Научная статья на тему 'Проблемы и задачи когнитивной лингвистики'

Проблемы и задачи когнитивной лингвистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8694
1227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингвистика / когнитивная лингвистика / русская когнитивная лингвистика / задачи когнитивной лингвистики / когнитивная семантика / концепт / фрейм / дискурс

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кочетова О. А.

В статье рассматриваются основные проблемы и задачи, стоящие перед когнитивной лингвистикой на данном этапе ее развития. Кроме того, анализируются предметы изучения русской когнитивной лингвистики. К ним относятся когнитивная семантика, концепты, фреймы, скрипты, сценарии, дискурс и образные схемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the main problems and objects of the contemporary cognitive linguistics. Besides that, a special emphasis is laid on the subjects of Russian cognitive linguistics. They are cognitive semantics, concepts, frames, scripts, scenarious, discourse and image schemes.

Текст научной работы на тему «Проблемы и задачи когнитивной лингвистики»

О. А. Кочетова

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

Работа представлена кафедрой английской филологии КузГПА.

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор М. Ю.Рябова

В статье рассматриваются основные проблемы и задачи, стоящие перед когнитивной лингвистикой на данном этапе ее развития. Кроме того, анализируются предметы изучения русской когнитивной лингвистики. К ним относятся когнитивная семантика, концепты, фреймы, скрипты, сценарии, дискурс и образные схемы.

The article covers the main problems and objects of the contemporary cognitive linguistics. Besides that, a special emphasis is laid on the subjects of Russian cognitive linguistics. They are cognitive semantics, concepts, frames, scripts, scenarious, discourse and image schemes.

В начале 1990-х годов В. 3. Демьянков выделил четыре варианта когнитивистики:

1) описание и объяснение механизмов, соединяющих стимул и реакцию, вход и выход человеческой «думающей машины»;

2) исследование явлений внутренней ментальной природы человека;

3) акцентирование субъекта в качестве источника, инициатора своих действий;

4) изучение специфики когнитивных процессов в сравнении с аффектами1

В. А. Маслова выделяет три основные проблемы, стоящие перед когнитивной лингвистикой на данном этапе ее развития: «о природе языкового знания, о его усвоении и о том, как его используют. Поэтому исследования ведутся в основном по следующим направлениям:

а) виды и типы знаний, представленных в этих знаках (гносеология = теория познания), и механизм извлечения из знаков знаний, т. е. правила интерпретации (когнитивная семантика и прагматика);

б) условия возникновения и развития знаков и законы, регулирующие их функционирование;

в) соотношение языковых знаков и культурных реалий, в них отраженных»2

Центральной проблемой русской когнитивной лингвистики является категори-зация человеческого опыта. Категоризация тесно связана со всеми когнитивными способностями человека, а также с раз-

ными компонентами когнитивной деятельности, такими, как память, воображение, внимание и др. Категоризация воспринятого - это важнейший способ упорядочить поступающую к человеку информацию. Все чаще русских когнитиви-стов интересует круг вопросов, связанных с установлением зависимостей и соотношений в когнитивной цепочке «разум (сознание) - язык - репрезентация - концептуализация - категоризация - восприятие»3, т. е. понимание языка как особой когнитивной способности.

Задачи. По мнению В. А. Масловой, «основной задачей общей теории языка является построение модели его понимания. Учитывая тот факт, что в основе такой модели лежит тезис о взаимодействии различных типов знания, лингвистика уже не обладает монополией на построение общей модели языка»4.

Помимо ответа на вопрос, что такое лингвистика, лингвистическая теория должна отвечать на вопрос, чего достигает человек посредством языка. В связи с этим задачей когнитивной лингвистики является попытка понять следующее:

1. Какова роль участия языка в процессах познания и осмысления мира?

2. Выяснить соотношение концептуальных систем с языковыми. Как именно соотносятся когнитивные структуры познания с единицами языка?

5 1

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

3. Установить, как участвует язык в процессах получения, переработки и передачи информации о мире.

4. Понять процессы концептуализации и категоризации знаний; описать средства и способы языковой категоризации и концептуализации констант культуры.

5. Как описать систему универсальных концептов, организующих концептосферу и являющихся основными рубрикаторами ее членения?

6. Решить проблемы языковой картины мира; соотношение научной и обыденной картин мира с языковой.

Предметом изучения русской когнитивной лингвистики является:

Во-первых, когнитивная семантика, ибо содержание знака тесно связано с познавательной деятельностью человека. В структуре знаний, стоящих за языковым выражением, в определенной степени отражается способ номинации. Поэтому важное место в когнитивных исследованиях отводится языковой номинации - разделу языкознания, изучающему принципы и механизмы называния имеющихся у человека идей и представлений. Мотивация при назывании обнаруживает взгляд носителей языка на тот или иной фрагмент мира, что позволяет в итоге понять специфику мировидения конкретного народа.

Во-вторых, когнитивная лингвистика устанавливает образные схемы, в рамках которых человек познает мир. Согласно М. Джонсону, автору теории образных схем, это повторяющийся динамический образец наших процессов восприятия, на основе которых осмысляются затем более абстрактные идеи. Например, чувства воспринимаются через любую текучую жидкость5.

С когнитивной точки зрения исследуются метафора и метонимия. Например, метафора - это способ думать об одной области через призму другой, например «Любовь - это путешествие»6.

Метафорический способ постижения мира имеет всеобщий и обязательный ха-

рактер, поэтому метафора может быть рассмотрена как один из фундаментальных когнитивных механизмов человеческого сознания.

Метонимия - устойчивая ассоциация представлений. В их основе лежит идея смежности представлений - свиг одного наименования на другое: The Times hasn't arrived at the press conference yet (=the reporter from the Times).

Букв.: Газета «Тайме» еще не появилась на пресс-конференции (=репортер газеты «Тайме»)7.

В-третьих, исследование с когнитивных позиций дискурса8.

В-четвертых, с позицией когнитивной лингвистики ученые пытаются проникнуть в другие формы представления знаний, играющие важную роль в функционировании языка, - фреймы, скрипты, сценарии, пропозиции ит. д.

В-пятых, предметом исследования в когнитивной лингвистике также являются концепты, точнее, моделирование мира с помощью концептов. Наиболее существенными для построения всей концептуальной системы являются те, которые организуют само концептуальное пространство и выступают как главные рубрики его членения9.

Концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений к чему-то единому, в одну рубрику10. Они позволяют хранить знания о мире и оказываются строительными элементами концептуальной системы, способствуя обработке субъективного опыта путем подведения информации под определенные выработанные обществом категории и классы.

Когнитивная лингвистика дополняет анализ языка анализом речи, различных контекстов употребления соответствующих лексем, зафиксированных в текстах суждений о контексте, его определений в разных словарях и справочниках, анализом фразеологии, пословиц, поговорок, афоризмов, в которых концепт репрезентирован.

5 2

Е. С. Кубрякова охарактеризовала приведенные выше задачи как «изучение языковых процессов языковых единиц и

категорий и т. п. в их соотнесении с памятью, воображением, восприятием, мышлением»11.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Демьянков В. 3. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 17-33.

2 Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику: Учеб. пособие.-2-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2006. C. 24-25.

3 Кубрякова Е. С. Размышление о судьбах когнитивной лингвистики на рубеже веков // Вопросы филологии. 2001. № 1(7). C. 3.

4 Маслова В. А. Указ. соч. C. 25.

5 Johnson M. Philosophical implications of cognitive semantics // Cognitive Linguistics. 1992. Vol. 3. N. 4. P. 345-366.

6 Лакофф Дж., Джонсон M. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. Под. ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. C. 72.

7 Там же. C. 61.

8 Кибрик А. А. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы языкознания. 1994. № 5.

9 Маслова В. А. Указ. соч. C. 28.

10 Жолковский А. К., Мельчук И. А. О семантическом синтезе кибернетики. Вып. 19. М., 1967. С. 117-120.

11 Кубрякова Е. С. Указ. соч. C. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.