Научная статья на тему 'Проблемы и пути совершенствования государственного регулирования рынка ценных бумаг'

Проблемы и пути совершенствования государственного регулирования рынка ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7559
1006
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / ФСФР / ЦБ РФ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / МЕГАРЕГУЛЯТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минлигареева Светлана Александровна

В статье затрагиваются проблемы в сфере государственного регулирования рынка ценных бумаг, связанные с реформой в области финансовых рынков и несовершенством законодательства; предлагаются возможные пути совершенствования регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути совершенствования государственного регулирования рынка ценных бумаг»

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Минлигареева Светлана Александровна, Институт экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета,

г. Казань

E-mail: m.svetlana1104@mail.ru

Аннотация. В статье затрагиваются проблемы в сфере государственного регулирования рынка ценных бумаг, связанные с реформой в области финансовых рынков и несовершенством законодательства; предлагаются возможные пути совершенствования регулирования.

Ключевые слова: государственное регулирование, рынок ценных бумаг, ФСФР, ЦБ РФ, финансовый рынок, Мегарегулятор.

Необходимость регулирования рыночной экономики со стороны государства вызвана несостоятельностью рынка в сфере создания необходимых условий эффективного и надежного экономического развития страны, защиты частной собственности, использования средств, в виде уплаченных налогов, для выполнения социально-экономических программ и программ обеспечения безопасности государства.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг преследует несколько целей, во-первых, это защита общественных и частных интересов, во-вторых, создание, внедрение и контроль за соблюдением правил, единых для всех участников рынка. Профессиональные участники являются главными в системе функционирования рынка ценных бумаг, взаимодействуя между инвесторами и потребителями их капитала (эмитентами), обеспечивают, в конечном счете, эффективность деятельности и развитие фондового рынка.

Для государственного регулирования рынка ценных бумаг применяются прямые и непрямые (косвенные) регуляторы экономических процессов. Прямое регулирование - это нормотворческая, регистрационная и разрешительная деятельности, поддержание правовой дисциплины на рынке, предъявление требований к участникам. Государство косвенно оказывает влияние на рынок путем проведения денежной политики, политики в сфере налогообложения, управления своей собственностью, перераспределения поступающих средств (доходов), регулирования государственных расходов.

Регулирование необходимо для упорядочения деятельности всех участников и операций между ними со стороны уполномоченных на эти действия организаций. К органам регулирования рынка ценных бумаг относятся все органы государственной власти: Президент, Федеральное собрание, Правительство, министерства и иные органы исполнительной власти.

Общее руководство развитием фондового рынка осуществляет Президент РФ. Совет Федерации ратифицирует законодательные акты по вопросам развития рынка ценных бумаг. Государственная Дума разрабатывает законодательные акты по вопросам развития фондового рынка. Правительство РФ определяет общие направления, утверждает концепцию развития рынка ценных бумаг. Министерство финансов РФ регулирует и управляет рынком государственных ценных бумаг, так как оно совмещает функции регулятора рынка и эмитента ценных бумаг. Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразде-ления осуществляют контроль соблюдения налогового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества. Федеральная антимонопольная служба принимает нормативно-правовые акты, контролирует соблюдение законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг и рекламы.

Специализированным государственным органом, выполнявшим всестороннее регулирование рынка ценных бумаг, являлся федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которая разрабатывала основные направления развития рынка ценных бумаг, проекты законодательных и других нормативных актов, необходимых для регулирования рынка ценных бумаг.

Функции органа регулирования и надзора за деятельностью на рынка ценных бумаг исполняли различные ведомства. Так, например, в марте 1993 г. была создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ.

В 1994 г. Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ стала Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Президенте РФ, которая в 1996 г. была переименована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

В связи с реорганизацией органов исполнительной власти с 2004 г. Указом Президента РФ роль органа государственного регулирования рынка ценных бумаг была возложена на Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР).

Опираясь на зарубежный опыт регулирования финансового рынка в России был создан Мегарегулятор. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 251-ФЗ, создающий финансовый Мегарегулятор на базе Центрального банка РФ (ЦБ РФ), который в настоящее время выполняет

функции, исполнявшиеся ранее Федеральной службой по финансовым рынкам. Объединенный орган будет заниматься вопросами развития и законодательными инициативами всего финансового рынка.

Многие специалисты считают создание Мегарегулятора продиктовано естественной необходимостью.

Все секторы финансового рынка тесно связаны и представлены, во многих случаях, одними участниками, хотя регуляторы были разными. Несмотря на существенные различия в специфике каждого рынка, в содержании самих услуг, принципов деятельности можно выявить общие черты, принципы, касающиеся регулирования и надзора, отчетности, конфиденциальности, и раскрытия информации. Не полностью совпадающие принципы расходятся касательно требований, учитывающих специфику каждого сектора [5].

Ряд экспертов наблюдают и отрицательные последствия прошедшей реформы по созданию Мегарегулятора.

Наша экономика монополизирована и созданный Мегарегулятор, который является учредителем Сбербанка, Московской биржи послужит почвой для усиления монополизации рынка. Универсализация финансовых институтов является результатом действий государства. Функции, которыми наделен Мегарегулятор, способствуют участию Центрального банка в деятельность реального сектора экономики, в частности, в процедуре IPO. Сложившаяся ситуация не оставляет возможностей для существования мелкого и среднего бизнеса, снижает конкуренцию на рынке и эффективность деятельности финансовых институтов [5].

Крупнейшие игроки рынка, представляют собой структуры, в которых присутствует и юридическое лицо, которое занимается банковской деятельностью, и юридическое лицо, которое ведет бизнес на рынке ценных бумаг. Также в этих структурах есть страховые компании. Иными словами, финансовая группа фактически предлагает весь комплекс услуг на финансовом рынке.

На плечи ЦБ РФ ложатся обязанности по развитию и обеспечению стабильности финансового рынка Российской Федерации. Таким образом, Банк России регулирует рынок ценных бумаг, страховой рынок, валютный рынок и кредитный.

В составе ЦБ РФ создана и функционирует Служба Банка России по финансовым рынкам.

Функции Службы условно можно разделить на [7]:

1. Контрольно-надзорные:

- обеспечение соблюдения требований законодательства;

- контроль за приобретением акций акционерных обществ;

- организация проведения проверок профессиональных участников;

- выдача предписаний при нарушении законодательства;

- контроль и надзор за выдачей страховщиками банковских гарантий;

- контроль и надзор за обеспечением финансовой устойчивости участников рынка;

- предупреждение банкротства и восстановление платежеспособности страховых организаций;

- контроль и надзор за микрофинансовой деятельностью;

- согласование решений советов негосударственных пенсионных фондов о реорганизации;

2. Лицензионные:

- лицензирование деятельности, осуществляемой на рынке ценных бумаг;

- принятие решений об ограничении, приостановлении, возобновлении и отзыве лицензии.

3. Регулирующие:

- мероприятия по выдаче разрешения на размещение/обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами РФ;

- аккредитация организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- выдача решений на приобретение статуса саморегулируемой организации управляющих компаний;

- выдача разрешения на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов;

- выдача разрешения на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

- доступ ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению/обращению

в РФ;

- согласование условий договора, предметом которых являются ценные бумаги;

4. Регистрирующие:

- регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг;

- регистрация правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, ипотечным покрытием;

- регистрация регламентов и правил депозитариев и реестродержателей;

- регистрация Правил организованных торгов, правил организации и осуществления внутреннего контроля в управляющих компаниях, негосударственных пенсионных фондах;

- аккредитация информационных агентств, раскрывающих информацию о ценных бумагах;

- ведение реестра аттестованных лиц, субъектов страхового дела,

саморегулируемых организаций, микрофинансовых организаций.

Функции ЦБ РФ достаточно обширные. В его структуре нет четкого разделения на рынок ценных бумаг и рынок страхования, т.е. нет специализации по рынкам. Таким образом, данные рынки контролируются и регулируются одинаковыми методами, хотя сфера их деятельности различна. Деятельность каждого рынка регулируется своей системой специального отраслевого законодательства, и орган надзора должен разрабатывать подзаконные нормативно-правовые акты, детализирующие нормы основного

законодательства.

Федеральной службой была разработана Стратегия развития, согласно которой до 2015 г. было запланировано создание 195 подзаконных нормативноправовых акта, направленных на регулирование финансовых рынков, на повышение емкости прозрачности финансового рынка, на совершенствование инфраструктуры финансового рынка, из которых к 2013 г. выполнено - 121 (таблица 1).

Таблица 1

Количество разработанных ФСФР подзаконных нормативно-правовых актов [6]

Подзаконные нормативно-правовые акты 2011 г., ед. 2012 г., ед. 2013 г., ед

направленные на повышение емкости прозрачности финансового рынка 10 9 15

в области совершенствования регулирования финансовых рынков и в области корпоративного права 20 16 16

направленные на совершенствование инфраструктуры финансового рынка 14 8 8

направленные на развитие нормативно-правовой базы рынка страхования 2 2 1

В настоящее время в России рынок ценных бумаг является развивающимся рынком. Он характеризуется, с одной стороны, высокими темпами позитивных количественных и качественных изменений, с другой наличием многочисленных проблем, которые носят комплексный характер и препятствуют более эффективному его развитию. Поэтому государству следует более быстро и четко реагировать на потребности рынка.

На рынке ценных бумаг существуют проблемы законодательного обеспечения, преодоления недоверия, рейтинговой оценки.

Заменяя нескольких регуляторов, ответственных за разные рынки, некоторые аспекты регулирования могут быть значительно упрощены, как

например, лицензионные требования, предъявляемые к соискателям.

Лицензия является допуском к ведению профессиональной деятельности на рынке. Процедура лицензирования определяет, готовы ли организации выйти на рынок. Данная процедура должна быть более жесткой, дабы предотвратить появление на рынке недобросовестных участников.

Перечень требований, предъявляемых к соискателю, значительно сократился. Данные изменения могут повлечь за собой ряд негативных факторов, связанных с проникновение недобросовестных игроков на рынок ценных бумаг, что подорвет доверие со стороны инвесторов.

На российском рынке наблюдается ограниченность инструментария рынка ценных бумаг. И наиболее ликвидными могут считаться акции лишь нескольких компаний. Важным направлением в развитии рынка ценных бумаг в России является увеличение обращающихся инструментов. Для этого необходимо увеличение кредитных операций под залог государственных и корпоративных ценных бумаг, развитие биржевой торговли инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов.

Для развития рынка ценных бумаг положительным эффектом будет ввод дифференцированных требований к размеру и структуре собственного имущества финансовых институтов в зависимости от периодов экономического цикла: в период подъема - повышать, и снижать в период спада.

Существуют проблемы при применении того или иного нормативно -правового акта.

Так, на основе ФЗ «О рынке ценных бумаг» на держателя реестра ценных бумаг возложена обязанность по внесению в систему ведения реестра всех необходимых изменений и дополнений. Регистратор вносит изменения в систему ведения реестра, в том числе на основании распоряжения владельца о передаче ценных бумаг. Согласно ст. 8 ФЗ «О рынке ценных бумаг» отказ от внесения записи в систему ведения реестра или уклонение от такой записи, в том числе и в отношении добросовестного приобретателя, не допускается.

Но на практике ссылаясь на ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 №115-ФЗ, кредитная организация может отказаться от выполнения данного распоряжения из-за отсутствия экономического смысла операции. Действия банка могут быть рассмотрены как бессознательное удержание денежные средства вкладчика, и в данном случае правомерно взыскать с банка проценты за пользование чужими денежными средствами.

Такая ситуация неизбежно приводит к трудностям, возникающим при применении мер ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным

путем, и финансированию терроризма.

Согласно Федеральному закону «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ управляющая компания осуществляет доверительное управление ПИФом, совершая операции с его имуществом, в том числе выплата вознаграждения доверительному управляющему за счет имущества ПИФа. В п.1.2. Положения о деятельности специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденного Положением ФКЦБ (ныне ФСФР) от 10.03.2004 № 04-3/пс сказано о том, что депозитарии контролируют соблюдение установленных размеров, порядка и сроков начисления (но не выплат) вознаграждения управляющей компании. То есть в законодательстве не прописана обязанность своевременно выплачивать вознаграждения управляющим компаниям.

Также одним из важнейших направлений развития российского рынка ценных бумаг является преодоление недоверия к нему со стороны инвесторов, в том числе физических лиц. Если в развитых странах большую часть инвесторов составляют физические лица, действующие через различные фонды, банки, брокерские фирмы, то в РФ эта категория инвесторов представлена несколькими десятками тысяч людей. Необходимо повышать финансовую грамотность населения.

Так, например, ФСФР России являлась соорганизатором и инициатором публичных мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения (таблица 2).

Таблица 2

Показатели деятельности ФСФР в рамках реализации Программы повышения уровня информированности граждан о возможностях и рисках инвестирования

на финансовом рынке [6]

Проведенные публичные мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения, по следующим направлениям: 2011 г., ед. 2012 г., ед. 2013 г., ед.

корпоративное право 180 102 96

профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг 69 38 35

рынок коллективных инвестиций 39 37 33

Необходимо создание унифицированной системы показателей для оценки рынка ценных бумаг, введение компетентной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, и развитие специализированных изданий, освещающих отдельные отрасли как объекты для инвестиций.

Решения инвесторов относительно инвестирования в тот или иной инструмент в значительной степени обусловлены рейтингами. Присвоение рейтингов является платной процедурой. То есть деятельность рейтинговых агентств - это, по сути, коммерческая деятельность. Ввод санкций для рейтинговых агентств за предоставление некачественной, недостоверной информации о положении финансового института, эмитента позволит повысить качество получаемой инвесторами информации, будет способствовать формированию положительного имиджа российского финансового рынка.

Мерой защиты прав и интересов инвесторов и в целях предоставления достоверной информации на рынке ценных бумаг может послужить создание так называемых ярлыков или информационных знаков, которые финансовые организации должны в обязательном порядке размещать на рекламе финансовых продуктов, представляющих повышенный риск для инвесторов.

Достоверность предоставляемой клиентам информации важна как в процессе принятия решений, так и при определении объема и структуры последующих инвестиций. И здесь решающим фактором будет совпадение полученной информации и результатов инвестирования. Даже если был получен отрицательный результат от инвестирования, но инвестор был проинформирован

- это не вызовет негативного отношения, как понимание того, что он был введен в заблуждение.

Таким образом, можно выделить ряд основных проблем регулирования и их возможные пути решения (рисунок 1):

SCIENCE TIME

Направления государственного совершенствования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Система мер по защите вложений в ценные бумаги

Инструменты на рынке ценных бумаг

Меры по снижению риска от вложений в ценные бумаги

- усиление контроля за соолюдением условий лицензирования при осуществлении профессиональной деятельностина рынке ценных бумаг; -ужесточение ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг.

- создание государственных или полугосударственной системы обеспечения защиты вложений в ценные бумаги:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- система защиты интересов инвесторов.

- создание системыреитинговоиоценки ценных бумаг;

- публикацияхарактеристик отдельных отраслейкак объектов инвестирования; -ужесточение требований к

д о стоверно сти информации.

-расширение операции кредитования; - снижение затрат на эмиссию ценных бумаг.

- создание системы взаимных гарантии страхования на рынке ценных бумаг.

Система - создание системы льгот.

нал ого о оложения

Компьютерные

технологии

-развитие автоматизированных систем фондовой торговли, реализуемой через Интернет.

Рис. 1. Пути совершенствования государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

На сегодня фондовый рынок - это отражение прогресса 1Т-технологий, глобализации экономик мира, и основной индикатор, по которому судят о

состоянии экономики страны. Рынок ценных бумаг несет в себе огромный потенциал дальнейшего развития и популяризации у инвесторов - физических лиц.

Какую политику будет проводить Центральный банк пока не ясно, но дальнейшее развитие рынка ценных бумаг не должно стоять на месте. Рынок ценных бумаг предоставляет уникальные услуги, играет важную роль в государстве и мире по распределению финансовых ресурсов в наиважнейшие отрасли экономики и динамично развивающиеся предприятия, способствует полноценному экономическому подъёму в режиме эффективного государственного контроля и регулирования.

Литература:

1. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 марта 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 11 апреля 1996 г. (ред. от 28.12.2013). - Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный

ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 27 июня 2002 г. (ред. от 28.12.2013). -Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы

«КонсультантПлюс».

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 23 июля 2013 г. №251-ФЗ принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июля 2013 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10 июля 2013 г. (ред. от 28.12.2013) -Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы

«КонсультантПлюс».

4. НАУФОР Национальная ассоциация участников фондового рынка [Электронный ресурс]: официальный сайт. От ФКЦБ до ЦБ, 2013. 19 сентября. URL: http ://www.naufor.ru/tree.asp?n= 10560.

5. Поляков А. Мегарегулятор скоро превратиться в монстра [Электронный

ресурс] // Электронное периодическое издание «Информационное агентство «Финмаркет». 2013. 30 октября. URL: http://www.finmarket.ru/economics/

article/3535697.

6. Федеральная служба по финансовым рынкам. - URL: http://www.fcsm.ru.

7. Центральный банк Российской Федерации. - URL: http://www.cbr.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.