Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы современных историко-педагогических исследований'

Проблемы и перспективы современных историко-педагогических исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ / ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуркина Н.И.

В статье рассматриваются проблемы осуществления современных историко-педагогических исследований, определяется статус и назначение таких работ в изучении проблем современной педагогической действительности и исторического прошлого. Проводится анализ традиционных направлений и моделей историко-педагогических работ, определены перспективные линии и возможные методологические конструкции в современных историкопедагогических исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE MODERN HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

The article deals with the problems of the modern historical and pedagogical research, defines the status and purpose of such work in the study of modern pedagogical reality and historical past. The analysis of the traditional trends and models of historical and pedagogical work is carried out, and promising lines and possible methodological designs of the modern historical and pedagogical research are identified.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы современных историко-педагогических исследований»

УДК 37.012

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В статье рассматриваются проблемы осуществления современных историко-педагогических исследований, определяется статус и назначение таких работ в изучении проблем современной педагогической действительности и исторического прошлого. Проводится анализ традиционных направлений и моделей историко-педагогических работ, определены перспективные линии и возможные методологические конструкции в современных историко-педагогических исследованиях.

Ключевые слова: педагогика, история образования, тенденции развития науки, объект педагогического исследования, история повседневности.

H. M. HypKUHa N. I. Churkina

PROBLEMS AND PROSPECTS

OF THE MODERN HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

The article deals with the problems of the modern historical and pedagogical research, defines the status and purpose of such work in the study of modern pedagogical reality and historical past. The analysis of the traditional trends and models of historical and pedagogical work is carried out, and promising lines and possible methodological designs of the modern historical and pedagogical research are identified.

Key words: pedagogy, history of education, the development trend of science, the object of pedagogical research, the history of everyday life.

В число диссертационных исследований, выполняемых в рамках специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования, попадает достаточно обширный круг работ. В паспорте специальности к проблематике истории образования и педагогической мысли относят изучение исторического развития институализиро-ванной и неинституализированной практики образования, политики в области образования, педагогической мысли на уровнях общественного и теоретического сознания в различных сферах духовной жизни общества. Таким образом, нормативные документы не ограничивают исследовательскую область, включая в нее не только институты формального образования, но и неформального и, возможно, истоки и формы информального образования.

Еще в 1980-е гг. Э. Д. Днепров, анализируя достаточно обширные потоки историко-педагогических исследований советского периода, указывал, что большинство авторов остаются в русле типовой модели их реализации, хотя типология историко-педагогических исследований, в зависимости от характера решаемых задач, довольно разнообразна: методологические, историко-теоретические, конкретно-исторические, сравнительно-исторические, историографические, источниковедческие [1, с. 9]. К данной классификации можно добавить еще одну, в которой выделяют несколько областей историко-педагогических исследований: социально-политическая (история образования и общества (государства, общества, групп, классов, различных образовательных институтов); культурно-антропологическая (история образования, история образования в истории человека (детство, личность и др.)); религиозная история образования (история образования и Абсолют); теоретико-педагогическая история образования (история образования, педагогика, педагогическая традиция в теории и практике); этнокультурная история образования (история образования в связи с историей народа) [2].

На необходимость исторического вектора указывал еще Э. Дюркгейм, говоря о том, что образовательные институты общества недостаточно рассматривать в их настоящем. Д. И. Фельдштейн, также указывает, что современный мир и человека в мире неправильно исследовать в масштабе «капельных исследований», необходимо изучение проблем в онтогенезе, развитии [3].

Несмотря на правомерность и бесспорность аналогичных заявлений, историко-образовательная проблематика довольно редко встречается в современных диссертационных исследованиях. Как отмечает Н. П. Юдина, потенциальные соискатели и аспиранты не выбирают эту отрасль, поскольку с ней не знакомы. Учебные курсы по истории образования и педагогики ушли из списка обязательных в педагогических вузах [4, с. 14]. Возможно, это связано с тем, что в определенный период, после бурного развития данного направления в 1990-е гг., сложилось ощущение, что многие направления закрыты, собран обширный конкретно-исторический материал, открыты архивы, введены в научный оборот ранее не известные источники. Но, как показывает более пристальный взгляд, это впечатление обманчиво. Достаточно подробно изучены традиционные объекты историко-педагогических исследований, но и они оставались в рамках привычных схем и моделей. В. Г. Безрогов и Т. Н. Матулис выделили несколько типичных ошибок исследований по истории педагогики.

1. Всепоглощающее внимание к мыслителям и авторам различных текстов, что происходило часто при минимуме внимания к социальной среде, в которой писали герои исследований.

2. Слишком большой буквальный интерес к законодательству в области образования, к проводящим его в жизнь личностям, нежели к важным вопросам, вытекающим из него и связанным с ним, - согласованности актов, их адекватности или их идеологическим оттенкам.

3. Слишком большое внимание изучению институтов формального образования. Оно отвлекает от других сфер, таких как неформальное образование, достигаемое через деятельность таких образовательных «агентов», как семья, публичная библиотека, детская литература, молодежные организации и т. п. Кроме того, большинство работ пишется об элитных или чем-либо иным выдающихся учреждениях, многие - хвалебны и некритичны.

4. Описательность и фактографичность исследований распространена более, чем аналитичность. Перенасыщенные деталями традиционные работы имеют тенденцию не учитывать более широкие социальные влияния на изучаемый процесс.

5. Рассмотрение образования как замкнутого мира, функционирующего вне общества. Авторы редко признают экономические, политические и идеологические воздействующие извне факторы.

6. «Презентизм» истории педагогики, превращение истории педагогики в оружие против теорий и соперников, живых и мертвых, в оправдание собственных деяний и идей [5].

Эти ошибки, к сожалению, не остались только в работах советских педагогов. Многое из обозначенного в 1980-1990-е гг. сохраняется, несмотря на изменение представлений об объекте педагогики, определяя его как педагогическую действительность. Еще Л. Н. Толстой писал, что педагогика должна изучать не только целенаправленную и организационно-педагогическую деятельность, но и все воспитывающее воздействие общественной жизни, формирующее человека. В историческом контексте речь может идти о различных институтах влияния, в которых происходило образование и социализация человека.

В ряде статей историко-педагогического ежегодника, изданного в Академии социального управления, ученые (Г. Б. Корнетов, В. Г. Безрогов, А. Н. Шевелев и др.) указывают на перспективные направления развития современных историко-педагогических исследований [6]. Соглашаясь с ними, можно выделить и другие тренды развития истории педагогики и образования в русле современных тенденций развития науки.

В качестве ведущей тенденции развития современной науки указывают на дальнейшую дифференциацию наук. В истории педагогики уже образуется комплекс отдельных историко-педагогических дисциплин: история женского образования, история образования в различных по своей природе общественных группах; история распространения грамотности, история чтения, история детства и др. Этот процесс будет продолжаться, порождая новые направления, например, такие как история семьи и др.

Взаимообмен и взаимообогащение методами и концепциями между науками. В историко-педагоги-ческих исследованиях, наряду с применением потенциала политологии и психологии, стали использоваться инструменты антропологии и психоистории; кроме экономического подхода стал применяться географический; в контексте культурологического вектора происходит рассмотрение истории образования в логике развития культуры, а движение культуры рассматривается как история

образования; широко применяется социология не только для изучения современных социальных процессов, но и в исторической ретроспективе. На стыке социологии, этнографии и политологии возникают исследования по социальному контролю в историко-педагогическом процессе. Это взаимодействие рождает проблему адаптации методов иных наук на историко-педагогическое основание, равно как и необходимый поиск соответствующих им типов историко-педагогических источников.

Рассмотрение научных проблем в широком социокультурном контексте. Изучение истории отдельных образовательных институтов встраивается в широкий социальный контекст. Проблемы воспроизводства элит, социальных преимуществ, господствующих ценностей, структурных взаимосвязей и взаимодействий школ увязываются с бытием других общественных и политических институтов. Рядом с историей формального образования в свете социологической поддержки утверждается история неформального, «внешкольного» образования.

Отказ от европоцентризма в науке в истории образования выразился в развитии исторической компаративистики. Сравнительная педагогика сближается с историческими дисциплинами, используя как накопленные в них сведения, так и их методы, подходя к изучаемым обществам уже с точки зрения длительной исторической и культурной перспективы. История восточных, африканских, индейских и прочих воспитательных систем, соотношение Запада и Востока; Востока, России и Запада; на различных исторических этапах и в будущем обращение к этим вопросам дает возможность использовать принципы концепции диалога культур, детерминирует поиск критериев сопоставления педагогических парадигм различных традиций, нахождения возможных взаимовлияний, попытки проникнуть в глубинную суть различных педагогических цивилизаций.

Изучение современных публикаций и исследований в рамках большой истории и лучших образцов истории образования указывает в качестве значимого ресурса исто-рико-педагогических исследований методологии, методов и концепций, которые являются принадлежностью исторической науки. Раскрыть и разнообразить результаты педагогических исследований может методология микроистории, применение ее методов позволит раскрыть историю образовательных учреждений, школ, педагогического опыта учителя. Главная опасность таких работ - описа-тельность, поэтому необходим выход от микроистории к познанию общих процессов или рассмотрение отдельной истории в контексте социокультурных процессов региона, страны.

В исторических работах достаточно успешно проводятся исследования исторического характера, причин поступков исторических деятелей и групп. В историко-пе-дагогических исследованиях могут проводиться работы в логике исторической психологии не только через описание содержания деятельности этих людей, но и через объяснение причин их поступков. Еще одним малоприменимым в историко-педагогических исследованиях методологическим приемом является история повседневности,

136

Гуманитарные исследования • 2014 • № 1 (2)

которая позволяет включить в источниковый ресурс дневники, воспоминания, предметы материальной культуры (школьные тетради, дневники, приборы и др.)

Необходимо изменить ракурс региональных исследований, которые позволят ввести новые персоналии регионального масштаба, выявить особенности становления систем образования в регионах; актуализировать традиции народной педагогики; раскрыть особенности взаимодействия региона и центра в вопросах развития системы образования и подготовки кадров. Все это позволит находить способы решения современных проблем через соотнесение с культурно-историческим прошлым.

История образования и педагогической мысли, несмотря на все проблемы, описанные выше, остается самостоятельным направлением педагогических исследований. Ее развитие должно быть связано как с осмыслением проблем и ошибок прошлого, так и с изучением и присвоением опыта и исследовательских практик других научных областей, прежде всего исторической науки. Это позволит модернизировать процесс и результаты познания педагогической действительности в историческом контексте.

1. Днепров Э. Д. О разработке методологических, историографических, источниковедческих проблем истории педагогики // Школа России накануне и в период рево-

УДК 378.01

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Статья посвящена изложению отдельных аспектов разрабатываемой концепции развития человеческого потенциала в образовательных организациях. На основе анализа положений концепций менеджмента знаний, системного реинжиниринга и теории автопоэзиса излагаются позиции по развитию потенциала профессорско-преподавательского состава на уровне кафедры вуза.

Ключевые слова: человеческий потенциал, образование, знание, менеджмент знаний, реинжиниринг, автопоэ-зис.

люции 1905-07 гг. / под ред. Э. Д. Днепрова, Б. К. Тебие-ва. М.: Педагогика, 1985, С. 5-25

2. Богуславский М. В., Куликова С. В. Проблемы и перспективы историко-педагогического образования в современной России // Историко-педагогический журнал. 2012. № 4. С. 7-21.

3. Проблемы качества психолого-педагогических диссертационных исследований, их соответствие современным научным знаниям и потребностям общества // Аналитический доклад Д. И. Фельдштейна председателя Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Минобрнауки России, вице-президента РАО. URL: http:// www.raop.ru/content/Prezidium.2011.04.20.Spravka.pdf/

4. Стенограмма IX международной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: познавательный потенциал истории педагогики» // Историко-педагогический журнал. 2013. № 4. С. 11-30.

5. Безрогов В. Г., Матулис Т. Н. Концептуализация и моделирование в истории педагогики. URL: http://www. profile-edu.m/konceptualizaciya-i-modelirovanie-v-istorii-peda-gogiki.html

6. Историко-педагогический ежегодник. 2013 год / гл. ред. Г. Б. Корнетов. М.: АСОУ, 2013. Вып. 61. 288 с. URL: http://www.asou-mo.ru/sc/conf2mat/2013/3.pdf

© Чуркина Н. И., 2014

A. A. WunuflUHa L. A. Shipilina

THE DEVELOPMENT OF HUMAN POTENTIAL IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE CONTEXT OF HUMANISTIC METODOLOGY

The article is devoted to certain aspects of the developed concept of human potential development in educational organizations. On the basis of the analsis of the ideas of knowledge management concepts, system reengineering and theory of autopoiesis, the attitudes on the faculty potential development at the level of the academic department are stated.

Key words: human potential, education, knowledge, knowledge management, reengineering, autopoiesis.

Все прогрессы реакционны, если рушится человек.

А. Вознесенский

На этапе реформирования в России растет спрос на инновации и актуализируется проблема роли человека в инновационных процессах. Человек сегодня становится не только целью и ресурсом социально-экономического

развития, его потенциал выступает фактором сохранения и приумножения национального богатства и культуры. Вместе с тем имеется много доказательств тому, что в современной России существует кризис человеческого развития комплексного характера и стоит сложная задача сохранения и развития человеческого потенциала. Российская Федерация по индексу развития человеческого потенциала в истекшем десятилетии устойчиво числилась

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.