Научная статья на тему 'Проблемы и тенденции развития медицинских услуг на потребительском рынке'

Проблемы и тенденции развития медицинских услуг на потребительском рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1771
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / КАЧЕСТВО УСЛУГ / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ / БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / HEALTH CARE / MEDICAL SERVICES / MEDICAL CARE / PAID MEDICAL SERVICES / FINANCING / QUALITY OF SERVICES / PUBLIC HEALTH / MORBIDITY / ACCESSIBILITY / WELFARE OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

Рассматриваются вопросы состояния и развития медицинских услуг страны. Обосновывается необходимость модернизации основных фондов и финансирования учреждений здравоохранения, повышения доли платных услуг в соответствии с потребностями и возможностями различных групп населения. Отмечено, что развитие сектора платных медицинских услуг является одной из актуальных проблем, поскольку, с одной стороны, данный процесс носит ярко выраженный характер и обусловлен формированием региональных рынков, а с другой возникают вопросы регулирования качества и защиты прав потребителей, соотношения стоимости и ценообразования. Указано, что бюджетные медицинские учреждения недостаточно эффективно учитывают потребности различных групп населения, растущие требования к разнообразию, уровню обслуживания, доступности и высокому качеству сервиса. Выявлены основные проблемы и тенденции развития медицинских услуг и медицинской помощи как более широкого понятия, связанного с состоянием здоровья населения страны. В исследовании использованы системный и ситуационный подходы, анализ нормативно-правовых актов и статистики по здравоохранению. Рассмотрены особенности развития рынка медицинских услуг и основные причины активного развития коммерческой медицины вследствие объективных и субъективных факторов. Приведен анализ понятий «медицинская помощь» и «медицинские услуги». Исследована специфика управления медицинскими учреждениями в качестве интегрального фактора, влияющего на качество услуг. Обоснованы применяемые подходы, их значимость для современной ситуации в регионах. Охарактеризован количественный рост платных медицинских услуг и основные факторы влияния на интенсификацию данного процесса в регионах. Дан анализ преимуществ и недостатков функционирования платных и бюджетных медицинских учреждений с точки зрения рыночных возможностей, коммерческого, медицинского и социального результатов. Сделан вывод, что рост платных медицинских услуг является закономерным явлением, соответствующим объективным процессам развития региональных рынков и потребностей населения в качественной и разнообразной медицинской помощи. Необходим контроль и мониторинг за состоянием медицинских услуг, так как они оказывают прямое влияние на уровень здоровья населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND TENDENCIES OF MEDICAL SERVICES DEVELOPMENT IN THE CONSUMER MARKET

The article deals with the state and development of medical services in the country. The necessity of fixed assets and financing of health care institutions modernization, increasing the share of paid services in accordance with the needs and capabilities of different groups of the population is substantiated. The development of the paid medical services sector is one of the urgent problems, because, on the one hand, this process is vividly expressed and occurs due to the regional markets formation; on the other, there are issues of quality regulation and consumer protection, cost and pricing. The topic of the article is relevant, because budgetary medical institutions do not effectively take into account the needs of different groups of population, growing requirements for diversity, level of service, accessibility and high quality of service. The purpose of the article is to identify the main problems and trends in the medical services and medical care development as a broader concept related to the health of the population. The research methods are system and situational approaches, analysis of legal acts and health statistics. The features of the medical services market development and the main reasons for the active development of commercial medicine due to objective and subjective factors are described. The analysis of the concepts of medical care and medical services is given. The specificity of medical institutions management as an integral factor affecting the quality of services is studied; the applied approaches and their importance for the current situation in the regions are substantiated. The quantitative growth of paid medical services and the main factors of influence on the intensification of this process in the regions are characterized. The analysis of the advantages and disadvantages of the paid and budgetary medical institutions functioning in terms of market opportunities, commercial, medical and social results is presented in the article. The growth of paid medical services is a natural phenomenon, corresponding to the objective processes of regional markets development and the needs of population in quality and variety of medical care. It is necessary to control and monitor the state of medical services, as they have a direct impact on the level of public health

Текст научной работы на тему «Проблемы и тенденции развития медицинских услуг на потребительском рынке»

УДК 338; 348; 631

DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-5-123-131

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

PROBLEMS AND TENDENCIES OF MEDICAL SERVICES DEVELOPMENT

IN THE CONSUMER MARKET

М. С. Оборин,

Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, г. Пермь

recreachin@rambler.ru

M. Oborin,

Perm Institute (branch) of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanov, Perm

Рассматриваются вопросы состояния и развития медицинских услуг страны. Обосновывается необходимость модернизации основных фондов и финансирования учреждений здравоохранения, повышения доли платных услуг в соответствии с потребностями и возможностями различных групп населения. Отмечено, что развитие сектора платных медицинских услуг является одной из актуальных проблем, поскольку, с одной стороны, данный процесс носит ярко выраженный характер и обусловлен формированием региональных рынков, а с другой - возникают вопросы регулирования качества и защиты прав потребителей, соотношения стоимости и ценообразования. Указано, что бюджетные медицинские учреждения недостаточно эффективно учитывают потребности различных групп населения, растущие требования к разнообразию, уровню обслуживания, доступности и высокому качеству сервиса.

Выявлены основные проблемы и тенденции развития медицинских услуг и медицинской помощи как более широкого понятия, связанного с состоянием здоровья населения страны.

В исследовании использованы системный и ситуационный подходы, анализ нормативно-правовых актов и статистики по здравоохранению.

Рассмотрены особенности развития рынка медицинских услуг и основные причины активного развития коммерческой медицины вследствие объективных и субъективных факторов. Приведен анализ понятий «медицинская помощь» и «медицинские услуги». Исследована специфика управления медицинскими учреждениями в качестве интегрального фактора, влияющего на качество услуг. Обоснованы применяемые подходы, их значимость для современной ситуации в регионах. Охарактеризован количественный рост платных медицинских услуг и основные факторы влияния на интенсификацию данного процесса в регионах. Дан анализ преимуществ и недостатков функционирования платных и бюджетных медицинских учреждений с точки зрения рыночных возможностей, коммерческого, медицинского и социального результатов.

Сделан вывод, что рост платных медицинских услуг является закономерным явлением, соответствующим объективным процессам развития региональных рынков и потребностей населения в качественной и разнообразной медицинской помощи. Необходим контроль и мониторинг за состоянием медицинских услуг, так как они оказывают прямое влияние на уровень здоровья населения

Ключевые слова: здравоохранение; медицинские услуги; медицинская помощь; платные медицинские услуги; финансирование; качество услуг; здоровье населения; заболеваемость; доступность; благосостояние населения

The article deals with the state and development of medical services in the country. The necessity of fixed assets and financing of health care institutions modernization, increasing the share of paid services in accordance with the needs and capabilities of different groups of the population is substantiated. The development of the paid medical services sector is one of the urgent problems, because, on the one hand, this process is vividly expressed and occurs due to the regional markets formation; on the other, there are issues of quality regulation and consumer protection, cost and pricing. The topic of the article is relevant, because budgetary medical insti-

123

© M. С. Оборин, 2019

tutions do not effectively take into account the needs of different groups of population, growing requirements for diversity, level of service, accessibility and high quality of service.

The purpose of the article is to identify the main problems and trends in the medical services and medical care development as a broader concept related to the health of the population.

The research methods are system and situational approaches, analysis of legal acts and health statistics.

The features of the medical services market development and the main reasons for the active development of commercial medicine due to objective and subjective factors are described. The analysis of the concepts of medical care and medical services is given. The specificity of medical institutions management as an integral factor affecting the quality of services is studied; the applied approaches and their importance for the current situation in the regions are substantiated. The quantitative growth of paid medical services and the main factors of influence on the intensification of this process in the regions are characterized. The analysis of the advantages and disadvantages of the paid and budgetary medical institutions functioning in terms of market opportunities, commercial, medical and social results is presented in the article.

The growth of paid medical services is a natural phenomenon, corresponding to the objective processes of regional markets development and the needs of population in quality and variety of medical care. It is necessary to control and monitor the state of medical services, as they have a direct impact on the level of public health

Key words: health care; medical services; medical care; paid medical services; financing; quality of services; public health; morbidity; accessibility; welfare of the population

Б ведение. Здравоохранение является базовой отраслью экономики, влияющей на качество жизни населения страны. Медицинские услуги являются центральной категорией в системе оказания медицинской помощи гражданам. В системе здравоохранения можно выделить бюджетные учреждения, а также коммерческие клиники и центры, оказывающие платные медицинские услуги.

Рост коммерческого сектора в здравоохранении объективно обусловлен рядом причин:

- низким уровнем финансирования бюджетных учреждений, не позволяющим осуществлять модернизацию лечебной базы и диагностического оборудования, привлекать на постоянной основе высококвалифицированный персонал [5; 9];

- недостаточным уровнем сервиса, связанным с отсутствием технологий обслуживания и автоматизации основных и вспомогательных процессов функционирования учреждения, что влияет на время ожидания, качество составления документации и сопровождения лечебно-оздоровительного процесса [3; 10];

- отсутствием цифрового лечебно-диагностического оборудования, что не позволяет получать качественные и объективные данные о психофизиологическом состоянии пациентов. Это снижает качество назначаемого лечения, способствует проведению дополнительных обследований и процедур, влияющих на повышение стоимости услуг, их

длительность и снижает ожидаемые результаты [7; 8].

Коммерческие клиники и центры оснащены современным лечебно-диагностическим оборудованием, направлены на высокое качество обслуживания и сопровождения лечения, на развитие стратегических отношений с клиентами, что способствует расширению данного вида услуг в регионах.

Характеристика понятия «медицинская помощь» представлена на рис. 1 (схема составлена по: ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: от 21 ноября 2011 г № 323-ф3).

Обобщая понятие «медицинская услуга» в нормативно-правовых актах, можно отметить следующие подходы к ее трактовке:

- медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законное значение (ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: от 21 ноября 2011 г № 323-Ф3);

- мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющее самостоятельное законченное значение и определенную стоимость (Письмо ФФОМС «О направлении "методических рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи при поэтапном переходе на одноканальное финансирование"»: от 8 мая 2009 г № 2056/26-и);

- профессиональные действия, которые направлены на сохранение и поддержание оптимального уровня здоровья человека [1].

Медицинские услуги являются более узким понятием, подразумевают плановый, а не срочный, экстренный характер, несмотря на то, что в научной литературе иногда отождествляются с медицинской помощью. Другой особенностью медицинских услуг является их растущее разнообразие и диверси-фицированность.

Современная ситуация формирования рынка медицинских услуг в регионах характеризуется ростом коммерческой состав-

ляющей. Проблема развития платных медицинских услуг является актуальной. Эта тема затрагивается в научной литературе многими авторами, является дискуссионной. Отмечен рост количества платных клиник, их преимущества в рыночной среде [4], охарактеризовано конкурентное положение бюджетных и частных учреждений, выявлены преимущества последних по ряду критериев [6]; уделено внимание значимости финансовых результатов, определены проблемы и тенденции развития рынка платных медицинских услуг в регионах [4; 11].

Виды

Медицинская помощь

Ф

Формы

ф

Условия

первичная медико-санитарная помощь

специализированная, в том числе

высокотехнологичная, медицинская помощь

скорая, в том числе скорая

специализированная, медицинская помощь

Вне медицинской организации

Ф

Неотложная

Ф

Амбулаторно

В дневном стационаре

Стационарно

паллиативная медицинская помощь

Рис. 1. Медицинская помощь как комплексное понятие / Fig. 1. Medical care as a complex concept

Методология и методы исследования. Системный и ситуационный подходы направлены на понимание платных медицинских услуг как элемента регионального рынка и части системы здравоохранения, которая ежегодно увеличивается в зависимости от социально-экономического уровня развития территорий и субъектов страны.

Анализ нормативно-правовых актов и статистики по здравоохранению способствует пониманию содержания медицинских услуг, динамики их количественного роста,

темпов, которые позволяют сделать обоснованные прогнозы о тенденциях и проблемах развития.

Результаты исследования и область их применения. Экспертная оценка платных медицинских услуг определяет их долю около 40...45 % от всего объема рынка страны. Тенденция внедрения платной медицины на рынок заключается в замещении дефицита бюджетного финансирования, повышении качества управления основными процессами и обслуживанием.

Эффективность управления медицинскими учреждениями можно рассматривать с позиции ряда значимых аспектов:

1) формирование стратегических целей в области качества основных услуг и обеспечивающих процессов, к которым относятся автоматизация данных пациентов, эффективный обмен ими и оперативная актуализация, доступная заинтересованным лицам;

2) зависимость результатов от совокупности внешних и внутренних факторов, в том числе от уровня внедрения инноваций, цифрового лечебно-диагностического оборудования, возможность сетевого обмена опытом, ресурсами, кадровым потенциалом;

3) формирование системы управления на основе системного и ситуационного подходов, которые заключаются в учете факторов влияния на здравоохранение как элемента экономики региона, а также оценке текущей ситуации, оказывающей воздействие на принятие оперативных управленческих решений.

Оценка медицинских услуг основана на нескольких общепринятых подходах:

1) соотношение затрат с полученной прибылью и затраченным временем, обусловленным эффективностью, целесообразностью, минимальной вероятностью ошибки. Применяются экспертные методы и система стандартных финансово-экономических показателей. Отдельно выделены функциональные области для сокращения издержек: персонал, производство, аппарат управления. Важным аспектом оценки является соотношение приростного дохода от роста производства, который должен опережать затраты, что соответствует классической экономической теории [12];

2) достижимость инновационных индикаторов развития объекта управления, соответствия стратегическому менеджменту. Несмотря на значимость данного подхода, очевидна сложность в его применении, поскольку он базируется на вероятностных сценариях развития субъекта бизнеса, прогнозировании достижения запланированных показателях, т. е. возникает двойной прогноз, что повышает риск допущения ошибки [13];

3) функциональный подход к эффективности управления, который обладает спецификой в зависимости от объекта: кадры, финансы, знания и интеллектуальная собственность, маркетинг, производство.

Например, при управлении знаниями и нематериальными активами необходима система документооборота как основной среды их учета, развития и контроля [14];

4) системный подход к эффективности управления, основанный на свойствах, параметрах производства, особенностях производственного цикла и содержании процессов управления в здравоохранении. Акцент сделан на факторах стратегического и инновационного содержания, которые сложно поддаются оценке, но оказывают значительное влияние на эффективность управления [11].

В рамках направления, учитывающего медицинский и социальный эффекты, отметим следующие определения эффективного управления:

1) степень полноты и качества выполнения управленческих задач, степень удовлетворенности потребностей и запросов населения. Разграничиваются понятия, относимые к эффективности управления по функциям и субъектам, например, выделяется социально-экономический эффект для территории, региона. Оценка качества подразумевает применение комплексной методики, по аналогии с зарубежными, где учитываются критерии эффективности учреждений, отделов, сотрудников во взаимосвязи с показателями развития территории. Рекомендуется применение социологических и экспертных методов;

2) показатели деятельности каждого сотрудника во взаимосвязи со стратегическими целями и задачами, объединяющие коммерческие инструменты оценки индивидуальной эффективности персонала, что совершенно оправдано в условиях приоритета качества управления на всех уровнях и рационализации расходов. Заслуживает внимания взаимосвязь с показателями личной и проектной эффективности, когда ответственность сотрудника и его вклад зависят от достижения целей и задач конкретного направления, проекта, программы в области здравоохранения;

3) соотношение полезности результата к затратам на его получение. Важным вкладом в оценку эффективности управления и качества медицинских услуг является построение оперативной информационно-коммуникационной системы обмена данными, которая обеспечивает качественные управленческие решения на основании учета большого коли-

чества факторов: дефицит ресурсов, непротиворечие интересов, пожелания потребителей, управление по отклонениям и т. п.

В рассматриваемых двух направлениях можно выделить общие черты, которые заключаются во взаимосвязи эффективности управления с показателями затрат, индивидуальной эффективности, стратегией и инновациями учреждений здравоохранения.

Развитие медицинских услуг связано в первую очередь с динамикой заболеваемости, ее снижением, с качеством для населения, удовлетворением потребности на уровне регионов. Темп роста заболеваемости по России к 2019 г. составил 108 %, в

абсолютном выражении 8859 тыс. человек, что является негативным показателем, свидетельствующем о том, что влияние неблагоприятных факторов оказывает более сильный эффект, чем рост качества медицинской и санаторно-курортной помощи, улучшение производственных условий и тенденции к здоровому образу жизни. Резкий скачок показателя можно наблюдать в период 20052010 гг. Он составил 5100 тыс. человек, что в процентном соотношении - 104,7 %.

Объем рынка платных медицинских услуг за последние годы отличается положительной динамикой роста (рис. 2).

п-1-1-1-Г"

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 ГОДЫ

Объем рынка, млн р.

Рис. 2. Динамика объема платных медицинских услуг населению России в 2005-2016 гг. (составлено по данным [2]) / Fig. 2. Dynamics of the volume of paid medical services to the population of Russia in 2005-2016 (based on [2])

Наибольший рост пришелся на 20122013 гг. Объем платных медицинских услуг на душу населения в России значительно отличается в зависимости от района проживания, доступности государственных или коммерческих услуг. Одним из факторов роста платной медицины является рост благосостояния населения. С каждым годом все больше денежных средств тратится на платные услуги, при этом расходы на платную медицинскую помощь остаются на уровне 6 % (рис. 3).

Как видно из рис. 3, общая сумма расходов на платную медицину с каждым годом растет. Скорее всего, это связано с ростом доходов населения, их заинтересованности в быстром получении результатов диагностики

и анализов, в повышении заболеваемости отдельных систем организма.

Каждый год растет число болезней эндокринной системы, расстройств питания и обмена веществ, кровоснабжения, новообразования, органов дыхания, глазного и слухового аппаратов, мочеполовой системы, число врожденных аномалий (рис. 4).

На рис. 4 показана тенденция роста числа заболеваемости от новообразований, проблем с эндокринной системой и кровообращением. За последние годы все большее число людей обращается в медицинские учреждения. Прежде всего, это связано с образом жизни и неблагоприятной экологической ситуацией во многих областях Российской Федерации.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

^ВОбъем расходов населения на платные услуги Улелdhdm вес j>ihck.-ix услу, %

7,00%

6,00%

5,00%

4,00%

3,00%

2,00%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,00%

0,00% ГОДЫ

Рис. 3. Динамика расходов населения Российской Федерации на платные услуги (млн р.) и доля расходов на платные медицинские услуги (%) (составлено по данным [2]) / Fig. 3. Dynamics of expenses of the population of the Russian Federation for paid services (million rubles) and the share of expenses for paid medical services (%) (compiled by the author on the basis of data [2])

5000 4500 40QQ 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

-Новообразования -Эндокринные Кровообращение

2015

2016

2017

ГОДЫ

Рис. 4. Динамика роста числа некоторых заболеваний населения Российской Федерации в 2015-2017 гг. (составлено по данным [2]) / Fig. 4. Dynamics of growth in the number of certain diseases of the population of the Russian Federation in 2015-2017 (compiled on the basis of data [2])

На развитие рынка платных медицинских услуг влияют многие факторы, ключевыми из которых являются рост благосостояния населения и расширение возможностей пользоваться платными услугами; повышающееся качество и доступность платных услуг во многих регионах; низкое качество обслуживания в бюджетных учреждениях здравоохранения.

Основными тенденциями развития платных медицинских услуг являются увеличение разнообразия услуг и ориентация на свой потребительский сегмент. Как правило, частные клиники базируются лишь на какой-то определенной сфере, например, стоматология, гинекология, косметология и лабораторная диагностика. Число клиник, оказывающих комплекс услуг - единицы. Численность государственных медицинских учреждений значительно превосходит частные. Преимуществом бюджетных учреждений является целевое финансирование, наличие собственной лечебно-оздоровительной базы, сокращение затрат, связанных с рыночными рисками [8].

Среди перспектив развития рынка медицинских услуг выделим следующие направления: развитие нормативного и законодательного регулирования частной системы здравоохранения; создание благоприятных условий для инвестиций здравоохранения; содействие развитию саморегулирования в медицине и совершенствование нормативной базы.

Основные проблемы, сдерживающие развитие региональных рынков медицинских услуг в России: отсутствие современной, практически реализуемой модели здравоохранения в РФ; отсутствие критериев и планов оценки результатов по модернизации системы здравоохранения; коррупция; отсутствие современной информационной инфраструктуры; низкие темпы инновационного развития и цифровизации.

Список литературы _

Заключение. Существует многообразие форм организации систем здравоохранения, но, несмотря на это, можно выделить некоторые параметры, которые отражают общность развития: отношение собственности; способы финансирования и получения ресурсов; механизмы стимулирования медицинских работников и населения; формы и методы контроля объема и качества медицинской помощи.

В настоящее время существует три экономические модели здравоохранения. Первая - основана преимущественно на платной основе, т. е. за счет самого потребителя услуг, вторая - на социальных функциях государства, в третьей развито страхование здоровья. Только при гармоничном соотношении моделей можно получить оптимальный баланс сохранения здоровья человека. На данном этапе источники финансирования медицины не могут в полном объеме обеспечить здравоохранение необходимыми средствами, для этого следует увеличить финансирование организаций здравоохранения, внедрить новые методы оплаты медицинской помощи и услуг, а также усовершенствовать систему страхования. Бюджетные учреждения должны внедрять маркетинговые исследования, увеличивать уровень комфортности, повышать эффективность имеющихся ресурсов, развивать новые виды услуг, постоянно корректировать ценовую политику, создавать достойные условия для организации услуг

Платные медицинские услуги имеют большой потенциал роста, обусловленный потребностями рынка и населения страны. Данный сегмент экономики предоставляет альтернативные возможности оздоровления и лечения в более комфортных условиях, в соответствии с растущими требованиями качества и персонального подхода к пациенту.

1. Бурдюгова О. В., Кузембаева Ж. Т. Развитие платных медицинских услуг в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 1.

2. Государственное управление статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ (дата обращения: 16.01.2019).

3. Климовских Н. В., Искандарян Г. О., Черненко Э. М. Инновационное развитие сферы здравоохранения как фактор повышения качества медицинских услуг // Сибирская финансовая школа. 2015. № 4. С. 84-89.

4. Козлов А. В., Ищенко Е. А. Проблемы и тенденции развития медицинских учреждений России на основе платных медицинских услуг // Перспективы и факторы обеспечения устойчивого развития экономики: сборник статей. Уфа, 2017. С. 53-57.

5. Лоншакова О. Е., Фисенко А. И. Развитие рынка платных медицинских услуг в России и их особенности // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: сборник статей. Прага, 2017. С. 85-90.

6. Оборин М. С., Владимирский Е. В., Каячев А. П. Оценка перспективы развития санаторно-курортного лечения и отдыха в Пермском крае // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2016. № 4. С. 143-152.

7. Оборин М. С., Владимирский Е. В., Каячев А. П., Плотников А. В. Потребность населения Пермского края в санаторно-курортном лечении и качество здоровья: мощность санаторно-курортного комплекса и пути его развития // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-5. С. 1066-1070.

8. Оборин М. С., Плотников А. В., Владимирский Е. В., Каячев А. П. Анализ структуры и состава ку-рортно-рекреационной системы на основе системных методов исследования // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2014. № 3. С. 46-53.

9. Ошкордина А. А., Кивелева Н. Н., Брыксина Н. В. Развитие платных медицинских услуг в системе управления государственным учреждением // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-3. С. 589-593.

10. Сухорукова Г. Н. Развитие рынка платных медицинских услуг // Социальная политика и социальное партнерство. 2018. № 5. С. 20-27.

11. Угрюмова Н. В., Валиев Ш. 3. Управление организацией: системный подход к оценке эффективности // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. 2017. № 1. С. 20-26.

12. Aycan Z. Acculturation of expatriate managers: a process model of adjustment and effectiveness // New Approaches to Employee Management. 2007. Vol. 4. P. 1-40.

13. Liuhto K. The Impact of Environmental Stability on Strategic Planning // International Journal of Management. 2009. Vol. 16. P. 98-111.

14. Shenhar A. J., Dvir D., Levy O., Maltz A. C. Project success: a multidimensional strategic concept // Long Range Plann. 2011. Vol. 34. P. 699-725.

References _

1. Burdyugova O. V., Kuzembaeva Zh. T. Ekonomika imenedzhmentinnovatsionnyh tehnologiy(Economics and management of innovative technologies), 2018, no. 1.

2. Gosudarstvennoe upravlenie statistiki (State Department of Statistics). Available at: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ (Date of access: 16.01.2019).

3. Klimovsky N. V., Iskandaryan G. O., Chernenko E. M. Sibirskaya finansovaya shkola (Siberian Financial School), 2015, no. 4, pp. 84-89.

4. Kozlov A. V., Ishchenko E. A. Perspektivy i faktory obespecheniya ustoychivogo razvitiya ekonomiki: sbornik statey (Prospects and factors for ensuring sustainable development of the economy: collected articles). Ufa, 2017, pp. 53-57.

5. Lonshakova O. E., Fisenko A. I. Problemy ekonomiki, organizatsii i upravleniya v Rossii i mire: sbornik statey (Problems of economics, organization and management in Russia and the world: collected articles). Prague, 2017, pp. 85-90.

6. Oborin M. S., Vladimirsky E. V., Kayachev A. P. Vestnik Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Pacific State University), 2016, no. 4, pp. 143-152.

7. Oborin M. S., Vladimirsky E. V., Kayachev A. P., Plotnikov A. V. Fundamentalnye issledovaniya (Fundamental Researches), 2014, no. 9-5, pp. 1066-1070.

8. Oborin M. S., Plotnikov A. V., Vladimirsky E. V., Kayachev A. P. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (Bulletin of the Astrakhan State Technical University), 2014, no. 3, pp. 46-53.

9. Oshkordina A. A., Kiveleva N. N., Bryksina N. V. Ekonomika i predprinimatelstvo (Economy and Entrepreneurship), 2017, no. 9-3, pp. 589-593.

10. Sukhorukova G. N. Sotsialnaya politika i sotsialnoe partnerstvo (Social Policy and Social Partnership), 2018, no. 5, pp. 20-27.

11. Ugryumova N. V., Valiev Sh. Z. VestnikUGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika (Bulletin of the UGNTU. Science, education, economics), 2017, no. 1, pp. 20-26.

12. Aycan Z. New Approaches to Employee Management (New Approaches to Employee Management), 2007, vol. 4, pp. 1-40.

13. Liuhto K. International Journal of Management (International Journal of Management), 2009, vol. 16, pp.98-111.

14. Shenhar A. J., Dvir D., Levy O., Maltz A. C. Long Range Plann (Long Range Plann), 2011, vol. 34, pp. 699-725.

Коротко об авторе_ Briefly about the author

Оборин Матвей Сергеевич, д-р экон. наук, профессор кафедры экономического анализа и статистики, Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова; профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории, Пермский государственный национальный исследовательский университет; профессор кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологический университет им. Д. Н. Прянишникова; профессор кафедры управления и технологий в туризме и сервисе, Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, сельский туризм, экономика курортного дела, экономика туризма, экономика АПК, устойчивое развитие региона, сфера услуг recreachin@rambler.ru

MatveyOborin, doctor of economic sciences, professor, Economic Analysis and Statistics department, Perm Institute (branch) of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanov; professor, World and Regional Economics department, Economic Theory, Perm State National Research University; professor, Management department, Perm State Agrarian-Technological University named after D. N. Pryanishnikov; professor, Management and Technology in Tourism and Service department, Sochi State University, Sochi, Russia. Sphere of scientific interests: regional economy, rural tourism, economy of resort business, economy of tourism, economy of AIC, sustainable development of the region, sphere of services

Образец цитирования_

Оборин M. С. Проблемы и тенденции развития медицинских услуг на потребительском рынке // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25. № 5. С.123-131. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-5-123-131.

Oborin M. Problems and tendencies of medical services development in the consumer market // Transbaikal State University Journal, 2019, vol. 25, no. 5, pp. 123-131. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-5-123-131.

Статья поступила в редакцию: 11.03.2019 г. Статья принята к публикации: 06.05.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.