Научная статья на тему 'Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе'

Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1923
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ / HEALTH CARE ACTIVITY / AN EDUCATION SYSTEM / INTER-REGIONAL COORDINATION COUNCIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айзман Роман Иделевич, Казин Эдуард Михайлович, Федоров Андрей Иванович, Шинкаренко Андрей Семенович

В статье рассматриваются основные проблемы здоровьесберегающей деятельности в системе образования: низкий уровень профессиональной компетентности педагогических работников, научно-методической, материально-технической, информационной базы; неудовлетворительное использование здоровьесберегающего потенциала ряда образовательных программ; отсутствие механизма ведомственного и межведомственного сотрудничества, неразвитость нормативно-правовой базы. Ставятся неотложные задачи по решению этих проблем и определяются основные направления деятельности созданного координационного совета по вопросам здоровья обучающихся и педагогов в рамках Экспертного Совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете по образованию Госдумы РФ. В статье излагаются итоги межрегионального координационного совещания в г. Кемерово (14–15 октября 2013 г.), посвященные этим вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айзман Роман Иделевич, Казин Эдуард Михайлович, Федоров Андрей Иванович, Шинкаренко Андрей Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and aims of health care activity in the education system at the present stage

In article the main problems of health care activity in an education system, such as: low level of professional competence of pedagogical workers and scientifically–methodical, material, information base; unsatisfactory use of health care activity – potential of some educational programs; absence of the mechanism of departmental and interdepartmental – cooperation, backwardness of standard–legal base are considered. Urgent problems for the decision of these problems are put and the basic directions of activity of the created coordination council on health of pupils and teachers within the frame of Advisory council on health and physical training of the State Duma of the Russian Federation at Committee of Education are defined. In article results of inter-regional coordination meeting in Kemerovo (on October, 14–15th, 2013), devoted to solution of these problems are stated.

Текст научной работы на тему «Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе»

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin

1(17) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Р. И. Айзман, Э. М. Казин, А. И. Федоров, А. C. Шинкаренко

УДК 373.3 + 614

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ*

Р. И. Айзман (Новосибирск, Россия), Э. М. Казин, А. И. Федоров,

А. C. Шинкаренко (Кемерово, Россия)

В статье рассматриваются основные проблемы здоровьесберегающей деятельности в системе образования: низкий уровень профессиональной компетентности педагогических работников, научно-методической, материально-технической, информационной базы; неудовлетворительное использование здоровьесберегающего потенциала ряда образовательных программ; отсутствие механизма ведомственного и межведомственного сотрудничества, неразвитость нормативно-правовой базы. Ставятся неотложные задачи по решению этих проблем и определяются основные направления деятельности созданного координационного совета по вопросам здоровья обучающихся и педагогов в рамках Экспертного Совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете по образованию Госдумы РФ В статье излагаются итоги межрегионального координационного совещания в г. Кемерово (14-15 октября 2013 г.), посвященные этим вопросам.

Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, система образования, межрегиональный координационный совет.

* Статья подготовлена по результатам работы Всероссийской научной школы с Международным участием «Опыт использования мониторинга здоровья и физической подготовленности учащейся молодежи» (12-14 ноября 2013 г.).

Айзман Роман Иделевич - доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: roman.aizman@mail.ru

Казин Эдуард Михайлович - доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой физиологии человека и валеологии, Кемеровский государственный университет.

E-mail: valeol@kemsu.ru

Федоров Андрей Иванович - доктор биологических наук, профессор, директор, Кемеровский областной психолого-валеологический центр.

E-mail: opvc@mail.ru

Шинкаренко Андрей Семенович - аспирант кафедры педагогики, Кемеровский государственный университет.

E-mail: valeol@kemsu.ru

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

1(17) 2014

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Состояние физического, психического и духовно-нравственного здоровья участников образовательного процесса остается в числе актуальных проблем отечественного образования [1; 6; 10]. На здоровье обучающихся, помимо организационных, социальноэкономических и климато-географических факторов, негативное влияние оказывает и целый ряд других компонентов, связанных с процессом обучения: высокая интенсивность образовательного процесса, низкая физическая активность обучающихся, несоблюдение требований СанПиН, несбалансированное питание, неэффективная организация учебной деятельности, отсутствие медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и др. [7].

Система образования испытывает следующие трудности в организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в образовательных организациях:

- низкий уровень профессиональной компетентности педагогических работников, научно-методической, материально-технической, информационной обеспеченности деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;

- неудовлетворительное использование здоровьесберегающего потенциала содержания ряда образовательных программ (биология, химия, физика, русский язык и литература, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, музыка и др.);

- отсутствие механизма ведомственного и межведомственного сотрудничества в сохранении и укреплении здоровья обучающихся;

- недостаточное включение в систему образовательных организаций организационно-управленческих структур и механизмов, обеспечивающих результативность деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;

- несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей осуществление здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях [8-9].

Не случайно анализ состояния здоровья обучающихся в условиях различных образовательных организаций свидетельствует о тенденции снижения уровня здоровья детей и подростков. Президент Российской Федерации В. В. Путин 13 марта 2013 г. в своем выступлении отметил: «Мы сталкиваемся с

крайне тревожными тенденциями: в 14 лет две трети детей России уже имеют хронические заболевания, у половины - нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; до 40 % призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физической подготовки военнослужащих». Не лучше ситуация со здоровьем студентов - до 80 % имеют низкие резервы физического и психического потенциала.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.; Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Указами Президента Российской Федерации № 598 от 7 мая 2012 г. «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», № 606 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», № 761 от 1 июня 2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», государственной про-

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

1(17) 2014

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

граммой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы; приказом Минобрнауки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 26 декабря 2012 г., Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, общего и профессионального образования актуальными задачами являются: формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся; возрождение и сохранение духовно-нравственных, гражданских традиций и семейных ценностей; совершенствование и повышение результативности реализуемых программ профилактики аддик-ций, развитие физической культуры и спорта [1].

Решение данной задачи предполагает:

- создание адаптивно-развивающей и безопасной среды в образовательных организациях;

- подготовку, переподготовку и регулярное повышение квалификации педагогических и управленческих кадров;

- укрепление межведомственного взаимодействия в развитии научноисследовательской деятельности и практическом выполнении мониторинговых исследований, а также содействие в разработке их нормативного и аппаратно-программного обеспечения, методическом сопровождении деятельности образовательных организаций в области здоровьесбережения;

- включение организационно-управленческих, структур и механизмов, обеспечивающих результативность деятельности образовательных организаций по

сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

В этой связи предъявляются новые требования к профессиональным компетенциям педагогов и специалистов системы образования, перед которыми встали задачи разработки образовательных программ, формирования универсальных учебных действий, осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников, эффективного управления всей деятельностью по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса [2-3; 5].

Целью здоровьесбережения участников образовательного процесса является содействие образовательным организациям в обеспечении достижения личностных, метапред-метных, предметных результатов образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, создании условий для сохранения и укрепления здоровья детей, полноценного личностного развития обучающихся и воспитанников с учетом их индивидуальных возможностей и особенностей.

Задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования:

• создать условия для сохранения и укрепления здоровья, личностного, интеллектуального, социального развития обучающихся, воспитанников и других участников образовательного процесса;

• проводить диагностику и мониторинговые исследования уровня физического и психического развития, сформированности культуры здоровья и безопасного образа жизни, состояния образовательной среды;

• осуществлять комплексную психо-лого-педагогическую и медико-социальную помощь и поддержку обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическому коллективу, администрации образовательной

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

1(17) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

организации по выявлению, профилактике и преодолению отклонений в развитии, обучении и социализации ребенка в процессе реализации ФГОС;

• осуществлять просветительскую деятельность по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни;

• способствовать распространению и внедрению в практику образовательных организаций новейших достижений в области отечественной и зарубежной психологии, педагогики, физиологии с целью повышения эффективности реализации ФГОС.

Таким образом, здоровье выпускников школы становится одним из важных показателей качества школьного образования [1; 4].

Теоретический и организационно-

практический опыт, накопленный в ряде регионов РФ, позволяет говорить о необходимости формирования адаптивно-развивающей и безопасной образовательной среды, которую можно определить как совокупность организационно-педагогических условий и психо-лого-физиологических факторов, способ-

ствующих реализации приспособительных возможностей индивидуума, сохранению и укреплению духовно-нравственного, психического и физического здоровья обучающихся и предупреждению аддиктивного поведения.

С позиций системно-деятелъностного, онтогенетического и компетентностного подходов цели образования, направленные на сохранение и укрепление здоровья, увеличение приспособительных возможностей организма и развитие здоровой личности можно охарактеризовать достаточно четко: развитие природных возможностей и психофизиологических способностей личности в различные периоды онтогенеза; обеспечение физического и личностного становления, социального созревания; содействие нравственному, фи-

зическому самосовершенствованию и профессиональному самоопределению учащихся старших классов, формирование и развитие социально-профессиональных компетенций студентов и педагогов [1; 9].

Одной из важнейших составляющих в структуре профессиональной культуры педагога является здоровьесберегающая компетентность, требующая постоянного углубления медико-биологических и психологопедагогических знаний, навыков рациональной организации образовательного процесса, формирования установок на здоровый и безопасный образ жизни.

Отношение к здоровью как к целостному многомерному феномену позволяет выделить пять основных критериев результативности здоровьесберегающей деятельности: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, инструментальнодеятельностный и адаптивно-ресурсный.

На основе вышеуказанных критериев могут быть разработаны и апробированы следующие основные направления оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений:

- динамика состояния физического и психического здоровья, физической подготовленности, функционального состояния и резервов организма;

- уровень готовности индивида к ведению здорового и безопасного образа жизни, выбору профиля обучения с учетом индивидуально-типологических особенностей субъектов образовательного процесса, устойчивость к различным видам аддик-ций;

- уровень готовности педагогов к здоровьесберегающей деятельности и сформиро-ванность адаптивно-развивающей образовательной среды.

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

1(17) 2014

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

В связи с этим необходима интеграция дошкольного, общего, профессионального, послевузовского и дополнительного образования, которая позволяет реализовать непрерывное здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса.

В настоящее время в ряде регионов РФ (Кемеровская, Новосибирская, Ростовская, Челябинская, Омская, Московская, Белгородская области и др.) разработаны и внедрены различные подходы, направленные на реализацию здоровьесберегающей деятельности в образовании и оценку ее эффективности, в частности система психолого-валеологи-ческих центров, методика комплексного мониторинга показателей индивидуального здоровья и адаптации субъектов образовательного процесса, электронный паспорт здоровья, саногенетический мониторинг и др.

Однако здоровьесберегающая деятельность в системе образования имеет разрозненный характер, отсутствует координация деятельности по здоровьесбережению как на федеральном, так и на межрегиональном уровнях, слабая преемственность подходов, используемых на разных образовательных уровнях, неразработан единый научнометодический подход к критериям оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности в сфере образования.

Таким образом, актуализируется необходимость создания в стране механизма межрегиональной координации деятельности образовательных организаций, позволяющего реализовать систему непрерывного здоровьесберегающего и безопасного сопровождения образовательного процесса на всех этапах обучения.

В этой связи проведение регулярных встреч представителей вузовской и академической науки с целью выработки общих

взглядов и решении, подготовка новых кадров в области здоровьесбережения является важным шагом в решении поставленных задач. Проведенное в октябре 2013 г. межрегиональное координационное совещание в г. Кемерово привело к созданию межрегионального координационного совета по вопросам здоровья обучающихся и педагогов в рамках Экспертного Совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете по образованию Госдумы РФ; Общероссийской общественной организации содействия укреплению здоровья в системе образования.

В рамках его деятельности планируется:

• провести анализ и обобщение существующих методических подходов и технологий, направленных на обеспечение здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций;

• создать банк инновационных программ и технологий, распространить передовой опыт в области здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций;

• осуществить отбор критериев эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций;

• рекомендовать к внедрению программы дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки по различным аспектам здоровьесберегающей деятельности;

• подготовить пакет предложений для Экспертного Совета по вопросам здоровья и физического воспитания, обучающихся при Комитете по образованию Госдумы РФ, Госдумы, Правительства, Минобрнауки, Минздрава, Минспорта РФ, руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ и руководителей организаций образования по вопросам содействия здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций;

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

1(17) 2014

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

• стимулировать разработку на конкурсной основе инновационных проектов, направленных на различные аспекты здоровьесберегающей деятельности;

• привлечь внимание общественности и средств массовой информации к проблеме сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения;

• в рамках Экспертного Совета по вопросам здоровья и физического воспитания, обучающихся при Комитете по образованию Г осдумы РФ создать информационноресурсный портал «Здоровьесберегающее образование»;

• с целью анализа и интеграции накопленного опыта под патронажем межрегионального координационного совета «Куль-

тура здоровья и безопасного образа жизни» организовать ежегодное проведение различных форм научно-практических мероприятий (школы, конференции, совещания, форумы и т. д.) по проблемам здоровья.

Международная научная школа-семинар «Опыт использования мониторинга здоровья учащейся молодежи», которая проводится 12-16 ноября 2013 г. на базе НГПУ, продолжит решение вопросов, поднятых в настоящей статье. Публикуемые в этом номере журнала статьи позволят подвести некоторые итоги мониторинговой деятельности образовательных учреждений разного уровня в области здоровьесбережения и расширить географию участников данного межрегионального проекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзман Р.И. Здоровье педагогов и обучающихся — ключевая задача современной школы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. -№ 3(7). - С. 24-35.

2. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В., Плетнёва Е.Ю., Рубанович В.Б. Мониторинг здоровья учащихся и педагогов с применением компьютера и программных средств // Народное образование. - 2010. - № 6. - С. 147-155.

3. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В., Рубанович В.Б. Компьютерная программа скрининг контроля состояния здоровья участников образовательного процесса // Сибирский учитель. - 2011. - № 2(75). - С. 36-39.

4. Айзман Р.И. Мельникова М., Косованова Л. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. - 239 с.

5. Айзман Р.И., Плетнёва Е.Ю. Роль учителя в формировании и мониторинге здоровья обучающихся // Здоровьесберегающее образование. - 2010. - № 5(9). - С. 93-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Айзман Р.И., Рубанович В.Б., Суботялов М.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие. - Новосибирск, 2010. - 286 с.

7. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей // Магистр. - 1999. - № 3. -С. 30-38.

8. Казин Э. М. , Касаткина Н. Э. , Руднева Е. Л. и др. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие / 3-е изд., перераб. - М.: Издательство «Омега-Л», 2013. - 443 с.

9. Казин Э.М., Працун Э.В., Краношлыкова О.Г., Федоров А.И. Формирование здоровьесберегающей компетентности педагогов в инфраструктуре образовательных учреждений

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

1(17) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

(методологические и организационно-педагогические аспекты) // Валеология. - 2013. -№ 3. - С. 38-44.

10.Рубанович В.Б., Айзман Р.И. Основы здорового образа жизни: учебное пособие. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 256 с.

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

1(17) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© R. I Aizman, E. M. Kazin, A. I. Fedorov, A. S. Shinkarenko

UDC 373.3 + 614

PROBLEMS AND AIMS OF HEALTH CARE ACTIVITY IN THE EDUCATION SYSTEM AT THE PRESENT STAGE

R. I Aizman (Novosibirsk, Russia), E. M. Kazin, A. I. Fedorov,

A. S. Shinkarenko (Kemerovo, Russia)

In article the main problems of health care activity in an education system, such as: low level of professional competence of pedagogical workers and scientifically-methodical, material, information base; unsatisfactory use of health care activity - potential of some educational programs; absence of the mechanism of departmental and interdepartmental - cooperation, backwardness of standardlegal base are considered.

Urgent problems for the decision of these problems are put and the basic directions of activity of the created coordination council on health of pupils and teachers within the frame of Advisory council on health and physical training of the State Duma of the Russian Federation at Committee of Education are defined. In article results of inter-regional coordination meeting in Kemerovo (on October, 14-15th, 2013), devoted to solution of these problems are stated.

Keywords: health care activity, an education system, inter-regional coordination council.

REFERENCES

1. Aizman R.I. Zdorov'e pedagogov i obuchayushchikhsya - klyuchevaya zadacha sovremennoi shkoly [Health of teachers and pupils - a key problem of modern school]. The Bulletin of Novosibirsk State Pedagogical University, 2012, vol. 7, no. 3, pp. 24-35.

2. Aizman R.I., Aizman N.I., Lebedev A.V., Pletneva E.Yu., Rubanovich V.B. Monitoring zdo-rov'ya uchashchikhsya i pedagogov s primeneniem komp'yutera i programmnykh sredstv [Monitoring of health of pupils and teachers with application of a computer and software]. National education, 2010, no. 6, pp. 147-155.

3. Aizman R.I., Aizman N.I., Lebedev A.V., Rubanovich V. B. Komp'yuternaya programma skrin-ing kontrolya sostoyaniya zdorov'ya uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa [The computer program of the screening control of a state of health of participants of educational process]. Siberian teacher, 2011, vol. 75, no. 2, pp. 36-39.

4. Aizman R. I., Mel’nikova M., Kosovanova L. Skrining-diagnostika zdorov'ya shkol'nikov i studentov. Organizatsiya ozdorovitel'noi raboty v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Screening-diagnostics of health of schoolboys and students. The organisation of improving work in educational organizations]. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH and Co. KG, 2011, 239 p.

5. Aizman R. I., Pletneva E. Yu. Rol' uchitelya v formirovanii i monitoringe zdorov'ya obuchayushchikhsya [Role of the teacher in formation and monitoring of health of the students].

Healthcare Education, 2010, vol. 9, no. 5, pp. 93-99.

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

1(17) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

6. Aizman R.I., Rubanovich V.B., Subotyalov M. A. Osnovy meditsinskikh znanii i zdorovogo obraza zhizni: uchebnoe posobie [Bases of medical knowledge and healthy way of life]. Novosibirsk, 2010, 286 p.

7. Bezrukih M. M. Shkol'nye faktory riska i zdorov'e detei [Shool risk factors and health of children]. The Magister, 1999, no. 3, pp. 30-38.

8. Kazin Э. M., Kasatkina D. C., Rudneva E. L., etc. Zdorov'esberegayushchaya deyatel'nost' v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika: uchebnoe posobie [Healthcare activity in an education system: the theory and practice: the manual]. Moscow, Publishing house ”Omega-l”, 2013, 443 p.

9. Kazin E. M., Pratsun E. V., Kranoshlykova O. G., Fedorov A. I. Formirovanie zdorov'esberegayushchei kompetentnosti pedagogov v infra-strukture obrazovatel'nykh uchrezhdenii (metodologicheskie i organizatsi-onno-pedagogicheskie aspekty) [Formation of healthcare competence of teachers in an infrastructure of educational institutions (methodological and organizational-pedagogical aspects)]. Valeology, 2013, no. 3, pp. 38-44.

10. Rubanovich V.B., Aizman R.I. Osnovy zdorovogo obraza zhizni: uchebnoe posobie [Bases of a healthy way of life]. Novosibirsk, 2011, 256 p.

Aizman Roman Idelevich, the doctor of biological sciences, the professor, the head of department of anatomy, physiology and safety of life, Novosibirsk State Pedagogical University.

E-mail: roman.aizman@mail.ru

Kazin Eduard Mihailovich, the doctor of biological sciences, the professor, the head of department of physiology and valeology, Kemerovo State University.

E-mail: valeol@kemsu.ru

Fedorov Andrey Ivanovich, the doctor of biological sciences, the professor, the head, Kemerovo State Phycology Center.

E-mail: opvc@mail.ru

Shinkarenko Andrey Semenovich, the post-graduate student of department of pedagogical sciences, Kemerovo State University.

E-mail: valeol@kemsu.ru

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.