Научная статья на тему 'Проблемы информационной безопасности в системе ОВД: личностный аспект'

Проблемы информационной безопасности в системе ОВД: личностный аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
394
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / УСЛОВИЯ СЛУЖБЫ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРЕСС-НАВЫКИ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белов Михаил Владимирович, Аникин Евгений Иванович

В статье поднимается вопрос о проблеме профессиональной деформации сотрудников ОВД, создающей угрозу общественной безопасности. Сделана попытка увязать проблемы профессиональной деформации с процессом адаптации сотрудников ОВД к условиям службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белов Михаил Владимирович, Аникин Евгений Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы информационной безопасности в системе ОВД: личностный аспект»

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ОВД: ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ

© БбЛОЕ Михаил Владимирович

кандидат юридических наук, доцент кафедры правовой социологии и психологии Саратовского юридического института МВД России 8 (845-2) 379-183 И уа1епс1а_75@ mai1.ru

© АНИКИН Евгений Иванович

курсант Саратовского юридического института МВД России 8 (845-2) 379-183

м

В статье поднимаетсявопрос о проблеме профессиональной деформации сотрудников ОВД, создающей угрозу общественной безопасности. Сделана попытка увязать проблемы профессиональной деформации с процессом адаптациисотрудников ОВДкусловиямслужбы.

Ключевые слова: профессиональная деформация, адаптация, условия службы, коммуникативная компетентность, стресс-навыки, планирование.

Вс

ч

(современных социально-экономических, политических, организационных и информационных условиях значительно возросли требования к компетентности, профессионализму кадров органов внутренних дел, строгому соблюдению ими правовых и нравственных норм поведения. Качественное выполнение органами внутренних дел стоящих перед ними задач, совершенствование оперативно-служебной деятельности напрямую зависят от формирования у сотрудников высоких профессионально-нравственных качеств, укрепления морально-психологического климата, дисциплины в служебных коллективах. Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел наряду с развитием и закреплением определенных и крайне важных положительных качеств, необходимых для надлежащего исполнения возложенных на них служебных обязанностей способствует зарождению и развитию крайне нежелательных и негативных изменений в их личности. В таких случаях и говорят о профессиональной деформации, присущей конкретному сотруднику. В современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни российского общества, данная тема приобретает особо важное звучание. Исследованием проблем профессиональной деформации занимались такие ученые, как М. Баранов, Н. Витрук, С.П. Безносов, С.Е. Борисова, А.В. Буданов, Н.Г. Калугина,

В.Н. Кудрявцев, А.А. Молчанов, С.Е. Пиняева, Н.В Андреев и другие.

Деформация происходит от латинского deformatio - искажение, изменение. Профессиональная деформация личности - это негативное изменение психической структуры, моральных и физических качеств личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей [1]. Профессиональная деформация личности сотрудника органов внутренних дел - это негативное изменение его личностных черт и качеств, приводящее к искажению общественной и моральной направленности его профессиональных действий и других поведенческих актов, то есть таких изменений в его характере, стереотипах восприятия, мышления и поведения, ценностных установках, манере общения, которые возникают под влиянием профессиональной роли. На уровне личности профессиональная деформация распространена среди представителей профессий типа «человек - человек»; замечено, что интенсивно подвергаются деформирующему воздействию сотрудники органов внутренних дел. Объективно это обусловлено содержанием, организацией и условиями служебной деятельности, нравственно-психологическими и криминологическими характеристиками ее объекта, особенностями ближайшего социального окружения сотрудников. Профессиональная деформация личности здесь представляет собой комплекс

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

специфических, взаимосвязанных изменений в ее структуре, возникающих в результате выполнения правоохранительной деятельности как основной профессии. Эти изменения возникают и проявляются на уровнях состояний, свойств личности, сознания и подсознания. Сущность наиболее значимых изменений заключается в следующем. Во-первых, это гипертрофия профессионально важных качеств, их трансформация в противоположные: бдительность превращается в подозрительность, уверенность - в самоуверенность, требовательность - в придирчивость, пунктуальность

- в педантизм и т.д.[2; с. 35]. Во-вторых - актуализация и развитие социально негативных черт, таких как жестокость, мстительность, цинизм, вседозволенность, профессиональная корпоративность. В-третьих — угнетение и дальнейшая атрофия качеств, которые субъективно оцениваются как второстепенные, излишние. Данные изменения затрагивают профессиональную самооценку, мотивацию, перцептивные средства общения. Некоторые характеристики приобретают извращенную форму. В наибольшей мере это касается такой важной сферы правосознания, как ценностные представления о целях, методах и приемах профессиональной деятельности. В-четвертых

- несоразмерное, дисгармоническое, а в дальнейшем - искаженное соотношение и взаимодействие отдельных качеств, их групп. Таких, в частности, как гибкости и шаблонности профессионального мышления, объективности и тенденциозности восприятия и понимания других людей, служебных и внеслужебных интересов, органических и культурно-эстетических потребностей. Главным принципом здесь становится не объединение и стимулирование развития под общим вектором, а подчинение, угнетение одного за счет абсолютизации другого. Перечисленные изменения, будучи взаимосвязанными, могут не совпадать по времени возникновения, темпам развития, и у конкретных сотрудников характеризоваться разным «временным» сочетанием.

Проявление профессиональной деформации развивается у сотрудника ОВД вследствие приобретения, в той или иной степени, таких черт, как беспринципность, бесчувственное, формальное отношение к людям, отсутствие сопереживания, сострадания, максимализм в суждениях, властность, холодность, замкнутость, излишняя серьезность, цинизм, бесчестность, корыстность, бессовестность, безразличие к личности как объекту профессиональной деятельности. Все это вызывает мстительное, злобное, подозрительное отношение к людям, сознательное нарушение

основных принципов и норм морали (долга, совести, ответственности, чести и достоинства), низкий профессиональный уровень знаний, неправильное понимание властных полномочий, злоупотребление ими, халатность, волокита и нарушение сроков разрешения материалов о совершенных преступлениях и административных правонарушениях, вынесение необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел, фальсификацию доказательств, документов, излишнюю подозрительность при расследовании уголовных дел и проведении предварительных проверок по делам административного производства. Продолжительное воздействие отрицательных факторов формирует у сотрудников стереотип хладнокровного, безразличного отношения к физическим и моральным страданиям людей. При отсутствии мер компенсирующего характера у сотрудников отмечается снижение работоспособности, стрессоустойчивости, появляется состояние апатии, тревожности, неуверенности в себе. Чувство тревоги представляет собой постоянное препятствие, сильный барьер для самостоятельной, творческой, инициативной и полноценной профессиональной деятельности. Эпизодическая, а тем более хроническая тревога не позволяет сотруднику браться за нетрадиционные, новые способы решения оперативных задач, стандартизирует его поведение, заставляет действовать по шаблону, что, как правило, приводит к ошибкам, усиливает тревогу и напряженность. Все это можно оценить как сигнальные, начальные этапы кризиса мотивации профессиональной деятельности. Закономерным итогом являются примитивизация интересов и потребностей личности, колебания настроения, частая смена объектов общения, поиск суррогатных форм общения, средств для компенсации негативного психического состояния (алкоголизация, неразборчивость в связях и знакомствах, наркомания и др.).

Причинами профессиональной деформации, по мнению многих авторов, являются: 1. Объективные факторы: постоянные физические и психические перегрузки, переутомление, последствия конфликтных ситуаций; негативное влияние преступного мира на сотрудников, недостатки в организации управления деятельностью ОВД, отрицательное влияние товарищей по службе, злоупотребляющих властными полномочиями, равнодушие, халатное отношение к служебным обязанностям, отсутствие постоянного контроля со стороны непосредственного начальника за деятельностью сотрудников ОВД, плохое оперативно-техническое оснащение,

Информационная безопасность регионов. 2008. № 2 (3)

неблагоприятные бытовые условия и семейные отношения[з; с. 8о].

2. Субъективные факторы: низкий профессиональный уровень, психологическая неподготовленность сотрудников к работе, отсутствие навыков контролировать свое поведение, неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, неумение отделить интересы дела от интересов карьеры, позиция собственной исключительности, завышенная самооценка, неумение работников снимать психологические стрессы, отвлекаться от негативных эмоций во внеслужебных отношениях и в семье.

3. Негативные социально-психологические факторы: грубость и неуравновешенность руководителей, социальная, групповая, национальная нетерпимость, влияние неформальных лидеров, общественного мнения.

По-нашему мнению, уровень профессиональной адаптации напрямую зависит от степени эффективности профессиональной адаптации молодого сотрудника к условиям службы. Адаптация сотрудника ОВД - процесс привыкания сотрудника, не имеющего стажа службы в практических органах к изменившимся условиям жизнедеятельности в системе ОВД. Адаптация сотрудников ОВД также является объектом пристального внимания специалистов, однако, к сожалению, проблемы адаптации и профессиональной деформации рассматриваются изолированно, в отрыве друг от друга. По-нашему мнению, неэффективная адаптация молодого сотрудника к условиям службы является мощнейшим фактором, базой для развития деформационных процессов.

Эффективность процесса адаптации молодых сотрудников зависит от множества объективных и субъективных факторов, обусловленных интенсивными информационными нагрузками. Наиболее существенное негативное влияние, на наш взгляд, оказывают следующие явления:

Низкая коммуникативная компетентность молодых и опытных сотрудников подразделения. К сожалению, ни те, ни другие часто не имеют представления о правилах и методиках профессионального общения. Даже при внешне нормальных отношениях в коллективе возникают и множатся конфликты из-за некорректного поведения, неумения высказывать свое мнение, из-за попыток манипулирования молодыми сотрудниками, из-за неумения последних обратиться за советом и помощью к более опытным сотрудникам и т.д. Особенно тяжелое положение складывается в том случае, если подобных навыков не имеет и руководитель

подразделения. Коммуникативная компетентность во многом обусловлена индивидуально-психологическими врожденными качествами личности сотрудника. Однако и при низких показателях степени развития коммуникативных способностей можно в значительной мере компенсировать этот недостаток при помощи обучения имеющимся в арсенале психологов и конфликтологов техникам, позволяющим эффективно решать задачи в процессе профессионального общения.

Неумение и нежелание планировать деятельность. Резкое повышение интенсивности нагрузок у молодого сотрудника заставляют его действовать в состоянии постоянного цейтнота, острого дефицита времени. В данной ситуации особое значение играет грамотная организация планирования своей деятельности. Сотрудники либо пренебрегают данными возможностями, считая их лишней тратой времени, либо не обладают необходимыми знаниями и навыками. В любом случае аргументируют это отсутствием времени. Значительный вред в деле планирования собственной деятельности сотрудников наносит специфическая организация нормативного планирования в системе МВД. Часто сотрудники ссылаются на то, что они и так планируют свою деятельность согласно приказам и инструкциям. Однако следует помнить, что подобные планы изначально имеют специфическую отчетно-контрольную направленность. Их назначение - осуществление контроля эффективности деятельности сотрудников и подразделений. Цель личного планирования - эффективное распределение времени, организация щадящего режима работы, сохранение хорошего самочувствия и здоровья.

Отсутствие антистресс-навыков. В последнее время часто обращают внимание на экстремальный характер деятельности милиции. Значительные психические, информационные нагрузки, конфликтный характер деятельности, опасность для жизни и здоровья, осознание социальной незащищенности, плохие материальные условия - все эти и многие другие факторы подрывают здоровье сотрудников. Особое значение они имеют для лиц, только что поступивших на службу. Новички особо чутко чувствуют перемены, сознают свое новое качество специалиста, который может начать карьеру и в другой сфере. Они еще не включились в единый социальный механизм подразделения, поэтому не связаны какими-то дополнительными узами. Все это - объективные факторы, которые могут быть нейтрализованы в том случае, если молодой сотрудник будет уметь преодолевать имеющиеся трудно-

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

сти и управлять своим эмоциональным состоянием, не допуская кризисных ситуаций, когда он может принять неадекватное решение. Антистресс-навыки позволяют решить эти задачи при минимальных затратах. К сожалению, негативное отношение к подобным методикам еще не полностью изменилось, а там, где психологи пытаются внедрять их в повседневную жизнь, часто все ограничивается теоретическими занятиями в процессе служебно-боевой подготовки.

Перечисленные проблемы, мешающие процессу адаптации, не являются единственными в своем роде. Однако они оказывают наиболее ощутимый урон в деле адаптации и, кроме того, в решении подобных вопросов уже накоплен достаточный позитивный, научный и методический опыт, а значит, умелое применение соответствующих опробованных методик достоверно и в значительной степени повысит эффективность адаптационных процессов. Единственной задачей вышеназванных субъектов адаптационной деятельности является четкая координация усилий и желание достичь поставленной цели.

С учетом этих проблем должна строиться работа по профилактике профессиональной деформации сотрудников ОВД. Для организации эффективной системы противодействия профессиональной деформации сотрудников ОВД, по нашему мнению, необходимо осуществлять системное сопровождение молодых сотрудников, в том числе и выпускников учебных заведений системы МВД России, по следующим направлениям:

1. Повышение коммуникативной компетентности сотрудников.

2. Обучение сотрудников основам планирования и хроносейвинга (умению грамотно распределять рабочее и свободное время).

3. Развитие антистресс-навыков.

Все эти направления могут быть реализованы на практике посредством тренинговых методик, подробное описание которых в настоящее время широко представлено в научной литературе. Однако для достижения поставленных задач потребуется взаимодействие всех субъектов воспитательной работы, начиная от начальника органа внутренних дел и заканчивая психологом-инспектором отдела кадров. Это позволит в условиях дефицита времени организовать подобные мероприятия в рамках занятий по служебно-боевой подготовке.

Библиографический список

1. Баранов М., Витрук Н. Правосознание работником милиции: мифы, деформация, стереотипы [Текст] // Право и жизнь. - 1992. - № 1. - ISSN 1561-9494.

2. Борисова С.Е. Профессиональная деформация личности сотрудника [Текст] // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. - М., 2003. - ISBN 5-903040-01-2.

3. Калугина Н.Г. Нравственно-профессиональная деформация сотрудников ОВД и пути ее преодоления [Текст] // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1997. - №1.- ISSN 1812-9226.

^/////////////////ш^

1

I ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС I 1 ПО КАТАЛОГУ АГЕНТСТВА | 1 «РОСПЕЧАТЬ» |

1 36829 J

S////////////////////^^^^

Информационная безопасность регионов. 2008. № 2 (3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.