Научная статья на тему 'Проблемы и трудности адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям жизни и обучения в России'

Проблемы и трудности адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям жизни и обучения в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2661
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ВИДЫ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лебедева О. А., Скопина Ю. И.

Данная статья посвящена проблеме адаптации иностранных студентов. Приводятся результаты анкетирования, в котором выяснялись проблемы и трудности, испытываемые иностранными студентами-первокурсниками в процессе адаптации к жизни и учебе в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лебедева О. А., Скопина Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и трудности адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям жизни и обучения в России»

2. Электронная библиотека RoyalLib.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://royallib.ru/book/maslou_abraham/motivatsiya_i_lichnost.html (дата обращения: 02.05.2013).

3. Центр психофизиологической диагностики [Электронный ресурс] // Сайт Управления МВД России по Приморскому краю. - Режим доступа: http://25.mvd.ru/umvd/structure/medic/cpd (дата обращения: 12.07.2013).

4. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ И ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ

© Лебедева О.А.*, Скопина Ю.И.*

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Нижний Новгород

Данная статья посвящена проблеме адаптации иностранных студентов. Приводятся результаты анкетирования, в котором выяснялись проблемы и трудности, испытываемые иностранными студентами-первокурсниками в процессе адаптации к жизни и учебе в России.

Ключевые слова адаптация, иностранные студенты, виды адаптации.

Проблема адаптации иностранцев к новой языковой, социокультурной и бытовой среде относится к числу актуальных вопросов современности. Однако наиболее остро данная проблема встает при организации процесса обучения иностранных студентов в российских вузах, так как российская система образования привлекает учащихся из разных уголков планеты своей фундаментальностью, системностью и качеством обучения. Кроме того, учебные заведения, в свою очередь, также заинтересованы в иностранных студентах, поскольку обучение иностранных граждан является определенным показателем статуса учебного заведения.

В 2013 году на базе Центра предвузовской подготовки и обучения иностранных граждан Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета был организован проект «Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и обучения в России», включающий в себя несколько этапов исследования. С целью выявления проблем и трудностей адаптации, испытываемых иностранными студентами, было проведено анкетирование 17 студентов 1 курса технического и архитектурного факультетов, приехавших из 10 стран мира.

* Доцент кафедры Русского языка как иностранного, к.п.н.

* Доцент кафедры Общенаучных дисциплин, к.п.н., доцент.

Как известно, адаптация - это многогранное явление, но главное - это степень приспособления организма к условиям среды, а также возможности, которые у него имеются для того, чтобы поддерживать функционирование на нужном уровне, то есть так называемая адаптированность [1]. Традиционно выделяется 3 вида адаптации иностранных учащихся: физиологическая; социально-культурная, которая объясняется изменением условий, а нередко качеством жизни; академическая, связанная с новыми требованиями к учебной деятельности и нагрузками.

Исходя из типологии адаптации, студентам-первокурсникам была предложена анкета, включающая в себя 6 вопросов. Первый вопрос носил общий характер и выявлял, какой из трёх видов адаптации представляет для иностранных студентов наибольшую трудность. Результаты показывают, что в равной степени проблемы связаны с академической и физиологической адаптацией (40,2 %), социокультурная адаптация вызывает меньше трудностей (19,6 %). Распределение ответов анкетируемых наглядно продемонстрировано на рис. 1.

Рис. 1. В России мне трудно... а) учиться; б) привыкнуть к новым условиям жизни (быт, климат и т.д.); в) привыкнуть к новой культуре

Следующий вопрос был направлен на выявление трудностей с физиологической (бытовой) адаптацией у иностранцев. Как известно, одна из причин психологического дискомфорта, снижения интереса к учебному процессу - это трудности климатической адаптации. Иностранцы, приезжающие в Россию, испытывают влияние климата, связанное со сменой климатических зон, и, возможно, сбой биоритмов из-за смены часовых поясов. Учащимся были предложены 10 вариантов продолжения фразы «Жить в России трудно, потому что.», и каждому ответу присваивались баллы от 1 до 10. В результате анализа было выявлено, что иностранные студенты наибольшие трудности испытывают в процессе климатической адаптации, поэтому наибольшее количество баллов набрали варианты продолжения предложения «Жить ... трудно, потому что.» «... в России длительная зи-ма»(15,7 %) и «.не могу привыкнуть к климату» (12,37 %). Третьим по

популярности вариантом продолжения предложенной фразы стал вариант «... испытываю финансовые трудности» (10,86 %). Полная картина ответов иностранных студентов-первокурсников приведена на рис. 2.

25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

а) не могу привыкнуть к климату; б) есть бытовые проблемы (мне трудно

самостоятельно готовить, стирать.); в) родители далеко от меня; г) я не умею хорошо планировать свое время; д) плохие условия проживания в общежитии; е) большая разница во времени из-за смены часовых поясов; ж) не могу привыкнуть к еде; з) испытываю финансовые проблемы; и) затрудняюсь делать покупки в магазине; к) длительная зима

20% 15% 10% 5% 0%

А. Б. В. Г. Д. Е. Ж 3. И. К.

Рис. 3. Мне трудно учиться в университете, потому что... а) большая нагрузка; б) преподаватели на занятиях не обращают внимания на иностранцев; в) плохие отношения с одногруппниками, они мне не помогают; г) другая система оценивания; д) мало практики в русском языке; е) недостаточная предыдущая подготовка; ж) не могу самостоятельно выполнять домашние задания, затрудняюсь читать учебники; з) сложно

отвечать на устных экзаменах (семинарах, практических занятиях); и) не понимаю преподавателя на лекции; к) много неважных предметов (философия, история, физкультура)

Третье задание было связано с определением проблем, вызванных академической (учебной) адаптацией, которая включает в себя адаптацию иностранных студентов к дидактической среде вуза. Необходимо отметить, что успешная адаптация к учебному процессу, понимание специфики обучения

А. Б. В. Г. Д. Е. Ж. 3. И. К. Рис. 2. Жить в России мне трудно, потому что...

в российском вузе является залогом хорошей успеваемости. Для выявления трудностей, связанных с учёбой, были предложены 10 вариантов продолжения фразы «Мне трудно учиться в университете, потому что...». Анализ полученных ответов показал, что наибольшие трудности у иностранных студентов, обучающихся на 1 курсе, вызывает понимание устной речи преподавателя вуза («... не понимаю преподавателя на лекции», 14,96 %), самостоятельное выполнение домашних заданий, связанное с непониманием алгоритма работы, который дается в устной форме преподавателем («... не могу самостоятельно выполнять домашнее задание», 12,96 %). Безусловно, эти данные свидетельствуют о недостаточном уровне развития навыков аудирования научной речи. Кроме того, учащиеся отмечают, что трудности у них связаны с изучением «неважных», по их мнению, учебных дисциплин (философии, психологии, истории, физкультуры). Наглядно результаты продолжения фразы «Мне трудно учиться в университете, потому что...» приведены на рис. 3.

Четвертый вопрос был посвящен выявлению проблем социокультурной адаптации иностранных студентов-первокурсников, которая, по результатам ответов на первый вопрос, вызывает меньше всего трудностей. Приезжая в Россию, иностранные граждане попадают и в новую социальную среду, в которой первое время с трудом ориентируются. Социальная адаптация иностранцев заключается в возможности сохранять и поддерживать привычный образ жизни, если он не входит в противоречие с существующим в стране укладом, в приятии чужой культуры, в уважении к чужим традициям, ценностям и нормам. Через некоторое время, когда исчезает новизна и появляется чувство усталости от чужого социального окружения, которое так и не стало своим, наступает ностальгия. Иностранные граждане жалуются на угрюмость и агрессивность русских. Это вызывает состояние определённого психологического дискомфорта. Оно исчезает по мере установления связей в новых общественных отношениях, с формированием нового для них статуса - «иностранный студент». Для выявления проблем социокультурной адаптации было предложено 10 вариантов продолжения фразы «Проблемы, с которыми я встретился в России, - это...». На первом месте у студентов стоит проблема того, что сотрудники банков, больниц, нотариальных контор не владеют иностранными языками (12,8 %), а также то, что русские люди говорят только по-русски (12,7 %). Выделение данных проблем связано с тем, что студенты-первокурсники, уровень коммуникативной и социокуль-тульной компетенции которых еще недостаточен для решения личных вопросов, не уверены в правильности формулировки своих запросов и просьб, а также понимания ответов сотрудников учреждений. Кроме того, к числу актуальных проблем социокультурной адаптации анкетируемые отнесли проблему отсутствия в общежитиях комнат для совершения религиозных обрядов и молитв (12,16 %). Проживание в общежитии является для многих

иностранцев трудным вследствие ограничения личного пространства, учащиеся большую часть времени находятся в окружении людей другой национальности, иных религиозных представлений.

20%

Рис. 4. Проблемы, с которыми я встретился в России, - это... а) недоброжелательное отношение ко всем иностранцам; б) русские люди

говорят только по-русски; в) безопасность иностранцев в России (физическое насилие со стороны скинхедов); г) нет возможности ходить в храм (мечеть) и соблюдать религиозные ритуалы; д) нет специальной комнаты для совершения молитв в общежитии; е) полиция; ж) агрессивное отношение к людям других рас; з) нет национальных сообществ; и) недостаточное количество культурных мероприятий, праздников для иностранных студентов; к) сотрудники больниц, банков, нотариальных контор и других структур не владеют иностранными языками

20%

Рис. 5. Чтобы решить проблемы студентов-иностранцев, нужно... а) увеличить количество часов на изучение русского языка; б) увеличить количество консультаций с преподавателями по специальным дисциплинам; в) обеспечить безопасность иностранцев; г) организовывать больше праздников для иностранных студентов; д) улучшить условия и изменить правила проживания в общежитии; е) соблюдать законы России; ж) поддерживать хорошие отношения с земляками; з) иметь хорошее материальное положение; и) иметь русских друзей; к) организовывать для иностранцев занятия спортом

Следующий вопрос предполагал оценку мнения анкетируемых по вопросу успешной адаптации в новой среде. Нужно было продолжить фразу «Чтобы решить проблемы студентов-иностранцев, надо.». На первом месте стоит ответ «... увеличить количество консультаций с преподавателями по специальным дисциплинам» (14,44 %). Это вызвано тем, что для первокурсников обучение на первом курсе российского вуза представляет трудность, т.к. они недостаточно хорошо адаптировались к системе образования, не всегда хорошо понимают преподавателя на лекциях и практических занятиях, поэтому для них важны индивидуальные, адаптированные для иностранцев консультации по изучаемым дисциплинам. В связи с этим логичным выглядят и другие популярные ответы: «... увеличить количество часов на изучение русского языка» (13,58 %), «... иметь русских друзей» (12,19 %). Анализируя ответы, можно сделать вывод: основные трудности студентов-первокурсников связаны с процессом обучения, а истоком данных трудностей является недостаточный уровень сформированности коммуникативной компетенции.

Последний вопрос предполагал общую оценку процесса обучения в российском вузе. В целом она положительная: 29,41 % ответили «... нравится», 38,24 % - «... в целом нравится, но есть проблемы, которые можно решить» (рис. 6).

Рис. 6. Учиться в России.

а) нравится; б) в целом нравится, но есть проблемы, которые можно решить; в) не нравится; г) не нравится и страна и люди, и университет.

Таким образом, анкетирование студентов-первокурсников по вопросам адаптации позволило сделать следующие выводы.

1. Наиболее проблемным для студентов-иностранцев является адаптация к быту и учебному процессу.

2. В физиологической адаптации наибольшие трудности связаны с адаптацией к климатическим условиям России, поэтому необходимо проводить меры, направленные на формирование готовности к

климатическому дискомфорту, а также помогать преодолевать его (например, можно организовывать спортивные мероприятия, улучшать условия проживания в общежитии).

3. В академической и социокультурной адаптации трудности связаны с недостаточным уровнем владения русским языком.

4. Необходимо провести подобное анкетирование у этих же студентов через некоторые промежутки времени (1 год, 3 года, окончание вуза) и сравнить результаты, которые позволят увидеть процесс адаптации в динамике.

Список литературы:

1. Александровский Ю.А. Состояния психологической адаптации и их компенсация. - М., 1976. - 176 с.

2. Гужова Н.В., Лебедева О.А. Параметры оценки письменной речи при обучении русскому языку как иностранному // Научный поиск. - 2013. -№ 2.1. - С. 35-37.

3. Левичева Е.В., Тимина С.В. Развивающе-креативная среда как условие повышения эффективности процесса преподавания русского языка как иностранного // Научный поиск. - 2013. - № 2.1. - С. 48-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.