Научная статья на тему 'Проблемы интеграции естественно-научного и гуманитарного образования в естественно-техническом лицее'

Проблемы интеграции естественно-научного и гуманитарного образования в естественно-техническом лицее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы интеграции естественно-научного и гуманитарного образования в естественно-техническом лицее»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В. И. ИВЛЕВ, руководитель научно-методиче-ской секции физического образования РУО, профессор

С. В. СЫРЦОВА, завуч естественно-технического лицея

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО

И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕСТЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ

Шестой год работает естественно-технический лицей при Институте физики и химии МГУ им. Н. П. Огарева. Около

девяноста его выпускников учатся на разных факультетах университета, причем не только на естественных и технических. Лицей является субъектом Регионального учебного округа. По ряду

причин основная работа секции физического образования РУО проводится на базе этого лицея, который фактически стал полигоном для отработки не только современных педагогических и методических идей в преподавании физики, но и интеграционных процессов по вертикали („школа — вуз“) и по горизонтали (межпредметная интеграция внутри школы). Это специфическое образовательное учреждение сочетает в себе черты как лицея в современной его интерпретации (наличие профессиональной ориентации), так и гимназии

(достаточно серьезное внимание гуманитаризации образования, широта его направленности). Основой для такого сочетания служит следующее положение: создать красивую научную теорию, совершенный образец новой техники может лишь человек с достаточно высоким уровнем общей

культуры

уровнем

с развитым эстетическим

чувством.

Важнейший' компонент человеческой культуры — современное миропонимание. Каждый культурный человек должен понимать, в каком мире он живет, что представляет собой материальный

мир (т. е. природа), каковы присущие ему законы, в каком направлении он развивается. Законы природы гораздо существеннее законов, установленных государством. Последние можно нарушить, можно изменить или отменить, приняв новые. Законы природы нерушимы, их нельзя ни проигнорировать, ни изменить. Человек может лишь их понять и использовать свои знания о них в практических целях. Таким образом, изучение наук о природе абсолютно необходимо для формирования современного культурного человека. На этом базируется один из важнейших принципов обучения в нашем лицее: естественно-научное и гуманитарное направления образования должны быть взаимосвязаны, должны взаимно дополнять друг друга, формируя у ребенка единое научное мировоззрение.

Крупнейший российский естествоиспытатель и мыслитель академик В. И. Вернадский рассматривал человека как важнейшее звено в процессе эволюции природы: человек не только подвергается влиянию природных процессов, но и способен, будучи носителем разума, целенаправленно воздействовать на эти процессы. По словам физика-теоретика, одного из создателей квантовой физики, В. Гейзенберга, „в поле зрения современной науки прежде всего — сеть взаимоотношений человека с природой, те связи, в силу которых мы, телесные су-ества, представляем собой часть при->ды, зависящую от поутих ее частей, и

© В. И. Ивлев, С. В. Сырцова, 1998

в силу которых сама природа оказывается предметом нашей мысли и действия только вместе с самим человеком “

Процесс обучения и воспитания в естественно-техническом лицее строится исходя из логической цепочки: единство природы и человека как части природы — единство наук о природе и человеке — комплекс учебных дисциплин в максимальной взаимосвязи их друг с другом. Эта цепочка является основополагающим принципом идеи естественно-технического лицея.

Стержнем организации учебного процесса является базовый учебный план, включающий необходимый минимум обязательных предметов. Рабочий учебный план составляется ежегодно для каждого очередного набора учеников и утверждается Советом лицея. В основу учебного плана лицея положен принцип сбалансированности учебных дисциплин, отсутствия перекоса в пользу какой-либо одной из них, в том числе базовой. При отборе учебного материала в программах учебных дисциплин использован принцип генерализации, при котором главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий и методов науки, обобщению широкого класса физико-химических явлений на основе современных теорий.

„Запоминается лишь то, что востре-буется!“ Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы наиболее важные элементы его содержания повторялись как можно чаще и в разном контексте. Такие возможности предоставляет межпредметная интеграция. Программой развития лицея предусматривается формирование единой системы научно-методической работы, которая получила название „Система межпредметной интеграции в естественнотехническом лицее“ Базовым предметом для интеграции выбрана физика, которая изучает наиболее фундаментальные явления и законы природы, наиболее глубинные свойства материальных объектов, присущие как неживой, так и живой природе. „Физика составляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени, “ — так. выразил американский физик И. Раби идею единства естественно-научного и гуманитарного образования. Заметим, что французский писатель А. Моруа приписывает английскому

писателю О. Хаксли высказывание о недопустимости считать образованным человеком того, кто читал Шекспира, но не знает второго закона термодинамики.

Интеллектуальное воздействие фундаментальных исследований в области естественных наук, в частности физических исследований, необычайно велико. Ничто так не способствует росту интеллектуального уровня, как „выявление первоначал вещей и первопричин явлений составляющее главную задачу физики. Для современной картины мира характерна теснейшая связь представлений различных наук: физики и химии, физики и биологии, биологии и химии, и т. д. Результатом этой связи стало возникновение в наше время „комбини-рованных“ наук, таких, как физическая химия, химическая физика, биофизика, биохимия, геофизика и др. Причина тому — единство природы. А человек — неотъемлемая часть природы.

Название лицея — естественно-технический — отражает в числе других и тот факт, что будущих специалистов технического профиля здесь нацеливают на работу по созданию такой техники, которая, давая человеку новые возможности, не нарушала бы его естественную среду обитания. Кроме того, любая техника может быть сделана лишь на основе законов природы (физических, химических, биологических) и только из тех материалов, которые либо встречаются в природе, либо могут быть получены искусственно, но из тех же естественных компонентов.

Особое внимание хотелось бы уделить проблемам интеграции естественно-технических и гуманитарных предметов. Эти проблемы, как следует из сказанного выше, весьма актуальны и достаточно сложны. Например, одному из учителей литературы предлагается интеграционная тема: „Природа и техника в литературе и искусстве44 Тема очень важна для нашего лицея, но ее выполнение сопряжено с большими трудностями не только сущностного, но и психологического характера, так как может быть воспринята как подталкивание учителя литературы к рассмотрению законов природы, изучаемых естественными науками. Разумеется, такой подход не только нецелесообразен, но и может дать результат, прямо противоположный

/

желаемому. Очевидно, цель этой работы (и соответственно ее методы) должна быть иная. Здесь следует выделить по крайней мере два момента. Во-первых, на уроках литературы можно акцентировать внимание учащихся на художественном понимании явлений природы, что подтолкнет их к наблюдению за этими явлениями, а наблюдение — первый этап исследования. Во-вторых; ученикам можно дать задание: подобрать отрывки из литературных произведений с описанием явлений природы, иллюстрирующие законы физики, химии, биологии. Затем уже учителя указанных предметов могут воспользоваться этими материалами на своих уроках или внеклассных мероприятиях.

Инженер, конструктор, технолог, научный работник — все это люди интеллектуального труда, который немыслим без хорошего знания родного языка. Кроме того, точные науки требуют и точных языковых формулировок. Вот почему повышенное внимание уделяется в лицее русскому языку. В частности, на его изучение в учебном плане лицея добавлено по одному часу в неделю в десятом и одиннадцатом классах. Совершенствование знаний русского языка в этих классах идет не по типовой программе, а в рамках специального курса „Культура речи“. Разработкой уроков с учетом специфики лицея занимается учитель русского языка и литературы В. А. Сизи-кова. Она составила программу двухгодичного факультативного курса „Культура речи“ в объеме 72 ч, необходимые методические материалы. Основная интеграционная идея этого курса заключается в том, что выработка навыков правильной устной и письменной

речи — одна из важнейших задач учебного процесса и одновременно один из способов формирования интеллекта учащихся и культуры их поведения.

Программа курса содержит разделы, посвященные анализу научной и технической речи („Научный стиль языка“), развитию навыков подготовки рефератов, научных сообщений и т. п. Особенно подробно рассматриваются вопросы научного стиля языка. Дается теоретический материал: значимость точности, доказательности, аргументированности и строгой системности для изложения научных проблем на конкретных примерах

научных текстов (статьи учебника, словаря) ; показываются лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности научного стиля, их подчиненность его целевой установке. У учащихся фор-

мируется умение узнавать научный стиль речи, вырабатываются навыки построения устного и письменного ИЗЛОЖЄ' ния с условием употребления в нем терминов, характерных морфолого-син-таксических конструкций и в соответствии с требованиями логики как индуктивного, так и дедуктивного типа.

В лицее изучается лишь один иностранный язык — английский как наиболее характерный для современной научной и технической литературы. В старших классах выделены дополнительные часы на изучение технического английского языка. Разработкой курса „Технический английский язык“ и его методического обеспечения активно занимаются учителя английского языка Т. С. Лашкина и Е. А. Казанина. На их уроках учащиеся знакомятся с различными видами технического перевода, с источниками научной и технической информации, правилами пользования ими. Ребята относятся к изучению нового предмета с большим интересом и демонстрируют хорошие знания. Основная трудность в разработке и преподавании курса — отсутствие аналогов, а также учебников и методического обеспечения. Главное направление работы педагогов в ближайшие два-три года — подбор научных и технических текстов и составление на этой базе учебного пособия по курсу.

Мордовским РИПКРО программы курсов „Культур^ речи“ и „Технический английский язык“ признаны оригинальными и рекомендованы к использованию в учебном процессе.

Интеграция естественно-научных и гуманитарных предметов в лицее идет в направлении не только от вторых к первым, но и наоборот. Так, например, широко развита практика написания учениками сочинений-рефератов по физико-технической тематике (главным образом, по заданию учителей физики). Основная задача этих рефератов — формирование и закрепление системы знаний по предмету. Однако параллельно решается и задача повышения языковой

грамотности — учитель обращает внимание учеников на грамматические и стилистические ошибки и погрешности.

Конечно, нами затронуты далеко не все проблемы интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования. Эти проблемы актуальны не только для

естественно-технического лицея, но и для любого другого образовательного учреждения. Хотелось бы надеяться, что обучение методам их решения станет одним из важнейших компонентов подготовки и

учителеи вузовских педагогов.

средних

кол, и

В. А. ШАЛАЕВА, доцент кафедры педагогики МГУ им. Н. П. Огарева

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В последние годы в системе дидактической подготовки будущего учителя идет поиск путей активизации процесса обучения. Как показывают наши исследования, вместо старой дидактики в общеобразовательной и высшей школе, направленной на воспроизведение готовых знаний, развивается дидактика творческой активности.

В традиционном процессе обучения студенты, учащиеся играют пассивную роль: слушают, запоминают, воспроизводят то, что дает им учитель-педагог. Такая методика обучения слабо развивает обучаемого. Одним из путей активизации познавательной деятельности школьника являются новые технологии и методы обучения самого учителя. Последние получили название „активных “ Это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Главной особенностью новых технологий, внедряемых в систему обучения, становится их гуманистическая направленность.

Среди активных методов обучения особого внимания заслуживает игровое моделирование. В качестве основного способа игрового моделирования педагогической деятельности в условиях подготовки будущих учителей выступает обучение на элементах микропреподавания: составление и решение педагогических ситуаций, которые являются исходной точкой инновационных процессов в системе личностно-ориентированного образования.

Именно с разработкой идеи личност-но-ориентированного обучения связывается в образовательной политике переход от авторитарной педагогики к педагогике развития. Это прежде всего проявляется в изменении статуса предметных знаний: из основной цели обучения они превра-щаются в средство постижения школьниками и студентами окружающего мира, их личностного восприятия, что особенно важно в системе педагогических дисциплин и практической подготовки будущего учителя.

В сложившейся системе образования

© В. А. Шалаева, 1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.