ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Ластовская Светлана Валерьевна, Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий, г. Армавир
E-mail: alexkat_salnikov@mail. ru
Аннотация. Развитие современной экономики не может обойтись без предприимчивой политики поддержки малого бизнеса. Мировой опыт • свидетельствует: малый бизнес важный элемент рыночной экономики, без Т которого не может гармонично развиваться государство.
Ключевые слова: малое предпринимательство, народное хозяйство, налогообложение, финансовый документооборот, государственная поддержка бизнеса.
Малое предпринимательство имеет свои особенности в частности возможности гибкого реагирования на изменения конъюнктуры рынка, быстрый переход на новые виды товаров и услуг и т. д. Отсюда существует вероятность в короткие сроки окупать вложенный капитал путем перехода его из одной отрасли в другую, внедряясь тем самым в новые сферы экономики.
В системе мер, направленных на преодоление отрицательных тенденций в народном хозяйстве России, малые предприятия приобретают и социальное значение, так как способствуют увеличению деловой активности и обеспечению занятости населения. Основные проблемы налогового и бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства России связаны с существенными противоречиями в налоговом законодательстве и его не стабильностью.
А так же построение и ведение бухгалтерского учета рассматривается предпринимателями как институт для исчисления налоговых обязательств. Данная статья посвящена вопросам, связанным созданием устойчивого конкурентного преимущества малых предприятий на основе организаций единой системы бухгалтерского и налогового учета. Для этого нужно разработать предложения по совершенствованию упрощенных способов ведения учета для
112
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
субъектов малого предпринимательства.
При этом совершенствование налогообложения субъектами малого предпринимательства должно опираться на грамотное сочетание интересов государства и малого бизнеса. В статье рассмотрена концепция организации учета в связи со спецификой малых предприятий.
Во времена кризиса малые предприятия функционируют в условиях жесткой конкуренции, испытывают трудности в кредитовании и повышении налоговой нагрузки. При этом, у малых предприятий есть возможность быстро реагировать на внешние изменения, но при этом часто сложнее оценивать адекватность происходящих процессов. Также малым предприятиям предоставлены серьезные послабления при организации и ведении бухгалтерского учета.
Актуальностью вопроса проблем и путей совершенствования организации учета на малых предприятиях объясняется выбор темы, в которой мы проанализируем как положительные, так и отрицательные стороны действующей системы учета. Цель темы исследования заключается в разработке рекомендаций ^ по совершенствованию учета на малых предприятиях в существующих реалиях о функционирования бизнеса.
Для развития и устойчивого функционирования малого бизнеса необходимы четкие и простые в использовании и понимании схемы учета, которые станут для руководства основой стабильного функционирования. Для этого необходимо сформировать единую учётно-информационную систему, включающую в себя бухгалтерский, налоговый учет, а также данные оперативно-технического учета, отражающие объективную информацию. Для малого бизнеса также характерна минимизация издержек на управление, возможность ведения упрощенной системы налогового, финансового и статистического учета.
На практике в развитых странах малые предприятия имеют целый ряд преимуществ:
а) при изменении конъюнктуры рынка могут быстро и гибко реализовать и принимать управленческие решения;
б) учитывают местную специфику ведения бизнеса в конкретном регионе;
в) используют льготные налогообложения, различные программы государственной поддержки;
г) способность гибко маневрировать при сезонных колебаниях и различных изменениях условий;
д) могут быстро внедрять инновационные идеи и применения передового опыта.
Согласно действующему законодательству, средние, малые и микропредприятия различают по численности работников и предельному
113
а
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
значению годовой выручки. По численности работников субъекты малого и среднего предпринимательства различают следующим образом: до 15 человек включительно - микропредприятия; до 100 человек включительно - малые; от 101 и до 250 включительно - средние предприятия. По наибольшим значениям годовой выручки от реализации товаров и услуг:[4] до 60 млн рублей -микропредприятия; до 400 млн рублей - малые; до 1 млрд рублей - средние предприятия.
Для поддержки малого бизнеса в России существуют программы поддержки малого и среднего предпринимательства различных уровней и организации, формирующие инфраструктуру поддержки малого предпринимательства. При этом наиболее распространённой, является финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства: кредитование, субсидирование и выделение
грантов. В Краснодарском крае, например, с 2014 г. по 2018 г. действует подпрограмма «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства » государственной программы Краснодарского края «Экономическое развитие и инновационная экономика»
Несмотря на имеющуюся позитивную тенденцию развития малого о предпринимательства, существуют законодательные барьеры: так по данным «Опоры России», в результате повышения отчислений в пенсионные фонды за 2013-2014 гг. прекратили свою деятельность 874300 индивидуальных предпринимателей, а зарегистрировалось 305500 [6]
Неопровержимо и закономерно развитие малого предпринимательства в России, но и здесь возникают определенные тяжести. С 1 января 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ « О бухгалтерском учете», который несколько усложнил жизнь малым предприятиям. Помимо организаций, филиалов и представительств иностранных организаций, к экономическим субъектам, на которые распределяется действие закона, отнесены: индивидуальные предприниматели, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты; нотариусы; иные лица, занимающиеся частной практикой
[3].
Согласно п. 2 ст. 6 нового закона «О бухгалтерском учете» не вести вправе лишь индивидуальные предприниматели в случае, если в соответствии с законодательством Российский Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном законодательством [3]. Связано это с тем, что, согласно статье 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации, данные субъекты экономической деятельности обязаны вести учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, причем независимо от применяемой системы налогообложения.[4]
114
а
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Малый бизнес активно использует специальные налоговые режимы. К специальным налоговым режимам относятся:
а) упрощенная система налогообложения (имеет две разные формы, в зависимости от объекта налогообложения);
б) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
в) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
г) патентная система налогообложения (введена в России с 2013 года, выбирается добровольно, система налогообложения, которая предназначена только для отдельных категорий индивидуальных предпринимателей, осуществляющих определенные виды деятельности: регулируется главой 26.5 Налогового кодекса).
Применение специальных налоговых режимов ограничено различными критериями, которые не дают крупным предприятиям использовать эти режимы в своем бизнесе. С 2013 года все специальные системы могут выбираться ^ добровольно. Основное предназначение специальных налоговых режимов - о создать более легкий налоговый климат для малого бизнеса и для производителей сельскохозяйственных товаров.
При этом надо быть готовым к поэтапным изменениям, касающимся единого налога на вмененный доход, вплоть до весьма вероятной отмены ЕНВД в 2018 году.
Выбор формы бухгалтерского учета в субъектах малого бизнеса определяется:
- финансовой возможностью;
- необходимостью формирования качественной, полной, достоверной и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности организации для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях;
- определение позиции малого бизнеса на рынке по отношению к конкурентам;
- определение возможных кредиторов.
Организацию системы бухгалтерского учета малого бизнеса целесообразно проводить по этапам.
Этапы организации системы бухгалтерского учета в малом бизнесе:
а) организация службы бухгалтерского учета;
б) разработка и утверждение учетной политики;
в) порядок проведения инвентаризации;
г) правила проведения документооборота и технология обработки учетной
115
а
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
информации;
д) форма бухгалтерского учеты;
е) система внутреннего контроля над хозяйственными операциями [9].
Возможны варианты создания бухгалтерской службы как структурного
подразделения или принятия в штат бухгалтера, а также передача ведения учета особой специализированной организации. Для практической реализации, возможно, сократить количество синтетических счетов в принимаемом субъектом малого бизнеса рабочем плане счетов бухгалтерского учета [10]. Функционирование внутреннего контроля возможно посредством организации таких форм контроля, как ревизия, внутренний аудит и управленческий анализ.
Система бухгалтерского учета малого бизнеса должна вырабатываться по этапам и представлять упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех бизнес- процессах.
Рассмотрим все возможные упрощения бухгалтерского учета для малых предприятий, которые отражаются в учетной политике и оформляются ^ соответствующим приказом руководителя. На практике ведения бухучета о субъектами малого предпринимательства редко осуществляется согласно ПБУ 18/02 «Основное производство» вместо счетов 23, 25, 26, 28, 29. Особое значение надо уделить рабочему плану счетов. Представляется рационально использовать счет 51, 52, 55, 57. А счет 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 80, 83. При этом не так очевидна целесообразность применения счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79. В этом случае необходимо рассмотреть конкретные условия хозяйственной деятельности малого предприятия, а именно из количества контрагентов, подотчетных лиц и других определяющих факторов.
Также вызывает сомнение применения счета 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90, 91, 99. Данный вопрос необходимо решать исходя из конкретных условий финансово-хозяйственной деятельности. Так как бухгалтерский учет в большинстве малых предприятий ведется с помощью программных средств, настроенных на ведение счетов 90, 91, 99, целесообразно вести учет всех доходов на счете 90 « Продажи» и не применять счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Для малых предприятий разрешено вести учет, не применяя целый ряд ПБУ, что также является серьезным облегчением в методологии ведения бухгалтерского учета. Существенным фактом в данном случае является возможность раскрытия в бухгалтерской отчетности меньшего объема информации.
Для снижения административной нагрузки на субъекты малого
116
а
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
предпринимательства в связи с исполнением обязанности ведения бухгалтерского учета предусмотрены следующие направления:
а) разрешено вести бухгалтерский учет по простой системе (без применения двойной записи) (Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н);
б) разрешено самостоятельно определять состав регистров бухгалтерского учета и утверждать их формы (Федеральный закон «О бухгалтерском учете»). (Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утверждённые Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н;
в) составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность (Федеральный закон «О бухгалтерском учете»). Состав и содержание упрощенной бухгалтерской отчетности определены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»;
г) предоставляет право руководителям субъектов малого
^ предпринимательства принимать на себя ведения бухгалтерского учета о (Федеральный закон «О бухгалтерском учете»).
Значительные резервы повышения оптимизации и эффективности малого бизнеса могут быть связаны с использованием консалтинга для совершенствования технологий бизнеса и учета.
Несмотря на все вышесказанное, предприятия малого бизнеса динамично развиваются, адаптируясь к внешним условиям и нововведениям. Грамотная и четкая организация бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, может обеспечить весьма ощутимое снижение трудоемкости учетных процессов, повышение точности и оперативности обработки бухгалтерской информации, и, следовательно, повышение качества принимаемых управленческих решений.
Литература:
1. Федеральный закон от 29 июля 2007г. № 95 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
3. Федеральный закон о 6 декабря 2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (в редакции от 3 декабря 2012г.).
5. Информация Минфина Российской Федерации № ПЗ-3/2012 «Об упрощённой системе бухгалтерского учета и отчетности для объектов малого предпринимательства».
117
а
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
6. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013г. №101.
7. Тезисы из выступления Председателя Попечительского совета «Опоры России» С.Р. Борисова на заседании Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развитию МСП // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// opara.ru/news/events/68587/.
8. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smb.gov.ru/.
о
о
118
а