Научная статья на тему 'Проблемы и противоречия организации инклюзивного дошкольного образования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области'

Проблемы и противоречия организации инклюзивного дошкольного образования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
737
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т С. Овчинникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и противоречия организации инклюзивного дошкольного образования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области»

Т.С. Овчинникова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Проблемы и противоречия организации инклюзивного дошкольного образования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования, что является своего рода революцией в образовании, поскольку многие годы продолжалась острая дискуссия о том, является ли вообще дошкольное обучение и воспитание образованием и каковы должны быть его параметры и критерии оценки.

Множество вопросов фундаментального характера разработаны на уровне теории и представлены в законе об образовании:

S определены целевые ориентиры детства и критерии оценки качества дошкольного образования;

S сформулированы положения организации педагогических условий обучения и развивающей среды;

S предложены формы контроля функционирования дошкольных организаций.

С одной стороны, закон «Об образовании в РФ» - это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой - повышение требований к дошкольному образованию, в связи с чем необходимым становится принятие федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который позволит:

• повысить социальный статус дошкольного образования;

• обеспечить равенство возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

• сохранить единство образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;

• обеспечить государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.

Согласно статистическим исследованиям, с каждым годом, возрастает число детей, которые не могут быть отнесены к категории здоровых детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с понятийным аппаратом нового закона об образовании (гл. 1 ст. 2) - это обучающиеся, имеющие особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий.

Исследование контингента детей, которые не справляются с образовательными программами в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области (10913 детей) показало, что в группах общеразвивающей направленности обучается 361 ребенок с нарушениями речи,

48

что составило 54 % из выявленных детей, 26 % детей с задержкой психического развития (174 ребенка), 134 ребенка (20 %) с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Новые социальные условия, изменение контингента детей, высокий процент детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности делает актуальным поиск наиболее эффективных, экономически целесообразных направлений осуществления педагогического процесса в дошкольных учреждениях. Активное распространение инклюзивных групп в дошкольных организациях Ленинградской области и Санкт-Петербурга детерминировано этими обстоятельствами.

«Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных школах, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе в коррекционных классах, классах интегрированного обучения общеобразовательных школ или в коррекционных общеобразовательных школах» - провозглашено в законе «Об образовании в РФ» (ст. 99)

В оценке состояния организации обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ в условиях общеобразовательных групп принимало участие 82 дошкольных учреждения (559 групп дошкольников): 205 групп комбинированной направленности, в которых обучались 3756 детей, 93 группы компенсирующей направленности (1669 детей) и 2б1 группа общеразвивающей направленности, в которых обучались 5488 детей. На основе полученной информации о состоянии организационнометодического обеспечения образовательного процесса были сделаны выводы о степени готовности дошкольных учреждений к осуществлению интегрированного обучения.

Анализ состояния организационного компонента в учреждениях выявил ряд недостатков, общих для всех групп общеразвивающей направленности в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида. Это отсутствие:

• медико-психолого-педагогического сопровождения, позволяющего оценить все контролируемые характеристики психофизического развития и нервно-психического статуса детей и обеспечивать реализацию индивидуальных образовательных маршрутов детей и необходимую им коррекционную помощь (78 % дошкольных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области по результатам перекрестного анкетирования заведующих и педагогов);

• стандартизированных технологий и методик обучения и воспитания детей, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Преимущественное применение авторских методик носит несистемный характер (69 % дошкольных учреждений);

• технологий оценки контрольных срезов результатов обучения и воспитания детей и, следовательно, невозможно быстро определять и устранять проблему по мере ее поступления (в 66 % учреждений);

• координации и взаимодействия педагогов, специалистов, медиков в осуществлении образовательного процесса на всех организационных уровнях (соответственно в 42 %);

49

• в 37 % дошкольных учреждениях технологичности процессов планирования; взаимосвязи между планированием деятельности и ее реализацией, влекущее за собой нерациональное использование времени, кадров и ресурсов; неконкретность, зачастую заведомая невыполнимость планируемых целей и результатов.

Анализируя организацию обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ, в общеразвивающих группах было выделено два варианта интеграции воспитанников, встречающихся в дошкольных организациях Санкт-Петербурга и Ленинградской области: «принудительная» и «необъявленная».

Настораживает тот факт, что сейчас все больше и больше в Санкт-Петербурге и Ленинградской области открывается инклюзивных групп, принудительно для администрации и преподавательского состава учреждения, объясняя это необходимостью внедрения ФГОС. В группах, где осуществляется принудительная неподготовленная инклюзия персонал не может обеспечить качественное образование воспитанников, поскольку нет подготовленных педагогов, имеющих профессиональные компетенции коррекционных педагогов, владеющих широким диапазоном адаптивных программ и умеющих создать специальные условия в общеразвивающей группе. К великому сожалению, рядовые педагоги общеразвивающих групп являются заложниками таких чиновничьих решений. Они не знают особенностей развития и психологии детей с нарушенным развитием, не осознают той меры ответственности, которую они принимают на себя, осуществляя обучение детей в условиях, которые не соответствуют идеям сохранения и укрепления здоровья.

Необъявленная инклюзия - это обучение и воспитание дошкольников, которые по состоянию их развития могут быть отнесены к категории детей с ОВЗ и нуждаются в коррекционной помощи, но не были своевременно обследованы, не прошли психолого-медико-педагогическую комиссию и не получили нозологический статус. Если воспитанники не имеют статуса «дети с ОВЗ», следовательно, в группе по штатному расписанию не положены специалисты коррекционной педагогики. Оказание своевременной и необходимой детям коррекционной помощи невозможно из-за противоречий организационного и нормативно-правового характера:

• необходимостью введения адаптационных программ и невозможностью сделать это лигитимно, поскольку нарушение лицензионной образовательной программы недопустимо;

• наличием детей, которые не справляются с образовательной программой или обладают девиациями поведения, характерными для детей с ОВЗ и отсутствием права на проведение их обследования;

• высокой вероятностью травматизма в инклюзивных группах и правовой незащищенностью педагога, работающего в условиях закрытой информации о соматических или психических нарушениях детей;

• наличием в группе детей с дезадаптивными формами поведения, которые могут представлять опасность для других детей в группе, и от-

50

сутствием механизма освидетельствования ребенка и на этом основании перевода в коррекционную группу.

Резюмируя вышесказанное, хочется еще раз подчеркнуть, что главное условие инклюзии - включение всех образовательных сервисов, согласно потребностям обучающихся детей. Качество обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ в условиях совместного обучения будет высоким, если будут обеспечены следующие условия организации:

S педагогический процесс будут осуществлять подготовленные педагоги и специалисты в области коррекционной педагогики;

S обязательным будет проведение мониторинга и психологической диагностики, которые позволят определить актуальный профиль группы и оптимальную образовательную программу, независимо от пролицензированной в учреждении;

S механизм проведения психолого-медико-педагогического консилиума и создания на его основе локальных актов позволит коллегиально принимать административные решения по созданию парциальных и адаптационных программ. Координированные действия педагогов под патронатом коррекционных педагогов, позволят своевременно регулировать все двигательные, эмоциональные и образовательные нагрузки, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение и контролировать нервно-психическое состояние и работоспособность детей.

Ю.А. Фесенко

доктор медицинских наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

М.И. Лохов

доктор биологических наук, старший научный сотрудник,

НИИЭМ РАМН Е.В. Фесенко кандидат медицинских наук, главный врач СПб ГБУЗ Городская детская поликлиника № 19

Психодиагностические и психокоррекционные методы при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей

«Непоседа Фил», «плохой хороший ребенок», «сорвиголова», «чужой среди своих», «егоза», «шалун» - это всё о них, о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) (attention-deficit hyperactivity disorder - ADHD - англ.). И это о них: «вполуха слушает, но все запоминает», «на лету схватывает», «сверхспособный, но...», «талантливый». Так что же это за дети? На наш взгляд, выражение «плохой хороший ребенок» (именно без запятой!) больше всего подходит для характеристики таких детей.

В природе нет добра и зла, нет хорошего или плохого. Все эти категории привнесены исключительно человеком и, вероятно, это была та самая первая граница, которая отделила людей друг и от друга, и от природы. В социальном и психологическом плане деление на категории «плохой - хороший» производится исходя из сравнения со среднестати-

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.