Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы трудоустройства инвалидов в современных реалиях'

Проблемы и перспективы трудоустройства инвалидов в современных реалиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2947
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ НЕДОСТАТКИ / ВАКАНСИИ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / УСЛОВИЯ ТРУДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Доморников Алексей Николаевич

Во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды. Их число в мире значительно и продолжает расти. Причины и следствия инвалидности в разных странах отличаются, что объясняется разными социально-экономическими условиями и мерами государств по обеспечению благосостояния своих граждан особенно в сфере трудоустройства. В Российской Федерации принимаются меры по социальноэкономической адаптации людей с ограниченными возможностями. В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим некоторые особенности, которые нужно учитывать работодателю при приеме на работу инвалида и инвалидам при поиске работы и трудоустройстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы трудоустройства инвалидов в современных реалиях»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х

7. Гогин А.А. Банковские правонарушения: проблемы квалификации: монография. М.: NOTA BENE, 2008. С. 20.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ, 2001. С. 453.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Российская газета. 2005. Федеральный выпуск № 3719 (0). 15 марта.

10. ФЗ РФ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (ред. 2016 г.) «О рекламе» // Российская газета.1997. № 53. 18 марта.

11. Приказ Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91/н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 // Российская газета. 2008. № 22. 02 февраля.

12. Приказ от 8 апреля 2016 года № ОД-1179 «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации Акционерное общество «ФИА-БАНК» АО «ФИА-БАНК» (Самарская область, г. Тольятти) // Вестник Банка России. № 37. 13.04. 2016 г.

© Гогин А.А., Гогина Г.Н. 2016.

УДК349.23/24

Доморников Алексей Николаевич

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры филологии и социально-гуманитарных дисциплин АНО «ООВО» Университет экономики и управления

г. Симферополь E-mail: alex0302alexxx@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

Аннотация

Во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды. Их число в мире значительно и продолжает расти. Причины и следствия инвалидности в разных странах отличаются, что объясняется разными социально-экономическими условиями и мерами государств по обеспечению благосостояния своих граждан особенно в сфере трудоустройства. В Российской Федерации принимаются меры по социально-экономической адаптации людей с ограниченными возможностями. В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим некоторые особенности, которые нужно учитывать работодателю при приеме на работу инвалида и инвалидам при поиске работы и трудоустройстве.

Ключевые слова

Инвалиды, физические недостатки, вакансии, медико-социальная экспертиза, трудовой договор, условия труда.

Трудоустройство инвалидов — дело проблематичное. Руководители организаций обычно ссылаются на различные негативные моменты, касающиеся обеспечения им особых условий, на присутствующие риски и т. п. А некоторые просто не знакомы с порядком трудоустройства этой категории граждан и отказывают им по иным причинам. Многие работодатели попросту забывают о том, что отказ в трудоустройстве инвалиду по причине его физического недостатка является недопустимым, о чём прямо говорится в ст. 64 ТК РФ[3]. Единственной причиной для отказа может стать недостаточный уровень профессиональной подготовки. Если инвалид обладает необходимым для работы уровнем знаний и навыками, работодатель обязан принять его на работу.

Инвалиду — претенденту на вакансию в случае отказа в заключении с ним трудового договора

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

предоставлено право требовать от работодателя обоснования причин отказа в письменной форме. В случае несогласия с выводами работодателя за инвалидом сохраняется право на обращение в суд. Результатом обжалования решения работодателя может стать понуждение последнего к заключению трудового договора с гражданином, имеющим ограниченные физические возможности.

При положительных изменениях в данной сфере правового регулирования (так, Федеральным законом от 02.07.2013 N 183-Ф3 "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена возможность расширения круга работодателей, обязанных квотировать рабочие места, за счет тех работодателей, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек; предусмотрено расширение круга обязанных субъектов за счет замены понятия «организация» понятием «работодатель» (что включает в себя, в т.ч., и индивидуальных предпринимателей))^], некоторые проблемы все же остаются. Например, к квотированным рабочим местам законодательство не устанавливает каких-либо более конкретных требований относительно профессий. Это зачастую приводит к тому, что работодателями квотируются места с самой низкой оплатой труда, что отмечается и государственными службами занятости населения. Одно из возможных решений -установление приоритета квотирования таких рабочих мест, которые в наибольшей степени позволяли бы инвалидам реализовывать свой профессиональный потенциал (ориентироваться возможно на перечень профессий, установленный Постановлением Минтруда РФ от 08.09.1993 №150 "О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда")[9].

Для успешной адаптации инвалидов необходимы дополнительные ресурсы общества, направленные как на процесс приспособления индивида к среде, так и на видоизменения самой среды для создания оптимальных условий жизнедеятельности человека с ограничеными возможностями.

Состав общества инвалидов неоднороден по состоянию здоровья, трудоспособности, наличию социальных связей, уровню материального достатка, восприятию окружающего мира, адаптации к новым социальным условиям. Но основным отличием социальной работы от других направлений этого вида профессиональной деятельности является ограниченность возможностей активизации этого типа граждан, зачастую с трудом выполняющих самый минимальный объем самообслуживания. Одним из немаловажных аспектов активизации представителей инвалидов в сфере трудоустройства является и информационно-образовательная работа.

Основным нормативно-правовым актом, определяющим правовой статус инвалидов является Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[5] (далее - Закон № 181), регламентирующий широкий круг вопросов: разграничивая компетенцию органов государственной власти в названной сфере, определяя правила признания лица инвалидом и порядок проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ), закрепляет основные социальные гарантии, предоставляемые гражданам, и др, в т.ч. ряд положений, соответствующих Закону № 181и предусмотрен Трудовым кодексом РФ.

Согласно ст. 20 Закона № 181-ФЗ[4], государственные органы различных уровней должны обеспечивать занятость инвалидов. В частности, субъекты РФ могут устанавливать квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Данная квота устанавливается для организаций, численность работников которых превышает 100 человек (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ)[4]. Величина ее может составлять от 2 до 4% включительно от среднесписочной численности работников. При этом административным законодательством установлена ответственность за нарушение указанной выше нормы.

Законодательством РФ установлены ряд правовых особенностей приема на работу инвалидов.

Инвалид должен показать справку, подтверждающую факт установления инвалидности. Справка должна быть выдана по форме № 1503004, утвержденной Постановлением Минтруда России от 30 марта 2004 г. № 41[7]. Рекомендации по порядку ее заполнения утверждены этим же нормативным документом. В документе должно быть ясно изложено, какие требования к содержанию и условиям труда обязан соблюсти работодатель, принимающий на работу инвалида, т.к. в ст. 23 Закона № 181-ФЗ[4] сказано, инвалидам,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Поэтому создать необходимые условия труда инвалиду - прямая обязанность работодателя (ст. 224 ТК) [1].

Обязательный документ при принятии на работу инвалида- трудовой договор, который заключается по общим правилам предусмотренные законом.

Обязательные условия в Трудовом кодексе, обязательно должны присутствовать в трудовом договоре. Дополнительные условия вносятся в текст договора по усмотрению сторон.

Главной правовой нормой трудового договора является место работы. До 6 октября 2006 года в договоре нужно было указывать место работы с наименованием структурного подразделения, в которое принимается работник. Теперь это условие необходимо соблюдать лишь в том случае, когда работник принимается в обособленное структурное подразделение (филиал, представительство), расположенное в другой местности.

Следующим обязательным условием является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы). При этом следует, если работа предусматривает предоставление компенсаций, льгот или присутствуют какие-либо ограничения, то наименования таких должностей должны строго соответствовать Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 367. Последнее изменение № 6/2007, которое внесено в этот документ и утверждено Ростехрегулированием, действует с 1 октября 2007 года[10].

Если в трудовом договоре не прописаны в полном объеме должностные обязанности, необходимо дать ссылку на должностную инструкцию, в которой эти обязанности поименованы.

Обязательным условием является и дата, с которой работник приступает к трудовой деятельности, а при заключении срочного трудового договора — срок действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для его заключения куда относятся и условия об оплате труда. Но на практике имеют место случаи, когда в трудовом договоре не указывается конкретная сумма заработной платы, а дается ссылка на штатное расписание. Такие факты являются грубым нарушением трудового законодательства.

Режима рабочего времени и времени отдыха, Трудовой кодекс предусматривает обязательное включение этих условий. Но только если для данного работника этот режим отличается от общего режима, установленного работодателем, то есть является индивидуальным. Например, неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск работникам с ненормированным рабочим днем, удлиненные отпуска инвалидам, работникам до 18 лет.

В случаях, когда работник принимается на тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которой положена компенсация, этот факт с указанием характеристик таких условий труда также должен быть зафиксирован в трудовом договоре. Присутствует и ряд обязательных условий для включения в трудовой договор: условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути и т. п.); условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами где также говорится и о других условиях, которые являются обязательными «в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».

Рассматривая общие условия, которые в обязательном порядке должны быть отражены в трудовом договоре, не следует забывать, что инвалиды имеют ряд льгот, предусмотренных законодательством, которые непременно следует отразить в трудовом договоре. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю (ч. 3 ст. 23 Закона № 181, ч. 1 ст. 92 ТК РФ)[2], предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней, т.е. удлиненный основной отпуск (ст. 23 Закона № 181), а также отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ)[3], ст. 96 ТК РФ[3] установлен запрет привлекать инвалидов к работе в ночное время. Инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время (ч. 5 ст. 96 ТК РФ), к сверхурочным работам (ч. 5 ст. 99 ТК РФ)[3] только с их письменного согласия и при условии, что такие работы не запрещены им

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом они должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочных работ. В индивидуальной программе реабилитации инвалида также может содержаться запрет на привлечение к работам в выходные и нерабочие праздничные дни. Привлечение инвалидов к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только в случае, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям. При этом они должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день (ч. 7 ст. 113 ТК РФ)[3].

За помощью в трудоустройстве инвалиды чаще всего обращаются в общественные организации инвалидов. Органы службы занятости населения меньше способствуют занятости инвалидов, чем общественные организации, созданные по их инициативе. Предлагаемые службой занятости населения рабочие места для инвалидов не соответствуют их интересам. В Российской Федерации создана нормативная база отвечающая современным условиям, в сфере занятости и трудоустройства инвалидов это Конституция, Федеральные законы, Законы субъектов РФ, в нашей стране признаются и международные правовые акты. Все они детально регламентируют права и обязанности инвалидов в сфере труда, устанавливают им гарантии (в том числе и конституционные), которые защищают их от дискриминации в трудовых отношениях и отношениях, предшествующих трудовым. Но законы, принятые более десяти лет назад, в частности, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который был принят в 1995 году, тем не менее, устаревают и требуют пересмотра и добавления отдельных статей, но в целом взгляд на проблему занятости и трудоустройства инвалидов в нашей стране соответствует нормам демократии, гуманизма и справедливости. Чаще всего проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в Российской Федерации носят комплексный характер и достаточно обширны. Они связаны и с колоссальной коррупцией и бюрократизмом, безграмотностью самих инвалидов в сфере защиты своих прав на занятость и трудоустройство. Кроме того, иногда в связи с недостаточно благоприятной экономической обстановкой, государство периодически не в состоянии выделять достаточное количество средств на создание специальных рабочих мест. Периодически наблюдается отношение к инвалидам (в том числе и со стороны работодателей), как к неполноценным людям, которые приносят больше хлопот, чем пользы. Это взгляды, которые противоречат всем принятым нормам цивилизованного общества и их желательно следует искоренять[11]. С позиции закона следует принять наиболее эффективные меры по улучшению ситуации в сфере занятости и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, ужесточить ответственность за не соблюдения законов в сфере трудовых отношений работодатель-инвалид, также среди первоочередных мер следует признать проектирование и приспособление уже имеющихся рабочих мест и рабочих помещений таким образом, чтобы они были доступны для лиц с различными формами инвалидности; создание механизма резервирования определенных рабочих мест и профессий для лиц с ограниченными возможностями; меры по надлежащему обучению и трудоустройству и что бы решить проблемы инвалидов в сфере занятости и трудоустройства, или минимизировать их не достаточно набора соответствующего законодательства. Только изменив подход работодателей к соблюдению норм закона в сфере трудоустройства инвалидов можно сделать вывод, что проблемы занятости в современном обществе исчерпают всю свою остроту.

Список использованной литературы:

1. ТК РФ 30.12.2001. №197. ФЗ (ред. от 03. 07. 2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03. 10. 2016) ст. 224

2. Трудовой кодекс РФ ст. 92 ТК РФ Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается: для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю

3. Трудовой кодекс РФ (2016 действующая редакция) (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 3 октября 2016 года)

4. Федеральный закон.Статья23. Условия труда инвалидов. 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ. Российская федерация.

5. Федеральный закон от 02.07.2013 N 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 27. Ст. 3475;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х

6. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №48. Ст. 4563; Официальный интернет-портал правовой информации.

7. Министерство труда и социального развития РФ постановление 30 марта 2004 г. №41 об утверждении форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности.

8. 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ. Российская федерация. Федеральный закон. Статья 23. Условия труда инвалидов.

9.Постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 № 150 О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда

10. Общероссийский классификатор ОК 016-94 профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367) С изменениями и дополнениями от: 1/96, 2/99, 3/2002, 4/2003, 5/2004, 6/2007, 7/2012

11. Щербинина, Ю. В. Социально-экономические явления и процессы: Журнал/Ю. В. Щербинина.

© Доморников А. Н. 2016

УДК 342.9.01

Кобец Петр Николаевич

доктор юридических наук, профессор главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

г. Москва, Российская Федерация E-mail: pkobets37@rambler.ru

АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Аннотация

Приведение современного антинаркотического законодательства с учетом международных нормативных актов, в соответствие с существующими криминальными реалиями позволит значительно расширить возможности борьбы с наркоманией и наркотизмом, создаст комплексную правовую систему для сдерживания экспансии этих негативных социальных явлений.

Ключевые слова

Наркопреступность, противодействие преступности, государственная политика по контролю за наркотиками, прекурсоры, опиаты, незаконный оборот.

Первая международная конвенция о наркотиках была принята в Гааге в 1912 г., в которой участвовала Россия. Конвенцией был провозглашен ряд принципов, нашедших дальнейшее развитие в международных соглашениях (использование наркотиков только «в медицинских и других разумных целях», правовое регулирование производства и торговли и т. д.). На созданную международную организацию - Лигу Наций был возложен общий контроль за выполнением соглашений по вопросам торговли опиумом и другими наркотическими веществами. За 20 лет существования Лиги Наций было принято несколько международно-правовых актов по борьбе с наркоманией и контроля над распространением наркотиков (Женевское соглашение 1925 г. и дополнившее его Бангкокское соглашение 1931 г.), закрепивших принципы Гаагской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.