Научная статья на тему 'Проблемы и подходы к оценке финансового состояния лечебно-профилактических учреждений для определения типов организаций'

Проблемы и подходы к оценке финансового состояния лечебно-профилактических учреждений для определения типов организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1488
1994
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / АНАЛИЗ КОЭФФИЦИЕНТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшина Н.И., Яшин К.С., Артамонычева Е.В.

Финансовое состояние важнейшая характеристика экономической деятельности учреждения, которая определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого учреждения и его партнеров в финансовом и производственном отношении. На современном этапе существуют проблемы определения типов организации учреждений здравоохранения, отсутствуют методики оценки финансового состояния, всесторонне охватывающие все аспекты деятельности бюджетных организаций, позволяющих рассчитать показатели ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности лечебно-профилактических организаций. Также в условиях постоянно изменяющихся внешних факторов порой возникают новые возможности для улучшения результатов деятельности учреждения. Управленческому персоналу необходимо уметь реально оценивать финансовое состояние своего учреждения и потенциальных конкурентов. Для совершенствования проведения финансового анализа бюджетных учреждений представлена методика коэффициентного анализа с использованием финансовой отчетности бюджетных учреждений. Проанализированы финансовое состояние и экономический потенциал ряда учреждений здравоохранения Нижегородской области. Предложенная авторами методика оценки финансового состояния и экономического потенциала, основанная на адаптации формул к финансовой отчетности лечебно-профилактических учреждений, позволяет определить тип организации учреждения для повышения эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яшина Н.И., Яшин К.С., Артамонычева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и подходы к оценке финансового состояния лечебно-профилактических учреждений для определения типов организаций»

Анализ финансового состояния

УДК 61:004.8

проблемы и подходы к оценке финансового состояния лечебно-профилактических учреждений

о ,

для определения типов организаций*

Н.И. ЯШИНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов E-mail: paa@hotmail.ru

К.С. ЯШИН,

аспирант кафедры финансов E-mail: jashinmed@gmail.com

Е.В. АРТАМОНЫЧЕВА,

аспирант кафедры финансов E-mail: EV-Artamonicheva@ yandex.ru Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского -Национальный исследовательский университет

Финансовое состояние - важнейшая характеристика экономической деятельности учреждения, которая определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого учреждения и его партнеров в финансовом и производственном отношении. На современном этапе существуют проблемы определения типов организации учреждений здравоохранения, отсутствуют методики оценки финансового состояния, всесторонне охватывающие все аспекты деятельности бюджетных организаций, позволяющих рассчитать показатели ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского - Национальном исследовательском университете.

рентабельности лечебно-профилактических организаций. Также в условиях постоянно изменяющихся внешних факторов порой возникают новые возможности для улучшения результатов деятельности учреждения. Управленческому персоналу необходимо уметь реально оценивать финансовое состояние своего учреждения и потенциальных конкурентов. Для совершенствования проведения финансового анализа бюджетных учреждений представлена методика коэффициентного анализа с использованием финансовой отчетности бюджетных учреждений. Проанализированы финансовое состояние и экономический потенциал ряда учреждений здравоохранения Нижегородской области. Предложенная авторами методика оценки финансового состояния и экономического потенциала, основанная на адаптации формул к финансовой отчетности лечебно-профилактических учреждений, позволяет определить тип организации учреждения для повышения эффектив-

ности деятельности лечебно-профилактических учреждений.

Ключевые слова: бюджетное учреждение, автономное учреждение, казенное учреждение, экономический потенциал, анализ коэффициентов

В рамках проводимой государственной политики необходимо четко определить предел социальных гарантий, предоставляемых за счет средств бюджетов, а также создать новые механизмы социальной защиты граждан. Реализация этой задачи во многом зависит от состояния и устойчивости государственных и муниципальных финансов, которые являются основным источником финансирования задач и функций государства.

Чтобы обеспечивать выживаемость учреждения в современных условиях, управленческому персоналу необходимо реально оценивать финансовое состояние своего учреждения, а также существующих и потенциальных конкурентов. Финансовое состояние - важнейшая характеристика экономической деятельности учреждения, которая определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого учреждения и его партнеров в финансовом и производственном отношении.

Также в условиях постоянно изменяющихся внешних факторов порой возникают новые возможности для улучшения результатов деятельности учреждения.

Одной из актуальных проблем государственных (муниципальных) учреждений является недостаточное бюджетное финансирование. Недостаток денежных средств не позволяет осуществлять полноценное восстановление основных средств, а тем более - развитие учреждения. Все это говорит о невозможности бюджетного учреждения оказывать достаточное количество бесплатных услуг.

В 2006 г. был принят Федеральный закон «Об автономных учреждениях»1 (далее - Закон № 174-ФЗ) и ряд других сопутствующих актов. С осени 2007 г. в России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа -так называемые автономные учреждения. С 2011 г. со вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения

1 Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

государственных (муниципальных) учреждений»2 (далее - Закон № 83-Ф3) начинается тотальная модернизация бюджетной сферы. Была поставлена задача по преобразованию бюджетных учреждений в автономные в тех сферах предоставления социальных услуг, где это может создать существенные стимулы для повышения эффективности деятельности.

Закон № 83-ФЗ дает точные определения казенного и бюджетного учреждений. Казенное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Бюджетное учреждение - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Определение автономного учреждения содержится в Законе № 174-ФЗ. Согласно данному закону автономное учреждение - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

После вступление в действие Закона № 83-Ф3 бюджетные учреждения стали отличаться друг от друга правовым статусом, т.е. теми возможностями, которые получила их администрация для осуществления своей деятельности. Если говорить кратко, то казенное учреждение максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, однако получает финансовые гарантии от учредителя. Бюджетное и автономное учреждения имеют больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности, однако на них лежит и больший груз ответственности, поскольку учредитель не предоставляет им финансовых гарантий.

По мнению некоторых авторов, бюджетный риск количественно характеризуется субъективной вероятностной оценкой, т.е. ожидаемой величиной наиболее вероятностного максимального и минимального уровней собираемости доходов и финансирования расходов по сравнению со сметой, планом, утвержденными по бюджету ассигнованиями.

Для определения типа государственного (муниципального) учреждения (оценки целесообразности

принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения) применяются критерии, основанные на положениях федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и исходящие из нормативного правового регулирования правового положения соответствующего типа государственного (муниципального) учреждения.

Характеристика типов государственных учреждений представлена в табл.1.

В качестве дополнительных критериев определения типа государственного (муниципального) учреждения (оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения) целесообразно использовать экономический потенциал и управленческий потенциал такого учреждения.

Экономический потенциал государственного (муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании следующих показателей: - средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения государс-

Таблица 1

Характеристика типов государственных учреждений

Критерий сравнения Тип учреждения

Казенное Бюджетное Автономное

Основные направления деятельности Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления

Сферы, в которых государственное учреждение может быть создано Любые Сферы науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также иные сферы Сферы науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также иные сферы в случаях, установленных федеральными законами

Способ финансирования За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы На основе финансирования государственного или муниципального задания На основе финансирования государственного или муниципального задания

Способ доведения денежных средств По бюджетной смете Через субсидии («одна строка») Через субсидии («одна строка»)

Учет иных доходов в процессе финансирования Иные доходы учитываются при определении объема финансирования Размер субсидии не зависит от иных доходов Размер субсидии не зависит от иных доходов

Право на ведение приносящей доход деятельности Должно быть предусмотрено учредительными документами Должно быть предусмотрено учредительными документами Должно быть предусмотрено учредительными документами

Окончание табл. 1

Критерий сравнения Тип учреждения

Казенное Бюджетное Автономное

Распределение доходов от приносящей доход деятельности Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения

Распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Не имеет права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности

Выделяемые виды имущества Не выделяются Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств

Распоряжение имуществом Распоряжается с согласия собственника Распоряжается с согласия собственника особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств, а также недвижимым имуществом. Другим имуществом распоряжается свободно Распоряжается с согласия собственника - недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств. Другим имуществом распоряжается свободно

Ответственно сть учреждения перед кредиторами Отвечает денежными средствами Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств

Субсидиарная ответственность учредителя Есть Нет Нет

Органы управления Не меняются Не меняются В дополнение к имеющимся органам добавляется наблюдательный совет

Порядок заключения крупных сделок, сделок «с заинтересованностью» Обычный порядок С согласия учредителя С согласия учредителя либо наблюдательного совета

Заключение контрактов От имени учредителя От своего имени От своего имени

Действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Распространяется Распространяется Не распространяется

Возможность получать займы, кредиты Не может Может с учетом установленных законом ограничений Может

Возможность создания иных юридических лиц Отсутствует Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника

Анализ финансового состояния

твенного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;

- средний рост доходов государственного (муниципального) учреждения (по всем источникам финансового обеспечения) за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;

- средний рост балансовой стоимости основных фондов государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;

- средний рост расходов бюджетных средств на единицу государственной (муниципальной) услуги за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;

- средний рост заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения в среднем по учреждению за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;

- коэффициент эффективности использования фонда оплаты труда, определяемый как отношение среднего роста заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения, за исключением административно-управленческого персонала, к среднему росту заработной платы административно-управленческого персонала государственного (муниципального) учреждения за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года.

При определении экономического потенциала

бюджетного или автономного учреждения могут

использоваться следующие показатели:

- достаточность обеспечения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепляемым за бюджетным или автономным учреждением в соответствии с установленными нормативными требованиями, а также стандартами качества предоставления государственных (муниципальных) услуг (оценивается положительно, если имущество создаваемого бюджетного или автономного учреждения соответствует нормативным требованиям, требованиям стандартов качества либо превышает их);

- степень износа основных фондов (нефинансовых активов), определяемая как отношение суммы накопленного износа к балансовой стоимости основных фондов на конец отчетного

'ЯпапааСсопЛИпои anaCysis

финансового года (оценивается положительно, если это значение составляет не более 85%);

- отношение среднемесячной заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения к среднемесячной заработной плате работников по субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) в целом, муниципальному образованию, в котором располагается государственное учреждение субъекта Российской Федерации, в соответствующей сфере деятельности за отчетный финансовый год (оценивается положительно, если это значение превышает 100%);

- наличие в текущем финансовом году просроченной кредиторской задолженности (оценивается положительно в случае отсутствия указанной задолженности);

- доля профильных внебюджетных доходов, определяемая как отношение доходов от основной деятельности учреждения, полученных из внебюджетных источников, к объему финансового обеспечения учреждения за счет всех источников финансового обеспечения за отчетный финансовый год. Управленческий потенциал государственного

(муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании следующих показателей:

- способность административно-управленческого персонала эффективно осуществлять организационно-управленческую и финансово-хозяйственную деятельность, в том числе направленную на развитие соответствующего государственного (муниципального) учреждения, после изменения типа государственного (муниципального) учреждения (оценивается с помощью метода экспертных оценок, социологических методов и (или) иных методов, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления);

- рейтинг государственного (муниципального) учреждения по данным независимых рейтинговых агентств;

- наличие плана (программы) учреждения по внедрению энергосберегающих технологий;

- наличие программы развития автономного учреждения.

Чем выше экономический и управленческий

потенциалы государственного (муниципального)

учреждения, тем менее целесообразно сохранение

на законодательно установленный переходный период финансового обеспечения данного учреждения на основе бюджетной сметы и (или) изменение его типа для создания казенного учреждения.

Рассмотрим решение этой задачи на примере государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Городецкая центральная районная больница» (далее - Городецкая ЦРБ).

Для определения оптимального типа учреждения здравоохранения рассмотрим экономический потенциал Городецкой ЦРБ. Показатели экономического потенциала представлены в табл. 2.

Средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения. Как правило, внебюджетными считаются средства, полученные от приносящей доход деятельности, а также средства, полученные клиентами из внебюджетных источников, образование и использование которых установлено нормативными актами, учредительными документами (уставами) получателей средств. Очевидно, что чем больше доля внебюджетных средств, тем более самостоятельным является учреждение, тем больше шансов у него принять статус бюджетного учреждения нового типа. Если же этот показатель относительно невелик, учреждение живет на средства бюджета, иных доходов у него мало, то имеет смысл подумать над тем, что данное учреждение следует включить в состав казенных. Вопрос только в том, какую именно долю внебюд-

жетных средств в общем объеме финансирования нужно считать пороговым значением, указывающим на предпосылку к смене типа учреждения. Это органам власти придется решать самостоятельно, ориентируясь на средние показатели по медучреждениям, оказывающим аналогичный перечень услуг и имеющим сопоставимый масштаб деятельности и финансового обеспечения с конкретным медучреждением. В Городецкой ЦРБ в динамике за три года средняя доля внебюджетных средств составила 9,1%. Это недостаточный уровень внебюджетных доходов для перехода в автономное учреждение.

Средний рост доходов учреждения по всем источникам поступающего финансового обеспечения. Высокий рост доходов говорит о востребованности всех направлений деятельности государственного (муниципального) учреждения, и ограничивать его рамками сметы казенного учреждения вряд ли целесообразно. Можно отметить высокий рост доходов в Городецкой ЦРБ в 2012-2013 гг. У медицинского учреждения есть экономический потенциал для дальнейшего развития, поэтому переводить его в казенное вряд ли целесообразно (разве что в автономное). Для этого ранее действующую норму Закона № 174-ФЗ, запрещающую перевод существующих государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения в статус автономных, с 2011 г. признали утратившей силу (ст. 23 Закона № 83-ФЗ). Тем самым учреждениям здравоохранения открыт зеленый свет в отношении всех типов государственных и муниципальных учреждений, т.е. они могут стать как казенными и бюджетными, так и автономными.

Средний рост балансовой стоимости основных фондов государственного (муниципального) учреждения. В отличие от предыдущего данный показатель еще менее подвержен росту. Обновление основных фондов - мероприятие дорогостоящее, и не каждое учреждение имеет источник финансирования затрат капитального характера. Однако сфера здравоохранения находится в более выгодном положении по сравнению, например, с образованием, где обновление материальной базы происходит еще реже. Для оказания медицинской помощи, особенно высокотехнологичной, требуется современное оборудование, затраты на его приобретение как раз обусловливают рост балансовой стоимости основных фондов учреждения. При этом для анализа экономического потенциала нужно разделять приобретение основных средств за счет

Таблица 2

Показатели экономического потенциала Городецкой ЦРБ в 2011-2013 гг., %

Показатель 2011 2012 2013

Средняя доля внебюджетных средств 9,1 9,1 9,1

в общем объеме

Средний рост доходов учреждения 9,4 50,9 7,7

Средний рост балансовой стоимости 39,4 13,1 5,9

основных фондов

Средний рост расходов бюджетных 20,4 17,1 15,3

средств на единицу услуги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний рост заработной платы с на- 27,9 23,5 16,5

числениями работников учреждения

Коэффициент эффективности ис- 2,1 1,9 6,5

пользования фонда оплаты труда

Степень износа основных фондов 52,5 51,7 55,6

Доля профильных внебюджетных 6,6 8,8 9,0

доходов

Коэффициент укомплектованности 63 66 65

кадров

Коэффициент текучести кадров 12 9 7

бюджетных и внебюджетных источников, первый вариант ближе бюджетным, второй - автономным учреждениям, обновляющим материальную базу за счет приносящей доход деятельности. В Городецкой ЦРБ наблюдается снижение роста балансовой стоимости в течение трех лет, что является неблагоприятным фактором для перевода учреждения из бюджетного в автономное.

Средний рост расходов бюджетных средств на единицу государственной услуги. Чем выше показатель, тем больше себестоимость услуг за счет бюджетных источников, что говорит о выполнении учреждением государственных функций. Затраты на оказание медицинских услуг, осуществленные за счет внебюджетных источников, в расчете роста бюджетных расходов не участвуют. В Городецкой ЦРБ затраты за три года снизилась с 20,4 до 15,3% за счет увеличения количества оказываемых услуг.

Средний рост заработной платы работников государственного (муниципального)учреждения. Практика показывает, что зарплата повышается не всем, а отдельным категориям работников, поэтому для большей объективности рост зарплаты берется в среднем по учреждению. Высокий показатель говорит о финансовом благополучии и стабильности учреждения, которому не страшны никакие эксперименты по изменению его типа. Источниками повышения заработной платы могут быть как бюджетные, так и внебюджетные средства. В Городецкой ЦРБ средний рост заработной платы снижается в динамике за три года с 27,9 до 16,5% . На изменение среднего роста заработной платы повлияло сокращение одного из источников финансирования, что может повлечь за собой далеко идущие негативные последствия.

Коэффициент эффективности использования фонда оплаты труда. Чем выше рост зарплаты руководителей, тем ниже коэффициент, а значит, можно утверждать, что фонд оплаты труда используется недостаточно эффективно. Это справедливо в отношении учреждений, где большинство работающих - медперсонал. В Городецкой ЦРБ рост коэффициента эффективности использования фонда оплаты труда свидетельствует, что фонд используется достаточно эффективно, рост заработной платы руководителей ниже роста заработной платы медицинского персонала.

В отличие от основных показателей экономического потенциала, которые можно рассчитать, т.е. дать количественную оценку, к дополнительным

показателям математические расчеты применить непросто. Объясняется это тем, что они характеризуют качественную оценку экономического потенциала учреждения.

Определяется наличие в текущем финансовом году просроченной кредиторской задолженности: либо она есть, либо ее нет. В последнем случае качественный показатель по кредиторской задолженности оценивается положительно для учреждений любого типа. Если же просроченная кредиторская задолженность есть, это свидетельствует о том, что учреждение не исполняет вовремя своих обязательств, а значит, нужно что-то менять. В Городецкой ЦРБ нет просроченной кредиторской задолженности в рассматриваемый период.

Есть еще показатели экономического потенциала, которые являются количественными и определяются расчетным путем. Это степень износа основных фондов (нефинансовых активов). Пороговое значение этого показателя - не более 85%, выше которого степень износа не добавляет баллов в копилку экономического потенциала. Получается, что учреждение до статуса автономного еще не доросло, но и к казенным его относить рано, так как обновление основных фондов - операция дорогостоящая и для этого в бюджете может не хватить средств. Поэтому высокая степень износа дает сигнал на будущее о переводе действующего медучреждения в статус казенного. В Городецкой ЦРБ степень износа основных фондов к 2013 г. составила 55,6%, что свидетельствует о потенциальных возможностях для перехода в автономное учреждение.

Доля профильных внебюджетных доходов -этот показатель экономического потенциала очень напоминает первый - среднюю долю внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения. Понятие «внебюджетные доходы» более узкое по сравнению с понятием «внебюджетные средства», так как первое включает только выручку, а второе -и иные поступления. Поэтому рассматриваемый показатель (доля внебюджетных доходов) является дополнением основного аналога (доли внебюджетных средств) и определяется при необходимости, когда основные показатели не дают полной картины для принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения. В Городецкой ЦРБ данный показатель увеличился с 6,6 до 9%.

Для комплексной оценки учреждения следует провести анализ финансового состояния. В учебниках финансового менеджмента есть специальные

формулы, по которым рассчитывается тот или иной коэффициент, но все они удобны для использования предприятиями (корпорациями). Для проведения финансового анализа бюджетных учреждений предлагается методика коэффициентного анализа с использованием финансовой отчетности.

Финансовые коэффициенты традиционно группируются в следующие категории:

- коэффициенты краткосрочной платежеспособности, или коэффициенты ликвидности;

- коэффициенты долгосрочной платежеспособности, или коэффициенты финансового рычага;

- коэффициенты управления активами или показатели оборачиваемости;

- коэффициенты прибыльности;

- коэффициенты рыночной стоимости. Показатели краткосрочной платежеспособности или ликвидности. Как предполагает название, группа коэффициентов краткосрочной ликвидности нацелена на предоставление информации о ликвидности фирмы, поэтому эти коэффициенты иногда называются показателями ликвидности. Основное внимание уделяется способности учреждения оплачивать свои счета в течение короткого периода времени без просрочек. Следовательно, данные коэффициенты имеют дело с оборотными средствами и текущими обязательствами.

Для бюджетного учреждения коэффициент покрытия равен отношению суммы строк 170, 210, 230, 260, 290, 310, 320, 331, 370, 080 к сумме строк 490, 510, 530 баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730).

Для государственного бюджетного учреждения коэффициент срочной ликвидности равен отношению суммы строк 170, 210, 230, 260, 290, 310, 320, 331, 370 за вычетом строки 080 к сумме строк 490, 510, 530 баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730).

Для государственного бюджетного учреждения коэффициент денежных средств равен отношению суммы строк 170 и 370 к сумме строк 490, 510, 530 баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730).

Так как чистый оборотный капитал (NWS) часто рассматривается как сумма имеющейся у фирмы краткосрочной ликвидности, можно вычислить отношение NWS к общей сумме активов для бюджетного учреждения. Это отношение суммы строк 170, 210, 230, 260, 290, 310, 320, 331, 370,

080, 140, 060, 030, 090, 070 за вычетом строк 490, 510, 530 к сумме строк 170, 210, 230, 260, 290, 310, 320, 331, 370, 080, 140, 060, 030, 090, 070 баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730).

Показатели долгосрочной платежеспособности. Для государственного бюджетного учреждения коэффициент общей задолженности рассчитывается как отношение суммы строк 170, 210, 230, 260, 290, 310, 320, 331, 370, 080, 140, 060, 030, 090, 070 за вычетом строки 623 к сумме строк 170, 210, 230, 260, 290, 310, 320, 331, 370, 080, 140, 060, 030, 090, 070 баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730).

Для государственного бюджетного учреждения коэффициент собственного капитала равен отношению суммы строк 170, 210, 230, 260, 290, 310, 320, 331, 370, 080, 140, 060, 030, 090, 070 к строке 623 баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730).

Управление активами, или показатель оборачиваемости. Определим эффективность, с которой учреждение использует свои активы. Эти показатели иногда называются коэффициентами использования активов.

Для государственного бюджетного учреждения оборачиваемость запасов и период реализации запасов можно рассчитать как отношение строки 040 баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503737) к строке 080 баланса (ф. 0503730). Результат называется средним периодом реализации запасов. Период реализации товаров - это отношение 365 дней к оборачиваемости товарно-материальных запасов.

Во многих рассмотренных коэффициентах могут также использоваться средние показатели. Это зависит от цели: если думаем о прошлом, то лучше использовать средние показатели, а если о будущем - конечные.

Для государственного бюджетного учреждения оборачиваемость дебиторской задолженности равна отношению строки 040 баланса (ф. 0503737) к сумме строк 230, 260, 290, 320, 310 баланса (ф. 0503730).

Этот коэффициент имеет больше смысла, если конвертировать его в дни. Так получим период погашения дебиторской задолженности - 365 дней / Оборачиваемость дебиторской задолженности.

Коэффициенты оборачиваемости активов. Перейдем от определенных статей, таких как

товарно-материальные запасы или счета к получению, к рассмотрению нескольких более общих, крупномасштабных коэффициентов. Например, оборачиваемость чистого оборотного капитала для бюджетного учреждения рассчитывается как отношение строки 040 баланса (ф. 0503737) к сумме строк170, 210, 230, 260, 290, 310, 320, 331, 370, 080, 140, 060, 030, 090, 070 за вычетом строк 490, 510, 530 баланса (ф. 0503730). Этот показатель отражает работоспособность оборотного капитала.

Для бюджетного учреждения оборачиваемость основных средств рассчитывается как отношение строки 040 баланса (ф. 0503737) к строке 030 баланса (ф. 0503730).

Последний коэффициент управления активами - оборачиваемость всех активов - встречается довольно часто. Он рассчитывается как отношение строки 040 баланса (ф. 0503737) к сумме строк 170, 210, 230, 260, 290, 310, 320, 331, 370, 080, 140, 060, 030, 090, 070 баланса (ф. 0503730).

Показатели прибыльности. Три коэффициента этого раздела являются наиболее используемыми. В той или иной форме все они нацелены на определение эффективности использования активов и управление деятельностью фирмы. Особый интерес в этой группе коэффициентов представляет оценка нижней строчки отчета о прибыли и убытках - чистая прибыль.

Для бюджетного учреждения маржа прибыли или рентабельность продаж находится как следующее отношение строк форм 0503737 и 0503730: 040

- (16 + 170 + 260) - 174 + 030 + 050 + 060 + 090 + + 100 + 110 - 190 - 210 -230 - 250 - 290 / 040.

Для бюджетного учреждения рентабельность активов рассчитывается как следующее отношение строк: 040 - (16 + 170 + 260) - 174 + 030 + 050 + + 060 + 090 + 100 + 110 - 190 - 210 -230 - 250 -290 / (170 + 210 + 230 + 260 + 290 + 310 + 320 + 331 + + 370 + 080 + 140 + 060 + 030 + 090 + 070).

Для бюджетного учреждения доходность собственного капитала рассчитывается как следующее отношение строк: 040 - (16 + 170 + 260) - 174 + + 030 + 050 + 060 + 090 + 100 + 110 - 190 - 210 -230 -

- 250 - 290 / 623.

Важно помнить, что RОА и RОЕ являются бухгалтерскими коэффициентами, т.е. расчетными коэффициентами рентабельности. Поэтому они должны называться рентабельностью балансовых активов и доходностью балансового собственного капитала. Иногда RОЕ называют доходностью чистого или акционерного капитала.

Финансовые показатели Городецкой ЦРБ за 2012 и 2013 гг. представлены в табл. 3.

Коэффициент покрытия в 2012 г. составил 2,10, в 2013 г. он уменьшился и составил 1,68. Коэффициент показывает, сколько рублей текущих активов учреждения приходится на один рубль текущих обязательств. В западной учетно-аналитической практике приводится критическое нижнее значение показателя - 2, однако это лишь ориентировочное значение, указывающее на порядок показателя, но не на его точное нормативное значение. Значение показателя может варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция. В нашем случае коэффициент уменьшается, и это свидетельствует о сокращении оборотных активов.

Коэффициент срочной ликвидности сократился с 1,56 в 2012 г. до 1,07 в 2013 г. В западной литературе приводится ориентировочное нижнее значение показателя - 1, однако эта оценка также носит условный характер. Кроме того, анализируя динамику этого коэффициента, необходимо обращать внимание и на факторы, обусловившие его изменение. В данном случае очевидно влияние уменьшения оборотных активов и увеличения товарно-материальных запасов.

Таблица 3

Финансовые показатели Городецкой ЦРБ за 2012 и 2013 гг.

Показатель 2012 2013

Краткосрочная платежеспособность

Коэффициент покрытия 2,10 1,68

Коэффициент срочной ликвидности 1,56 1,07

Коэффициент денежных средств 1,53 1,05

Коэффициент относительной ликвидности 0,14 0,09

Долгосрочная платежеспособность

Коэффициент задолженности 0,13 0,13

Коэффициент собственного капитала 1,15 1,15

Управление активами (оборачиваемость)

Оборачиваемость запасов (услуг) 19,10 23,099

Период реализации товаров (услуг) 19,11 15,8

Оборачиваемость дебиторской 326,9 870,2

задолженности

Период погашения дебиторской 1,12 0,42

задолженности

Коэффициент оборачиваемости активов 9,41 20,74

Оборачиваемость основных средств 1,84 2,36

Оборачиваемость всех активов 1,34 1,84

Прибыльность

Маржа прибыли 14,65 9,89

Рентабельность активов 19,62 18,26

Доходность собственного капитала 0,23 0,21

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) в 2012 г. составил 1,53, а в 2013 г. сократился до 1,05. Это наиболее жесткий критерий ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Рекомендуемая нижняя граница показателя, приводимая в западной литературе, - 0,2. В 2013 г. на сокращение коэффициента повлияло уменьшение денежных средств и увеличение текущих обязательств.

На уменьшение отношения чистого оборотного капитала к сумме активов с 0,14 в 2012 г. до 0,09 на начало 2013 г. повлияло уменьшение денежных средств и увеличение краткосрочных обязательств.

Величина собственных оборотных средств отражает долю средств, принадлежащих предприятию в его текущих активах, и является одной из характеристик финансовой устойчивости

Коэффициент общей задолженности учитывает все долги с любыми сроками погашения всем кредиторам. Рекомендуемое значение - 0,1-0,2. В 2012 г. и на начало 2013 г. данный коэффициент оставался на уровне 0,13.

Минимальное рекомендуемое значение коэффициента автономии (финансовой независимости) -0,5-0,6. В 2012 г. и в начале 2013 г. коэффициент автономии и коэффициент финансовой устойчивости равны и составили 0,87 и 0,89. В учреждении в большей степени активы сформированы за счет собственного капитала, и оно практически независимо от внешних источников финансирования.

Оборачиваемость запасов - показатель, характеризующий скорость потребления или реализации сырья или запасов. На начало 2013 г. оборачивае-

Классификация материальных запасов в

в 2012 и

мость в запасах увеличилась с 19,1 до 23,09. Период реализации запасов сократился с 19 до 15 дней, что является положительной тенденцией.

Материальные запасы в учреждениях здравоохранения подразделяются на медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, ГСМ и прочие запасы. Их классификация представлена в табл. 4.

Таким образом, можно рассмотреть оборачиваемость каждой классификации материальных запасов. На первом месте коэффициент оборачиваемости у продуктов питания. Как в 2012 г. так и в 2013 г. у них самый короткий период оборота, что естественно - продукты питания имеют короткий срок хранения. На втором месте коэффициент оборачиваемости и период оборота ГСМ. Для медицинских учреждений ГСМ являются одними из важнейших в классификации материальных запасов, благодаря которым не останавливается работа учреждения. На третьем месте располагаются прочие материалы (тест-полоски, тест-системы, шприцы, гипс и т.д.), которые могут храниться в течение долгого времени. На четвертом месте - коэффициент оборачиваемости и период оборота медикаментов и перевязочных средств. Медикаменты и перевязочные средства должны в обязательном порядке находиться в запасе в учреждениях здравоохранения на краткосрочный и долгосрочный периоды.

Лечебно-профилактические учреждения, как и любые предприятия, вынуждены формировать запасы. Для управления и оптимизации запасов Городецкой ЦРБ можно применять несколько измененный с учетом специфики медицинских организаций метод АВС. Система ABC - это система объемно-стоимостного анализа, позволяющего разделить все

Таблица 4

лечебно-профилактических учреждениях 2013 гг.

Показатель Материальные запасы, руб. Выручка, руб. Оборачиваемость Период оборота, дн.

2012 2013 2012 2013 2012 2013 2012 2013

Медикаменты, 15 243 987,10 16 012 369,10 493 762 201,20 616 897 831,98 32,39 38,53 11 9

имеющие долгий

срок хранения

Продукты 1 564 781,20 1 452 189,10 315,55 424,81 1 1

ГСМ, медикаменты 3 567 985,30 3 216 578,30 138,39 191,79 3 2

и прочие запасы, имеющие небольшой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

срок хранения

Прочие 5 475 599,69 6 025 878,44 90,17 102,37 4 4

Итого... 25 852 353,29 26 707 014,94 493 762 201,20 616 897 831,98 19,10 23,10 19 16

виды запасов на группы в соответствии с объемами реализации и величиной получаемой прибыли для коммерческих предприятий. Суть данной системы контроля для учреждения здравоохранения состоит в разделении всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории исходя из объема и частоты расходования, отрицательных последствий их недостатка для хода операционной деятельности и финансовых результатов и т.п. При этом к группе А относятся товары, имеющие высокий коэффициент оборачиваемости, по ним формируется небольшой размер запасов. К группе В относятся товары, имеющие средний коэффициент оборачиваемости, и по которым формируется средний размер запасов. К группе С относятся товары, имеющие низкий коэффициент оборачиваемости. К группе А можно отнести, например, продукты питания, к группе В - ГСМ и некоторые медицинские средства (тест-полоски для анализов, часть медикаментов, имеющих небольшой срок хранения), к группе С - запасы медикаментов, перевязочных средств, имеющий долгий срок хранения, запасы посуды, мягкого инвентаря, чистящих и моющих средств, электротоваров.

Для управления запасами группы А возможно применять модифицированный метод Just in time с тем условием, что хранится небольшой страховой запас продуктов питания. Продукты приобретаются в рамках проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ранее - Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), больницы заключают квартальные контракты с поставщиками, при этом поставки, как правило, осуществляются разовыми траншами по мере необходимости, поэтому организация, имея некоторый минимальный запас, по мере необходимости может осуществлять заказ. Метод Just in time в данном случае подразумевает некоторый индивидуальный подход к формированию запасов продуктов питания и наличие долгосрочных договоров с поставщиками. К группам В и С для повышения эффективности планирования и управления запасами можно применять метод Уилсона (EOQ). Этот метод подразумевает деление издержек на две группы: издержки, связанные с размещением заказа,

и издержки, связанные с хранением запасов, при этом общие издержки являются минимальными, если издержки размещения заказа равны издержкам хранения запасов. Так как данная группа запасов характеризуется большим количеством различных номенклатурных позиций и большим количеством самих формируемых запасов, то для оптимизации издержек можно заключать контракты с фирмами, которые готовы предоставить скидки с цены товаров при условии осуществления большого заказа. В данном случае экономия на цене может обеспечить значительное превышение над увеличением издержек при заказе большой партии, что, безусловно, будет обеспечивать значительную экономию на затратах больницы. Также возможно осуществлять комбинированные заказы различных товаров, которые могут обеспечить значительную экономию на издержках по размещению заказа. Таким образом, применение к различным группам и типам запасов наиболее подходящих методов управления может обеспечить значительную экономию на управлении данными запасами, что, безусловно, является одним из показателей эффективности деятельности учреждения. Высвободившиеся средства могут быть направлены на приобретение медоборудова-ния, проведение ремонтных работ либо на закупку дорогостоящих лекарственных препаратов, необходимых для лечения пациентов.

Оборачиваемость дебиторской задолженности -показатель, связывающий сумму, которую организации должны вернуть дебиторы (в основном, покупатели) к определенному сроку. На начало 2013 г. оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась с 326,91 до 870, а период оборота сократился с 1 до 0,5 дня. Увеличение оборачиваемости средств в расчетах на предприятии характеризуется как положительная тенденция, когда снижение оборачиваемости может свидетельствовать либо о снижении объема продаж, либо о снижении спроса на продукцию, либо же об обороте дебиторской задолженности.

Оборачиваемость активов увеличилась с 9,4 до 20,74. Это говорит о повышении эффективности использования активов. Оборачиваемость основных средств увеличилась с 1,84 до 2,36, что также является положительной тенденцией.

Высокая оборачиваемость кредиторской задолженности может свидетельствовать об улучшении платежной дисциплины предприятия в отношениях с поставщиками, бюджетом, внебюджетными фон-

дами, персоналом предприятия, прочими кредиторами - своевременном погашении предприятием своей задолженности перед кредиторами и (или) сокращении покупок с отсрочкой платежа (коммерческого кредита поставщиков).

Оборачиваемость кредиторской задолженности оценивают вместе с оборачиваемостью дебиторской задолженности. Неблагоприятной для предприятия является ситуация, когда коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности значительно больше коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности.

Показатель рентабельности чистой прибыли демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. В учреждении рентабельности от продаж уменьшилась в 2012 г. и составила 14,65%, а в 2013 г. снизилась до 9,8%.

Рентабельность активов является основным показателем, используемым в странах рыночной экономики для характеристики эффективности вложений в деятельность того или иного вида. В учреждении на начало 2012 г. она составила 19,62%, а в конце 2013 г. - 18,26%.

Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие активы. В учреждении она составила 0,23% в 2012 г., а в 2013 г. снизилась до 0,21%.

При оценке финансового состояния можно использовать методику по адаптации формул, которые разработаны для коммерческих предприятий. Комплексный анализ финансовых показателей может своевременно указать на негативные тенденции и возможное ухудшение положения учреждения, а достоверная и объективная оценка финансового состояния учреждения нужна для принятия эффективных управленческих решений. В нынешней сложной экономической ситуации бюджетные некоммерческие учреждения обязаны оценить не только свое положение на рынке, но и финансовое состояние конкурентов и партнеров, не совершать серьезных ошибок в управленческой деятельности.

Городецкая ЦРБ на данном этапе имеет неплохой экономический потенциал. Отмечается рост заработной платы, увеличение общих доходов учреждения, увеличивается коэффициент эффективности использования фонда оплаты труда, степень износа основных фондов невелика. Однако показатели рен-

табельности от продаж, рентабельности активов и собственного капитала в 2013 г. уменьшились.

Таким образом, переход в форму автономного учреждения в ближайшее время для Городецкой ЦРБ пока невозможен. Больница не имеет существенных источников внебюджетных доходов. При выполнении основных задач по повышению эффективности работы учреждения можно будет оценить возможность перехода снова.

Основными задачами финансово-хозяйственной деятельности этого и других лечебных учреждений на ближайшее время являются:

- создание условий для финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности;

- повышение эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов;

- привлечение инвестиций и расширение источников финансирования текущей деятельности;

- формирование системы четкого разграничения функций и полномочий между заказчиком, производителем и потребителями медицинских услуг;

- усиление ответственности за конечные результаты деятельности, повышение результативности и прозрачности финансирования;

- повышение доли внебюджетных доходов в консолидированном бюджете учреждения.

Список литературы

1. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2007. 536 с.

2. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. M.: ТК Велби, 2002. 424 с.

3. Кокин А.С., Ясенев В.Н., Яшина Н.И. Методология и практика финансового менеджмента. Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2006. 163 с.

4. Савицкая Г.В. Анализ эффективности деятельности предприятия: методологические аспекты. М.: Новое знание, 2004. 160 с.

5. Самойлов А.А. Система показателей оценки экономической эффективности деятельности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2003. №6. С. 10-16.

6. ШереметА.Д., СайфулинР.С., НегашевЕ.В. Методика финансового анализа предприятия. М.: ИНФРА-М, 2000. 200 с.

7. Яшина Н.И. Некоторые теоретические и методические аспекты оценки рисков расходов бюджета. URL: http://www.unn.ru/pages/vestniki_ j ournals/99990193_West_econ_fmans_2004_1%285% 29/B_36.pdf/.

8. ЯшинаН.И., Богомолов С.В. Методика определения результативности лечебно-профилактических учреждений на основе комплексной оценки стандартизованных результативно-производственных и сметно-бюджетных показателей деятельности // Финансы и кредит. 2010. № 7. С. 29-36.

9. Яшина Н.И., Богомолов С.В., Яшин К.С. Оценка эффективности управления государственными средствами на примере лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2014-1/6-yashina-bogomolov-yashin.pdf.

10. Яшина Н.И., Гришунина И.А. Совершенствование теоретических и практических основ оценки финансового состояния и качества управления бюджетами в целях повышения эффективности управления финансовыми ресурсами территории // Финансы и кредит. 2006. № 4. С. 2-11.

11. Яшина Н.И., Гришунина И.А. Совершенствование управления региональными финансами с учетом оценки риска функциональных расходов бюджетов // Финансы и кредит. 2005. № 34. С.2-14.

12. Яшина Н.И., Емельянова О.В. Методика оценки консолидированных бюджетов субъектов РФ на основе определения сводного стандартизированного показателя // Финансы и кредит. 2008. № 40. С. 22-35.

Economic analysis: theory and practice Financial condition analysis

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

PROBLEMS AND APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF FINANCIAL CONDITION OF MEDICAL AND PREVENTIVE TREATMENT FACILITIES TO DETERMINE TYPES OF ORGANIZATIONS

Nadezhda I. YASHINA, Konstantin S. YASHIN, Evgeniya V. ARTAMONYCHEVA

Abstract

Financial condition is the most important characteristic of economic activity of an institution which determines its competitiveness and business cooperation potential. The financial condition of an institution also assesses to what extent the economic interests of an institution and its partners are guaranteed in terms of their financial and operational activities. At the present stage there are problems related to determining a type of health institutions organization; there are no methods to assess their financial status, which would cover in detail all aspects of State-financed organizations' activities and enable to calculate liquidity ratios, financial strength, business activity and profitability of health care organizations. In addition, in the environment of constantly changing external factors, new opportunities emerge now and then that help to improve the performance of an institution. The management personnel must have skills to realistically assess the financial condition of their institution and

potential competitors. To improve the financial analysis of State-financed institutions, we present a ratio analysis technique using the financial statements of the said institutions. We have analyzed the financial condition and the economic potential of a number of health institutions of the Nizhny Novgorod region. Our method of evaluation of financial position and economic potential, which is based on the adaptation of formulae to the financial statements of medical and preventive treatment facilities, enables to specify a type of institution to improve the performance of the said facilities.

Keywords: State-funded, institutions, autonomous, facilities, government agency, economic potential, ratio analysis

References

1. Bakanov M.I., Mel'nik M.V., Sheremet A.D.

Teoriya ekonomicheskogo analiza [A theory of eco-

nomic analysis]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2007, 536 p.

2. Kovalev V.V., Volkova O.N. Analiz khozyaist-vennoi deyatel 'nosti predpriyatiya [An analysis of economic activity of an enterprise]. Moscow, TK Velbi Publ., 2002, 424 p.

3. Kokin A.S., Yasenev V.N., Yashina N.I. Me-todologiya i praktika finansovogo menedzhmenta [Methodology and practice of financial management]. N. Novgorod, Lobachevsky State University ofNizhny Novgorod Publ., 2006, 163 p.

4. Savitskaya G.V. Analiz effektivnosti deyatel 'nosti predpriyatiya: metodologicheskie aspekty [An analysis of operating efficiency of an enterprise: methodological aspects]. Moscow, Novoe znanie Publ., 2004, 160 p.

5. Samoilov A.A. Sistema pokazatelei otsenki eko-nomicheskoi effektivnosti deyatel'nosti predpriyatiya [The system of indicators for assessing the economic efficiency of an enterprise]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2003, no. 6, pp. 10-16.

6. Sheremet A.D., Saifulin R.S., Negashev E.V. Metodikafinansovogo analizapredpriyatiya [Methodology of a financial analysis of an enterprise]. Moscow, INFRA-M Publ., 2000, 200 p.

7. Yashina N.I. Nekotorye teoreticheskie i metod-icheskie aspekty otsenki riskov raskhodov byudzheta [Some theoretical and methodological aspects of budget expenditure risk assessment]. Available at: http://www. unn.ru/pages/vestniki_journals/99990193_West_econ_ finans_2004_1%285%29/B_36.pdf/. (In Russ.)

8. Yashina N.I., Bogomolov S.V. Metodika opre-deleniya rezul'tativnosti lechebno-profilakticheskikh uchrezhdenii na osnove kompleksnoi otsenki stand-artizovannykh rezul'tativno-proizvodstvennykh i smetno-byudzhetnykh pokazatelei deyatel'nosti [The methodology of determining the performance of medical and preventive treatment facilities based on the comprehensive assessment of standard business performance and budget indicators]. Finansy i kredit-Finance and credit, 2010, no. 7, pp. 29-36.

9. Yashina N.I., Bogomolov S.V., Yashin K.S. Otsenka effektivnosti upravleniya gosudarstvennymi sredstvami na primere lechebno-profilakticheskikh uchrezhdenii Nizhegorodskoi oblasti [Evaluation of the effectiveness of public funds management on the case of medical institutions of the Nizhny Novgorod region]. Available at: http://www.publishing-vak.ru/ file/archive-economy-2014-1/6-yashina-bogomolov-yashin.pdf. (In Russ.)

10. Yashina N.I., Grishunina I.A. Sovershen-stvovanie teoreticheskikh i prakticheskikh osnov otsenki finansovogo sostoyaniya i kachestva upravleniya byudzhetami v tselyakh povysheniya effektivnosti upravleniya finansovymi resursami territorii [Improving the theoretical and practical foundations of assessing the financial condition and the quality of budget management to improve the financial resource management of a territory]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2006, no. 4, pp. 2-11.

11. Yashina N.I., Grishunina I.A. Sovershen-stvovanie upravleniya regional'nymi finansami s uchetom otsenki riska funktsional'nykh raskhodov byudzhetov [Improving regional finance management based on risk assessment of functional budget expenditures]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2005, no. 34, pp. 2-14.

12. Yashina N.I., Emel'yanova O.V. Metodika otsenki konsolidirovannykh byudzhetov sub"ektov RF na osnove opredeleniya svodnogo standartizirovannogo pokazatelya [Evaluation technique of consolidated budgets of the RF constituent entities on the basis of determining a consolidated standardized indicator]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2008, no. 40, pp.22-35.

Nadezhda I. YASHINA

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod -National Research University (UNN), Nizhny Novgorod, Russian Federation paa@hotmail.ru

Konstantin S. YASHIN

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod -National Research University (UNN), Nizhny Novgorod, Russian Federation jashinmed@gmail.com

Evgeniya V. ARTAMONYCHEVA

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod -National Research University (UNN), Nizhny Novgorod, Russian Federation EV-Artamonicheva@ yandex.ru

Acknowledgments

The article is supported by the Publishing house FINANCE and CREDIT's Information center in the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod -National Research University (UNN).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.