Научная статья на тему 'Проблемы и пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья'

Проблемы и пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
701
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / УГРОЗЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / FORECASTING / SOCIAL DEVELOPMENT / SOCIALIZATION / THREATS OF SOCIAL DEVELOPMENT / CHILDREN WITH LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Денисова Ольга Александровна, Леханова Ольга Леонидовна, Голицина Надежда Владимировна

В статье описаны проблемы и пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что моделирование угроз социального развития детей возможно при учете методологического, психологического и социокультурного аспектов проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Денисова Ольга Александровна, Леханова Ольга Леонидовна, Голицина Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

3. Проживание студентами ценностных ориентаций как установившейся системы ценностей на примере текстовых культур, а так же образцов межпоко-ленного опыта в науке и высшем профессиональном образовании, проживание образцов культуры поведения и общения, национально-регионального компонента в соответствии с методологическим подходом и др. [2], [3].

Литература

1. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. - М., 1982.

2. Демченко, З.А. Научная школа студента-исследо-вателя как вариативный проект развития у ее слушателей ценностно-смысловой позиции / З.А. Демченко // Философия образования. - 2012. - Т. 40. - № 1. - С. 247 - 254.

3. Демченко, З.А. Жизненные стратегии студентов в научно-исследовательской деятельности как педагогическая проблема высшей профессиональной школы и ее альтернативное решение / З.А Демченко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 3. - С. 98 - 102.

4. Доклад Координационного совета по делам молоде-

жи в научной и образовательной сферах Совету при Президенте Российской федерации по науке, технологиям и образованию» (Проблема воспроизводства кадров и актуальные задачи молодежной политики в научнообразовательной сфере. - иКЬ: http://www.scientific.ru/

топг^ог/К8-2007.

5. Интеграция науки и образования как необходимое условие инновационного развития экономики России: аналитический сборник по материалам «круглого стола», проведенного в рамках девятого Петербургского международного экономического форума 2005 от 14 июня. - ЦКЬ: http://www.council.gov.ru. «Совет Федерации» (24.07.2005).

УДК 376.3

О А. Денисова, О.Л. Леханова, Н.В. Голицина

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УГРОЗ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 11-06-01065 а «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности»

В статье описаны проблемы и пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что моделирование угроз социального развития детей возможно при учете методологического, психологического и социокультурного аспектов проблемы.

Прогнозирование, социальное развитие, социализация, угрозы социального развития, дети с ограниченными возможностями здоровья.

The article describes the problems and ways of forecasting of threats of social development of children with limited possibilities of health. It is shown that modeling of threats of social development of children is possible if taking into account methodological, psychological and sociocultural aspects of the problem.

Forecasting, social development, socialization, threats of social development, children with limited possibilities of health.

Жизненный цикл развития индивида представляет собой постоянное нахождение гармонии между процессами его индивидуализации и социализации. Социализация как активное вхождение в социальную среду и систему социальных связей порождает усвоение и воспроизведение социального опыта каждым конкретным индивидом. Нарушения социализации выражаются в недостатках усвоения и воспроизведения социальных ролей, социальных норм, социальных правил и могут негативно повлиять как на самого индивида, так и на социальную группу, общность и общество в целом. Социальные проблемы современного общества, напряженность социальных отношений, значительное количество социальных девиаций среди детей и молодежи определяет необходимость раннего прогнозирования и профилактики нарушений социализации подрастающего поколения. Учитывая, что в группу особого риска попадают дети с ограниченными возможностями здоровья, со-

циализация которых проходит в особых условиях, задача прогнозирования угроз их социального развития представляется наиболее актуальной. Прогнозирование угроз социального развития детей с ОВЗ, с одной стороны, выявит перечень задач по социальному воспитанию личности ребенка, устойчивой к социальным опасностям и угрозам и, с другой стороны, позволит определить приоритетные векторы психолого-педагогического воздействия, направленного на снижение степени негативного влияния деструктивных факторов среды.

В основе прогнозирования угроз социального развития детей с ОВЗ лежат определенные предпосылки:

- знания закономерностей социального развития детей с ОВЗ, определение факторов риска нарушений социализации личности при различных вариантах дизонтогенеза;

- знание особенностей функционирования

микросреды жизнедеятельности, определяющей успешность усвоения и воспроизводства социального опыта и социальных отношений детьми с ОВЗ;

- анализ происходящих и предстоящих изменений объективных условий социализации детей с ОВЗ.

Объективный характер социальных изменений и фиксируемая воспроизводимость нарушений социализации личности детей при различных вариантах дизонтогенеза делают прогнозирование угроз социального развития детей с ОВЗ вполне оправданным и логичным, но осложненным рядом факторов. Условно эти факторы могут быть рассмотрены в трех аспектах: методологическом, психолого-педагоги-

ческом и социокультурном. В каждом аспекте могут быть выделены свои проблемные сферы, затрудняющие прогнозирование угроз социального развития детей с ОВЗ и пути их преодоления.

Первый фактор (методологический), затрудняющий прогнозирование угроз социального развития детей с ОВЗ, связан с определением исходного социологического концепта для построения такого прогноза. В современной социологической науке существуют противоречивые основания для построения прогноза угроз социального развития детей с ОВЗ, которые могут быть рассмотрены через призму понятий «социальная патология», «социальная дезорганизация», «социальная дисфункция», «социальная проблема» [1]. К одним из первых теорий, объясняющей девиантное поведение как социальную патологию, относится концепция Чезаре Ломброзо [19], указавшего на связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. По мнению Ломброзо, «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции, что может быть определено по конкретным внешним чертам. Психоаналитический подход к социальному прогнозированию основан на установлении связи между девиантными поступками и психических отклонений (слабоумие, психопатия, умственные дефекты и пр.) [8]. В рамках концепций социальной дезорганизации и функционалистского подхода социальное прогнозирование выглядит как установление взаимозависимости между социальными девиации и особенностями функционирования общества [4], [5], [7], [13], [26]. Так в теории аномии Э. Дюркгейма было предложено социологическое объяснение девиации как последствия разрегулиро-ванности между жизненным опытом индивида и социальными нормами общества. Кризисные состояния в обществе, по мнению Дюркгейма, провоцируют разрушение социальных норм и дезориентацию его членов, что и приводит к аномиям [23]. В работах американских социологов (Р. Парк, Э. Берджесс, Р. Маккензи, Р. Каван, К. Шоу, Г. Маккей и др.) социальные проблемы есть следствия социальной дезорганизации различных уровней [4], [5], [7], [16]. В рамках данного подхода выделены культурные ценности, благоприятствующие девиации: противоречия между субкультурами разных слоев общества, культивирование в обществе качеств личности, приводящих к росту преступности (готовность к риску, вы-

носливость, стремление к острым ощущениям и пр.), пропаганда преуспевающих девиантов и насилия, общение индивидов с носителями преступной субкультуры и др.

Функционалистский подход позволяет прогнозировать угрозы социального развития через объяснение природы отклоняющегося поведения как социальной дисфункции. Так Р.К. Мертон считал, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения [7], [16], [22]. Мертон классифицирует поступки в зависимости от того, как люди относятся к социально одобряемым целям и допускаемым обществом средствам их достижения и отмечает, что между периодически возникающими социальными проблемами, ценностями и институтами культуры существует тесная и предсказуемая связь. Дисфункции являются следствиями социальной деятельности, идущей вразрез с функциональными требованиями социальной системы и разрушающей институциональные связи. Концепция девиантного поведения Мертона объясняет возникновение целого ряда явных и латентных социальных проблем (преступность, бюрократизм, наркомания, алкоголизм, психические заболевания, бездомность, терроризм, экстримизм и др.) через определение влияния социальной структуры на несоответствующее предписаниям поведение некоторых членов общества. Если исходить из позиции Р. Фуллера и Р. Майерса, то в основу социального прогнозирования должна быть положена идея о том, что каждая социальная проблема состоит из объективного условия и субъективного определения [16], [26]. Аналогично нужно поступать в процессе прогнозирования, если исходить из субъективистской теории «наклеивания ярлыков» Г. Беккера и Э. Лемерта, указывавших, что отклонение есть результат взаимодействия между некоторой социальной группой и тем, кого группа считает нарушителем правила [14], [16]. Авторы такого интеракционистского подхода считают, что после того, как на человека наклеен ярлык девианта (преступника, наркомана и т. п.), большая часть окружающих его людей ожидает от него продолжения нарушения норм общепринятого поведения. Это ограничивает жизненные шансы индивида и ведет его к принятию и развитию девиантной роли. Ответ девианта на общественную реакцию часто заключается во вторичном отклонении [5], [7].

Принимая во внимание право на существование различных социологических теорий и подходов, обозначим авторскую позицию по данному вопросу. По нашему мнению, в современном обществе существуют определенные объективные факторы, которые влияют на социализацию современных детей. К наиболее значимым факторам социализации детей с ОВЗ относится микросреда жизнедеятельности, включающая семью и референтную группу сверстников и взрослых (педагоги образовательного учреждения, одноклассники и одногруппники и т.д.). В микросреде жизнедеятельности ребенка с ОВЗ действуют особые условия социализации. Эти условия могут быть оценены с точки зрения полезности или

вредности воздействия на личность. Нельзя не признать, что объективная оценка степени опасности тех или иных условий и их характера позволит не только привлечь внимание общественности (педагогической, родительской, чиновников от образования и органов социальной защиты и пр.) к данному вопросу, но и даст возможность определить рамки существующей социальной проблемы в ее субъективном восприятии различными субъектами социализации. Таким образом, в прогнозировании угроз социального развития детей с ОВЗ необходимо объединить объективистский и субъективистский подходы, что, с одной стороны, затрудняет процесс построения прогноза, с другой, - повышает его научную значимость и определяет пути решения проблемы в рассмотренном аспекте.

Второй фактор (психолого-педагогический), определяющий трудности прогнозирования угроз социального развития детей с ОВЗ, связан с существенной вариативностью возможных нарушений социального развития таких детей [2], [17], [28]. Выделение в структуре угроз социального развития гештальтов «общее для всех детей» - «общее для детей с ОВЗ» - «общее для детей с данным вариантом ди-зонтогенеза» - «индивидуальное» нередко задает уникальный набор угроз социализации у каждого конкретного ребенка, имеющего нарушения в психическом или психофизическом развитии. Попытаемся выстроить иерархию угроз социального развития детей с ОВЗ. В аспекте специфики социализации детей с позиции психологии детства, угрозы их социального развития преимущественно связаны с тем, что:

1) у детей в процессе социализации изменяется не только внешнее поведение, но и базовые ценностные ориентации;

2) дети усваивают и воспроизводят социальные связи и отношения как целостную данность, вне зависимости от социальной одобряемости или неодоб-ряемости отдельных компонентов либо всего образа этих связей и отношений;

3) на этой основе у детей формируются представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе;

4) социализация детей протекает в условиях минимального набора социальных ролей и оттенков социальных смыслов внутри социальной роли;

4) социализация детей непосредственно связана с развитием их личности и мотивацией поведения [15], [24], [27].

Общие особенности социализации детей конкретизируются в перечне особенностей социального развития детей с ОВЗ, связанных с:

1) трудностями и формализмом вхождения таких детей в общество;

2) выраженным своеобразием их эмоционального развития;

3) тенденцией к развитию тревожно-фобических состояний;

4) склонностью к негативизму;

5) своеобразием коммуникативного развития (его замедленность, формирование на дефицитарной основе, нередко асинхрония) и др.

Основные проблемы социального развития детей с ОВЗ проявляются в нарушении связи с окружающим социальным и предметным миром, в низкой социальной мобильности, в бедности и стереотипности социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, в ограниченности освоенности человеческой и национальной культуры.

В результате диагностики социального развития детей и подростков с ОВЗ выявляются следующие типичные психологические трудности:

1) проблемные взаимоотношения в микросреде жизнедеятельности как со взрослыми, так и с детьми;

2) нарушения формирования самооценки, недостатки самоотношения и самопонимания;

3) нарушения в детско-родительских взаимоотношениях, нередко выражающихся в чрезмерно выраженной симбиотической связи;

4) трудности прогнозирования последствий своих поступков и поведения окружающих;

5) трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, ценностей, склонность к их примитивизации и социальному упрощению;

6) выраженные тенденции к изолированности, приводящей к вторичной аутизации личности;

7) стремление избежать давления правил, норм, требований;

8) трудности в планировании и организации своей деятельности;

9) отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях, их малая вариативность и косность;

10) рассогласование между декларируемым и реально соблюдаемыми нормами поведения («эффект двойного стандарта»);

11) трудный характер (обидчивость, агрессивность, расторможенность и др.);

12) недостатки понимания и осознания необходимости и целесообразности соблюдения социальных правил и норм.

Иными словами, в процессе социального развития детей с ОВЗ возникают особые условия, затрудняющие освоение, усвоение и присвоение ими социального опыта и формирования социальных связей с окружающим социумом. Все это может провоцировать нарушение баланса между интенциями личности ребенка и ожиданиями общества [2], [11], [12], [17], [18], [25], [28].

Конкретизируя особенности социального развития у детей с различными вариантами дизонтогенеза, укажем, что наряду с общим перечнем исследователи отмечают наличие специфических особенностей усвоения и воспроизводства социальных связей и отношений детей нарушениями интеллекта (Н.Л. Белопольская, О.Н. Богомягкова, Н.А. Борисова, О.П. Гаврилушкина, А.В. Закрепина, М. А. Егорова, Н.Г. Морозова, Л.М. Саралийская, Е.С. Слепович, Н.Д. Соколова, Т.З. Стернина, Е.А. Чернышева, Л.Ю. Шамко и др.); детей с нарушениями слуха (Ю.В. Гайдова, Л. А. Головчиц, О. А. Денисова, Б. Д. Кор-сунская, Л. П. Носкова, В. Петшак, В. В. Заболтина и др.); детей с нарушениями речи (О. Е. Грибова, О. Л. Леханова, О.С. Павлова, В.И. Селиверстов, О.А.

Слинько, Л.Г. Соловьева, Е.Г. Федосеева, Е.П. Чернова и др.); детей со зрительной патологией (Г. М. Галактионова, Г. В. Григорьева Л. В. Егорова, Е. Б. Карпушина, И.Г. Корнилова, А.В. Никитина, Г.В. Никулина, Т.П. Свиридюк, С. Д. Тарских и др.).

Индивидуальные угрозы социального развития могут быть определены через взаимодействие ключевых контекстов: органический, внутриличностный и межличностный. Органический контекст связан со степенью выраженности основного дефекта: чем более выражено основное нарушение (речи, зрения, слуха, интеллекта, двигательной сферы и др.) и чем чаще оно сопровождается сопутствующей патологией, тем большей опасности подвергается социальное развитие ребенка и тем более развернутый перечень потенциально опасных угроз может быть выделен. В частности, выяснилось, что социальный статус ребенка, потеря которого для ребенка весьма значима [11], напрямую зависит от тяжести нарушения. Внутриличностный контекст связан с выраженностью индивидуальных и личностных характеристик, которые негативно влияют на социальное развитие дошкольников с ОВЗ (повышенная тревожность, склонность к расширенному репертуару страхов, напряженное функционирование психических процессов, незрелость эмоционально-волевой сферы, слабая вербализованность эмоции и др.). Межличностный контекст определяется действием угроз социального развития в микросреде жизнедеятельности (отношения со сверстниками и взрослыми (педагогами и родителями), субъективное восприятие детьми этих отношений, сформированность коммуникативной деятельности и особенности межличностных отношений и др.). Выяснилось, что не только отношения со сверстниками имеют свои особенности у детей с ОВЗ (преобладание ситуативных форм общения, незрелость коммуникативных средств, недостатки понимания их семантики и коммуникативного смысла, наличие своеобразных коммуникативных черт, стремление к изоляции и уединению и др.), но и внутрисемейные отношения имеют свое своеобразие в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ [28]. Ситуация хронического стресса, трудности выстраивания прогноза развития ребенка, частое его неприятие со стороны родителей, незрелая родительская позиция и другие факторы провоцируют гиперчустви-тельность детей с ОВЗ к внутрисемейной атмосфере и субъективное восприятие возможных изменений в семье как серьезную угрозу жизнедеятельности. Де-задаптированность болезненно переживается ребенком и приводит к возникновению у него чувства отверженности, незащищенности, неприятия со стороны окружающих.

Учитывая обозначенную вариативность угроз социального развития детей с ОВЗ, укажем на возможный путь построения некой унифицированной модели прогнозирования угроз их социального развития. Мы полагаем, что в основу построения модели прогнозирования угроз их социального развития и структурирования перечня превентивных мер по профилактике и снижению угроз их социального развития может быть положено выделение некого

общего репертуара социально-психологических проблем детей с ОВЗ. Описанные выше трудности и их классификация могут лечь в основу построения прогноза.

Третий, проблемный в плане построения угроз социального развития детей с ОВЗ, фактор, может быть рассмотрен в социокультурном аспекте. Этот фактор связан с определением специфики развития современного общества с точки зрения его отношения к лицам с проблемами в развитии. Предложенная Н.Н. Малофеевым периодизация развития специального образования в стране и мире, раскрывает не только общие особенности отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе, но и природу такого отношения. Это позволяет выйти на понимание проблем прогнозирования социального развития детей с ОВЗ в современных социокультурных условиях [20], [21]. Приняв за аксиому положение, что специальное образование и само отношение к детям с ОВЗ - это феномен культуры, ее неотъемлемая часть, мы встаем перед необходимостью выделения специфики отношения современного российского общества к детям с проблемами в психическом и психофизическом развитии.

Согласно Н.Н. Малофееву, с 1991 г. Россия вступила в новый этап развития специального образования, ведущей тенденцией которого является интегрированное обучение детей с проблемами в развитии. В подобных условиях на первый план при прогнозировании угроз социального развития детей с ОВЗ выходят следующие моменты:

1) наличие инициированного государством запроса на переориентацию специального образовании в России на мировые нормы отношения к инвалидам, предполагающие предоставление им равных прав и возможностей;

2) сложности создания в современном обществе особого пространства, обеспечивающего безопасную социализацию и социокультурную интеграцию детей с ОВЗ;

3) превалирование в практике обучения и взаимодействия с детьми с ОВЗ стихийной социальной и образовательной инклюзии, практически полное отсутствие научно обоснованного и систематизированного опыта их инклюзивного образования;

4) наличие в общественном сознании мифов и ошибочных представлений о детях с ОВЗ, их возможностях и потребностях;

5) неготовность педагогов обычных образовательных учреждений и представителей микросреды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ обеспечивать профилактику и преодоление угроз их социального развития с учетом ограничений по здоровью и особых потребностей таких детей [3], [6], [9], [10], [20], [21]. В силу текучести и вариативности выделенных социокультурных условий моделирование угроз социального развития детей с ОВЗ выступает как довольно сложная научная и социальная задача. Представляется, что выделение неких общих тенденций в отношении общества к детям с ОВЗ может стать основой для построения унифицированной модели по-

строения угроз социального развития детей с ОВЗ.

Таким образом, в представленном материале нашли отражение авторские позиции относительно факторов, затрудняющих прогнозирование угроз социального развития детей с ОВЗ. Предпринятый в статье научный анализ позволит, на наш взгляд, выделить значимые основания для социального прогнозирования и моделирования, определив социологические, психологические и социокультурные основания для построения модели угроз социального развития детей с ОВЗ.

Литература

1. Аберкомби, У. Социологический словарь / У. Абер-комби, С. Хилл, Б.С. Тернет. - Казань, 1997.

2. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы / Л.И. Акатов. - М., 2003.

3. Анисимова, А.Н. Интегрированное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии на основе дифференцированной коррекционно-развивающей работы в условиях общеобразовательной сельской школы Ленинградской области / А.Н. Анисимова, Т.В. Белогрудова, М.Ю. Данилкина и др. - СПб., 2011.

4. Аспекты социальной теории и современного общества / под ред. С.Е. Кухтерина, А.Ю. Согомонова. - М., 2000.

5. Афанасьев, В. Эволюция концепции аномии в социологии девиантного поведения / В. Афанасьев // Рубеж. Альманах социальных исследований. - 1992. - № 2. - С. 69 - 81.

6. Букина, И.А. Региональная модель коррекционнопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области: дис. ... канд. пед. наук / И. А. Букина. - СПб., 2010.

7. Гилинский, Я. И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я.И. Гилинский, В.С. Афанасьев. - СПб., 1993.

8. Групповой психоанализ. Теория - техника - применение. - М., 2009.

9. Денисова, О.А Готовность педагогических кадров к осуществлению инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями / О.А. Денисова,

B.Н. Поникарова, О. Л. Леханова // Дефектология. - 2012. -№ 3. - С. 19 - 24.

10. Денисова, О.А. Комплексное многоуровневое пси-холого-педагогическое пространство для социальнокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями / О.А. Денисова. - Череповец, 2007.

11. Денисова, О.А. Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте / О.А. Денисова, О.Л. Леханова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - № 1 (36). - Т. 1. -

C. 98 - 102.

12. Денисова, О.А. Характеристика социокультурной адаптации и социокультурной интеграции детей с сенсорными нарушениями / О.А. Денисова // Социальногуманитарные издания. - Уфа, 2006. - № 3. - С. 151 - 158.

13. Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное

общество: природа, противоречия, перспективы /

В. Л. Иноземцев. - М., 2000.

14. История, современное состояние, перспективы регионального специального образования / под общ. ред. О.А. Денисовой. - Череповец, 2007.

15. Козлова, С.А. Я - человек. Программа социального развития ребенка / С.А. Козлова. - М., 2010.

16. Контексты современности - II: Хрестоматия / сост. и ред. С.А. Ерофеева. - Казань, 2001.

17. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. - М., 2002.

18. Леханова, О.Л. Своеобразие употребления, понимания и интерпретации невербальных средств общения дошкольниками с общим недоразвитием речи / О.Л. Леханова // Дефектология. - 2011. - N° 6. - С. 19 - 24.

19. Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство /

Ч. Ломброзо. - М., 2009.

20. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа / Н.Н. Малофеев. - М., 2009.

21. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: в 2 ч. Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М., 2010.

22. Мертон, Р.К. Социальная структура и аномия / Р.К. Мертон // Социология преступности (Современные буржуазные теории). - М., 1966. - C. 299 - 313.

23. Осипова, Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма / Е.В. Осипова // История буржуазной социологии XIX - начала XX века / под ред. И.С. Кона. - М., 1979. - С. 204 - 252.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. Научно-методическое пособие: в 3 ч. - СПб., 2008. - Ч. 2.

25. Селина, А.В. Содержательная характеристика и результаты исследования социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / А. В. Селина, О. А. Денисова, В. Н. Поникарова и др. // «The value system of modern society»: materials digest of the XVII International Scientific and Practical Conference and the I stage of Research Analytics Championships (London, January 19-January 23,2012). Pedagogical, psychological and sociological sciences / All-Ukrainian Academic Union of specialists for professional assessment of scientific research and pedagogical activity; Organizing Committee: B. Zhytnigor (Chairman), S. Godvint, L. Kupreichyk, A. Tim, D. Georgio, T. Morgan, S. Serdechny, L. Steiker. - Odessa, 2012. - P. 20 -22.

26. Симонова, Т.М. Теоретические аспекты изучения социальных проблем / Т.М. Симонова // Социологические исследования. - 2009. - № 8. - C. 65 - 69.

27. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М., 2005.

28. Специальная семейная педагогика / под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. - М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.