением.
Таким образом, решение проблем применения компьютерных технологий в начальной школе на методическом уровне позволяет обеспечить выполнимость критериев современного урока математики.
Список литературы:
1. Методика начального обучения математике / Под ред. Л.Н. Скатки-на. - М.: Просвещение, 1972.
2. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение / Н.Б. Истомина. - Смоленск: Ассоциация XXI, 2009.
3. Образование Амурской области в условиях реализации приоритетного национального проекта / Редакционная коллегия: E.H. Гудим, Г. А. Серебрякова, H.A. Пархоменко: Записка / Амурстат. - Благовещенск, 2010.
4. Степаненко О.В. Разработка и использование авторских цифровых образовательных ресурсов в практике начальной школы / О.В. Степаненко // Начальная школа. - 2009. - № 6. - С. 65-71.