[email protected] Ринат Фейясович Тугушев,
аспирант кафедры национальной экономики и государственного и муниципального управления, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК658.5 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА И КОНКУРЕНЦИИ
Качество является одной из важнейших характеристик, используемых для оценки конкурентоспособности любого хозяйствующего субъекта. В статье исследованы проблемы качества деятельности предприятия в условиях рынка и конкуренции. Проанализированные в статье основные структурные составляющие в обеспечении качества деятельности предприятия являются важной базой для построения стратегических планов, осуществления модернизации отраслей народного хозяйства. Рассматривается понятие качества управления с точки зрения реализации иерархического подхода. Уточнены основные направления изучения проблемы качества деятельности предприятия. Исследованы преимущества и особенности системного подхода к управлению деятельностью предприятия, установлена его качественная составляющая. Качество деятельности предприятия сформулировано с позиции реализации стратегического подхода. Раскрыты экономический, институциональный, технологический, экологический аспекты обеспечения качества. Исследован состав и специфика взаимосвязей элементов системы управления деятельностью предприятия для обеспечения качества. Описаны критерии эффективности структуры управления предприятием. Зафиксированы положительные и отрицательные аспекты комплексной стандартизации. Описано поведение потребителя и производителя, когда каждый из участников рынка преследует свои цели с точки зрения качественной составляющей продукции.
Ключевые слова: качество управления, качество продукции, качество деятельности предприятия, системный подход, качество системы управления, стратегия качества.
R.F. Tugushev
PROBLEMS AND TENDENCIES OF COMPANY PERFORMANCE ASSESSMENT UNDER MARKET CONDITIONS
The paper states that quality is one of the most important characteristics that can be used to assess competitiveness of any business entity. The author studies company performance quality in the market economy, analyses basic structural components of ensuring the quality of company performance which are an important basis for building strategic plans and implementing economic modernization, considers the concept of management quality in terms of hierarchical approach, identifies key areas for studying company performance quality, and examines advantages of using a systematic approach to the management. Company performance quality is discussed from the perspective of strategic approach. The paper reveals economic, institutional, technological and environmental aspects of quality management, studies the composition and elements of management system for ensuring quality, describes the criteria of management system efficiency, reports positive and negative aspects of standardization, and deals with the behaviour of consumers and producers when each of the market participants pursues their own goals in terms of product quality component.
Keywords: management quality, product quality, performance quality, systematic approach, management system quality, quality strategy.
Деятельность современного предприятия - это сложный и четко спланированный организационный процесс, который зависит от слаженной работы всех подразделений предприятия. В современных рыночных условиях предприятие должно осуществлять свою деятельность качественно, ориентируясь прежде всего на потребителя. Это требование является принципиально важным для поддержания и укрепления конкурентоспособности предприятия и его продукции. Проблема повышения конкурентоспособности является одной из главных для отечественных предприятий, что способствует росту внимания к проблеме качества как стратегическому во-
просу деятельности предприятий, а также к методам и подходам его решения, которые требуют: во-первых, концентрации усилий предприятий в налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим параметрам; во-вторых, рассмотрения передового опыта зарубежных предприятий, поставляющих на мировой рынок товары, превосходящие по своим характеристикам российские, с целью перспективного использования его на своем предприятии; в-третьих, усиления активности по внедрению системы менеджмента качества продукции, которые отвечают требованиям международных стандартов; в-четвертых, необходимости освоения
отечественными менеджерами новой философии качества и на ее основе создания в компаниях принципиально новой для России организационной культуры [8, с. 17].
До недавнего времени в теории и практике управления качеством учеными выделялись в основном две проблемы: качество продукции и менеджмент качества [2, с. 10]. В настоящее время актуализировалась проблема качества системы управления.
Качество управления подразумевает эффективную систему управления предприятием, высокий уровень квалификации руководящего менеджмента предприятия, надлежащее функционирование производственной системы, обеспечивающее высокое качество продукции. Качество системы управления показывает также устойчивые взаимосвязи составных элементов деятельности (функций управления), отражающие специфику управления предприятием.
По результатам исследований ученые сделали вывод о том, что критерием качественного управления служит успешная реализация стратегии [5]. Обладание информацией о возможностях предприятия и установленные стратегии обусловливают те или другие пути достижения успеха. Если успех достигнут, качество управления находится на высоком уровне. Если успех невелик или не достигнут, то при неизменном профиле организационных возможностей и выбранной стратегии можно попробовать изменить функции управления, их обеспечение ресурсами, ввести новые функции, изменить связи между функциями, попытаться регулировать управляемые параметры для каждой из функций, осуществить корректировку процедуры выполнения (алгоритмы) функций и т.д.
Качество управления, как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых, может рассматриваться с разных позиций и в разных аспектах. Наиболее содержателен, на наш взгляд, экономический аспект, когда качество управления представляется интегрированной характеристикой способности предприятия успешно вести предпринимательскую деятельность. При этом качество управления проявляется в определении и обосновании целей деятельности, в характере действий по выбору и созданию конкурентных преимуществ, в способах воздействия на базисные и обслуживающие процессы создания продукции. Качество управления
выражается через способность формировать и реали-зовывать конкурентные преимущества. Его повышение является движущей силой изменений, поскольку взаимосвязано с изменениями в системе управления и элементах этой системы.
Для определения содержания термина «качество управления» полезно воспользоваться принципом многоуровневого описания исследуемого объекта, представив его в форме иерархической структуры (рис. 1).
Качество системы управления отражается на результативности деятельности предприятия на рынке, на проявлении того, в какой мере установленные цели деятельности соответствуют состоянию внешней среды, применяемые стратегии - действиям конкурентов, а выпускаемые продукты - запросам потребителей. Поэтому в совокупность показателей оценки качества управления должны входить измерители результатов деятельности предприятия на рынке, показатели оценки того, насколько характеристики установленной модели системы управления отвечают требованиям эффективности работы и конкурентоспособности предприятия. Должно также оцениваться качество содержания деятельности и устанавливаться степень рациональности выбранных подходов к решению проблем управления с точки зрения разработки эффективных реакций на изменения среды, которые поддерживают укрепление позиций предприятия на рынке, совершенствованию механизмов самоорганизации и повышению уровня организованности системы. Такая оценка ориентирована на более качественное использование ресурсов и повышение конкурентоспособности предприятия.
На наш взгляд, проблема качества деятельности предприятия должна рассматриваться в разных плоскостях:
1) институциональной: создание организационных структур по управлению качеством, внедрение процедур и сертификация систем управления качеством;
2) технологической: возможности предприятия в этой области, сырье, технологии, подготовка персонала и т.д.;
3) экономической: целесообразность затрачиваемых усилий, их смысл;
4) экологической: степень воздействия на окружающую среду и ответственности перед государством и населением в случае негативных проявлений.
// Качество ^ч / управления предприятием \
у Качество системы управления \
у/ Качество управления функциональными \ областями: производством,
_маркетингом, сбытом, финансами и др.
Качество управления ресурсами: материальными.
_трудовыми, информационными и др._
_Качество труда групп исполнителей_
Качество труда отдельных исполнителей
Рис. 1. Иерархическая структура качества управления
Повышение качества деятельности должно носить комплексный характер и регулироваться по всей технологической цепочке. Разработка проблемы качества привела к возникновению идеи о необходимости системности и комплексности ее разрешения. В связи с этим попытки решить эту проблему отдельными крупными мероприятиями экономического, технического или организационного характера терпели неудачу как в зарубежном, так и в отечественном управленческом опыте. Практика показала, что обеспечение качества происходит за счет постоянно реализуемых процедур, которые могут затрагивать различные аспекты деятельности предприятия.
Осмысление современной ситуации привело к разработке систем управления качеством. Исследование этого феномена требует предварительно определиться с понятием «система управления».
Современное предприятие является сложной производственной системой. Согласно действующему по настоящее время ГОСТ Р ИСО МЭК 15288-2005 система - это комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Производственная система предприятия включает такие элементы, как основные производственные фонды, сырье и материалы, финансовые и трудовые ресурсы. Важнейшая задача управления заключается в использовании названных элементов так, чтобы обеспечивалось эффективное функционирование всей производственной системы, выпуск качественной продукции, доведенной до конечного потребителя, что обеспечит выживание и развитие товаропроизводителя в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке.
Сущность и особенности управления предприятием рационально раскрывать с помощью понятий и категорий, применяемых для анализа сложных систем, что позволит более продуктивно решать проблемы обеспечения качества деятельности предприятия в целом.
Одним из таких понятий является системный подход. Применение системного подхода к управлению деятельностью предприятия дает возможность структурировать объект исследования, обосновать значимые взаимосвязи и выявить слабые места управляемой и управляющей подсистем. Поскольку управление является целенаправленным воздействием субъекта управления на объект управления с целью перевода послед-
него в качественно новое состояние, то в структуре системы управления деятельностью предприятия следует выделить две взаимосвязанные подсистемы
- управляющую и управляемую - и обозначить следующие ключевые взаимодействия: прямая связь - когда имеет место прямое управляющее воздействие субъекта управления на объект управления; обратная связь
- ассоциируемая с реакцией управляемой подсистемы. Особенности взаимодействия элементов рассматриваемой системы в процессе достижения общесистемной цели и приведения ее к желаемому состоянию, которое в максимальной степени отвечает предъявляемым требованиям и ожидаемым результатам, определяются вместе с характером внешней и внутренней среды ее функционирования (рис. 2).
Субъектом управления деятельностью предприятия могут выступать должностные лица или работники, в компетенцию которых входит управление организацией. Управляющая подсистема состоит из топ-менеджеров и функциональных специалистов, представляющих отделы, которые разрабатывают плановые задания по закупке материалов, выпуску продукции и найму работников, осуществляют координацию всеми остальными подразделениями, функционал и количество которых зависит от организационной структуры предприятия, определяемой, в свою очередь, управляющей подсистемой.
Основная цель субъекта управления заключается в поддержании выходов системы на желаемый уровень. Управляющая подсистема, для того чтобы достигнуть поставленных целей, выполняет комплекс функций управления, представляющих собой общие сферы или направления деятельности, которые обеспечивают эффективную кооперацию совместного труда и сводятся к общим функциям планирования, организации, мотивации, контроля и координации.
Прямая связь (управляющее воздействие), которая направлена на объект управления, обеспечивается совокупностью нормативных актов (приказы, распоряжения, технические регламенты и т.д.), которые реализуются от имени руководства предприятия, образуя внутренний документооборот.
Особое значение имеет качество трансляции информации от главного субъекта управления в виде администрации предприятия к более мелким подразделениям через структуру управленческих подсистем
Внешняя среда
Рис. 2. Схема системы управления деятельностью предприятия
организации, поскольку малейшее искажение информации приводит к ухудшению качества деятельности предприятия в целом.
Управляемая подсистема вырабатывает продукцию, используя при этом ресурсы. Отклонение от заданных показателей регистрируется соответствующими подразделениями на предприятии. К примеру, диспетчерская по часам, суткам или сменам ведет учет объемов поставок ресурсов, транспорта, объемов производства продукции по отдельным изделиям. С целью устранения возникающих отклонений управляющая подсистема собирает информацию, сравнивает ее с запланированными значениями параметров/показателей и для устранения возникших несоответствий реализует управленческое воздействие в различных формах.
Помимо прямой связи в рамках системы управления деятельностью предприятия осуществляется также обратная связь, позволяющая оценить реакцию управляемой подсистемы на оказываемое воздействие. Правильная интерпретация обратной связи помогает применить полноценные корректирующие воздействия на объект управления в целях достижения желаемого результата его деятельности.
Для регистрации обратной связи необходима система индикаторов, которая позволяет определить реакцию объекта управления на управленческое воздействие. Для осуществления целенаправленного продуктивного воздействия на управляемую подсистему и своевременного и реалистичного определения реакции ее на это воздействие необходима правильно выстроенная структура управления, в которую входит ряд подсистем (маркетинга, научно-технической подготовки производства, материально-технического снабжения, производства, хранения и сбыта, развития производства), каждая из которых имеет свои подцели и задачи.
Признаками такой структуры управления могут быть: небольшое количество уровней управления, небольшое количество подразделений с высококвалифицированным персоналом, быстрота реакции на изменения, присутствие в структуре управления групп специалистов, ориентация графика работ на потребителя, высокая производительность и низкие затраты [7, с. 51].
Важным критерием оценки эффективности структуры управления предприятием является критерий достижения предприятием поставленных целей. Данная оценка может быть дана на базе экспертных суждений о ее оперативности, адаптивности и гибкости в принятии решений. Как правило, для этого используется информация, характеризующая изменение параметров структуры: уровни иерархии, сочетание централизации и децентрализации, механизмы координации, управляемость, распределение ответственности и прав.
Мы считаем, что в условиях, когда важно обеспечить качество во всех сферах деятельности предприятия, необходимо дополнить этот перечень, выделив способность фирмы реагировать не только на изменение характера деятельности, но и на способность ее управляющей системы корректировать малейшие отклонения от запланированных целевых параметров.
Для оценки эффективности организационной структуры предприятия В.Ж. Дубровский предложил четыре группы критериев: показатели эффективности произ-
водства, способность предприятия реагировать на изменения характера деятельности, маневренность производства, способность изменять свои организационные формы и приспосабливать организационную структуру к сложившимся условиям [4, с. 225].
Важно, чтобы структура управления обеспечивала должное качество управления. Для оценки качества структуры предприятия важен критерий достижения результатов с минимальными отклонениями от заданных параметров. Для обеспечения качественной деятельности предприятие должно формировать стратегию качества. Стратегия качества должна разрабатываться в виде неотделимой части общей стратегии предприятия и восприниматься как одна из наиболее важных функциональных стратегий, поэтому руководство предприятия во время принятия решения о разработке и внедрении стратегии качества должно задумываться о необходимости формирования всего комплекса стратегических компонентов.
Поскольку работа по формированию качественной деятельности предприятия ориентируется на повышение качества и конкурентоспособности продукции предприятия как конечной точки производственного цикла, то исследование процессов, связанных с этой деятельностью, следует начинать с анализа ожиданий и потребностей потребителей продукции. При этом следует иметь в виду, что восприятие качества таково, что если качество продукции удовлетворяет потребителя, то хорошо оценивается и производственный процесс. Но такой подход далеко не всегда верен, поскольку не позволяет реалистично оценить возможность качественного изготовления новых видов продукции, с которыми потребитель незнаком.
Но в то же время предприятие не может полностью игнорировать мнение потребителя и должно определять маркетинговую стратегию, которая ориентирована на интересы и особенности потребителей и на учет характера конкурентных преимуществ продукции, за счет которых будет обеспечиваться успех. Для производства такой продукции необходим соответствующий технологический потенциал, что требует разработки адекватной стратегии технико-технологического развития. Следует отметить, что для обеспечения качества продукта по каждому из параметров необходимо выстроить производственный процесс, который давал бы необходимый результат на каждом этапе по каждому элементу-параметру готового продукта.
Особо подчеркнем, что качественная деятельность предприятия не исчерпывается сугубо производственной деятельностью. Качество деятельности предприятия можно оценить, когда товар доставлен до конечного потребителя со свойствами, максимально приближенным к запланированным на предприятии. В свою очередь, качество изделия должно в полной мере удовлетворять запросы потребителя.
Особое значение в современных условиях приобретает развитие методов комплексной стандартизации. В связи с этим на некоторых крупных предприятиях возникла необходимость в координации работ по специальным задачам и функциям различных подразделений. Стали образовываться подразделения, выполняющие общие задачи по улучшению качества и осуществляю-
щие координацию их выполнения - отделы управления качеством. В центре внимания оказался анализ информации на рынке (информация об эксплуатации производимой продукции в течение гарантийного и постгарантийного периода).
Данные процессы обусловлены тенденцией освоения международных стандартов поддержания и обеспечения качества (ISO). Большинство отечественных предприятий уже сертифицировали систему управления качеством или ведут подготовку к сертификации по ISO. Данные практики носят достаточно формализованный характер, их необходимо рассматривать как элемент прозрачности и предсказуемости ведения бизнеса. Принятие данных стандартов представляет собой выход на управленческий уровень обеспечения качества. Суть системы ISO состоит в том, что только качественный товар получает доступ на платежеспособные рынки. Отсутствие международной сертификации является главным препятствием для сотрудничества с зарубежными предприятиями. Наличия сертифицированной системы управления качеством уже требуют не только иностранные, но и отечественные партнеры товаропроизводителей. В России до недавнего времени решение данной проблемы отходило на задний план из-за недостатка свободных средств и наличия на отечественном рынке достаточного количества заказчиков, которые не предъявляли подобных требований.
Внедрение стандартов ISO требует полного пересмотра всей системы управления, а не отдельных ее элементов. Качество обеспечивается особенностями всех процессов, которые происходят в рамках не только предприятия, но и всей производственной инфраструктуры.
Поиск дополнительных форм обеспечения качества помимо привычных практик говорит о потребности изменяться в соответствии с новыми требованиями рынка, а не только о наличии проблемы как таковой. Данная система является вершиной воплощения технологического подхода решения проблемы качества на предприятии. Стратегическое внедрение таких систем ставит перед управленцами целый комплекс проблем в долгосрочной перспективе, решение которых действительно демонстрирует изменение всей системы управления - от реакции на требования рыночной конъюнктуры путем изготовления простейшей детали на предприятии до мотивации работников, затрагивающей экономический контекст.
Одним из важнейших является воздействие экономического аспекта обеспечения качества, главную идею которого можно свести к соответствию ресурсов предприятия рыночным требованиям. Качество производимого продукта, его уровень, механизмы обеспечения формируются указанными рамками и являются, по сути, их определяющей. В связи с этим залог успешного управления качеством - это умение сбалансировать возможности предприятия и давление рынка. С другой стороны, простое воспроизводство существующих трудовых отношений и моделей управления, пересмотр проблемы качества с трудом вписывается в логику вос-
производства: логика воспроизводства системы управления в целом побеждает необходимость «гонки за качеством» [1].
Согласно общему представлению работник изначально нацелен на качественное исполнение своих должностных обязанностей по умолчанию, вследствие чего на выходе создает качественный продукт. На самом же деле за такими представлениями кроется определенное отношение в целом к данной проблеме. Работник наказывается за выработку откровенного брака, но не поощряется за высококачественную работу. Дешевая рабочая сила может обеспечить удовлетворительный, но невысокий уровень качества. В ситуации, когда такая продукция востребована на рынке, законы минимизации издержек и получения прибыли только в интересах узкого круга лиц (собственника или топ-менеджмента) одерживают верх над стратегией развития, а следовательно, по-прежнему преобладает и доминирует стратегия выживания.
Таким образом, складывается ситуация, при которой потребитель ограничен своим уровнем доходов и может приобретать только тот продукт, который он может оплатить, а производитель, в свою очередь, не заинтересован в перекладывании на себя издержек, которые возникают при выпуске продукции более высокого качества. Выходом из этой ситуации может стать повышение покупательской способности потребителя. На данный момент возможности повышения качества производителем ограничиваются потребностями рынка. Повышение качества ведет к повышению издержек, а повышение материальной заинтересованности рабочих и развитие у них позитивной мотивации требуют вложения средств, что может привести на начальном этапе к ограничению конкурентоспособности предприятия.
1. Бурнышев К., Вандышев М., Прямикова Е. Качество в российской промышленно-сти: механизмы обеспечения // Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 1. С. 53-68.
2. Вашко Т.А. Обеспечение качества управления: от теории к практике. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013.
3. Гримашевич О.Н. Управление конкурентоспособностью промышленных предприятий на основе повышения качества продукции // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 42-45.
4. Дубровский В.Ж., Чайкин Б.И., Ярин Г.А. Экономика фирмы (в вопросах и ответах): учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004.
5. Ковалёв А.И., Химичева А.И. Системный функциональный анализ качества управления предприятием // Сложные системы и процессы. 2010. № 1. С. 84-90.
6. ПоповаЛ.Ф. Концептуальный подход к оценке эффективности организационной структуры предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 2 (56). С. 52-56.
7. Сухов В.Д. Основы менеджмента: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Д. Сухов, Ю.А. Москвичёв.М.: Издат. центр «Академия», 2009.
8. Шевчук Д.А. Управление качеством: учебник. М.: Гросс-Медиа, РОСБУХ, 2008.