Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы учебно-спортивного центра «Олимп» в условиях реформы образования в Российской Федерации'

Проблемы и перспективы учебно-спортивного центра «Олимп» в условиях реформы образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СПОРТСМЕНЫ / ТРЕНЕРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашников Александр Федорович, Макеева Вера Степановна

В статье анализируются проблемы, стоящие перед образовательными учреждениями по подготовке специалистов сферы физической культуры и спорта. Обозначены перспективы решения этой важной социальной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калашников Александр Федорович, Макеева Вера Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы учебно-спортивного центра «Олимп» в условиях реформы образования в Российской Федерации»

УДК 796/799:37

КАЛАШНИКОВ А.Ф., Проблемы и перспективы МАКЕЕВА В.С. учебно-спортивного центра

«Олимп» в условиях реформы образования в Российской Федерации

В статье анализируются проблемы, стоящие перед образовательными учреждениями по подготовке специалистов сферы физической культуры и спорта. Обозначены перспективы решения этой важной социальной проблемы.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, спортсмены, тренеры, образование.

Повышенное внимание государства к развитию физической культуры и спорта обусловлено огромной ролью формирования «человеческого потенциала» общества, затрагивающего интересы всех граждан России и отражающего в ряде показателей всех сфер общества.

Впервые единая концепция развития физической культуры и спорта, основанная на марксистско-ленинской философии и являющаяся частью идеологии тоталитарного режима, получила свое начало в постановлении ЦК РКП(б) 1925 г В ней сформулированы сущность и определение понятий социалистической системы физического воспитания, ее задачи, содержание, место физкультурно-спортивного движения в обществе.

Реализация концепции успешно осуществлялась во все годы существования Советской власти и давала настолько положительный результат, что была перенята другими странами. Развитие системы поддерживалось постановлениями и финансированием со стороны государства, а также функционированием общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности в физ-культурно-спортивных обществах, федерациях по видам спорта, ассоциациях, фондах, клубах и иных объединениях граждан.

В начале 90-х годов спортивное движение довольно глубоко дифференцирова-

лось, что привело к активизации состяза-тельно-достиженческих установок личности, унификации состава действий в состязаниях, регламентации поведения соревнующихся, системному воспроизведению соревнований. Однако кризис общественных и государственных отношений, распад государства привели к развалу успешно функционировавшей долгие годы системы физического воспитания. Это выразилось в том, что прекратили свое существование школы-интернаты спортивного профиля, детско-юношеские спортивные школы, многие спортивные базы, оставшиеся на территории сопредельных государств - бывших республик Советского Союза. Значительно сократились возможности училищ олимпийского резерва, физкультурно-оздоровительных комплексов из-за низкого материального благосостояния населения.

Переход к рыночным отношениям показал, что существовавшая ранее практика управления государственными учреждениями и организациями спортивного профиля не соответствует новым социально-политическим и финансово-экономическим условиям1. Старая система управления в сфере физической культуры и спорта не способствует созданию высокой и устойчивой мотивации персонала к своей работе, и прежде всего тренеров2. Вместе с тем переход к рыночной экономике обеспечил условия для создания большего разнооб-

разия типов спортивных заведений, отвечающих возможностям и запросам обучающихся. При этом их многообразие выявило ряд следующих проблем: недостаточно исследованы условия эффективного функционирования регионального учреждения спортивного профиля, обеспечивающего наряду со спортивной, досуговой и оздоровительной подготовкой непрерывную профессиональную подготовку субъектов, задействованных в сфере физической культуры и спорта, их социальную защиту. Необходимость глубокого комплексного критического анализа всех сторон и аспектов деятельности регионального учреждения спортивного профиля, прогноз возможных последствий нововведений предстают как проблема, требующая своего решения. Таким образом, основная цель исследования сформулирована следующим образом: каковы методологические, теоретические и технологические основы, определяющие эффективность модернизации регионального учреждения спортивного профиля в современных экономических условиях.

Суть решения возникшей проблемы заключается в качественных преобразованиях, изменении форм способа хозяйствования. Учитывая, что в XXI веке спорт становится важной отраслью экономики многих стран и в него вкладываются значительные финансовые средства и большое количество рабочей силы, управленческие решения стало целесообразным дифференцировать по следующим направлениям:

- массовый «спорт для всех», который реализует социальную политику государства, направленную на пропаганду здорового образа жизни среди населения страны;

- спорт высших достижений, удовлетворяющий мотивационные потребности граждан страны и способствующий осуществлению патриотического воспитания;

- профессиональный спорт, обеспечивающий зрелищное удовлетворение населения страны;

- коммерческий спорт, являющийся и зрелищным удовлетворением, и сферой услуг общества.

В результате спорт превращается в основной вид деятельности спортсмена и основной источник его благосостояния на протяжении значительной части жизни, т.е. становится профессией. Вместе с тем в

учреждениях спортивного профиля стало целесообразным вести работу не только по повышению спортивного мастерства спортсменов, но и проводить работу по популяризации физической культуры и спорта среди молодежи, развивать направление «спорт для всех», оказывать различные оздоровительные, досуговые и др. услуги. Для эффективности такой работы требуется участие различных форм собственности, а также оказание рыночных и нерыночных услуг обществу и индивидам. Оказываемые услуги нового уровня производятся на принципах смешанной экономики. Эти обстоятельства объективно обусловливают необходимость формирования новой, более эффективной системы управления физической культурой и спортом.

В настоящее время в стране нет единой концептуальной модели обеспечения нормативными актами и документами управления деятельностью государственного учреждения спортивного профиля. Создавшееся положение обусловлено тем, что все принятые нормативные правовые документы в сфере физической культуры и спорта не имеют достаточной логической связи между собой. Они не являются обязательными для исполнения в регионах Российской Федерации, т.к. не подкрепляются финансированием из средств государственного бюджета. Однако тенденция к замедлению роста числа спортивных школ, наметившаяся в середине 90-х гг., сменилась в последние годы их стабильным ростом. Все это стало возможным благодаря эффективной модернизации деятельности учреждений, основанной на рациональном использовании трудового потенциала сотрудников, тренерского состава, создания условий для обеспечения непрерывного профессионального образования всех субъектов образовательного процесса. В современных условиях знания, умения, трудовые навыки, инициатива, предприимчивость, ценностно-мотива-ционная сфера работников любого предприятия (т.е. основные слагаемые потенциала работника) становятся все более важным стратегическим ресурсом наряду с финансовым и производственным капиталом. Это отражение новой роли и места человека в современном капиталистическом производстве.

В сложившихся рыночных отношениях наступает новая ступень развития, которая определила проблему, требующую разработки новых теоретических моделей социального феномена управления в сфере физической культуры и спорта. Новая система управления должна быть рациональна и эффективна в сфере изменившегося финансового обеспечения деятельности спортивного учреждения. Назрела необходимость заменить старую педагогическую систему, целиком и полностью ориентировавшуюся только на спортивные достижения, на новую, учитывающую интересы как спортсменов высокой квалификации, так и спортсменов массовых разрядов. Практика деятельности регионального учреждения спортивного профиля в новых социально-политических и финансово-экономических условиях убедительно показывает, что такое учреждение должно формировать у молодежи способности к труду и обучению; удовлетворять их потребности и реализацию иных потенций и возможностей человека; развивать индивидуальность через расширение ее возможностей и обогащение ее потребностей, интересов; обеспечивать нормальное функционирование и развитие личности спортсменов-профессионалов как особой качественной определенности; обеспечивать функционирование и развитие социально-профессиональной системы учреждения через обогащение нормативной базы.

По этим признакам целесообразной структурой управления государственным учреждением спортивного профиля являются следующие направления: организация работы технических служащих по поддержанию материально-технической базы центра и обслуживанию граждан; поиск новых форм организации работы с гражданами города и организация работы тренерского состава по проведению занятий в сфере «спорт для всех», оказанию платных услуг различным социальным группам города; организация работы со спортсменами высших достижений; поиск постоянных источников внебюджетных средств, обеспечивающих совершенствование материально-технической базы, рост заработной платы персоналу центра, оплаты участия спортсменов в соревнованиях различного ранга и проведения учебно-тренировочных сборов, приобретения спортив-

ной формы, оплаты проезда спортсменов к месту проведения соревнований и обратно, обеспечения их социальной защищенности в результате различных обстоятельств (получения травм, прекращения спортивной карьеры и пр.).

Одним из существенных условий своей социальной защищенности спортсмены высокой квалификации видят в получении профессионального образования. Возросшее внимание к образованию в условиях стремительного движения современного общества по глобализационной траектории, его превращение в одну из самых важных сфер человеческой деятельности делают проблему подготовки будущих специалистов одной из приоритетных3. Социальный запрос на интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения обусловлен возрастанием роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства. Образование все больше приобретает значение некоторого «производителя ресурса», который в условиях вызовов современности выступает ведущим фактором в общественном развитии. Особенно это заметно в связи с современными тенденциями социально-политического развития России - такими как формирование гражданского общества и правового государства, переход на рыночную экономику, требующими подготовки компетентных, профессионально мобильных специалистов, способных в короткое время овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, быстро адаптировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменением содержания труда4.

В основу управления региональным образовательным учреждением спортивного профиля «Олимп» положена интегрирован-ность всех ступеней и этапов образования, построенная на базе системных принципов с акцентированием на главный приоритет -личность. Возникла проблема изменения системы, обеспечивающая ее качественное перерождение, развитие. Все изменения системы целесообразно рассматривать как непрерывный процесс развития, протекающий в пространстве и во времени. При этом развитие - это периоды ее совершенствования, прогрессивного движения вперед. Развитие связывают с формирова-

нием системы, становлением ее положительных свойств, с прогрессом, эволюцией, которая может иметь различные формы, например модернизацию.

Развитие системы происходит в результате внешних и внутренних воздействий, оказываемых на систему, и результаты изменений имеют значение экономическое, социальное, техническое, экологическое, этическое и др.

Перспективы модели развития спортивного центра представляются в логической взаимосвязи допрофессиональной подготовки, овладения профессией на уровне среднего и высшего профессионального образования для спортсменов, выступающих в профессиональном спорте, а также создания курсов краткосрочного повышения квалификации для тренеров и преподавателей.

В целом учреждение составляет в совокупности учебно-спортивную сеть: детские спортивные школы по видам спорта (ДЮСШ) - училище олимпийского резерва (УОР) - институт новых образовательных технологий (ИНОТ) - краткосрочные курсы повышения квалификации (ККПК).

Согласно системным принципам принимаемые управленческие решения относятся к трем направлениям управления центром: организационно-экономическому, технологическому (образовательному) и направлению стратегического развития.

Обеспечение эффективного руководства учреждением требует формирования единой команды профессионалов, призванных готовить спортивный резерв для сборных команд страны, обеспечить рост спортивного и профессионального мастерства спортсменов. Решение этой задачи требует разработки своей программы и ее реализации.

Перестройка деятельности регионального учреждения спортивного профиля должна идти по пути предоставления спортсменам условий для непрерывного образования, включая его различные формы - сочетание дневной, дистанционной и заочной форм обучения.

В процессе исследования исходных данных развития учреждения выявлено, что развитию общих способностей самоорганизации, самоуправления и саморегуляции и применению их в будущей профессиональной деятельности спортсменов нужно учить.

При этом подготовка спортсменов экстра-класса требует высококвалифицированных специалистов, так называемый человеческий капитал в лице кадрового состава. Для координации усилий всех структурных подразделений необходим спортивный менеджмент, важным компонентом которого выступает воздействие на мотивацию к высокопроизводительному труду. Эффективность функционирования учреждения, связанная с возрастанием спроса со стороны регионального бизнеса, производства и управления на кадры высшего уровня квалификации, требует поддержки своеобразного «образовательного бума» по организации здорового образа жизни. Он охватывает все ступени образования и значительную часть населения региона. В результате может быть положительно решена проблема укрепления здоровья населения, приобщения к ведению здорового образа жизни, пропаганды физической культуры и спорта. Это возможно при соблюдении ряда условий, внутри которых особая роль отводится мотивационно-ценностной ориентации у людей трех категорий, имеющих непосредственное отношение кучреждению. Во-первых, тренеров-преподавателей, во-вторых, обслуживающего персонала, в-третьих, спортсменов. Большую роль имеет и совершенствование материально-технической базы, создание организационно-экономических и педагогических условий для привлечения к занятиям спортом в рамках программы «спорт для всех». В совокупности решение всех перечисленных условий будет способствовать получению дополнительных источников финансирования, а значит, и поступательному развитию всего учреждения в целом.

Ценностно-мотивационный принцип. С точки зрения управления региональным учреждением спортивного профиля целесообразно рассматривать создание мотивации у людей трех категорий, имеющих непосредственное отношение к учреждению.

Первой категорией является персонал учреждения, который обеспечивает нормальное функционирование всего комплекса. От культуры его профессиональной деятельности зависят привлекательность для взрослых и детей посещения этого учреждения, побуждение к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формирование положительного имиджа учреждения среди населения города и т.п.

Второй категорией являются тренеры и преподаватели, осуществляющие учебный и тренировочный процессы спортсменов. Они определяют своей профессиональной компетентностью и деятельностью уровень образовательных и спортивных достижений как отдельных спортсменов, так и регионального учреждения спортивного профиля в целом.

Третьей категорией являются спортсмены, занимающиеся в спортивных структурных подразделениях учреждения. Первую подгруппу составляют спортсмены, имеющие высокие мотивы к достижению высоких спортивных результатов, у которых тренировочные занятия и участие в соревнованиях носят систематический характер и являются их профессией. Работа с детьми, подростками и взрослыми, а также спортсменами массовых разрядов решает оздоровительные, досуговые, рекреационные задачи через направленное педагогическое воздействие на формирование устойчивого интереса к самопознанию, осознание собственных физических возможностей, создание новых форм организации физического воспитания обучающихся.

В процессе работы для прямого воздействия на каждое структурное подразделение или конкретного сотрудника применялись различные методы: административные, экономические, социально-психологические, воспитательные. Административные методы осуществлялись на основе заключенных договоров, контрактов о работе, издания приказов и распоряжений, разработки Устава спортивного центра, правил, нормативов и других документов, организационно регламентирующих трудовую деятельность членов персонала. Эти нормативные документы направлены на укрепление трудовой и исполнительской дисциплины, повышение личной ответственности каждого члена персонала и руководителя структурного подразделения за выполнение доверенного ему участка работы, формировалось корпоративное единство.

Основные направления в создании мо-тивационно-ценностных приоритетов профессионального развития спортсменов, тренеров и преподавателей, персонала формировались в следующем порядке:

1. Систематический анализ соревновательной деятельности спортсменов с

поиском причин успехов и неудач и обоснование путей предотвращения неудачных выступлений.

2. Развитие результативности как качества личности при выполнении соревновательной, профессиональной и образовательной деятельности.

3. Формирование адекватной самооценки и планирование на основе этого соревновательных, профессиональных и образовательных целей.

4. Формирование мотивации на достижение успеха.

5. Обеспечение положительного эмоционального фона на тренировках и соревнованиях.

6. Формирование благоприятных межличностных отношений в тренировочных группах между спортсменами и между спортсменами и тренером, между обслуживающим персоналом и спортсменами.

7. Обеспечение благоприятного сотрудничества всех участников образовательного процесса.

В работе с тренерами-преподавателями, создавая у них мотивацию к повышению эффективности труда, администрация учреждения спортивного профиля руководствуется основными теоретическими положениями об управлении, разработанными классиками теории управления Д. Мак-грегором, Ф. Херцбергом, О.С. Виханским, А.И. Наумовым5. Центром управленческой деятельности администрации является Положение о поощрительной системе и учете спортивных результатов учащихся, тренеров-преподавателей и административного состава специализированного учебно-спортивного центра «Олимп».

Используются принципы формирования системы оплаты труда тренеров-преподавателей спортивных школ и училищ олимпийского резерва Санкт-Петербурга6. Учитываются современные подходы к структуре физической культуры личности, а также организационно-правовые аспекты управления в сфере физической культуры и спорта7. На основании этого выявлены следующие педагогические факторы воздействия на тренеров-преподавателей:

моральные: востребованность своей профессии; занесение портрета на Аллею спортивной славы; создание стенда в спортивном музее учреждения; увеличе-

ния срока плодотворного творческого содружества со спортсменами до 8-12 лет;

материальные: рейтинговая система оплаты труда; оказание материальной помощи; ежемесячная доплата за высокие показатели в работе;

административные: повышение категории, разряда; награждение Знаком «Заслуженный работник физической культуры и спорта»; присвоение звания «Заслуженный тренер Российской Федерации»; присвоение звания «Отличник физической культуры»;

социальные: повышение своего социального статуса; выделение санаторно-курортной путевки; оказание помощи в определении ребенка в комбинат ясли-сад; направление на обследование в медицинское учреждение за счет организации и др.

При управлении мотивацией спортсменов за основу взяты принципы лично-стно ориентированного обучения8; учет возрастных и личностных особенностей спортсменов; особенности психического развития; психологические основы учебного процесса; особенности отдельных форм и методов обучения9. Педагогические условия создания мотивации у спортсменов классифицированы с точки зрения социальной защищенности, потребности в лидерстве, материальных потребностей.

К педагогическим условиям относится также возможность совместных тренировок с ведущими спортсменами области и страны. Такие тренировки проводятся регулярно два раза в год. Они формируют психологическую уверенность у спортсменов не только в своих силах, но и создают устойчивое оптимальное возбуждение в борьбе со своими соперниками в ходе соревнований.

Спортсмены обеспечиваются бесплатным проживанием в общежитии-гостинице учреждения, бесплатным дополнительным питанием, медико-восстановительными процедурами, чего нет в других учреждениях спортивного профиля города Орла. Созданные условия быта и обслуживания спортсменов способствуют не только росту их спортивных результатов, но и создают им мотивацию для дальнейших занятий под руководством своих тренеров-преподавателей.

Проверкой эффективности функционирования модели центра «Олимп» служили критерии продуктивности деятельности и ресурсного обеспечения и показатели:

в мотивационно-ценностном компоненте:

- удовлетворенность качеством спортивной и образовательной подготовки спортсменов;

- удовлетворенность преподавателей, тренеров, сотрудников и спортсменов работой центра;

- позитивные изменения во внутренней (взаимоотношения) и внешней среде территориальной образовательной системы (общественное мнение);

- позитивное отношение родительской общественности, педагогических коллективов к результатам деятельности регионального спортивно-образовательного учреждения;

в содержательном компоненте:

- количество спортсменов, вовлеченных в образовательную деятельность;

- управленческая компетентность в виде показателей: профессионально значимые качества, управленческая культура, ответственность, способность довести до конца начатое дело;

- глубина, систематичность и действенность знаний, уровень овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение, алгоритмическая деятельность, творческий поиск и преобразование);

- положительная тенденция в приросте результатов спортсменов и будущих специалистов на всех этапах учебно-тренировочного процесса и обучения в процессе непрерывного профессионального образования ДЮСШ -УОР - ИНОТ - ККПК;

- уровень профессионального развития педагогических кадров;

- создание единого информационного пространства;

- оценка результативности управления деятельностью регионального образовательного учреждения субъектами управления территориальной образовательной системы;

в организационно-деятельностном компоненте:

- обеспечение доходности мероприятий, поиск и обеспечение дополнительных финансовых средств для эффективного управления;

- степень согласованности и единство действий управления территориальной образовательной системой и управления развитием регионального образовательного учреждения;

- рациональное использование ресурсов;

- отсутствие текучести кадров тренерского, преподавательского состава и обслуживающего персонала.

Перечисленные критерии и показатели в профессиональной деятельности всех категорий структурных подразделений спортивного центра в полной мере отражают качественно новую характеристику деятельности центра «Олимп». Она осуществляется не только в рамках государственного подчинения, но и оптимального совмещения с самостоятельной коммерческой деятельностью. Новое рациональное сочетание дало возможность получить дополнительные твердые поступления денежных средств.

Детские спортивные школы по видам спорта (ДЮСШ) формируют интерес юных спортсменов к специальным знаниям в области физической культуры и спорта. Училище олимпийского резерва (УОР) дает начальное профессиональное образование в этой специфической сфере. Институт новых образовательных технологий (ИНОТ) через дистанционное обучение спортсменов спорта высших спортивных достижений и профессионального спорта дает высшее профессиональное образование по физической культуре и спорту. Краткосрочные курсы повышения квалификации (ККПК) способствуют углублению и расширению знаний тренеров по теории и методике физической культуры. В конечном итоге, с одной стороны, обеспечивается непрерывность в получении специального профессионального образования действующими спортсменами, с другой, удовлетворяется потребность общества в получении квалифицированных специалистов в сфере физической культуры и спорта.

Возможность получения специального среднего и высшего профессионального образования без прекращения спортивной деятельности привлекает молодых

талантливых спортсменов к обучению в учебно-спортивном центре «Олимп». Это обстоятельство способствует многолетней работе тренеров-новаторов в центре со способными спортсменами.

1 Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.

2 Васильев Г.Г. Новые подходы к оплате труда тренерских кадров учреждений спортивной направленности / Г.Г. Васильев, Т.Е. Кови-на, Г.И. Лазарева // Пути модернизации физической культуры студентов: Сборник научно-методических работ / Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора В.И. Григорьева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. 262 с.

3 Григорьянц Э.А. Трансформация российского спорта в эпоху глобализации (социологический анализ): автореф. ... канд. соц. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. 24 с.

4 Николаев Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа // Теория и практика физической культуры. 2003. № 8. С. 2-9.

5 Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. М.: Гардарики, 2000. 296 с.

6 Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Спорт для всех. 2000. № 1. С. 56; Васильев Г.Г. Общественные организации как субъекты деятельности в сфере физкультуры и спорта // Спорт и здоровье: Первый междунар. науч. конгр., 9-11 сент. 2003 г. (Россия, СПб.): материалы конгр. СПб.: С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2003. Т. 2. С. 181-184.

7 Рожков П.А. Совершенствование экономического механизма функционирования физической культуры и спорта: Монография. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. 254 е.; Степанова О.Н. Социально-педагогические аспекты маркетинга в системе физической культуры: автореф. докт. дис. М.: РГУФК, 2005. 50 с.

8 Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.

9 Пидкасистый П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах // Педагогика. 2005. № 3. С. 47-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.