М.В. БУДЯКОВЛ
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АМОРТИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Принятые меры по либерализации и совершенствованию амортизационной политики в РФ позитивно сказываются на решении проблем обеспечения хозяйствующих субъектов финансовыми ресурсами для целей инвестирования. Но пока еще не создана эффективная система для ускоренного обновления
основных фондов. В последнее время предприятиям стало невыгодно учитывать результаты амортизации для целей экономии налога на прибыль, и они практически не используют механизм ускоренной амортизации. Необходимо также решать и вопрос переоценки основных фондов компаний.
Амортизационная политика, реновация, норма амортизации, ускоренная амортизация, экономическая амортизация, метод начисления амортизации, государственная амортизационная политика, инвестиционная активность, переоценка стоимости основных фондов.
Амортизационная политика является составной частью экономической политики государства. Эго важный рычаг воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность ее отдельных хозяйствующих субъектов. Более того, в развитых странах, экономика которых характеризуется высокой инновационной активностью, амортизационная политика - один из важнейших инструментов стимулирования инвестиций в обновление ос -новных средств производства, в наукоемкие технологии, в научные исследования и опытно-конструкторские разработки.
За последние 50 лет в развитых странах амортизационная политика превратилась в один из главных инструментов стимулирования экономического роста. Статистика свидетельствует, что, если в середине XX в. доля амортизационных отчислений в общих инвестициях развитых стран составляла всего 25-30%, то в настоящее время она стабильно держится на уровне 70-80%. И наоборот, доля прибыли в общих инвестициях уменьшилась с 50% до 5-10%, а заемных средств, соответственно, с 25-30 до 12-15%. Такие структурные изменения в финансировании инвестиций дали мощный стимул экономическому развитию.
В нашей стране тенденция зеркально противоположна. По данному показателю в России ситуация ухудшилась с начала перестройки даже по отношению к Советскому Союзу. Так, если в середине 1980-х гг. в СССР в общей сумме всех источников финансирования капитальных вложений на амортизационные отчисления приходилось около 40%, то в 2004 г. в России только 22,8%. В США в 2003 г. амортизационные отчисления в общих валовых частных инвестициях составляли 78,4%, и эта доля с 1980-х гг. не сократилась, как у нас, а наоборот, увеличилась на 10% [1].
В большинстве развитых стран мира амортизационные отчисления, наряду с функцией по возмещению износа основных фондов, выполняют еще одну, не менее важную функцию - они стали основным источником инвестиций. Таким образом, амортизация как экономическая категория выполняет две основные функции: накопительную и воспроизводственную.
Определяющим фактором скорости процесса амортизации является государственное регулирование. Амортизация в условиях государственного регулирования выступает в качестве искусственного вре-
менного резерва - накопителя, с одной стороны, и распределителя налога на прибыль, поступающего в бюджет, - с другой [2].
Амортизационная политика должна стимулировать процессы осуществления предприятиями инвес-тиций в основные фонды с целью ускорения их последующей реновации. Предваряя характеристику амортизационной политики России, необходимо вспомнить основные определения и возможные методы начисления амортизации.
Амортизация - это процесс погашения стоимости основных фондов посредством постепенного, по мере износа, перенесения их стоимости на себестоимость производимых товаров (работ, услуг) [3].
Сумма амортизационных начислений, рассчитанная в соответствии с нормой амортизации и применяемым методом ее начисления, включается в расходы предприятия, связанные с производством и реализацией, уменьшая тем самым базу для обложения налогом на прибыль, а следовательно, текущие обязательства организации по данному налогу.
После реализации продукции и получения пред -приятием дохода от реализации вся сумма амортизационных начислений поступает в распоряжение собственника изнашиваемых основных фондов для их последующего восстановления (реновации). Таким образом, сумма амортизационных начислений служит для предприятия источником пополнения фонда на -копления в составе чистой прибыли, остающейся в его распоряжении, для последующей реновации ос -новных фондов.
Норма амортизации - это установленный в процентах от первоначальной (в отдельных случаях -восстановительной, остаточной) стоимости размер амортизации за определенный период (чаще всего месяц) по конкретной группе основных фондов. Норма амортизации, как правило, является величиной, обратной сроку полезного использования данной группы основных фондов.
Реновация (от лат. гепоуа^о - обновление) - это экономический процесс обновления выбывающих в результате физического и морального износа элементов основных фондов, обеспечиваемый в результате амортизации [3].
Подлинной экономической амортизацией считается ситуация, когда реальный срок полезного исполь-
зования объекта соответствует сроку начисления амортизации, а темпы переноса его стоимости на себестоимость производимой продукции соответствуют реальным темпам износа этого объекта. Заметим, что в действительности достичь такой ситуации очень непросто, поэтому она чаще всего выступает как целевой ориентир.
Главной проблемой, с которой сталкивается государство при разработке того или иного метода начис-ления амортизации, является инфляция, обесценивающая любой долгоерочный процесс компенсации изнашиваемых основных фондов. Собственник основных фондов уплачивает в данный период текущую их стоимость и впоследствии посредством амортизации возмещает себе эту стоимость. Однако в связи с влиянием инфляции полученной суммы недостаточно для реновации. Поэтому актуальным становится поиск такого метода, стимулирующего реновацию, который обеспечивал бы сочетание интересов государства и предприятий. С одной стороны, государство не субсидировало бы реальный процесс амортизации, с другой
- предприятие за срок полезного использования основных фондов получало бы для реновации дисконтированную их стоимость, т.е. их первоначальную стоимость, увеличенную на фактический уровень инфляции. Лидируют в данном поиске США, где за последние полвека в дополнение к исторически сложившемуся линейному методу разработаны и апробированы новые группы методов прогрессивной и де-грессивной амортизации. Кратко охарактеризуем эти методы и покажем возможности стимулирующего воздействия некоторых из них.
Линейный метод начисления амортизации - метод, при котором затраты на приобретение или производство объектов амортизируемого имущества списываются на себестоимость производимых товаров (работ, услуг) равномерно в течение всего срока их полезного использования, при этом сумма амортизационных начислений остается неизменной в разные периоды данного срока. При отсутствии инфляции и обоснованном определении срока начисления амортизации линейный метод наиболее точно отображает подлинную экономическую амортизацию.
Прогрес с ив ный метод начисления амортизации -метод, при котором затраты на приобретение или производство объектов амортизируемого имущества списываются на себестоимость производимых товаров (работ, услуг) в возрастающих суммах на протяжении срока их полезного использования, при этом сумма амортизационных начислений в начальный период использования меньше суммы начислений в конечный период данного срока. Данный метод, обеспечивающий основное списание стоимости объекта в последние периоды, как правило, не находит практического применения.
Дегрессивный метод начисления амортизации -метод, при котором затраты на приобретение или производство объектов амортизируемого имущества списываются на себестоимость производимых товаров (работ, услуг) в убывающих суммах на протяжении срока их полезного использования, при этом сумма амортизационных начислений в начальный период
использования больше суммы начислений в конечный период данного срока.
Последний метод обеспечивает существенное списание стоимости объекта в первые периоды, значительно опережая экономическую амортизацию, после чего амортизационные начисления резко сокращаются. Разновидности данного метода активно используются во многих странах, в том числе и в РФ (они называются нелинейными методами начисления амортизации).
В условиях отсутствия или низкого уровня инфляции решение проблемы стимулирования инвестиций в основные фонды посредством налогообложения прибыли, в принципе, лежит на поверхности. Если достаточно взвешенно подходить к обоснованию срока начисления амортизации, который следует устанавливать немного короче реального срока полезного ис -пользования объекта и при этом применять линейный метод, то и цель стимулирования будет достигнута.
Но инфляция вносит существенные коррективы. Ни один метод в условиях инфляции (по уровню близкой к российской) не обеспечивает полной реновации основных фондов, поскольку они оставляют неизменной общую номинальную сумму амортизационных начислений, не говоря уже о каком-либо стимулировании данного процесса. Тем не менее в большей степени отвечают данному требованию нелинейные (дегрессивные) методы.
Одним из возможных вариантов решения проблемы стимулирования инвестиционных процессов на предприятии является применение способов ускоренной амортизации. Преобладающая роль амортизационных отчислений в общих инвестициях развитых стран тесно связана с активным использованием политики ускоренной амортизации.
Ускоренная амортизация - это способ полного перенесения затрат на приобретение или производство объектов амортизируемого имущества на себестоимость производимых товаров (работ, услуг) в более короткие сроки, чем предусмотрено действующими нормами амортизации.
Преимущества данного способа заключаются в том, что он не только применим к любому методу начисления амортизации, но и при правильном подборе специального коэффициента, сокращающего срок начисления амортизации, способен повысить уровень компенсации собственнику капитальных вложений, а также обеспечить адрес ный регулирующий эффект для о пределе нных групп основных фондов и отраслей экономики.
Впервые ускоренная амортизация была применена в США во время Второй мировой войны, что позволило в сжатые сроки повысить техническую оснащенность производства вооружений и быстро нарастить объемы их выпуска. В послевоенный период, осознав действенность способов ускоренной амортизации в промышленном развитии, США, а позже и другие страны стали активно использовать их на постоянной основе, превратив в важнейший инструмент инвестиционной политики [1].
В чем же привлекательность амортизационных отчислений для государства и для хозяйствующих субъектов, если их доля в общих инвестициях разви-
тых стран за последние полвека выросла в 3 раза, а доли прибыли и заемных средств уменьшились в 5 ив 2 раза соответственно? Дело в том, что с точки зрения государства амортизационные отчисления, превращенные в инвестиции, являются особой и, пожалуй, самой эффективной формой развития экономики.
Как уже было отмечено, амортизационные отчисления включаются в состав расходов и не подлежат налогообложению, т.е. уменьшают базу по налогу на прибыль. Но если для государства амортизационные отчисления - издержки, упущенная возможность получить налог на прибыль, то для предприятий это свободные денежные средства, правда, с одним отягчающим условием. И именно данное условие является ключевым в понимании сущности всей амортизационной политики - это денежные средства целевого наз-начения, которые должны быть потрачены только на инвестиции. В противном случае по ним необходимо уплачивать налог на прибыль.
Таким образом, сущность государственной амортизационной политики можно выразить следующей логической конструкцией. Государство, проводя активную амортизационную политику и сознательно через нее сокращая свои поступления по налогу на прибыль в бюджет, способствует перетоку денежных средств в амортизационный фонд предприятия, что позволяет ему без уплаты налога расширять, модернизировать, обновлять свои фонды. В результате ускоряются темпы развития экономики, заметно растет ее эффективность, качество производимой продукции и ее конкурентоспособность на мировых рынках. И все это вместе взятое в будущем компенсирует государству сокращение текущих поступлений от налога на прибыль в бюджет. Ускоренная амортизация позволяет стимулировать эти процессы, в частности, ускорить процесс перетока средств и модернизации фондов.
Корпоративную амортизационную политику (амортизационную политику с точки зрения хозяйствующего субъекта) следует рассматривать как выбор оптимального соотношения между ростом затрат на производство, сопровождающимся снижением его рентабельности и инвестиционной привлекательности, и возможностью быстрее сформировать источник средств, а значит, быстрее обновить эксплуатируемые объекты основных фондов. По сути, начисление амортизации и формирование прибыли представ -ляет собой единый процесс, при котором уменьшение суммы амортизационных отчислений неизбежно приводит к увеличению прибыли, и наоборот.
Важно отметить, что государство, вводя ускоренную амортизацию, сознательно идет на сокращение текущих поступлений по налогу на прибыль. Компенсация этих потерь для бюджета может быть достигнута только в том случае, если предприятия, получив дополнительные денежные средства, будут их использовать по своему прямому назначению - на расширение или обновление основных фондов, иначе для государства теряется всякий смьел вводить ускоренную амортизацию. Поэтому все государства, проводя политику ускоренной амортизации, осуществляют соответствующий контроль за целевым использованием амортизационных отчислений.
Для хозяйствующих субъектов привлекательные стороны ускоренной амортизации можно обобщить следующим образом [1]:
• у предприятий появляются дополнительные денежные средства, которые в отличие от свободного остатка прибыли не облагаются налогом;
• амортизационные отчисления в отличие от прибыли и заемных средств - наиболее стабильный источник поступления денежных средств, так как на них гораздо меньшее влияние оказывают спады производства, изменения результатов финансовохозяйственной деятельности, повышение ставок по кредитам, изменение цен и т.д.;
• амортизационный фонд - это собственные денежные средства предприятий, и в случае отказа от заемных средств они позволяют экономить на выплате процентов по заемным средствам, что в целом повышает эффективность производства;
• наличие амортизационного фонда и необходимость его использования строго по целевому назначению само по себе дисциплинирует предпринимателя, заставляет его расходовать эти денежные средства на расширение и модернизацию произ-водства. Контроль со стороны государства за целевым использованием амортизационного фонда, который должен осуществляться в обязательном порядке, лишает его соблазна потратить деньги на иные нужды;
• в условиях ускорившихся темпов технического прогресса серьезную роль стал играть фактор времени. Деньги, полученные сегодня, стали гораздо «дороже» денег, полученных спустя два-три года. Ускоренная амортизация позволяет предпринимателям «передвигать» получение денежных средств, освобожденных от налога на прибыль, на первые годы после ввода основных фондов и таким образом получать ощутимую фору по времени по отношению к конкурентам.
Какие же подходы к амортизационной политике применялись сначала в Советском Союзе, а затем в Российской Федерации? В отличие от развитых стран в СССР амортизационные отчисления преимущественно тратились не на модернизацию и обновление основных фондов, а на новое строительство и ремонт уже действующих фондов. Нормы амортизационных отчислений были сильно занижены по отношению к развитым странам. По этим нормам, действовавшим вплоть до 1992 г., годовые отчисления составляли, например, по металлургическому оборудованию 57% в год (обновление за 14-20 лет), по машинам и оборудованию для химической промышленности - в среднем 7-8% (12-15 лет), по грузовым и легковым автомобилям - 10% (10 лет) [4].
Для сравнения: в большинстве развитых стран мира к началу 1990-х гг. вложения в основные фонды разрешалось списывать уже за три года: в первый год
- 50%, во второй - 30%, в третий - 20%. В отдельных случаях в США и других странах разрешалось уже в первый год эксплуатации оборудования амортизировать до 100% его стоимости [1].
В СССР в период с 1938 по 1990 г. годовая норма амортизации состояла из двух частей: одна направлялась на нужды капитального ремонта предприятия, а
другая изымалась государством на замену (реновацию) основных фондов. При этом в разные годы изменялись пропорциональные соотношения этих двух частей: в 1950 г. на капитальный ремонт предназначалось 70%, на реновацию - 30%; с 1963 г., соответственно, 54 и 46%;. с 1975 г. - 61 и 39%; с 1980 г. - 62 и 38%. Отчисления на капитальный ремонт оставались на предприятиях в размере 85%, и только оставшиеся 15% могли тратиться на обновление основных фондов. Отчисления на реновацию шли в централизованные фонды государства (Стройбанк СССР) и главным образом использовались на новое строительство [5].
Как видно из приведенной статистики, доля капитального ремонта с 1963 г. была сокращена с 70 до 54%. Именно в этот период и начала формироваться проблема физического и морального износа большинства основных фондов, которая сегодня достигла катастрофических размеров. Несмотря на то, что в дальнейшем, с начала 1970-х гг., этот показатель вновь стал расти, преобладая в общих амортизационных отчислениях вплоть до начала 1990-х гг., проблема значительного износа фондов решена так и не была.
Применение такой практики на протяжении почти 60 лет, особенно когда темпы нового строительства заметно сократились, не могло не способствовать накоплению огромного количества морально и физичес -ки устаревших основных фондов. Одним из отрицательных последствий этого стал быстрый рост затрат на ремонт основных фондов. Ремонт и постоянное нарастание износа основных фондов требовали огромных затрат трудовых и финансовых ресурсов, серьезно сдерживая развитие научно-технического прогрес-са в стране.
Следует заметить, что в СССР вообще не существовало ускоренной амортизационной политики и все отчисления по амортизации производились с помощью единственного метода - линейно-равномерного.
Начиная с 1991 г. Россия стала проводить более прогрессивную амортизационную политику: были заметно сокращены сроки обновления основных фондов, предприятиям разрешено было проводить ускоренную амортизацию, все амортизационные отчисления оставались в распоряжении хозяйствующих субъектов, была отменена практика разбивки амортизационных отчислений на реновацию и капитальный ремонт, детализованная разбивка основных фондов по видам сокращена до 9 укрупненных групп.
В целом положительно оценивая изменения в амортизационной политике России, произошедшие при переходе к рыночным отношениям, следует отметить их низкую эффективность в практическом плане. Так, темпы обновления основных фондов не увеличились, а сократились. Доля амортизационных отчислений как наиболее прогрессивного источника инвес-тиций не выросла, а упала.
Как свидетельствует статистика, в динамично раз -вивающихся странах коэффициент обновления основных фондов составляет в среднем 10-15% в год. В России в 2004 г. по всем фондам страны он составлял всего 2%, а по промышленности - 1,9%. Особенно удручающая ситуация наблюдалась в химической и нефтехимической отрасли - 1,2%, в машиностроении
и металлообработке - 1%, в легкой промышленности
- 0,5%, в газовой - 1,5%. Снижение с 1970 г. темпов обновления основных фондов в СССР и падение их в России с начала проведения реформ привело к тому, что доля оборудования в промышленности со сроком эксплуатации до 5 лет с 1970 по 2005 г. сократилась почти в 5 раз - с 40,8 до 8,6%, а доля оборудования со сроком эксплуатации более 16 лет соответственно возрослав 6,6 раза - с 15,2 до 74% [1].
Тем не менее за период с 2004 по 2007 г. по некоторым отраслям начало наблюдаться увеличение коэффициента обновления: по добыче полезных ископаемых - с 5,3 до 6,7%, в обрабатывающих производствах - с 5,0 до 6,6%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - с 1,9 до 2,9% [6].
Во многом такая ситуация объясняется тем, что налоговая политика в России преследует, прежде всего, фискальные цели и в гораздо меньшей степени регулирующие. Кроме того, в амортизационной политике прошлого был принят целый ряд непродуманных решений, которые свели на нет эффекты от сокращения амортизационных сроков обновления основных фондов и разрешения на использование начисления ускоренной амортизации (так, например, в 1992 г. по решению Минфина в бухгалтерском учете было отменено формирование амортизационного фонда).
Таким образом, начиная с 1992 г. использование амортизационных отчислений на законодательном уровне уже никем не контролировалось. В 1998 г. хозяйствующие субъекты получили право использовать амортизационные отчисления на финансирование своих текущих потребностей, например на пополнение оборотных средств, и при этом не платить по ним налог на прибыль. А поскольку в российской налоговой и бухгалтерской отчетности амортизационные отчисления, начисленные ускоренным методом, фигурировали в общем потоке под термином «износ основных фондов», то в принципе на нецелевые расходы можно было тратить амортизационные отчисления, начисленные любым методом. Но следует отметить, что современная практика бухгалтерского учета начиная с 2001 г. отказалась от использования понятия «износ» в пользу понятия «амортизация» (это подтверждается переименованием счета 02 «Износ основных средств», который в новом Плане счетов называется «Амортизация основных средств»).
Согласно теории амортизация является одним из основных финансовых источников формирования собственного капитала. В действительности же практика начисления и использования сумм накопленной амортизации далека от этого. Отсутствие в законодательстве России норм о специальном фонде аккумулирования амортизационных отчислений для капитальных потребностей не только смешивает источники пополнения внеоборотных активов за счет амортизации и прибыли, но и нивелирует вклад каждого из них в обновление производства.
Статистические данные показывают, что разница между начисленными амортизационными отчислениями и амортизационными отчислениями, использованными на инвестиции, в течение 2000-2004 гг. достигала внушительных размеров в сотни миллиардов рублей и постоянно увеличивалась. Так, в 2000 г. эта разница
составила 101,8 млрд руб., в 2001 г. - 169,3; в 2002 г. -240,9; в 2003 г. - 294,5; в 2004 г. - 340,4 млрд руб. [1].
Закономерный итог реализации неадекватной амортизационной политики: в России на сегодняшний день безнадежно устарели основные фонды, она на порядок отстаёт от развитых стран в производительности труда, отсутствует спрос на научно-техничес-кие разработки, высока энерго- и материалоемкость производимой продукции, низки ее качество и конкурентоспособность.
Величина начисляемых сегодня в стране амортизационных отчислений совершенно неадекватна изношенности основных фондов - она крайне мала для приведения их в соответствие с наблюдаемым в мире техническим прогрессом. Главными причинами этого являются низкие нормы амортизационных отчислений по целому ряду основных средств и начисление амортизации в налоговом учете исходя из балансовой стоимости основных средств, рассчитанной в ценах, действовавших до 2002 г.
Чтобы предприятия имели возможность преимущественно за счет собственных средств осуществлять необходимую замену оборудования и проводить другие мероприятия по техническому перевооружению производства, чтобы инвестиции стали важным фак-тором экономического развития производства, они не должны находиться в прямой зависимости от финансовых результатов. В таких инвестициях должны превалировать амортизационные отчисления. Использование последних в качестве источника формирования фонда развития производства обусловлено тем, что начисление амортизации имеет непрерывный и постоянный характер, обеспечивая создание устойчивых инвестиционных ресурсов для замены физически и морально устаревшего оборудования.
Определенное понимание всей серьезности данной проблемы есть. Не случайно в Бюджетном послании Президента РФ говорится о необходимости либерализации амортизационной политики для целей налогообложения, в том числе о расширении возможностей для ускорения амортизации технологического оборудования и введении дополнительных мер стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкгор-ских работ. Но этого явно недостаточно. На современном этапе необходимо предусмотреть дополнительные меры по совершенствованию амортизационной политики как на макро-, так и на микроуровне. Чтобы амортизация превратилась в стимул ускоренного обновления основных производственных фондов и повышения эффективности их использования, необходимы оптимизация уже имеющихся инструментов амортизационной политики, а также разработка и внедрение новых эффективных методов и инструментов.
Для корректировки амортизационной политики можно предложить реализацию следующих мер, призванных сделать амортизацию первоисточником инновационного воспроизводства, стимулировать ускоренное обновление основных фондов предприятий.
1. Проведение переоценки стоимости основных средств для целей налогообложения. В настоящее время предприятия ежегодно проводят переоценку стоимости основных средств, но результаты переоценки отражаются только в бухгалтерском учете.
При этом стоимость имущества в налоговом учете остается неизменной. Следует предоставить предприятиям право учитывать результаты переоценки основных средств при определении прибыли для целей налогообложения. Государство может разрешить предприятиям регулярно индексировать либо ежегодные амортизационные начисления, либо остаточную стоимость основных фондов. Можно также индексировать первоначальную стоимость, при этом вычитая из нее суммы начисленной амортизации, формировать новую восстановительную стоимость, как это делалось в нашей стране до 2002 г. В любом случае при регулярной индексации проблема полной компенсации обесценивающихся в результате инфляции фондов была бы решена [3].
2. Более активное применение ускоренной амортизации. В настоящее время согласно НК РФ в некоторых случаях предприятия вправе применять к основной норме амортизации специальные коэффициенты, не более 2 или 3, что позволяет сокращать срок начисления амортизации по сравнению со сроком полезного использования амортизируемого объекта. Речь, в частности, идет об основных средствах, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, для осуществления научно-технической деятельности, являющихся предметом договора финансовой аренды (лизинга). Возможно расширение этого перечня, например, по вновь вводимому высокотехнологичному оборудованию, в особенности российского производства.
3. Более обоснованный подход к определению сроков полезного использования основных фондов, их сокращение. Как было отмечено ранее, определить реальный срок полезного использования объекта достаточно сложно. Применяемые на сегодняшний день в налоговом законодательстве сроки полезного использования имущества не дают возможности организациям накопить существенные ресурсы для осуществления инвестиций. При этом Постановление Правительства РФ № 1 от 01.01.2002 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» не учитывает отраслевых особенностей экономики. Для разных видов оборудования, эксплуатируемого в различных секторах экономики, следовало бы предусмотреть свои особенности определения сроков его использования. С учетом положения с обновлением ОС -новных фондов в России и чрезвычайной их изношенности следует пересмотреть действующие амортизационные нормы обновления оборудования в сторону их дальнейшего сокращения в целях ускорения внедрения технологически прогрес-сивного оборудования, увеличения финансового потенциала предприятий для инвестирования в основные средства. Кроме того, сокращение сроков полезного использования основных фондов имеет объективную основу, обусловленную ускоряющимися темпами и требованиями научнотехнического прогресса.
4. Установление контроля со стороны государства за использованием амортизационного фонда. Сле-
дует отметить, что восстановление, модернизация основных фондов и инвестиционная активность тесно связаны с экономической безопасностью страны. Поскольку амортизационные отчисления освобождаются от налогообложения и снижают поступления налога на прибыль в бюджет, государство имеет полное законное право с помощью экономических рычагов воздействовать на хозяйствующих субъектов для стимулирования осуществления ими инвестиций в модернизацию и расширение основных фондов. С целью пресечения использования амортизационных отчислений не по целевому назначению необходимо установить соответствующую регламентацию и контроль за их использованием. Следует установить норму в НК РФ, согласно которой в случае нецелевого использования средств амортизационного фонда предприятия должны будут с этой суммы заплатить в бюджет налог на прибыль.
5. Сближение налогового и бухгалтерского законодательства в части начисления амортизации. Формально действующим законодательством предусмотрена многовариантность подходов к начислению амортизации. Но только линейный метод начисления амортизации установлен как в бухгалтерском, так и в налоговом законодательстве. Что касается нелинейных методов, то в бухгалтерском и налоговом учете они существенно различаются. Таким образом, при использовании нелинейных методов возникает необходимость корректировки данных бухгалтерского и налогового учета в части начисления амортизации. И именно по этой причине линейный метод наиболее часто используется организациями, несмотря на то что именно нелинейные методы в условиях инфляции предпочтительны - они в большей степени обеспечивают реновацию основных фондов.
Значительные различия величин амортизационных отчислений в финансовом и налоговом учете обусловлены несовпадением методов начисления (порядок начисления амортизации полностью совпадает только при линейном методе начисления и одинаковом сроке эксплуатации), возможностью определения разных сроков полезного использования объекта для тех же целей, а также предоставленной в целях налогообложения дополнительной возможностью применения амортизационной премии.
Сближение бухгалтерского и налогового законодательства по вопросам учета амортизации, разработка унифицированных методов начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета предоставит субъектам хозяйствования дополнительные возможности управления амортизационными отчислениями, снизит их административные издержки. В результате у организаций появится возможность более эффективно использовать различные методы начисления амортизации, учитывая при этом специфику производства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Соколов М.М. Изменения в амортизационной политике как особая форма налогового воздействия на развитие экономики // Все о налогах. 2008. № 3.
2. Голикова Е.И. «Коллапс» налоговой амортизации и реальные пути выхода // Налоги и налогообложение. 2008. № 3.
3. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: Учебник. М.: ЮНИГИ-ДАНА, 2007.
4. Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР (утв. Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 № 1072).
5. СенчаговВ.К и др. Амортизационный фонд в условиях интенсификации производства. М.: Финансы, 1975.
6. Кравцова Н.И. Направления совершенствования амортизационной политики в системе стратегичес -кого финансового менеджмента коммерческих организаций // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 14.