ТУРИЗМ И РЕКРЕАЦИЯ
В. Л. Мартынов
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ
Развитие туризма и сферы услуг вообще является приоритетным направлением развития экономики современного развитого мира. Одна из причин этого заключается в том, что формирующаяся постиндустриальная экономика становится более избирательной в ресурсном отношении. В реальную экономику развитых стран вовлекается все меньшее количество наиболее квалифицированной рабочей силы. Территории, где эта экономика может развиваться, характеризуются наиболее выгодным экономико-географическим положением. Таким образом, большая часть экономически активного населения и территорий не может и не сможет найти себе применение в сфере материального производства, и поэтому просто вынуждено реализовываться в сфере услуг.
Попытаемся понять, каких же успехов в
развитии туризма достигла Псковская область, равно как и другие регионы Северо-Запада России. Все статистические данные, приводимые ниже, основываются на официальной информации Федеральной службы государственной статистики.
Анализ данных об изменении численности туристов по методике, используемой в западноевропейских странах (число ночлегов, а не число прибытий, как принято в России) (рис. 1), приводит к простому выводу - существенного роста туристских потоков внутри страны не происходит, соотношение же крупных ее районов остается в целом неизмен-нным.
Точно так же остается в целом неизменным соотношение численности туристов по регионам Северо-Западного федерального округа (рис. 2).
1995 2000 2003
И Дальневосточный федеральный округ
□ Сибирский федеральный округ
□ Уральский федеральный округ
□ Приволжский федеральный округ ЕЛ Южный федеральный округ
ЕЗ Северо-Западный федеральный округ й Центральный федеральный округ
Рис. 1. Число ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения по федеральным округам
России (составлено по: [1])
0% 25% 50% 75% 100%
□ Республика Карелия □ Республика Коми ШАрхангельская область □ Вологодская область
□ Калининградская область О Ленинградская область ОН Мурманская область ЕІ Новгородская область
Б1 Псковская область □ г. Санкт-Петербург
Рис. 2. Доля регионов Северо-Западного федерального округа в общем числе ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения (рассчитано по [1])
Очевидно, что на протяжении всего ис- ется общее число мест размещения туристов -
следуемого периода лидирующие позиции в снизившись во второй половине 1990-х гг., оно
этом отношении занимает С.-Петербург. Меня- начало расти в первые годы XXI в. (рис. 3).
□ Республика Карелия
□ Вологодская область Ш Мурманская область
□ г. Санкт-Петербург
□ Республика Коми □ Архангельская область
0 Калининградская область Н Ленинградская область
□ Новгородская область Ш Псковская область
Рис. 3. Число мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения в регионах Северо-Западного
федерального округа (составлено по [1])
Псков очень гордится гостиницей уровня «4 звезды», но при этом не следует забывать, что и в других регионах Северо-Запада жизнь не стояла на месте, и новые гостиницы вводились и продолжают вводиться в строй буквально одна за другой. В С.-Петербург приходят международные гостиничные сети -Рэдиссон САС, Сокос, Холидей Инн. Кроме этого, не следует забывать, что само по себе строительство гостиниц туристских потоков не формирует.
Анализ как официальной статистики, так и неофициальной информации, приводит к одинаковому выводу - каких-либо кардинальных положительных сдвигов в развитии туристской отрасли ни в России в целом, ни в ее отдельных регионах не происходит. Внутригосударственные туристские потоки невелики и существенных тенденций к росту не испытывают. Лишь в одном учитываемом статистикой направлении туристской деятельности прослеживается бурный рост - резко и
даже скачкообразно растет число туристических фирм. Но все эти фирмы «делят» один и тот же пирог, специализируясь главным образом на выездном туризме. Рост выездного туризма происходит непрерывно и устойчиво: в 2000 г. - 4,3 млн. чел., в 2003 г. - 4,6 млн. чел., в 2005 г. - 6,4 млн. чел. [2]. Численность российских граждан, выезжающих за рубеж, примерно в 1,5 раза превышает численность иностранных граждан, прибывающих в Россию. Специализация на выездном туризме очень прибыльна с точки зрения самих фирм, но вряд ли полезна для регионального развития.
Сейчас выездной туризм из России приобретает все более и более цивилизованные очертания. Все больше становится индивидуальных поездок. Тенденции к снижению «групповых» путешественников в Европе стали проявляться в 1990-е гг., в России - в первые годы XXI в. Это в значительной мере связано с развитием информационных техноло-
гий. Любой желающий может безо всяких проблем самостоятельно организовать свою поездку, пользуясь Интернетом и электронной почтой. И резкий рост численности индивидуальных путешественников - очень важная тенденция развития туризма, которая у нас зачастую упускается из виду. Те фирмы, которые ведут свою историю с советских или ранних «постсоветских» времен, привыкли все делать «по-советски» - загрузить людей в автобус, «посмотрите налево - направо», «Я кому сказал - стоим здесь 15 минут и никого не ждем», и так далее. На Западе тенденции иные - там уже по-
явились гостиничные сети, использующие исключительно информационные технологии. Такова, например, финская гостиничная сеть «Омена» - все взаимодействие между клиентом и гостиницей осуществляется с помощью электронных коммуникаций (www.omena.com).
Какие же проблемы сдерживают развитие туризма? Первая проблема - это в целом низкий уровень доходов населения. Хотя следует отметить, что этот уровень в последние годы растет, и растет достаточно быстро, как в номинальном, так и в реальном исчислении (рис. 4).
800
600
400
200
0
л? ¿¿у лУ
•■V Л-
2000 В Первая половина 2006 года
Рис. 4. Среднемесячная начисленная заработная плата в евро по официальному обменному курсу на конец соответствующего периода (рассчитано по [3; 4])
Если в 2000 г. средняя зарплата в России составляла по официальному обменному курсу 96 евро, то в первой половине 2006 г.
- 287 евро, увеличившись втрое. В С.-Петербурге в 2000 г. средняя зарплата составляла примерно 110 евро, в первой половине 2006 г
- 350 евро. В Псковской области - 61 и 187 евро соответственно.
Но все же по уровню доходов страна отстает даже от бывших советских республик Прибалтики, не говоря уже о государствах Западной Европы. Средняя зарплата в стра-
нах - новых членах Евросоюза составляет примерно 600 - 700 евро, в старых - 2 500 -3 500 тысячи евро. Но надо учитывать и то обстоятельство, что там и расходы гораздо выше. Например, аренда двухкомнатной квартиры обойдется не менее чем в 500 евро.
Поскольку в России со всей очевидностью преобладал, преобладает сейчас и будет преобладать внутренний туризм, то низкий уровень доходов - большая проблема.
Но рост внутреннего туризма сдерживается не только низкими доходами, но и тем,
что у значительной части населения страны просто нет потребности в путешествиях. Это утверждение иллюстрируется данными о соотношении численности населения страны и
В Европе есть страны, где относительное число ночлегов туристов-резидентов ниже, чем в России. Такой страной является, например, Люксембург. Но у его жителей нет никакой необходимости останавливаться на ночлег в пределах своего государства - от одной границы Люксембурга до другой примерно полчаса езды.
Столь низкие показатели нашей страны объясняются достаточно просто - Россия стала преимущественно городской по населению страной лишь в 60-е годы XX в. Хотя доля городского населения в современной России составляет примерно 3/4 (73%), это в основном горожане в первом или втором поколении. Таким образом, у формально городского населения страны преобладает крестьянский менталитет. Крестьяне в массе своей совершенно не склонны тратить деньги на «баловство» типа путешествий, тем более что и сто-
числе ночлегов туристов-резидентов (т. е. жителей данной страны) в гостиницах (число ночлегов туристов-резидентов на 1000 чел. населения) (рис. 5).
ят эти путешествия недешево. Не случайно большая часть городского населения страны «путешествует» главным образом на дачу, и это совершенно не связано с надобностью в обеспечении семьи продукцией этой дачи. Те расходы, которых требует дача, обычно превышают стоимость покупки соответствующего количества сельхозпродукции. Но в самом увлечении дачами ничего необычного нет. Такой же путь проходили многие страны Европы, и впервые земельные участки городским жителям стали раздавать в Швеции в 20е годы XX в., когда заработной платы шведскому рабочему на пропитание семьи не хватало. Сейчас эти участки «трансформировались» в массивы загородных домов, расположенных, например, на островах Стокгольмского архипелага. Но в целом потребность в путешествиях - это часть городского образа жизни, характерная для представителей обра-
4
3
2
1
0
□ Россия 1Э Австрия □ Бельгия □ Великобритания
□ Германия О Греция □ Дания □I Ирландия
ЕВ Испания И Италия □ Люксембург □ Нидерланды
В Португалия О Финляндия ЕЗ Франция В1 Швеция
Рис. 5. Число ночлегов туристов-резидентов в гостиницах и аналогичных местах размещения в расчёте на 1000 чел. населения в России и «Европе 15»,
2002 г. (рассчитано по [1; 5])
зованных и состоятельных слоев населения. Не случайно, что люди, разбогатевшие в России 1990-х гг., значительную часть заработанных денег вкладывали в путешествия. Не надо «числить» всех богатых людей малограмотными боксерами - среди «новых русских» вполне достаточно людей не только с высшим образованием, но и с учеными степенями. Другое дело, что ездить они предпочитают за границу, и в этом тоже ничего необычного нет.
Это третья проблема развития внутреннего туризма - если у жителя России есть деньги на путешествия и потребность в них, то ездить он предпочитает за границу. Заграничные государства долгое время были фактически закрыты для граждан нашей страны, что нельзя винить их в недостаточном патриотизме. До начала 1990-х гг. для банальной по нынешним временам поездки в Болгарию надо было пройти несколько комиссий, каждая из которых могла «завернуть» претендента на загранпоездку по самым фантастическим основаниям (например, «не так посмотрел» или «не те штаны надел»). Да и ездили в основном с целью «оправдать поездку» - продать и купить. Очень похожим был и российский туризм 1990-х гг., когда ездили главным образом в «шоп-туры».
Сейчас цены на путешествия по стране и за границу практически одинаковы. Если сосредоточиться только на Северо-Западе, то цены такие: однодневная поездка из С.-Петербурга в Великий Новгород стоит 720 руб., такая же поездка в Хельсинки, Лаппеенранту или Иматру - 15-18 евро (525-630 руб.). Поездка в Хельсинки с одним ночлегом (т. е. на два дня) обойдется по минимуму примерно в 1600 руб. Поездка по маршруту С.-Петербург
- Печоры - Пушкинские Горы (те же два дня) стоит минимум 1990 руб. Трехдневная поездка по маршруту С.-Петербург - Турку - Стокгольм и обратно минимально обойдется в 1914 руб. Во столько же обойдется трехдневное путешествие по маршруту Псков - Пушкинские Горы - Великий Новгород, без стоимости дороги до Пскова (все цены взяты из информационных сообщений турфирм середины нояб-
ря 2006 г.). При таком соотношении цен надо быть очень большим патриотом, чтобы путешествовать по родной стране.
Но все указанные выше проблемы касаются исключительно внутренних туристов. Для иностранцев главная проблема - визовый режим. Наши средства массовой информации активно убеждают, что именно зарубежные страны чинят препятствия на пути российских граждан в Европу. Но получение шенгенской визы гражданином России - намного более простой процесс, чем получение российской визы гражданином шенгенской страны. Проще всего оформить шенгенскую визу через консульскую службу Финляндии (табл. 1).
Для получения любой финской визы (одно- и многократной, на срок до 1 года) с целью туризма гражданину России нужно предоставить три документа: заграничный паспорт, действующий по крайней мере 3 месяца после окончания срока планируемой поездки, заполненную анкету-заявление и медицинскую страховку Никаких приглашений, бронирований гостиниц и т. д. не требуется.
Гражданин Финляндии вообще не имеет права просить многократную визу в Россию с целью туризма, многократная виза дается только в деловых целях. Ему нужно собрать множество бумаг, доказывающих цель его пребывания в нашей стране. В визу обязательно вписывается название приглашающей стороны, официально ограничивается число населенных пунктов, которые можно посетить за одну поездку (в приглашении не может быть указано более 5 городов, в которых намерен побывать иностранец). Может возникнуть вопрос - а как они тогда получают наши многоразовые визы? Предельно просто - с помощью туристических агентств. Объявления о «торговле» российскими визами (типа «годовая российская виза - всего ... евро») в восточно-финляндских городах буквально везде.
Когда гражданин России, имеющий шенгенскую визу, пересекает границу Шенгенского пространства, ему в паспорт ставится штамп о пересечении границы. Этим пограничные формальности исчерпываются.
Таблица 1
Требования к документам, необходимым для оформления виз с целью туризма (официальная информация посольства Финляндии в России и посольства России в Финляндии) [6; 7]
Более того, этот штамп является единственным подтверждением законности пребывания российского гражданина в Шенгенской зоне, и этот гражданин в пределах срока действия визы имеет право пребывать в любой точке этой зоны, перемещаясь как угодно и останавливаясь где угодно. Европеец, намеренный пробыть в России более трех дней, обязан заполнять миграционную карту (все графы в которой обозначены только на русском языке!) и не позднее 3-х дней по прибытии зарегистрироваться в органах Федеральной миграционной службы. Если гражданин России превысил срок пребывания в шенгенской зоне, худшее, что его ждет - вероятный отказ в выдаче следующей визы. Если гражданин шенгенской страны выезжает из России после 0 часов последнего дня действия визы, его ждет большой штраф.
Неудивительно, что число иностранцев, желающих посетить Россию в качестве туристов, сокращается. Если в 2004 г. Россию с целью туризма посетило 2 637 тыс. граждан иностранных граждан (без СНГ), то в 2005 г.
- 2 251 тыс. Но при этом следует учитывать, что в качестве частных лиц в 2004 г. въехало 3 016 тыс. чел., а в 2005 г. - 3 516 тыс. чел. [2]. Можно смело предположить, что значительная часть этих частных посетителей в реальности просто желала совершить путешествие по России. А если гражданин той же Финляндии въезжает в Россию по многоразовой визе, полученной в «деловых» целях, он просто обязан декларировать исключительно деловую цель поездки, даже если он едет на велосипеде из Иматры в Светогорск (4 км).
За тот же 2005 г. численность европейцев, посетивших Украину, увеличилась в 2,3 раза [8] по простейшей причине - Украине сразу после «оранжевой революции» объявила о безвизовом въезде граждан европейских государств на свою территорию. При этом Украина применяет ту же систему регистрации иностранцев, что и Шенгенские страны -т. е. регистрация для временного пребывания осуществляется с помощью штампа в паспорте, удостоверяющего законность пересечения границы. Этот опыт вполне можно перенять и в России, во всяком случае, в отношении граждан стран зарубежной Европы (трудно представить себе гражданина, например,
Нидерландов, который вдруг решил нелегально обосноваться на необъятных просторах России).
Пятая проблема - посещение значительной части территории страны ограничено. Это пограничные зоны (рис. 6). Границы пограничных зон с 2006 г. определяются в Москве, поэтому появилась возможность проследить, как проходят эти границы по территории разных субъектов Российской Федерации. Проходят они местами в нескольких десятках километрах от границы, причем проведены очень причудливо. Например, дорога из Пскова в Сланцы проходит почти полностью через пограничную зону, на сами эти города в нее не входят. Такая же странная ситуация в Ленинградской обл. - населенные пункты по железной дороге Выборг - Каменногорск включены в состав погранзоны, но сами города открыты. Открытый город Сортавала в Карелии с трех сторон окружен погранзоной. С сожалением можно заметить, что при определении погранзон в очередной раз усердие превозмогло разум - в нынешнем виде эти зоны в ряде случаех практически неконтролируемы.
Недавно утвержденные Правила пограничного режима (приказ директора ФСБ от 28 сентября 2006 г. N° 452, утверждены в Минюсте 10 ноября 2006 г.) [9] в целом сходны с аналогичными правилами последних советских лет. Согласно параграфу «л» подпункта 1.2 этих правил, к числу граждан, имеющих право доступа в пограничную зону по предъявлении удостоверения личности (т. е. паспорта), без пропуска, отнесены граждане, следующие в медицинские, оздоровительные учреждения, организации отдыха детей и их оздоровления, расположенные в пограничной зоне, на лечение (обследование), отдых или для посещения детей, находящихся в ука-
занных учреждениях и организациях. Тем, у кого имеются дачные участки в пограничной зоне - пропуска тоже будут не нужны, равно как и тем, кто следует через погранзону транзитом. То же распространяется и на студентов, следующих на практику или стажировку.
Рис . 6.
Границы
пограничных
зон
на
Северо
Но от граждан, следующих к местам оздоровления и отдыха, будут требоваться путевки, от туристов - маршрутные листы или маршрутные книжки, от садоводов - документы на участок (членские книжки садоводческих товариществ и тому подобные документы). Студентам нужны только выданные ВУ -Зом справки или иные документы, подтверждающие направление на практику или стажировку в указанные районы.
Но согласно этим же правилам (пункт 2.1. «а») любая хозяйственная деятельность на расстоянии менее 5 км от границы, а также российских берегов пограничных рек и озер может осуществляться только с разрешения Пограничной службы ФСБ. Каким образом это положение скажется на существовании туристских объектов (например, «Чудского подворья» в дер. Спицыно на берегу Чудского озера) - можно только догадываться.
Любопытно, что граничащие с Россией страны таких зон практически не имеют. Так, в Финляндии по закону она может устанавливаться не далее 3 км от границы, но реально погранзона в «обитаемых» районах заканчивается метрах в 200-300 от нее. В России граница погранзоны по южному берегу Финского залива установлена в 90 км от границы, у пос. Лебяжье. Еще более любопытно то, что при следовании через пограничную зону транзитом запрещены какие-либо остановки, кроме вынужденных. Интересно, насколько возможно это соблюсти и проконтролировать при таких расстояниях?
Далее - проблемы, характерные для туристской отрасли. В России большое, или даже чрезмерное, внимание уделяется развитию гостиниц. Любопытно, что цены в гостиницах Москвы и С. -Петербурга уже значительно выше европейских. Но дело в том, что в Европе гостиницы для туристов не очень-то и предназначены. В европейских гостиницах останавливаются главным образом бизнесмены. Средний срок пребывания постояльца в гостинице Европы - 2 ночи, что для туриста маловато. То, что гостиницы используются преимущественно не для туризма в его «классическом» понимании (бизнес-туризм - это не туризм, это командировки), подтверждается и их ценовой политикой. В большинстве европейских гостиниц самые низкие цены на раз-
мещение - в уик-энды и летом, когда поток бизнесменов минимальный. Кстати, максимальные скидки в европейских гостиницах обычно на Рождественские каникулы, когда деловая активность замирает.
Люди «в самом расцвете сил» в Европе предпочитают путешествовать самостоятельно и останавливаться в хостелах, мотелях, кемпингах и других столь же непритязательных местах размещения. Они путешествуют, чтобы путешествовать, и комфорт их особо не интересует. Обычный кемпинг включает в себя домики разного уровня комфортности, места для «караванов» (домов на колесах) и палаток. Обязательно есть кухня, душ, туалет. Пользование всем этим обычно входит в стоимость проживания. Хостел - это место для ночлега, и не более того. В стоимость проживания в хостеле включается только плата за койку как таковую, пользование туалетом, душевой и кухней. Белье и полотенца оплачиваются отдельно; можно использовать свои, в некоторых хостелах можно ночевать в спальных мешках. По Европе, особенно летней Европе, перемещается невероятно много людей, путешествующих подобным образом. Но в России ничего подобного просто нет, и создания его не предвидится! Правда, хостелы стали появляться в С.-Петербурге и Москве, но они очень маленькие.
Кроме крайне неразвитости туристской инфраструктуры как таковой, обращает на себя внимание то, что общая социальная инфраструктура крайне плохо приспособлена для туризма. Простой пример - общественный транспорт и музеи. Очевидно, что индивидуальный турист пользуется главным образом общественным транспортом и посещает музеи самостоятельно. И именно для этих категорий путешественников во всех более или менее крупных городах Европы существуют т. н. «карточки туриста». Они бывают либо транспортными карточками, либо «городскими» карточками. В первом случае турист на протяжении определенного времени (обычно это от 1 до 5 суток) может пользоваться общественным транспортом. Такая туристская карточка для взрослого в Хельсинки стоит 6 евро на сутки, 12 евро на трое суток и 18 евро на 5 суток (одноразовый билет, дающий возможность перемещаться в течение 1 часа, сто-
ит 2.20 евро) [10]. Примерно такие же цены в других европейских столицах. «Городская» карточка дает возможность проезда на общественном транспорте и бесплатный доступ в музей. Стоит она существенно дороже транспортной, поскольку входной билет в платные музеи весьма недешев. Взрослая «карточка Хельсинки» стоит 29 евро на 24 часа, 42 евро на 48 часов и 52 евро на 72 часа [11]. Аналогичная карточка в Стокгольме стоит 24 часа -270 крон, 48 часов - 420 крон, 72 часа - 540 крон (крона дороже рубля примерно в 4 раза) [12]. Даже на небольших Аландских островах, расположенных в Ботническом заливе между Финляндией и Швецией, есть такие карточки
- правда, только музейные, общественный транспорт в их столице Мариехамне площадью в 1 кв. км не очень и нужен [13].
В Пскове вполне можно было бы организовать эксперимент по использования подобных карточек (по более приемлемым для России ценам, естественно). Здесь в полной мере сохранился общественный транспорт в виде автобусов. В С.-Петербурге, например, такое предприятие было бы гораздо сложнее
- маршрутки вряд ли станут принимать такие карточки.
Практически во всех городах Европы в самом центре располагаются туристские информационные бюро, где можно получить бесплатный план города или справку, купить «платный» сувенир, и самое главное - эти бюро бесплатно или за символическую плату оказывают услуги по размещению, организации экскурсий по городу и более дальних путешествий. В крупных городах такие бюро находятся зачастую прямо на центральных вокзалах. Каждое такое бюро имеет страницу в Интернете, через которую можно забронировать жилье, заказать «туристскую карточку», получить консультацию на тему «что посмотреть» и т. д.
В России в целом и на Северо-Западе в частности ничего подобного нет. В С.-Петербурге только сейчас стали появляться информационные щиты на английском языке.
Каждая страна Европы, ее города и регионы распространяют огромное количество бесплатной туристской информации. В качестве предельно простого и понятного примера можно привести соседнюю Финляндию,
которая содержит в С.-Петербурге и Москве информационные центры по туризму, вся деятельность которых бесплатна для посетителя. Даже если до прихода в этот центр россиянин вообще ничего не знает о Финляндии, то, выйдя из него с огромным количеством бесплатных буклетов, планов городов и брошюр, он узнает все, что нужно туристу.
Если же кто-то решится посетить Псковскую область, то он не найдет в общем-то никакой информации. То, как область рекламирует себя в Интернете, вообще нельзя считать рекламой. Вот как рекламируется Псковщина в разделе «Туризм» официального сайта администрации области: «Создание в Псковской области современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах - является основной целью политики Администрации области в сфере туризма. Территория области представляет собой равнинный рельеф с чередованием холмисто-грядовых пространств, значительная лесистость с преобладанием смешанных лесов, богатых ягодами и грибами, обилие озер (более 3000) и большое количество малых и средних рек, благоприятствующих спортивному рыболовству и водному туризму» [14].
А вот как рекламируют себя наши соседи-финны на русском языке: «Хотите насладиться неповторимыми впечатлениями, красками многообразной природы, самобытной культурой, находящейся на стыке востока и запада, богатством событий и праздниками на любой вкус - приезжайте в Финляндию! Получите удовольствие от активного отдыха и развлечений зимой и летом, ощутив зимой настоящую зиму, а летом - нежное тепло солнца! Финляндия ждет вас, и все здесь готово обеспечить вам незабываемый отдых - и широкая сеть аквапарков и водно-оздоровительных центров, и множество замечательных лу-напарков летом, и прекрасные горнолыжные курорты зимой. И все это совсем рядом с вами, стоит только пересечь границу! Откройте для себя свою Финляндию!» [15].
По прочтении этих двух «рекламных» фраз куда захочется больше? Очевидно, что в
Финляндию. Более того, сам «призывный» текст с финского туристского сайта написан грамотнее, чем переполненный канцеляризмами текст с сайта Псковской областной администрации.
И совершеннейшим позором выглядят предложения псковских «туристских стратегов» по организации «комплексных туров» -дескать, день в Псковской области, день в Петербурге, день в Таллине.
Предлагать нечто подобное могут либо очень глупые люди, любо абсолютно профессионально некомпетентные. Ни один регион Европы не рекламирует себя «в связке» с другими регионами. Основное содержание любого регионального или городского рекламного буклета или предназначенного для туристов сайта - мы единственные и неповторимые, лучше нас ничего в мире нет, и если вы к нам не приедете, то будете сожалеть об этом всю оставшуюся жизнь. Именно так и должна строиться кампания по привлечению туристов, как в Псковскую область, так и в другие регионы Северо-Запада. Трудно представить себе человека, который целый день катается на лыжах с Ваулиной горы, на следующий день бодро встает в 5 утра и едет в С.-Петербург, приезжает оттуда к полуночи, и следующим утром опять же на один день едет в Таллин (подобное описание маршрута можно встретить на сайте Псковской областной администрации).
Следует четко уяснить простую истину
- ключевым понятием рыночной экономики является конкуренция. Страны, регионы и города «единой Европы» уже давно соперничают между собой за инвестиции, население и туристов.
В условиях все большей открытости, которая очевидно усилится после предстоящего вступления России в ВТО, в эту конкурентную борьбу вступили и регионы России. Причем им надо бороться как с регионами сопредельных стран, так и с соседними регионами самой России. «За рамки» конкурентной борьбы в данном случае можно вывести С.-Петербург, вряд ли какой-то другой город на востоке Балтийского моря может составить ему конкуренцию. Но все остальные регионы являются соперниками в этой борьбе, что надо осознавать вполне отчетливо. В борьбе за ино-
странного туриста основные конкуренты Северо-Запада России - Эстония и Латвия. В Эстонии и Латвии конкуренты Псковской области - Латгалия и Юго-Восточная Эстония, представляющие собой такие же «экологически чистые», т. е. бедные регионы. В борьбе за внутреннего туриста конкурентами являются все области Северо-Западной и Западной России в целом. Каждая из этих областей может предложить примерно одинаковый набор достопримечательностей - главную крепость давно минувших дней (Псков, Великий Новгород, Смоленск и т. д.), «оставной» город, когда-то бывший великим и славным (Бело-зерск в Вологодской обл., Изборск и Печоры в Псковской обл., Соловецкий монастырь в Архангельской обл.), несколько мест, связанных с жизнью кого-либо из великих представителей русского народа (Михайловское в Псковской обл., Суворовское-Кочанское в Новгородской обл.), и две-три природных достопримечательности. Следует признать, что вообще никому неинтересных мест ни в России, ни в мире не существует. Следовательно, должна быть какая-то «изюминка» в той или иной области, чтобы потенциальный турист поехал именно туда.
Можно построить аквапарк - и туда потянутся люди; можно просто парк развлечений - такие примеры тоже есть. Например, финский город Коувола, возникший как железнодорожная станция, привлекает туристов за счет парка аттракционов Тюккюмяки, третьего по величине в Финляндии. Можно создать «центр знаний» наподобие финской «Эв-рики» (Вантаа, город-спутник Хельсинки).
Можно «застолбить» за собой какое-либо только формирующееся направление туризма, например - бурно развивающийся в последнее время велосипедный туризм. Для этого у Псковской области есть все возможности - дорог здесь много, они в основном малозагруженные. Все, что для этого нужно -промаркировать трассы маршрутов (также можно использовать опыт Финляндии) и создать сеть кемпингов на расстоянии 60-80 км друг от друга (примерно столько может проехать средний велотурист за день). Не обязательно развивать именно велосипедный туризм - можно любое другое направление ту-
ризма, но так, чтобы это было ярко и заметно.
Безусловно, на начальных этапах формирования собственного туристского продукта в области придется использовать главным образом средства областного бюджета и бюд-
жета муниципальных образований - до тех пор, пока отчетливо не проявится выгодность этого предприятия, частный капитал туда не пойдет. Но можно предположить, что потраченные средства со временем вернуться.
Литература
1. Туризм и туристические ресурсы в России. 2004: Стат.сб./ Росстат. - М., 2004.
2. Россия в цифрах. 2006: Стат.сб./ Росстат. - М., 2006.
3. Где в России жить хорошо (социально-экономическое положение регионов Российской Федерации в 2000 году) // Российская газета, 2001, 14 февраля.
4. Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в первой половине 2006 года // режим доступа:
http://www.gks.ru/bgd/free/B02_83/IssWWW.exe/Stg/d020/i020010r.htm
5. Материалы Всероссийской переписи населения 2002 года. Том 1 «Численность и размещение населения» / режим доступа: www.perepis2002.ru
6. Официальный сайт посольства Финляндии в России / режим доступа: http://www.finland.org.ru/ru/
7. Официальный сайт посольства России в Финляндии / режим доступа:
http://www.rusembassy.fi/RLCSec2Visas.htm
8. Рынок туристических услуг. Украина. 2005 год / режим доступа: http://www.marketing.vc/view_subsects.php?num=161
9. Официальный сайт Федеральной пограничной службы fps.ru / режим доступа: Общие вопросы -Правовое регулирование деятельности пограничной службы
10. www.hkl.fi
11. www.helsinkiexpert.fi
12. www.stockholm.ru
13. www.visitaland.com
14. Официальный сайт администрации Псковской области / режим доступа: http://www.pskov.ru/ru/ tourism
15. Сайт МЕК-центра по развитию туризма Финляндии / режим доступа: http://www.visitfinland.ru/ w5/ru/index.nsf/(pages)/index
А. И. Слинчак
РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ
23-24 ноября 2006 г. в Пскове состоялась международная (российско-белорусская) общественно-научная конференция «Рекреационно-туристический потенциал Северо-Запада России»1. В программе было заявлено 85 докладов из России (Москва, С.-Петербург, Псков, Тверь, Новгород, Владивосток, Пенза, Нижний Тагил, Дедовск) и Белоруссии (Минск, Могилев, Брест), в конференции приняли участие 105 чел. К началу работы конференции издан сборник «Рекреационно-ту-
ристический потенциал Северо-Запада России. Статьи и тезисы. - Псков: ПГПУ, 2006. -228 с.». В сборник включены материалы, в которых рассматриваются проблемы оценки рекреационного потенциала, природного и историко-культурного наследия Северо-Запада России, социально-экономические проблемы и перспективы развития туризма, вопросы охраны природной среды и экологического образования.
В ходе конференции работали пять секций:
1 Цикл научных конференций проводится по инициативе Псковского отделения Русского географического общества с 1995 г.